По семейным традициям, рождение Гоголя было предопределено заранее, а брак родителей благословила сама Царица Небесная. Отцу Гоголя, Василию Афанасьевичу, во сне явилась сама Пречистая и указала на дитя, сидевшее на полу у Ее ног: «…Вот твоя жена». Через некоторое время в грудном младенце, дочери соседей Косяровских, он вдруг, застыв от изумления, узнал свою суженную. Спустя 13 лет видение повторяется, и он просит руки предназначенной ему Богом девушки.
Мать Гоголя, Мария Ивановна, у которой двое детей перед тем умерло, едва появившись на свет, дала обет перед чудотворным образом Николая Угодника, если будет у нее сын, наречь его Николаем и просила местного священника молиться до тех пор, пока его не известят о рождении дитяти. Испрошенный молитвой, новорожденный Николай был встречен в этом мире молитвой благодарения Богу и был назван в честь святого, способствовавшего появлению ребенка на свет.
Научился говорить Николенька в 3 года: природа как бы замедлила его развитие, чтобы затем дать выплеснуться его силам. С детства привык он к одиночеству среди людей и одиночеству наедине с собой. В стенах гимназии вынес много обид и оскорблений, получил прозвища «таинственный Карла» и «пигалица».
Все таинственное и мистическое неудержимо влекло его. Слуги и местные крестьяне боялись его, искренне считая, что барин способен вызывать души живых и мертвых людей и отдавать им приказы. Он прослыл среди соседей странным человеком, вел замкнутый образ жизни, невозможно было заставить его познакомиться с новыми людьми. Избегал он и женщин. По народным поверьям, связь с женщиной отнимает магическую силу. Иногда он впадал в экстаз и переставал воспринимать окружающих. Как‑то Аксаков и Жуковский, явившись к Гоголю с визитом, застали его в странном шаманском костюме. Он находился в состоянии транса и не сразу узнал своих гостей. Гоголь пел, плясал, проделывая странные ритуальные телодвижения. «Он выглядел как жрец, готовящийся совершить жертвоприношение», – писал о Гоголе Погодин.
Каждый шаман переносит «шаманскую болезнь» – состояние, в котором он находится между жизнью и смертью. Известно, что незадолго до своей кончины писатель побывал за границей, где тяжело перенес болезнь, после которой у него начались галлюцинации. Его герои и персонажи – ведьмы, черти, лешие и всякая нечисть – теперь посещали своего создателя наяву, он мог беседовать с ними. Написав второй том «Мертвых душ», Гоголь сжег его. Известно, что пламя обладает способностью уничтожать темные энергии. Не поэтому ли в средние века колдунов и ведьм сжигали на кострах? Написал заново – и опять сжег. С точки зрения жреца, богам нужно отдавать лучшее.
Почти все его произведения так или иначе связаны с мистикой и со смертью. Причем умершие персонажи на время оборачиваются живыми. В «Вие» панночка по ночам встает из гроба. В «Майской ночи» девушки‑утопленницы выходят из воды порезвиться на лужайке. В «Страшной мести» колдун и его предки обречены на вечные муки между жизнью и смертью. Даже Чичиков в «Мертвых душах» также пытается обмануть смерть, выдавая покойных крепостных за живых.
Окружающие люди воспринимали такое поведение как помешательство. Некоторые современники считали, что он наделен даром вызывать души людей, подобно колдуну из «Страшной мести», и держать их в своей власти.
Он свято верил в загробную жизнь, ночи напролет изнурял себя молитвами. Считая себя великим грешником, начал Великий пост на 10 дней раньше. По существу это был не пост, а полный голод, продолжавшийся три недели, до самой смерти. Слабость, апатия, галлюцинации. Врачи не понимали причины его болезни. Они насиловали его тело неправильным лечением, обижая душу вмешательством в таинство ухода. Вскоре они вынуждены были признать, что болезнь Гоголя не имеет названия.
Он все время лежал в постели, одетый в синий шелковый халат, лицом к стене. Накануне, поздно вечером, он стал забываться, терять память. Последними словами, сказанными им в полном сознании, были: «Как сладко умирать!».
Тайна пропавшего черепа
Н. В. Гоголь скончался, когда ему было всего 42 года. Смерть его была загадочной, как и его жизнь. Горевала Москва, горевала вся Россия, внезапно обнаружившая, что осталась без Гоголя. Гроб был засыпан цветами, голова Гоголя увита лавровым венком. Утром 24 февраля 1952 года гроб подняли на руки и несли 8 верст по глубокому сырому снегу до самого Данилова монастыря, где вырыта была могила.
Мистические тайны продолжают окружать Гоголя и после смерти. Одна такая тайна не раскрыта до сих пор. В 1931 году в Москве переносили останки Гоголя, Хомякова и Языкова из некрополя Свято‑Даниловского монастыря, где был образован приемник для малолетних преступников, на элитное Новодевичье кладбище. На процедуре перезахоронения присутствовало около 30 человек. Среди них были известные советские писатели – Юрий Олеша, Михаил Светлов, Всеволод Иванов, Владимир Лидин и другие. С могилой Языкова и Хомякова проблем не было. А вот гроб Гоголя преподнес сюрприз.
Рабочие сняли с могилы памятник и Голгофу – камень с крестом. Стали копать. Гроб оказался почему‑то не там, где копали, а несколько поодаль в стороне. А когда его извлекли из‑под земли и вскрыли, то к сердечному трепету примешалось еще недоумение. В гробу лежал скелет с повернутым набок черепом, а вся обшивка гроба изнутри была ободрана. Кто‑то обратил внимание на необычную длину ногтей, якобы отросших на пальцах гоголевских рук… Мгновенно по всей столице пополз слух, что Гоголя похоронили живым! Перезахоронение породило легенду, что Гоголь умер дважды, и второй раз воистину ужасно – под землей, в темноте и тесноте гроба. Он якобы пребывал в летаргическом сне, а затем очнулся под землей и перевернулся в гробу.
В появлении этих слухов частично виноват сам Николай Васильевич. При жизни он страдал тафефобией – страхом погребения заживо, поскольку с 1839 года, после перенесенного энцефалита, был подвержен обморокам с последующим продолжительным сном. Более 10 лет он не ложился в постель. Ночами дремал, сидя или полулежа в кресле или на диване. В последние годы писатель настолько боялся быть заживо похороненным, что даже указал в своем завещании следующее: «Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не появятся явные признаки разложения».
Однако эти слухи были опровергнуты скульптором Аникушиным, который рассказал, что при изготовлении посмертной маски специальным раствором заливается все лицо, и если даже человек был в летаргическом сне, он задохнется. Крышка гроба под воздействием времени и тяжести земли прогибается, и череп может самопроизвольно развернуться в другую сторону.
На этом месте советские писатели‑очевидцы начинают противоречить друг другу.
Ровно половина и них утверждали, что скелет выглядел совершенно обычным, но голова трупа была неестественно повернута и лежала отдельно, другие очевидцы клятвенно уверяли, что череп и вовсе отсутствовал. Правда, при начале вскрытия могилы на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но исследователи признали его принадлежащим молодому человеку.
Это еще одна мистическая загадка, в духе самого насмешника Гоголя. Так, в расчлененном виде, было принято хоронить колдунов‑покойников в средние века. Данный ритуал совершали, опасаясь мести колдуна: считалось, что в безголовое тело его душа вернуться не сможет.
Кому и зачем понадобился череп Гоголя? По одной из версий, череп был выкраден по заказу фаната русского театра, основателя театрального музея, купца А. А. Бахрушина, в коллекции которого, по слухам, уже хранился череп артиста Щепкина. В 1909 году, в честь 100‑летия со дня рождения великого писателя, производилась реставрация его могилы, и страстный коллекционер Бахрушин якобы подбил на это кощунство двух сторожей монастырского некрополя. По слухам, череп Гоголя хранился в его кожаном медицинском саквояже, с которым он никогда не расставался.
Смерть Бахрушина в 1929 году навсегда унесла тайну черепа Гоголя в могилу. Где он сейчас? Неизвестно. Однако, по московским преданиям, череп находится в левой руке знаменитого русского хирурга Н. И. Пирогова, памятник которому находится на Большой Пироговской улице, рядом с Новодевичьем некрополем. Москвичей не смущает дата отливки памятника – 1897 г. Они твердо уверены – это пропавший череп создателя знаменитого «Вия»!
Пропажа черепа никак не сконфузила советских писателей, не веривших ни в бога, ни в дьявола. Они без зазрения совести растащили останки великого писателя на сувениры на память: кто‑то отхватил пуговицу от сюртука, кто‑то кусок ткани, кто‑то берцовую кость (чтоб стать великим, как Гоголь?!..). Советский классик В. Лидин сам говорил, что стянул себе кусок жилета табачного цвета с груди Гоголя. Эта реликвия, вставленная им в окантованный металлом переплет прижизненного издания Гоголя, хранится в семье писателя.
Малышкин унес украшение из фольги, а Иванов – ребро создателя «Вия». Директора кладбища, практичного комсомольца Аракчеева, соблазнили… сапоги. Воспоминания того печального события крайне путаны и противоречивы, возможно, всех их попутал гоголевский бес.
И тут началась мистика. Александр Малышкин вскоре скоропостижно скончался, сраженный внезапной болезнью. Владимир Лидин тяжело захворал. Рассказывали, что одному из «классиков» Гоголь снился три ночи подряд – требовал вернуть свое ребро. И второй места себе не находил. Он оставил в кармане плаща, повешенного в прихожей, берцовую кость писателя, а на следующее утро она бесследно исчезла.
А Аракчееву пришлось совсем худо, с ним началось нечто странное. Каждую ночь Аракчеев видел во сне, что сапоги оживают и начинают его душить. Перепуганный атеист‑комсомолец позвонил Лидину и спросил, что же ему делать? Лидин посоветовал похоронить злосчастные сапоги рядом с могилой Гоголя. Аракчеев так и сделал. Конечно, тайно. Потом, говорят, долго выясняли, что это за неизвестная детская могила рядом с гоголевской. Только тогда кошмары прекратились.
Не зря существует поверье: если взять у мертвеца то, что ему принадлежит, хозяин может явиться за своим добром. Осквернителей могил часто преследуют страшные сны и кошмарные видения. Часто они становятся жертвой внезапной болезни, а порой и насильственной смерти.
По преданию, одеяния умершего колдуна долго сохраняют свою магическую силу и, попав в чужие руки, могут принести несчастье. Осмелившиеся нарушить покой мертвого колдуна рискуют пробудить к жизни дьявольские силы, способные преодолевать грань между жизнью и смертью.
На следующее утро после вскрытия могилы Гоголя его останки были перевезены на простой телеге, под дождем, на кладбище Новодевичьего монастыря, где и преданы земле… За ней молча и печально шли люди. Присутствовавшая при этом супруга известного архитектора Барановского горько плакала. Увидев это, один из стражей порядка сказал другому: «Гляди, вдова‑то как убивается!».
Обезглавленные останки Гоголя были опущены в новую могилу, над которой по распоряжению Сталина был поставлен парадный бюст, а прежний каменный крест и надгробная Голгофа были выброшены на свалку истории.
Игры лукавого
На могильном памятнике Гоголю были выбиты слова пророка Иеремии: «Горьким словам моим посмеются». Не только посмеялись, но и поиздевались, не давая упокоиться Гоголю.
Во дворе таинственной усадьбы Талызина стоит памятник Гоголю работы скульптора Николая Андреева. В 1909 году, к 100‑летнему юбилею писателя, он был поставлен на Пречистенском бульваре – там, где сейчас возвышается монумент скульптора Н. Томского. Когда на открытии памятника с него слетело покрывало, собравшиеся люди были потрясены. Перед ними предстал Гоголь – сгорбленный и изможденный. «Статуй» не всем понравился. Слишком мрачный и самоуглубленный. И только Илья Репин воскликнул: «Сколько страдания в этом мученике за грехи России!».
На этот памятник неоднократно покушались, уверяя, что он «исказил образ великого сатирика». Все решил голос великого кормчего. По легенде, мимо памятника в 1951 году проезжал Сталин. Ему очень не понравился задумчивый Гоголь, «не отражающий советскую действительность». По слухам, увидев памятник, Сталин возмутился: «Па‑ачему такой грустный сидит? Гоголь – мастер смэха!». И Гоголю, сидящему в скорбной позе, приделали улыбку. Был грустным, стал кошмарным. Обойдите по кругу памятник во дворе талызинского дома, и Вы увидите, что с одной стороны Гоголь печален и угнетен, а с другой – иронически ухмыляется над нами, над нашими попытками вмешаться в дела Творца.
Вождь всех народов приказал убрать грустного Гоголя и немедленно (к столетию со дня смерти писателя) поставить другой «жизнерадостный» монумент с «дарственной»: «…от правительства Советского Союза 2 марта 1952 года».
Из воспоминаний второй жены М. А. Булгакова Л. Е. Белозерской известно, что именно здесь, у «грустного» Гоголя, у писателя зародился замысел мистического романа о дьяволе. А дело было так: 3 марта 1927 года около памятника великому писателю состоялся митинг революционных писателей, где каждый третий был осведомителем ОГПУ. На митинге обсуждался вопрос: «Нужен ли Гоголь с его мистицизмом и религиозностью советским людям? Или пора отправить его на свалку истории?». Булгаков побледнел и сжал кулаки: «Их накажут. Нет, не Бог. Их накажет Сатана. Да, явится в Москву и накажет».
Итак, памятники поменяли, «обезглавленного» Гоголя перезахоронили, а стоявший над могилой Гоголя тяжелый камень, напоминающий очертаниями гору Голгофу, куда‑то увезли. Многие из современников Гоголя утверждали, что камень был выбран Аксаковым из‑за необычной формы, черного цвета и странного вида специально для могилы Гоголя, так как чем‑то напоминал Лысую гору.
Позже, в начале 50‑х годов, Елена Сергеевна Булгакова, вдова писателя М. А. Булгакова, нашла его среди обломков в сарае гранильщиков Новодевичьего кладбища. Камень Гоголя лег на могилу его достойного преемника, автора «Мастера и Маргариты», воскликнувшего в одном из писем: «Учитель, укрой меня своею чугунною шинелью». Судьбы двух великих мистических писателей оказались таинственным образом переплетены.
При установке огромного гоголевского валуна на могиле Булгакова камень неожиданно опрокинулся, и Голгофа оказалась перевернутой. По мнению адептов, самой действенной магической эмблемой, открывающей окно в дьявольский мир, является именно перевернутый крест. И здесь незримо присутствовал Воланд, провожая своего создателя в последний путь.
И опять скрещение судеб! Знаменитый ручей Черторый, над которым сейчас улыбается Гоголь, берет свое начало в «самом низменном и нездоровом месте» – бывшем Козьем болоте, а ныне в прославленном М. А. Булгаковым районе Патриарших прудов.
И еще одна причуда Воланда: все герои нашего рассказа – Языков, Хомяков, Булгаков, его жена, а также писатели – «любители кладбищенских сувениров», Иванов, Малышкин и Лидин, похоронены рядом с великим Гоголем, на элитном Новодевичьем погосте.
|