Понедельник, 25.11.2024, 11:28
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА » Познавательная электронная библиотека

Легенды Марьиной рощи

Марьина роща – одно из самых таинственных и загадочных мест Москвы. Большинство историков склоняются к тому, что все народные домыслы связаны с сентиментальной повестью Жуковского. Городской фольклор связывает это событие с именем своей негласной «королевы» – разбойницы Марьи, известной знахарки и ворожеи, получившей свои знания от древнего языческого волхва. Согласно народным легендам, черноволосая Марья была неземной «потусторонней» красоты, удивительно похожая на грозную Мару, которую местные жители представляли в виде высокой девушки с длинными черными распущенными волосами, одетую в рваные одежды.

Согласно легенде, древний отшельник посвятил ее в тайны воинствующего колдовства. Все разбойники беспрекословно подчинялись ей, чувствуя поистине мистическую силу своей «королевы». Любопытно, но как только Марья выходила за пределы Марьиной рощи, ее магическая сила ослабевала и угасала. Она словно подпитывалась темной энергией этого сакрального места.

По другой легенде, Марьей звали местную красавицу‑крестьянку, приглянувшуюся первому владельцу этих мест – московскому боярину начала XV века Федору Голтяю. Против воли выйдя замуж за боярина, Марья полюбила его слугу Илью, которого подстерег и убил ревнивый муж. Тогда Марья ушла от него и стала атаманшей шайки разбойников, обосновавшейся в той самой роще, которая получила ее имя. По другой романтичной версии, слуга Илья зарезал боярина накануне его женитьбы на Марье – и скрылся в Марьиной роще со своей возлюбленной и ватагой удалых молодцов. Однако, заподозрив жену в неверности, Иван сам убил Марью, распустил свою шайку и ушел каяться за грехи в монахи.

Вероятно, у этих легенд была одна реальная подоплека. Владелец Марьина князь Я. И. Лобанов в 1687 году был уличен в том, что вместе со своими слугами напал у приметной «Красной сосны» на Троицкой дороге на обоз, шедший в Лавру с царской казной, и захватил ее, убив двух охранников. Царь Петр узнав о бесчинствах князя, приказал казнить его. Но, поостыв и вняв мольбам бездетной тетки беспутного князя, царь смягчил приговор, велев повесить участвовавших в налете княжеских подручных‑калмыков. А князя Якова в Кремле публично выпороли кнутом и лишили 400 крестьянских дворов в счет понесенного казной ущерба. Впоследствии Лобанов искупил свою вину кровью, отличившись в войнах против Турции и Швеции.

Примечательно, что пресловутая «Красная сосна» на Троицкой дороге, где запоздалых путников подкарауливали выходцы из Марьиной рощи, сохраняла свою печальную славу до конца XIX века. Место было так насижено для грабежа, что на нем держали ночной пикет из окрестных крестьян. Лишь в начале XX века эта местность была застроена входившими тогда в моду дачами, на месте которых в 1960–70‑х гг. появились жилые корпуса на нынешней улице Красной Сосны.

По другой версии, в здешних краях бесчинствовала банда Маньки Ростокинской, погубившей сотни невинных жизней. Но как бы то ни было, народное сознание связывало название «Марьина роща» исключительно с бандитами, убийцами и покойниками.

В стародавние времена трупы умерших зарывали там, где человека застала смерть. С появлением приходских церквей – Нив Божиих – хоронить стали в церковных оградах. Появление городских кладбищ связано с императрицей Елизаветой Петровной, страдающей, по мнению медиков, танатофобией – боязнью смерти. Однажды, проезжая мимо церкви, Елизавета встретила похоронную процессию, и у нее сделалось расстройство чувств. В тот же день она подписала указ об устройстве «в пристойных местах» за границей города мест для захоронений. В 1750‑м году на окраине Москвы вблизи Марьиной рощи было устроено первое городское кладбище, которое стали называть по имени освященной на ней церкви св. Лазаря – Лазаревским.

На территории Лазаревского кладбища существовал «убогий дом», а точнее – морг для неопознанных трупов. В него свозили тела безродных, бродяг и нищих, найденных мертвыми на улицах, умерших насильственной смертью, от заразных болезней и без покаяния, умерших «дурной смертью», самоубийц, иноземцев, не опознанных или не разысканных родственниками. В убогом доме возводился большой, увенчанный крестом деревянный «мертвецкий» сарай, под ним устраивалась глубокая яма со льдом, куда в течение года складывали тела безвестных покойников. Полгода мертвецы лежали в леднике в темноте и мраке. Поистине, ледяное царство богини смерти Мары!

По обычаю дважды в год – на Семик (седьмой четверг после Пасхи) и на Покров – всех неопознанных хоронили на местном кладбище, прилегавшем к убогому дому. В эти дни в убогий дом приходил священник с благочестивыми горожанами, служил панихиду по всем умершим, после чего покойников облекали в погребальные саваны и хоронили в одной могиле. Похоронами занимались добровольцы из окрестных жителей, поминавшие усопших прямо на могилах нехитрой выпивкой и закуской.

Горожане также приходили в эти день на Лазаревское кладбище, чтобы помянуть своих без вести пропавших родственников. Поминки кончались лихим разгульем, буйными пьянками и драками.

Особенно многолюдно здесь было на Семик, когда на Руси справляли праздник русалок. Этот церковный праздник Святых отцов непонятно почему ассоциировался у народа с речной нечистью, но именно в эти дни девушки пускали в воду венки, гадая о женихах. Лесных духов гуляющие не обижали, пьянствовали, славили покровительницу этого места – Марью, а может быть, Мару‑Морену?

Интересно, но именно Марьина роща ассоциировалась у народа с речной нечистью, русалками и кикиморами. Пропавших на болотах называли «замороченными кикиморой». Часто в народе Мару назвали «кикиморой одноглазой» и изображали в виде девушки с длинными распущенными косматыми волосами. По народным преданиям, мертвецы, скончавшиеся без покаяния, преследуют одиноких путников. Из страха перед местной нечистой силой предпочитали гулять шумными компаниями.

В 1763 году «убогий дом» был закрыт, но обитатели окрестных московских слобод и подмосковных сел по‑прежнему собирались на Лазаревском кладбище на Семик, чтобы помянуть похороненных там безымянных бедолаг. К концу XVIII века скорбный характер этого события забылся, и оно превратилось в шумное гулянье. С годами такие гулянья стали происходить не только в Семик, но и в выходные и праздничные дни. Это было бурное веселье с песнями, хороводами и цыганами. Русский писатель М. Загоскин удивлялся: «Что за удивительная страсть у нашего народа веселиться на кладбищах? Пировать на гробах своих предков?». Именно тогда в роще появились легкие палатки, а затем и деревянные срубы первых трактиров; тут и там замелькали кибитки цыган и пестрые шатры балаганов.

За весь XIX век гуляний в Марьиной роще не было лишь в послевоенном 1813 году. Осенью 1812 года, в дни захвата Москвы французами, Марьина роща служила надежной «зеленой тропой» москвичам, покидавшим оккупированный город. Накануне бегства французов из сожженной Москвы сюда, в Марьину рощу, «заскочил» небольшой отряд мародеров, которых окрестные жители тут же перебили вилами, топорами и дубинами и закопали на пустыре у Лазаревского кладбища. Там же, на гигантских кострах из свежесрубленных деревьев, сжигали свозимые в Марьину рощу со всей Москвы останки погибших в городе французских солдат.

Нечистые сделки

Новая жизнь Марьиной рощи началась со строительством Московско‑Виндавской железной дороги. Остатки священной рощи были вырублены. Были продолжены 17 проездов Марьиной рощи, но вскоре два из них таинственным образом исчезли с карты Москвы. Исчез 7‑й проезд, а за 15‑м сразу следует 17‑й. Куда пропали проезды, до сих пор неизвестно. Специалисты по нумерологии считают, что не случайно пропали именно эти улицы. Числа 7 и 16 связаны с жертвенными обрядами Маре. Вокруг жертвенника богини смерти нужно было пройти 7 священных кругов, прочитать 15 заклинаний. Случайно ли такое совпадение, или это «игры» богини Мары?

Начатое в 1897 году строительство стальной магистрали показало, что ближайший к вокзалу участок дороги обязательно пройдет по землям Марьиной рощи, принадлежавшим графу Шереметеву. Вскоре в одной из гостиных Петербурга к Шереметеву подошел бравый вице‑адмирал, бывший военно‑морской атташе во Франции Евгений Алексеев. В светском разговоре адмирал похвалил графу здоровый климат его останкинских владений и предложил выкупить у Шереметева соседние пустовавшие участки марьинорощинской земли для их массовой застройки дачами. Шереметев опрометчиво согласился. Сделка была заключена и стала полной неожиданностью для строителей Виндавской дороги.

Как оказалось, адмирал Алексеев на переговорах с Шереметевым выступал лишь подставным лицом знакомых ему еще со службы во Франции финансистов из банка «Лионский кредит». Приобретя по дешевке графскую землю, французы получили щедрый выкуп от строителей железной дороги, т. к. проложить трассу на соседних участках не представлялось возможным.

Получив сверхприбыли от перепродажи части шереметевских земель для постройки железной дороги, французы спешно и задешево распродали оставшиеся у них наделы в Марьиной роще. Прежде участки вдоль главной магистрали района – Первой (ныне Шереметевской) улицы, соединявшей центр Москвы с местами массовых гуляний в самой роще и в Останкино, весьма ценились местными трактирщиками и лавочниками. После того как эта улица превратилась в фактический тупик при железной дороге, загородные гулянья перешли в Петровский парк и на Воробьевы горы.

А в Марьиной роще один за другим заполыхали деревянные здания ранее доходных трактиров «Приволье», «Уют», «Антиповский». По странному совпадению, все их владельцы незадолго до пожаров застраховали свою недвижимость на огромную сумму в крупнейших страховых компаниях. Отгорев, но, отнюдь не прогорев, местные кабатчики и лавочники наперебой стали вкладывать страховые премии в строительство жилых домов, т. к. вокруг их лавок стали стремительно расти заводы и фабрики.

В начале XX века в Марьиной роще появились новые преступные промыслы. На месте нынешней пятиэтажки за № 64 по Октябрьской улице располагался двухэтажный дом с вывеской на стене: «Экипажное заведение». Владевший этим домом до середины 1920‑х гг. Иван Ланин официально считался хозяином постоялого двора. Однако основной доход ему давали подряды на транспортное обслуживание налетчиков с Сухаревки и Хитрова рынка. Работавшие на Ланина грузовые извозчики‑ломовики вывозили товары с подвергавшихся ограблениям складов Виндавской железной дороги. Они же, не задавая лишних вопросов, занимались оптовой поставкой в крупные московские магазины фальсифицированной паюсной икры, производство которой было налажено из балтийского сырья в складе у платформы «Зыково» (ныне «Гражданская»).

Кроме того, Ланин перепродавал в Москве краденых лошадей, которых ему поставляли цыгане, и вместе с местным портным Ильиным и трактирщиком Петром Шубиным держали на паях подпольный цех по перекройке ворованной со складов и из магазинов одежды, которую оптом сбывали на том же Сухаревском рынке.

С 1915 года самым доходным «теневым бизнесом» Марьиной рощи стал сбыт поддельных почтовых марок. Во время первой мировой войны из денежного обращения Российской империи, погружавшейся в инфляцию, стала стремительно исчезать разменная серебряная монета – гривенники, пятиалтынные и двугривенные. Вместо нее министерство финансов ввело в обращение почтовые марки достоинством в 10, 15 и 20 копеек с портретами царей Николая II, Николая I и Александра I. На обороте всех этих марок, впервые появившихся в 1913 году к 300‑летию царствия династии Романовых, в военные годы ставили печать в виде двуглавого орла с надписью: «Имеет хождение наравне со звонкой монетой». Отсутствие какой‑либо защиты на новых марках облегчило их массовую подделку. А вот их массовым сбытом фальшивых марок руководили проживавшие в Марьиной роще братья Алексеевы.

Летом 1917 года, когда по объявленной Керенским амнистии из тюрем Москвы на свободу вышли тысячи уголовников, Ильина ограбили и зарезали гастролеры. Тогда же оборвалась преступная карьера братьев Алексеевых, наладивших в конце 1917 года подделку мандатов Реввоенсоветов на право производства обысков и реквизиций.

Дольше всех из «крестных отцов» Марьиной рощи продержался кабатчик Петр Шубин, который в 1920‑е годы легально держал в своем бывшем трактире «Уют» скромную чайную – и тайно вкладывал деньги в производство якобы контрабандных французских духов «Л’Ориган». На самом деле их разливала на взятой в аренду бывшей шоколадной фабрике Ливанова в 5‑м проезде Марьиной рощи артель фиктивных кооператоров. Собрав достаточный капитал, они восстановили шоколадное производство, получив право на закупки фондового сахара и крахмала по твердым государственным ценам. По договору фабриканты должны были сдавать 70 % готовой продукции в госторговлю по твердой цене. Но на самом деле они сдавали государству минимум товара, сбывая большинство сладостей в провинцию по рыночным ценам. Когда работой фабрики в 1926 году всерьез заинтересовались ревизоры, хозяева тут же свернули «Цыганский пищепром», как иронично прозвали фабрику в Марьиной роще.

В 1920–30‑е годы, когда в этом районе скопилось немало бандитского сброда, имя «Марьина роща» вновь стало символом «нечистого». Само же кладбище стало пристанищем для честных воров, кишело ими. Если случалось, какой‑нибудь вор «спалился» с кражей, стоило лишь добежать до кладбища: потерпевший уже не решался преследовать его дальше. Случалось, угрозыск устраивал на кладбище облавы, но воров вовремя предупреждали их пристяжные шестерки, и бандиты уходили в многочисленные кладбищенские лазейки.

У всех на устах были имена Кольки Хрящика, Бориса Бондаря и других блатных, наводивших ужас на всю Москву. Марьина роща приобрела славу места, где можно легко приобрести поддельные документы или фальшивые ассигнации, сбыть краденое. В лабиринтах узких улочек рядом с домами добропорядочных граждан возникли настоящие воровские притоны. Большинство событий в фильме «Место встречи изменить нельзя» происходит в Марьиной роще. Свою неудачную засаду соратники Глеба Жеглова устраивают у Верки‑модистки, живущей в 7‑м проезде Марьиной рощи. Награбленное добро бандиты из «Черной кошки» прячут на задворках товарного двора Рижского вокзала. И, наконец, саму банду арестовывают в подвале продовольственного магазина на Трифоновской улице. По иронии судьбы, именно в Марьиной роще появляется первый советский маньяк, вошедший в историю криминалистики под соответствующей кличкой – «Маньяк».

Пир на гробах

В 1934 году на месте разоренного Лазаревского кладбища устроили Детский парк, а позже проложили трассу. На оскверненных перекопанных могилах гуляли пионеры и пенсионеры, веселилась и выпивала молодежь. На танцплощадке, получившей в народе циничное название «на косточках», звучали модные танго и фокстроты. Одновременно с кладбищем закрыли церковь. Вначале ее собирались перестроить под крематорий, но потом отдали церковь под общежитие для рабочих, затем мастерским театра оперетты. Из храма вместо звона колоколов стали разносится развеселые арии из водевилей. Сейчас церковь Сошествия Святого Духа восстановлена, в память обо всех погребенных на кладбище возвели и освятили Владимирскую часовню.

До сих пор стоит где‑то в парке копнуть поглубже, попадаются кости. Был в советское время лозунг «Все лучшее детям!». Наверное, кладбища, с точки зрения власти большевиков, считались самым достойным местом для детей. Или большевики искали сандуновские миллионы?

На кладбище долгое время сохранялось надгробие в виде литого металлического креста, с которого спускаются две соединенные жалами змеи. Надпись на могиле гласила: «Отцу и матери от сыновей их». Могила со странным надгробием принадлежала купцам Сандуновым, отцу и матери знаменитого актера Силы Сандунова, оставшегося в памяти потомков устроителем знаменитых в Москве бань. Похоронив своих состоятельных родителей, братья Сандуновы с удивлением обнаружили, что за душой у них нет ни гроша. И куда девалось родительское состояние, неизвестно.

Еще при жизни купец заказал себе богатый гроб с дорогим покровом. Матушка, умирая, зачем‑то просила непременно положить в гроб ее любимую подушку. Сыновья предположили, что все драгоценности спрятаны именно там! Братья добились разрешения на вскрытие могилы родителей, вскрыли гроб, вынули подушку, но, кроме перьев, ничего не нашли. С досады и отчаяния они установили на могиле родителей крест, который обвивают две гадкие змеи. Самих братьев похоронили здесь же, возле чугунного креста со змеями. Это предание уже много лет распаляет воображение кладоискателей. Может быть, купчиха заказала гроб с тайником, и там до сих пор лежат несметные сокровища Сандуновых? А подушка – лишь ложный след?

Месть мертвецов

Издревле Мара считалось покровительницей кладбищ, и она жестоко мстит оскверняющим ее царство. Духи предков мстят за разорение древних могил. Исследователи уверяют, что в местах темной силы энергия поглощается, словно в воронку, глохнут машины, разряжаются электроприборы, влияя на психику людей. Многие жители испытывают здесь гнетущее состояние, постоянные головные боли и депрессии. Отсюда и критическое количество аварий и несчастных случаев. По статистике, количество аварий здесь намного выше, чем в других районах.

Третье транспортное кольцо, по мнению гаишников, – одно из самых аварийных мест в Москве. Наиболее опасные его места, Русаковская эстакада и Сущевский вал, проложены по бывшим разоренным и уничтоженным кладбищам. Когда строители прокладывали тоннель в районе Марьинского универмага, из недр бывшего Лазаревского кладбища было изъято большое количество останков погребенных здесь когда‑то людей. Как рассказывали строители, ковши экскаваторов выгребали из траншей истлевшие кости и полуразложившиеся трупы. Не все работающие здесь выдерживали это жуткое зрелище, многие увольнялись или переходили на другие участки. Строители добросовестно выгребли останки, и, казалось бы, никаких следов кладбища не осталось. Но если внимательно приглядеться к потолку тоннеля при въезде и выезде из него, можно заметить странные темные пятна, размером и формой напоминающие тела, завернутые в саван и уложенные в ряд в одной траншее. Аномальщики уверены, что разоренные кладбища и разоренные могилы оставляют свои черные метки на земле, напоминая о мести богини смерти Мары.

Возможно, поэтому этот тоннель среди автолюбителей считается «гиблым» и аварийным.

Священную рощу вырубили под корень, но сила Мары впиталась в многострадальную землю, продолжая свое темное дело и сегодня. По мнению исследователей, именно здесь проходит мощный геомагнитный разлом земной коры. С карты района исчезают целые улицы, а люди здесь совершают необъяснимые поступки. По сей день здесь происходят таинственные и необъяснимые явления. Исследователи паранормальных явлений уверяют, что во всем виновата темная энергия древнего языческого капища, расположенного в сакральной роще 1000 лет назад.

Совсем рядом с Лазаревским находится самое маленькое из московских чумных кладбищ 1771 года – Миусское. В советское время его не раз собирались ликвидировать, но что‑то мистическим образом мешало это сделать, пострадала лишь небольшая его часть. На разоренном и поруганном участке находится сегодня часть Савеловского рынка и несколько жилых домов. В советское время на бывшей кладбищенской земле был построен завод, а в перестройку в нем разместился вьетнамский рынок. Затем в нем разместили цивилизованный радиорынок.

В 2001 году, в период смены хозяев и профиля рынка, случилась странное происшествие, которое до сих пор не могут объяснить ученые. На крыше одного из корпусов стали появляться странные прямоугольные пятна, очень напоминающие могилы. Железо крыши и стропила будто бы выжигались этими пятнами и крошились. Торговля была остановлена, любопытствующих убрали. В это же время на обшитых железными листами стенах стали появляться следы, оставленные огромной когтистой лапой. Эксперты так и не смогли их идентифицировать, назвав «метками дьявола». Что это было? Черное влияние разоренных могил или аномальное энергетическое воздействие? Ответа до сих пор нет.

В ночь с 13 на 14 сентября 2002 года несколько подростков‑вандалов перелезли через забор Миусского кладбища и устроили сатанинский погром. Всю ночь они пили водку, бесновались, занимались любовью на холодных могильных плитах. Перевернув кресты, они удалились, разгромив около 400 надгробий! Никакой логики в погроме нет. Одинаково осквернены еврейские, мусульманские и православные могилы. Милиция обнаружила на месте погрома две бутылки водки, черную сумку, барсетку с паспортом, ключи от квартиры, женские трусы и книгу «Святой Грааль». Задержанные заявили, что они сатанисты, поэтому и время подгадали сакральное – пятницу, 13‑е.

Старожилы рассказывали, что незадолго до войны на кладбище произошел любопытный случай. В то время местность эта более походила на сельскую. Деревенские домики, пасущиеся коровы и овцы. Местные жители, чтобы срезать путь, проложили тропинку через кладбище, через покосившиеся могилы и разворованные склепы. Все кладбище было изрыто мародерами. Однажды по тропинке шла старуха‑молочница вместе со своей кормилицей – козой, и неожиданно провалилась в вырытую рядом с могилой глубокую яму. Испугалась, стала кричать, звать на помощь. Никто не слышит. Испугалась не за себя, а за кормилицу. Без нее – погибнет. Долго пыталась она выбраться, но яма была слишком глубока. Воздуха стало катастрофически не хватать. И тогда молочница решила спасти хотя бы козу. Она посадила ее на плечи, поближе к свету и заваленному землей выходу. И стала громко звать на помощь.

В это время по тропинке шел немолодой мужчина. Услышав раздававшийся из‑под земли замогильный голос, он оглянулся и увидел торчащую из могилы голову козы, которая жалобно просила: «Помогите!». В ужасе он бросился прочь, зацепился за корягу и рухнул, чуть не придавив козу‑дерезу. Он умер, не приходя в сознание. Бабулю судили за хулиганство, присудив год исправительных работ.

В 1823 году на кладбище возвели церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи. После революции храм закрыли и разорили, превратив в руины. В 90‑е годы ее передали верующим, отреставрировали любимый храм, вдохнув в него новую жизнь и новые традиции. Если кто‑то считает, что ему недостает мудрости или любви, ищет веры, нужно придти в миусский храм и приложиться к образу святого семейства. Говорят, помогает.

Согласно легенде, Морена считалась воплощением темных магических сил. Богиня черного колдовства, чародейства, дурманящая, морочащая и роковая. Возможно, поэтому Марьина роща притягивает людей с паранормальными способностями, обладающих «потусторонней силой». Они словно подпитываются темной энергетикой этого мест. По статистике, именно здесь сегодня находится сегодня самое большое количество магических салонов в Москве, ведь именно нечистая сила покровительствует гаданиям и прочим магическим ритуалам. Именно здесь самое большое количество экстрасенсов и колдунов, потомственных ведьм и знахарок.

Существует еще одно суеверие, связанное с високосным годом, Кощеем – Чернобогом и богиней Марой: считается, что хуже дня рождения, чем 29 февраля, не бывает. Вроде как человека, родившегося в этот день, ждет печальная судьба и всевозможные несчастья. Но есть и другая примета: в этот день появляются на свет избранные и счастливчики. По некоторым древним источникам этот день являлся сакральным, когда открывается окно в «параллельный мир». Считалось, что в этот день рождаются посланники из параллельного мира, прирожденные маги, наделенными пророческим даром, способные не только предсказывать, но и исцелять и очищать людей от всякой скверны.

Противник Чернобога – Бог света, добра и счастья Белобог постоянно сражается с силами Тьмы, поддерживая равновесие в Мире. Имя богатыря, князя Русколани Буса Белояра, в Москве носит микрорайон Бусиново, а недалеко от Лосиного острова и Сокольников течет речка Будайка. В «Велесовой книге» Белояра называли Будаем.

Категория: Познавательная электронная библиотека | Добавил: medline-rus (21.12.2017)
Просмотров: 296 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%