Была у славян грозная богиня зимы и смерти – Мара, жена Кащея и дочь Лады. Имя Мары‑Морены родственно таким словам как «смерть», «мор», «мрак», «кошмар», «морочить». Морок – бог лжи и обмана, невежества и заблуждений. Отсюда и выражение «заморочить голову». Когда в доме появляются ссоры, ругань, споры, то говорят, что в доме поселилась Морока. По преданию, Морана со злыми приспешниками каждое утро пытается подкараулить и погубить солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.
Согласно языческим преданиям, коварная богиня смерти Мара поселила в сердце бога света Дажьбога любовную тоску. Дажьбог так распалился страстью, что отбил прелестницу у самого Кащея. Но после свадьбы ее похитил оскорбленный соперник. Дажьбог пустился в погоню, но темные боги всякий раз обманывали его – сбрасывали в пекло и обращали в камень. Оттого все более лютыми делались морозы, и землю заметала пурга. И тогда Дажьбог добыл золотое яйцо, в котором была заключена смерть Кащея. Но в этом яйце была не только кощеева смерть, но и гибель Вселенной. Ибо без смерти нет и жизни. Расколов яйцо, Дажьбог нарушил гармонию мира. Для возвращения священного равновесия род Вседержитель наслал на Землю смерть. Отсюда на Руси, по народным поверьям, эпидемии и беды, лютый холод и зловещие морозы. По древним обычаям, ровно в полночь с 29 февраля на 1 марта нужно раздавить в руке сырое куриное яйцо – таким образом Кащею придет конец, а заодно и окончится и зима.
Символы Мары – груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает нити жизни. Но смерть, даруемая Мореной, – лишь переход к иной жизни, к новому началу, ибо после зимы всегда наступает новая весна. Велес вместе с солнечным Ярилой вступают в битву со Снежной Царицей и побеждают. До сих пор сохранившийся обряд сжигания масленичного чучела Морены есть не что иное, как торжественные похороны богини смерти со всеми почестями. Нельзя не почитать богиню, которая в следующем году снова вступит в свои права. Но даже после ухода зимы с людьми оставались ее дети, злые духи смертельных болезней. Они бродят по ночам под окнами домов и шепчут имена домочадцев: кто отзовется на голос Мары, тот вскоре умрет. Кстати, мара у украинцев – «призрак»; mйrа у чехов – «кикимора», zmоra у поляков – «кошмар, «дух мучитель».
В последний праздник злых богов перед приходом весны (в високосном году – 29 февраля, а в обычном – 1 марта) чествуется грозный бог зла, зимы и смерти – Кощей, сын Вия и Матери Сырой Земли, внук самого Черного Змея. Уж не потому ли этот месяц назывался у славян «лютень»? Кащей – владыка обители мертвых, хранитель вод подземных, ходов тайных да пещер ледяных. Бог холода и безумия, воплощение всего черного и плохого. Ему приносили кровавые жертвы перед выступлением в военный поход, убивая пленников, рабов и коней. По поверьям, Кощей возвращает каждому человеку в виде бедствий и болезней все недоброе, что он сотворил за прошедшие 4 года.
1 марта (березня) наступает «Навий день», – праздник воскрешения мертвых и поминовения усопших. По народным поверьям, в ночь перед Навьим днем злые духи выходят из могил, поражая всех, кто выходит из дома, и отправляются к своим потомкам на поминальную трапезу. Для них готовили специальное угощение, которое ставили на стол в комнате, открывали окна. Чтобы не мешать духам смерти, категорически запрещалось выходить на улицу после захода солнца.
По народным преданиям, 29 февраля – самый бедственный и открытый для всех несчастий день, «благодаря» не только Кащею Чернобогу, но и завистливому и злопамятному Касьяну. Дополнительный день календаря – день его рождения. Обычно образ Касьяна связывали с адом и присваивали ему демонические черты. В одной из легенд говорилось, что Касьян был светлым ангелом, но предал Бога, рассказав дьяволу о намерении Господа изгнать с небес всю сатанинскую силу, за что был изгнан из рая. Легенда рассказывает, что три года подряд Касьян пьет запоем, а на четвертый празднует свой день рождения. Глаз Касьяна считается настолько опасным, что 29 февраля крестьяне не советуют даже выходить из избы, чтобы не случилось беды или несчастья.
Капища, посвященные темным богам, ставились чаще всего в низинах, в темном лесу, близ стоячей воды. Внутри капища находились черные сакральные камни, глубокий колодец, сухие пни, а также живые священные деревья: ель и осина. Ель была связующим звеном между мирами живых и мертвых. Перед елью как «представителем иного мира» исповедуется умирающий колдун. Осина же была символом предательства, проклятым деревом и символизировала смерть.
Капища Мары и Кащея были окружены особым обережным кольцом. Внутри стояли сакральные изваяния темных богов с закрытыми либо завязанными глазами, ибо негоже живым раньше срока смотреть в очи смерти. Жертвоприношение богине смерти совершали особые «черные жрецы», посвященные в тайны древнего «черного» капища. В ритуальном костре сжигали порченые овощи и погибших больных животных. Человек, который вдыхал воздух жертвенного костра Мары, вскоре умирал.
По легенде, с принятием христианства язычники ушли в леса и рощи. Капище Мары было выжжено дотла, и только обгорелый частокол напоминал, что здесь был алтарь великой богини. Раньше сюда на сакральное место приходили люди, чтобы отдать все худое, теперь это худое стало отдавать себя людям.
По старинному преданию, царство богини зимы и смерти Мары более 1000 лет назад находилось в сакральной Марьиной роще. Экстрасенс Геннадий Гончаров установил его точное место – в районе современной улицы Руставели. По его словам, именно отсюда и распространяется гибельное влияние темных сил на всю Марьину рощу. По одной из версий, название легендарной рощи связанно с именем этой грозной богини.
Из скрывающихся в роще гонимых язычников были созданы специальные «оборонные» отряды, встречающие дубинами и кастетами «непрошенных гостей». Может быть, это и есть легендарные «марьины» разбойники? Богиня зла Мара считалась воплощением нечистых сил. Возможно, поэтому Марьина роща считалась самым разбойничьим местом в Москве.
|