Если бы старинное село Косино, не так давно вошедшее в черту Москвы у ее восточной окраины, имело герб, то наверняка на нем были изображены три озера: Белое (самое большое и глубокое), Черное и Святое – главная достопримечательность этих мест. Эти три озера впервые упоминаются без имени в начале XV века в духовной грамоте князя Владимира Андреевича Серпуховского, сподвижника Дмитрия Донского. В Москве много рек, речек, ручьев, прудов – и сам наш город получил название по реке. Но вот озер в Москве практически нет. Едва ли не единственное исключение на карте Москвы – озера в Косине. С давних пор в Косино шли паломники. Они направлялись к Святому озеру, знаменитому своими чудотворениями и исцелениями болящих.
По легенде, в те времена, когда на месте Кремля еще шумел густой сосновый бор, на высоком холме среди леса стояла одинокая хижина отшельника – киевского витязя Вукола (Букола). Однажды во сне ему было откровение, что на том месте возникнет великий город Москва, который много потерпит испытаний от нашествий врагов и от пожаров, но впоследствии будет славен. Потрясенный отшельник отправился в далекое село Косино, где была церковь, и рассказал старцу‑пустыннику о божественном видении.
И когда они стали молиться в церкви Христу и Богоматери о будущем граде Москве и о всем православном народе, то увидели, что в храм явилась сама Царица Небесная, а хор ангелов запел херувимскую песнь. Вукол счел себя недостойным видеть это и вышел из храма, а церковь стала медленно уходить под землю, из‑под которой выступила вода, и образовалось озеро, которое слывет теперь в народе святым. Предание гласит, что в ней по сей день не умолкает молитва святого старца за православный русский народ и град Москву. Во времена грядущего второго пришествия Христова церковь будто бы поднимется на поверхность и будет явлена народу.
Позже на этом озере, по преданию, явилась икона святителя Николая, во имя которого и был устроен первый в Косине храм. По окончании обедни и заказных молебнов богомольцы отправлялись к Святому озеру. Длинный деревянный мост, поставленный над заболоченным берегом, заканчивался часовней. По обе стороны моста были устроены купальни для желающих окунуться – это тоже было традицией. Хотя все три озера расположены рядом, каждое из них имеет свой неповторимый облик, свою резко различную природу.
Святое озеро имело круглую форму. Дно озера было покрыто толстым слоем ила и никогда не цвело. Вода в нем была всегда холодная, чистая, очень прозрачная и хороша на вкус. (Вода Святого озера целебна: донный ил содержит в своем составе йод, серебро, бром.) По преданию, водами этого озера лечили свои раны воины, возвращавшиеся с Куликовской битвы. Крестьяне в старину лечили ревматизм и различные кожные заболевания, натираясь илом и обливаясь озерной водой.
К северу от Белого озера – Черное озеро, окруженное топким непроходимым болотом, заросшим кустарником и низкорослыми деревьями. В северной части села, с восточной его стороны находилось Поганое болото. С западной стороны села расположились два озера: Белое и Черное. Черное озеро было окаймлено болотом, изобиловало кочками и «окнами» в трясине. Водились ядовитые змеи. Там была тропинка, но ходили по ней исключительно опытные, знающие люди. Детям строго запрещалось подходить к болоту у Черного озера. В озере водилась рыба, но ее не ловили. В нем и не купались, так как мелководного берега у озера не было, а сразу глубина и трясина; дно же – торфяное, илистое. С восточной стороны Черного озера бьет родник с очень вкусной прозрачной холодной водой.
Между Черным озером и Белым располагалось болото. В Великую Отечественную войну 1941–1945 гг. и несколько лет после нее в этом болоте добывался торф, в результате чего образовались искусственные водоемы. А позднее был прорыт узкий канальчик, соединивший Черное озеро с Белым. В результате торфяная мутная вода хлынула в ключевое прозрачное Белое озеро, и трудно теперь назвать это озеро «Белым» с его мутной и непрозрачной водой.
О происхождении Черного озера старожилы рассказывают старинную легенду о вещей птице Гамаюн – посланнице славянских богов. Она знает все о сущности Вселенной и поет людям божественные гимны, возвещая будущее. Птица‑дева изображалась с женской головой и грудью и считалась вестницей богов.
По преданию, один охотник выследил на берегу озера диковинную птицу с головой прекрасной девы. Она сидела на ветке и держала в когтях свиток с письменами. На нем значилось: «Неправдою весь свет пройдешь, да назад не воротишься!».
Охотник подкрался поближе и уже натянул было тетиву, но птица повернула голову, взглянула охотнику в глаза, и тот сразу уснул. И привиделось ему во сне, будто спас он от разъяренного кабана двух сестер – Правду и Неправду. На вопрос, чего он хочет в награду, охотник отвечал:
– Хочу увидеть весь белый свет. От края и до края.
– Это невозможно, – сказала Правда. – Свет необъятен.
– Это возможно, – возразила ее сестра. – Но для этого ты должен стать моим рабом. И впредь жить неправдой: лгать, обманывать, кривить душой.
Охотник с радостью согласился. Прошло много лет. Повидав весь свет, он вернулся в родные края. Но никто не признал его: оказывается, все его родное селение от позора провалилось в разверзшуюся землю, а на этом месте появилось глубокое Черное озеро. Охотник долго ходил по берегу озера, и вдруг заметил на ветке тот самый свиток со старинными письменами. На нем значилось: «Неправдою весь свет пройдешь, да назад не воротишься!».
В геральдике райская птица (гамаюн) – мифическая птица счастья. Символизирует также мир, богатство, благополучие, величие. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.
Есть версия о том, что Косино получило свое название «от первого своего владельца, какого‑то грека Козино, которому подарена была здесь земля Иваном III Васильевичем».
В Косине бывал молодой Петр I и даже задумал сделать Белое озеро местом обучения морскому делу. Рядом с усадьбой Телепневых были устроены пристани, на озере появились лодки, но в конечном итоге Петр выбрал Плещеево озеро.
Рассказывали, что Петр подарил местной церкви икону Богоматери, привезенную графом Б. П. Шереметевым из итальянского города Модены. Эта икона получила название «Моденской» и прославилась множеством совершаемых от нее чудес. Так, в 1848 году в России была эпидемия холеры. Чудотворную икону носили с крестным ходом по селу Косино и по соседним деревням, служились молебны. Там, где проносили икону, болезни утихали и совсем прекращались. Изобилие благодати породило у местного населения верование, что Косино находится под особым покровительством Богородицы.
Другая известная святыня – икона святителя Николая Чудотворца – была обретена на волнах Святого озера в глубокой древности. Храмоздателем Д. А. Лухмановым для иконы Божией Матери была изготовлена риза из чистого золота, для образа святителя Николая – из серебра. Однако в наступившее время безбожия храмы были разорены, с икон содраны драгоценные оклады, затем исчезли и сами святые образа…
В 1991 году Моденская икона была возвращена в храм. После 70‑летнего перерыва была совершена Патриаршая литургия в Успенском храме. Затем состоялся крестный ход на Святое озеро, где был совершен чин освящения. И снова, как прежде, целебные воды приняли богомольцев.
Каждый год, третьего июля, в день празднования Моденской (Косинской) иконы Божьей матери, к озеру совершается крестный ход и водосвятный молебен на самом Святом озере. Круглая чаша, полная чистейшей, сапфирового цвета, воды. Кажется, Божия Матерь невидимо стоит над нею. По мнению местных жителей, Святое озеро – это чаша спасения.
|