У каждого города есть своя тайна. Город без нее теряет свою индивидуальность и привлекательность, – это стержень, утратив который, город умирает. Москва строилась на месте языческих святилищ и капищ, вобрав в себя их дух и вольно или невольно определив самобытность москвичей. Сакральные тайны Москвы – потерянные знания о прошлом.
Заманчивые и завораживающие слова «волшебство» и «волшебник» происходят от слов «волшба» или «волхба». В древние года на Руси «волхованием» называли колдовство и гадания, а «волхвами» – самих колдунов, хранителей традиций, мудрости и сокровенных тайн. Слово «волхв» происходит от имени бога Велеса (Волоса) и от обычая его жрецов одеваться в вывороченные мехом наружу «волохатые» шубы для подражания своему божеству.
Наш мир полон тайн и скрытых знаний, тщательно оберегаемых хранителями‑волхвами, облачившими их в покров мифов и иносказаний. В таком обличии сокровенное и сакральное знание могло передаваться из рода в род, из поколения в поколение.
С древней традицией и легендарными верованиями древних москвичей связаны особо почитаемые, заветные места столицы. Все «семь холмов», на которых стоит Москва, легендарный Боровицкий холм, где лежал раньше купальский Синий Камень. В Москве и Подмосковье множество языческих святилищ и священных мест. Об этом говорит обилие «святых озер», «святых рощ» и селений, носящих языческие имена: Волосово, Бабий дуб, Марьино, Марьина роща, Святое озеро, Красная гора, Красный Холм, Ярилина гора, Чертово, Чертаново, Бесово, Гадово. В Нагатине, еще недавно находилось прихотливо искривленное озеро Кривая Баба. В крутой излучине реки Москвы, там, где сегодня стоят корпуса ЗИЛа, притаились в непроходимом лесу глубокие Медвежьи озера; позже их назовут Черное и Постылое.
Название улицы Красная Сосна связано с одноименным урочищем. Согласно легенде, неподалеку от Красной Сосны произошло ограбление царской казны. Место это так насижено для грабежа, что до конца XIX века на нем держали ночной пикет из окрестных крестьян с дубинами.
В духовном мире всегда идет борьба Яви и Нави, Света и тьмы, Белого и Черного богов. Эта борьба идет в космосе, и эта же борьба идет в душе человека. На месте Никульского кладбища находилось капище Чернобога – бога подземного мира и мира мертвых. Чернобог рожден космическим холодом, его царство – Марьино и Капотня. Он стремиться отдать Землю под власть абсолютного нуля и направляет разум людей на это. Потому вырастают на Земле чудовищные мегаполисы, дымят трубы, чтобы заслонить Землю от солнечного тепла и света.
Люди принимали новую веру, но все так же по привычке шли молиться новому Богу на места старых языческих святилищ – к сохранившимся от уничтожения «святым» дубам, камням и родникам. Постепенно с ними связывались предания о деяниях или явлении здесь какого‑либо христианского святого, и тогда скала или родник становились почитаемыми церковью, дерево, роща или источник почитались как святые. На месте сакральных капищ всегда ставили церкви. Названия этих храмов, имена их святых покровителей обычно созвучны или связаны по смыслу со стоявшим здесь ранее истуканом. Например, церкви св. Власия всегда воздвигали на месте поверженного идола Велеса. Идол славянского громовержца Перуна стоял на холме Обыденского городища на месте церкви Ильи Громовника. Идол Тура высился у села Турыгина на месте Ваганьковского холма. Время изрядно сгладило сакральные возвышенности Москвы. Большинство ее холмов уже почти неразличимо.
Историк Г. Я. Мокеев составил две удивительные карты древних Киева и Москвы. Положив их рядом, можно подумать, что это один и тот же город. Вот холм с городищем, где стояла первая в Киеве церковь Илии пророка. А вот на холме Киевец‑град в Москве храм Илии. Вот Турова божница в Киеве. А вот московское село Турыгино. Вот московский ручей Черторый. Именно так именовался один из киевских протоков, в которых крестили киевлян. «Киевские» названия появились в Москве во времена Юрия Долгорукого и приобрели сакральное и священное значение. В Москву были перенесены названия тех мест, где князь Владимир крестил киевлян. Так у историков родилась поразительная версия: основатель Москвы повторил в этом районе Москвы деяние своего предка Святого Владимира! Он крестил москвичей во главе с непокорным боярином Кучкой, сбрасывая языческие идолы в близлежащие пруды, отчего и получили они название Поганые. Грязное ныне слово «поганый» происходит от латинского «поганус», т. е. «не верный Христу», язычник. Отрубленная голова боярина‑вятича упала на место будущей столицы. Кучко стал жертвой этой духовной брани.
|