Среди москвичей вряд ли есть кто‑то, не слышавший о парке «Сокольники», но лишь немногие жители столицы знают ее сакральную историю, полную противоречий и непрерывной борьбы. Здесь постоянно сталкиваются добро и зло, нечистое и святое. Словно два полюса Земли, два полюса единой божественной силы. По словам оккультистов, очень трудно провести границу между понятиями добра и зла. Они очень относительны, и одно без другого существовать не может. Это есть закон относительного равновесия мира, посредством которого вся жизнь между двумя полюсами эволюционирует в направлении конечного совершенства. Вероятно поэтому, в Сокольниках есть и аномальная «проклятая поляна», и «мертвая зона», и место, где исполняются сокровенные желания. У Сокольников есть своя особая магия.
По легендам, на месте нынешних Сокольников в Москве располагалось лесное приозерье Волчья Загубь, названное так в память богатыря Финиста по прозвищу Сокол. Умел Финист обращался и в огненного волка, и зоркого сокола. Память о легендарном богатыре сохранилась в названии и в древнем предании. Финист оборонял Русь, прогонял иноземных захватчиков. Предводитель врагов, недовольный появлением на Руси богатыря‑защитника, велел своему оборотню‑колдуну Картаусу превратить Финиста в урода, от которого отвернулся бы весь народ. Колдун обманом заманивает Финиста в подземелье, где заколдовывает и превращает в чудище – с условием, что вновь станет Финист человеком, если полюбит его в облике чудища прекрасная девушка.
По другой легенде, Финиста прозвали Ясным Соколом за его способность посещать возлюбленную под видом сокола. Завистливые сестры, желая помешать счастью младшей, установили на окне, через которое прилетал Финист, ножи. Израненный сокол был вынужден покинуть возлюбленную, и ей пришлось пройти через многие странствия и испытания, чтобы найти своего любимого. С тех пор Волчью Загубь и стали называть Сокольники, а на том месте, где печалилась и кручинилась несчастная девушка лунными ночами, где проливала свои горючие слезы, образовались три озера: Луна‑озеро, Печаль‑озеро, и Листопад‑озеро.
Через много лет, осенью 1359 года, здесь в поникших жухлых травах между Луна‑озером и Печаль‑озером был найден мертвым средний сын Ивана Калиты великий московский князь Иван II, прозванный в народе Красным. По слухам, ехал он тогда в дремучие леса триозерья на свидание с дочкой сотника Ивана Калиты красавицей Святлицей. Не нашли на его теле следов ни меча, ни стрелы, ни кистеня. Ни крови, ни ран.
С малолетства, вместе со своим слугой Еремейкой, проходил он обучение у колдуна Чигиря, постигшего многие древние тайны. Не раз предостерегал Чигирь молодого князя: «Не принимай ханских подарков, берегись даров иноземных. Погубят они тебя!». Но лишь отшучивался будущий князь московский.
Бояре огласили, что свалила князя моровая язва. Но вездесущая народная молва утверждала, что незадолго до смерти князь принял в подарок от хана Ордынского дорогую шубу. Поговаривали, что и старший брат князя Симеон, и младший Андрей умерли от моровой язвы в один год, как только стали носить ханские подарки. Видно, забыл влюбленный князь о предсказаниях мудрого Чигиря, уж больно хороша была шуба лисья, уж очень хотелось покрасоваться в ней перед любимой.
Возможно, это и так, ведь сами татарские ханы не принимали подношений русичей без специальной магической «обработки». Татары боялись колдовства и все вещи и сокровища с соответствующим ритуалом протаскивали через костры. Панический страх властителей перед злыми чарами заставлял их частенько содержать при себе собственных колдунов, способных отвести напасть.
Семь лет еще после загадочной гибели Ивана видели Святлицу в лесах Волчей Загуби. Приходила она к трем озерам, молча стояла и печально смотрела в их темные воды. В засушливую осень, спустя семь лет после гибели великого князя Ивана, вдруг в одночасье ушли в землю три озера. С той поры больше никто не видел здесь обезумевшей от горя Святлицы. С тех пор из уст в уста передаются сказания: как превращалась Святлица то в падающую в озеро звезду, то в утренние росы на травах триозерья. Затерялись в глубинах истории и тайна убийства Ивана Красного, и горе его возлюблебленной. Но осталось старинное предание. Если увидят влюбленные в Сокольниках, как нежданно‑негаданно ударит из‑под земли серебристый родник, или падающую в озеро звездочку – быть им навсегда счастливыми. Ну а если увидят вместе утреннюю Чигирь – звезду, зарницу, то не расстанутся вовек.
В этих окутанных легендами лесах любил забавляться соколиной охотой царь Иван Грозный. С его легкой руки территория московских Сокольников стала местом великокняжеской соколиной охоты. Здесь был сокольничий двор с сокольней, сокольничья роща и само поселение сокольников. Кстати, и поныне в этом районе Москвы существует улица Сокольническая Слободка. Пожалуй, нет на востоке Москвы другой такой местности, как Сокольники, название которой столь часто отражалось бы на карте. Пять Сокольнических улиц, вал, одноименная площадь и площадь Сокольнической заставы… Кажется, само время позаботилось о том, чтобы увековечить предание о царских птицах.
Сокол у древних славян – первоптица и первобог мира. Он стоял у начала жизни на земле, его золотое оперение осветило вечную тьму. Согласно легенде, пустил однажды слезинку сокол, и появилось из нее озеро живой воды, прозванное в народе Золотое.
Сокола входили в гербы городов и княжеских родов. Персидские шахи, ордынские ханы считали привозимых из России кречетов лучшим подарком. Считалось, что отдавать или продавать ловчего сокола нельзя ни в коем случае, он равен душе хозяина и его жизни на земле. По преданию, потеря на охоте ловчей птицы равносильна утрате ее хозяином души. Герой обретает покой и счастье лишь когда вновь находит потерянную птицу.
По старинной московской легенде, был у Ивана Грозного сокольничий Трифон Патрикеев. Однажды упустил он любимого царского сокола. Дело происходило в Сокольниках, где обычно устраивали соколиную охоту. Три дня искал Трифон сокола и уже готовился к страшной казни: проступок‑то нешуточный – царского сокола упустил!
На третий день сокольничий пришел к Великому пруду в селе Напрудном, и стал он усердно молиться своему небесному покровителю мученику Трифону. Святой явился своему тезке во сне в виде юноши на белом коне с соколом в руках. Проснувшись, Трифон увидел, что сокол сидит у него на руке. В память своего чудесного избавления от царского гнева сокольничий выстроил каменную церковь в честь Трифона‑мученика, что стоит до сих пор на Трифоновской улице.
Но расцвета «красная потеха» достигла при царе Алексее Михайловиче. Он указом велел относиться к сокольничеству как к делу государственному. Снаряжение для соколов расшивается золотом. И вот уже три сотни сокольников во главе с главным сокольничим, не смыкая глаз, следят за бесценными птицами на специальном потешном дворе. В 1657 году на берегу реки Яузы царь Алексей Михайлович построил себе в местности, называвшейся «Собачья мельница», деревянный Преображенский дворец, куда царь приезжал поохотиться в ближайшем лесу.
Предание сохранило рассказ о любимом соколе Алексея Михайловича – Ширяе, который, бросившись на свою жертву, не рассчитал удара и сам разбился насмерть о землю. О нем напоминают названия в Сокольниках – Ширяево поле, Ширяевские улицы и проезды.
В то время охотились главным образом с помощью дрессированных собак, соколов или кречетов. Псовая охота велась на крупного зверя – лося. Память об этой охоте живет в названии леса, продолжающего Сокольники к северу, – Лосино‑Погонный остров, а также в названиях сокольнических водоемов – Оленьи пруды, Собачий пруд, Нижний Лебяжий пруд.
Петр I не разделил отцовскую страсть: охоту не любил, соколов разогнал, соколятников рекрутировал в солдаты. А сам увлекался военными играми. Его мать и бояре считали эту забаву унизительной для царя и хотели пристрастить его к охоте. С этой целью они уговорили его поехать поохотиться вместе с боярами. Петр согласился. Окруженный боярами и в сопровождении псарей, державших в руках бечеву от свор управляемых ими собак, Петр приехал в лес. Тут он велел боярам отпустить псарей и самим управлять сворами собак. Псари ушли. Бояре не умели управлять сворой. Собаки перепутались и полезли под лошадей. Лошади испугались и понесли, многие бояре попадали и ушиблись. По слухам, один из бояр проклял сгоряча и охоту, и то место, где он так сильно расшибся. Собаки разбежались, и охота не состоялась. Петр был доволен. Когда на следующий день он позвал бояр на соколиную охоту, все они сказались больными.
Зато у цариц Анны Иоановны и Елизаветы Петровны охота пользовалась большим успехом, и уже в XVIII веке в районе слободки сокольников находилась слобода царских егерей, которые помогали сиятельным особам в ружейной охоте. Поэтому совсем не случайны и названия ближайших улиц: Охотничья, Оленья, Егерская.
Вальпургиева ночь
И все же Петр I не раз бывал под вековыми соснами Сокольнической рощи. По его приказу в роще был прорублен Майский просек, названный в честь любимого им первомайского гуляния. И прозванный в народе «за глаза» Волчьей долиной. Здесь молодой царь устраивал пирушки для своих друзей иноземцев из слободы Кукуй. Каждый год 1 мая на Майской аллее накрывали специальные столы, расставляли сообща вина, закуски, всякую снедь. От этого Сокольническая роща называлась долгое время «немецкими» или «шведскими» столами.
Обычай отмечать этот день был занесен в Москву плененными немцами и шведами, которые были привезены сюда после Полтавской битвы и поселены близ Сокольничьей рощи. Поначалу этот день праздновали только иностранцы, находившиеся на службе в Москве – в Немецкой слободе. Петру I так понравилось это гулянье, что он приказал всем повсеместно их устраивать. Но особенно широко и пышно праздновались они именно в Сокольниках.
Согласно средневековой легенде, раз в году в так называемую Вальпургиеву ночь – с 30 апреля на 1 мая – вся нечистая сила вместе с ведьмами и колдунами слетается на метлах и козлах на высокую недоступную гору Броккен, известную нам под названием Лысой горы, собирается вокруг Сатаны и устраивает там грандиозный шабаш, проводя время в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и самим дьяволом.
Название Вальпургиевой ночи связывают с именем св. Вальпургии. Она была аббатисой в одном из баварских монастырей и прославилась чудотворением, и ее очень скоро начали почитать как святую. В римском списке святых ее день – 1 мая. После ее смерти (777 г.) при ремонтных работах в монастыре ее могила была нарушена, и ночью – как раз на 1 мая – рабочим явилась ее грозная тень. Поклонение ей в Германии стало обрастать оккультными чертами, а имя и день ее памяти оказались связаны с легендой о нечистой силе.
Накануне этого дня мужчины бегали с зажженными пуками соломы, привязанной к длинным шестам, и стреляли в горы, чтобы разогнать нечистую силу. Уж не потому ли именно 30 апреля россияне издревле отмечают день пожарных? Указ о создании пожарной службы был подписан царем Алексеем Михайловичем именно 30‑го апреля 1649 года. Затем та же «огнепоклонная» дата была революционно утверждена декретом Совнаркома, подписанным Лениным в 1918 г.
В древней Москве, застроенной деревянными зданиями, пожары носили фатальный характер – от одной непогашенной свечи выгорала половина дворов. Все население города несло «пожарную повинность», которая обязывала жителей вести ночное дежурство. Пожар всегда сравнивался с адским пламенем, порождением самого Сатаны. Примечательно, что именно в Сокольниках была выстроена пожарная каланча, одна из двух сохранившихся до нашего времени. В верхней части каланчи располагалась обходная галерея, где круглосуточно дежурил пожарный‑часовой, наблюдая за местностью вокруг.
Интересно, что главный праздник всей нечисти, 1 мая, имеет древние языческие корни. Еще три тысячи лет назад жители Древнего Рима поклонялись богине Майе – покровительнице земли и плодородия. В честь нее последний месяц весны назвали маем, а в его первый день устраивались гулянья и пиршества. Итальянские жители в этот день рано утром большими толпами с громкими песнями отправлялись из города в лес. Наломав зеленых ветвей, они возвращались в город, украшали ими ворота и дома и устраивали пиры с музыкой, с плясками, которые переходили во всеобщие распутные оргии. Не в силах отменить языческий праздник, христианская церковь попыталась его облагородить и свести к праздничным гуляниям в честь святой Вальпургии.
Со временем Сокольники становятся местом традиционных гуляний московской знати и народа. Самые знаменитые и разгульные гуляния устраивались здесь по‑прежнему в ночь на 1 мая. Порой на них собиралась почти вся Москва. С конца XIX «нечестивые» ночные первомайские гулянья, не вызывавшие у властей излишних подозрений, стали использоваться для революционных сходок – «маевок». Как известно, великий русский писатель Ф. М. Достоевский проницательно назвал революционеров бесами, и эти майские сборища вполне соответствовали их легендарно‑мистическому смыслу. Место «впитало» в себя энергетику средневековых мистерий и шабашей.
Советские историки традиционно связывали празднование Первомая с днем, учрежденным в 1889 году первым Конгрессом II Интернационала в память жертв чикагских событий 4 мая 1886 г., когда демонстрация рабочих закончилась кровопролитным столкновением с полицией. В тот день революционеры‑провокаторы не ограничились шествием одураченных ими рабочих, устроили взрыв, убив одного и смертельно ранив пятерых полицейских. В ответ полиция открыла огонь по демонстрантам, что повлекло за собой новые жертвы. Позже, начиная с 1905 года, к этой дате приурочивались забастовки в России.
Сакральная ночь всегда и во всех странах сопровождалась обильными возлияниями. При этом все ночные бдения почти неизбежно заканчиваются стычками с полицией. Это обстоятельство довольно остроумно использовалось в свое время советской пропагандой, которая выдавала ночные оргии молодежи за самоотверженные акции солидарности трудящихся всех стран.
Чтобы хоть как‑то обуздать пьянство и первомайский разгул, на месте воскресных народных гуляний был заложен в 1862 г. храм Святителя Тихона Задонского, что на Ширяевом поле (Майский просек, 7, стр.1). После возведения церкви на Ширяевом поле народные гуляния около нее стали скромнее – близость освященного места не позволяла чрезмерно пьянствовать и драться. Однако вскоре, как по колдовству, здание пришло в негодность, бревна подгнили и грозили обрушиться. Словно нечистая сила сопротивлялась и всячески препятствовала появлению всего святого. Пришлось строить новый храм, в очень популярном в конце XIX века псевдорусском стиле. В 1934 году церковь была закрыта, но не разрушена и недавно передана общине верующих. Не случайно храм посвящен именно святителю Тихону Задонскому. Ему принято молиться о врачевании душевных недугов: депрессии, алкоголизма, помешательства и беснования.
И все же москвичи любили Сокольники. На Сокольничьем поле император Александр I давал три дня кряду праздник своему народу после коронации. В этот день на обширном поле устроены были беседки и галереи; стояли столы, целые быки мяса с золотыми рогами; жареные гуси, утки, индейки, как плоды, висели на деревьях; винные и пивные фонтаны били без устали; стояли полные вином бочки и т. д. Когда приехал государь, заиграла музыка, и с криком «Ура!» все столы опустели, и весь сад с яствами исчез, и даже от быков ничего не осталось; только еще фонтаны продолжали бить вином, народ пил из них шляпами, другие подставляли прямо рты к фонтанам. Государь ездил верхом посреди рядов народа и приветливо обращался к толпе со словами: «Кушайте, будьте довольны!».
В Сокольниках на Ширяевом поле 1 мая 1867 года московское купечество принимало царскую семью: императора Александра II, наследника с супругой.
Магический круг
В начале второй половины XIX века роща уже имела свою характерную сакральную планировку: все семь лучевых просек шли от «круга» и замыкались поперечным просеком. По слухам, Сокольнический круг был проложен с намеком: как напоминание о защитном магическом круге, охраняющем от нечистой силы. По сакральной символике круг – символ Солнца, вечности, единства и совершенства. Движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе.
По легенде, когда утверждали план будущего парка, царь положил свою ладонь на стол и сказал: «Будет так!». Так и вышло. Лишь добавили две лишние аллеи, до священного и сакрального числа семь.
Число семь признавалось священным всеми народами. В мистическом почитании Митры было семь врат, семь алтарей и семь таинств. Семь ступенек вели к алтарям, а в храмах горели свечи в подсвечниках о семи ветвях. Пифагорейцы рассматривали число семь как образ и модель божественного устройства и гармонии в природе. Гармония природы звучит на клавиатуре космоса среди семи планет. Спектр света имеет семь лучей, в музыкальной гамме семь нот. В древности люди построили семь чудес света в знак господства над планетой. Семь дней творения, семь цветов радуги…
Но в тоже время, согласно оккультным легендам, договор с дьяволом содержал семь параграфов, заключался на семь лет, все колдовские отвары, приготовлявшиеся при помощи врага рода человеческого, составлялись из семи трав.
Число «семь» символизирует тайну и в тоже время – знание. Сакральная противоречивость делает его поистине магическим числом. С этим числом рождаются композиторы и музыканты, литераторы и поэты, художники, философы и отшельники. Их вдохновение требует уединения и одиночества. Они любят таинственное, и в результате могут подвергаться приступам унылого и подавленного настроения.
На каждом просеке были высажены деревья одной породы: березы, клены, вязы, ясени, а на разгульном Майском просеке – лиственницы. В эпических сказаниях лиственница почиталась как символ могущества, долголетия, символ бессмертия и вечно обновляющейся жизни. Вместе с тем, лиственница – успокаивающее дерево. Она исцеляет нервные расстройства, меланхолию и депрессии, помогая увидеть лучшие стороны жизни.
До конца XIX века парк был собственностью царской семьи. Подарить Сокольники москвичам решил московский голова С. М. Третьяков, родной брат П. М. Третьякова, основателя Третьяковской галереи. В 1879 г. город выкупил у казны Сокольничью и соседнюю Оленью рощи. С тех пор парк принадлежит москвичам. Покупка обошлась очень недешево – в 300 тысяч золотых рублей, сумма по тем временам немыслимая. Поэтому ездил московский голова по купцам, упрашивал, перед одним купцом, по слухам, пришлось даже встать на колени. Так, что парк Сокольники можно считать еще одним подарком любимому городу от Третьяковых.
Эти места были любимы художниками. В 1880 году на ученической выставке передвижников появилась картина молодого художника, принесшая ему признание. Автором картины «Осенний день. Сокольники» был И. И. Левитан. Выдающийся русский пейзажист И. И. Шишкин целые дни с этюдниками проводил в Сокольниках.
Очень любил сюда приезжать А. К. Саврасов, автор знаменитой картины «Грачи прилетели». Художник посвятил Сокольникам несколько произведений. Картина «Лосиный остров», удостоенная первой премии на конкурсе Московского общества любителей художеств, хранится ныне в Третьяковской галерее. В Иркутском художественном музее находится другой, более лиричный пейзаж с видом Сокольников (1882 г.) – небольшое болотце, одиноко возвышающиеся березы.
Последние 20 лет жизни А. К. Саврасов тяжело болел, ютился в грязи и нищете и за бутылку водки писал по памяти пейзажи, подписывая их «А. С.». Зимой он в старой рваной бабьей кацавейке, в худых опорках, подвязанных веревкой, подходил к прохожим и тихо говорил: «Подайте опохмелиться академику живописи»…
По рассказам москвичей, А. Саврасов продал свою душу водяному Кондратию. Говорили ему знающие люди: «Не рисуй стоячие мертвые воды Сокольников, отравят они тебя». Так и получилось. Повстречал он на свою беду водяного, а тот условие поставил: жизнь тебе и талант оставлю, а душу и счастье заберу… Художник и согласился.
Как ни бился сердешный художник, чтоб от того заклятия избавиться, ничего не получилось. В дальние края из Москвы уезжал – а мертвая вода не отпускает. Так и маялся, бедолага, пока не умер на печально знаменитой Хитровке.
Сокольники не раз попадали на страницы литературных произведений. Московские литераторы отводили им почетное место. Сокольники упоминаются в «Войне и мире»: после происшествия, случившегося в Английском клубе на торжественном обеде в честь Багратиона, Пьер Безухов вместе с секундантом в восемь утра приехали в Сокольники и нашли там уже Долохова, Денисова и Ростова. Дуэль окончилась счастливо для Пьера, а Долохова увезли раненого.
В 1883 году в центре парка, на так называемом кругу, была воздвигнута деревянная ротонда, где по праздникам играла музыка. В разные годы здесь пели Шаляпин, Лемешев, Собинов и Лидия Русланова. Стон стоял на аллеях парка – такой был резонанс от голосов.
В конце 70‑х народ зажигал под мегахит «Арлекино», исполняемый вживую Аллой Пугачевой. А после концерта Алла Борисовна шла вместе со своим администратором в ресторан «Фиалка». Столик Пугачевой, первый слева от входа, – еще одна из легенд Сокольников.
|