В древние времена на месте старейшей в Москве церкви Иоанна Предтечи лежал почитаемый синий камень. Церковь была построена на месте древнего языческого капища Ивана Купалы. Потом и она была снесена, а сам камень пропал. Купала был божеством солнечного лета и отмечается в самую короткую ночь года – в день летнего солнцестояния. По преданию, в этот день «солнце в воде купается», и если на зорьке окунуться, весь год здоровым будешь. Купающееся в реке солнце делало воду священной. В эту ночь огонь и вода, по поверьям, приобретали особую силу, способную отвести эпидемии, мор, болезни и несчастья.
Перед Купалой устраивали торжества «русалии», посвященные духам полей и вод. Во время русалий все обливали друг друга водой – «купали», особенно девушек и молодых женщин. Они, как хорошо политый огород, символизировали плодородие.
На Ивана Купалу молодежь прыгала через костры, чтобы очиститься. Горящие угли не отдавали другому роду, боялись, что с ними уйдет удача и покровительство Сварога. Если огонь в дни бедствий затухал, новый не просили, а добывали трением двух кусков дерева. Через огонь, добытый таким способом, прогоняли все стадо в дни мора, перешагивали больные, когда в их дома приходили болезни.
Купальский костер рассматривался как перенесенная на землю часть божественного солнца, а огненный цветок папоротника – как дарованный избранным солнечный луч. Прыгающие через купальский костер, таким образом, «проходили» сквозь солнце, заряжались солнечной энергией. Если прыгала пара – парень и девушка, то они считались повенчанными самим Солнечным Богом.
Многие отправлялись ночью в лес собирать лекарственные травы, цветы и коренья, так как считалось, что в купальскую ночь растения приобретают особые целебные и волшебные свойства. Из трав плели венки на голову и пояса вокруг талии, крапиву связывали в небольшие снопы или веники, по цветам гадали. Особо смелые искали мистический огненный цветок, который якобы вспыхивает над папоротником только раз в году. По преданию, тому, кто увидит это купальское чудо, станет понятен язык птиц и зверей, для него земля обнажит свои недра, указывая на спрятанные в ней клады.
На рассвете сбор трав заканчивался (считалось, что восходящее солнце разрушает колдовскую силу растений). Люди снимали одежду и купались прямо в росе, устилающей луга. А когда над горизонтом вставало солнце, все подходили к «большой воде» – реке или озеру, чтобы не пропустить еще одно купальское чудо – «купание солнца». По поверьям, в это утро малиновый шар солнца, поднимаясь над горизонтом, дрожал, будто пританцовывал, как бы купался в воде, испуская разноцветные круги. Следом за солнцем начинали купаться и люди.
По старинной легенде, близнецы Купала и Кострома – звездные дети богини ночи Купальницы. Однажды, когда Купала со своей сестрой были еще детьми, птица Сирин унесла Купалу в Темное царство. Через много лет Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились, не зная, что они брат и сестра. А когда узнали, решили утопиться. Кострома стала русалкой. Но боги решили сжалиться над братом и сестрой и превратили их в цветок, который мы сейчас знаем под названием Иван‑да‑Марья.
|