У захоронения протоирея Валентина Амфитеатрова на Ваганькове, согласно народной молве, нужно загадывать желание. Только не про деньги, а что‑нибудь доброе, человеческое. Молва ходит: если от чистого сердца попросить, обязательно исполнится. Только не ошибитесь, т. к. деревянных крестов с именем знаменитого священника на кладбище три. Два памятных знака, под которыми никого нет, а один, посреди воинского мемориала, – тот самый. Особую известность в Москве отец Валентин приобрел благодаря дару предвидения. Говорят, предвидя разорение кладбища, он завещал похоронить его гораздо глубже обычных захоронений. За шесть лет до смерти батюшка ослеп, но продолжал принимать страждущих. Незадолго до смерти он сказал пророческие слова: «Когда я умру, идите на мою могилу и поведайте мне все, что Вам нужно, и я услышу Вас, и не успеете еще отойти от нее, как я исполню и дам Вам».
Его могила сразу стала почитаемой, и к ней потянулись тысячи верующих. Воинствующие атеисты приказали уничтожить могилу, а заодно и все прилегающие. Бульдозер прошелся по участку с захоронением священника, поруганные кости были вывезены на свалку. Во время войны новая власть разместила здесь военный мемориал. Казалось, могила протоиерея погибла навсегда. Но недаром батюшка просил похоронить себя глубже, выяснилось, что его останки остались нетронутыми. Теперь на этом месте могучий деревянный крест. Незадолго до этого почитатели старца на произвольно выбранном месте насыпали холмик поставили памятный крест с его именем, как и у паперти Воскресенского храма. И когда нашлась настоящая могила, памятные захоронения решили оставить. Ко всем могилам каждый день идут сотни людей. Считается, что если взять горстку песка с могилы отца Валентина, приложить к больному месту, то наступит исцеление. Обо всех чудесах, явленных по его молитвам, собрано несколько книг, которые ежедневно пополняются.
Особым почтением на Калитниковском кладбище пользуется могила блаженной старицы Ольги (1871–1973). Старица никогда не сидела дома, она всегда была в пути. Ходила по Москве с котомкой и мешками через плечо, и если ей на пути попадался человек с унылым лицом, опечаленным и злобным, она непременно останавливала его и просила поднести ее «багаж». Удивительно, но ей никто и никогда не отказывал. А исполнив послушание, шел дальше спокойным и умиротворенным. По преданию, она избавляет людей от смертных грехов – гнева и уныния. Рассказывают, что похоронили ее в бесхозную чужую могилку, под чужим крестом. По слухам, и сегодня ее можно повстречать на улицах Москвы.
На Алексеевском кладбище находится одна из самых почитаемых православными христианами могил в Москве. Здесь, за апсидой Тихвинской церкви, похоронен иеросхимонах Иннокентий (1870–1949). После революции Иннокентий подвергался всяческим гонениям. Его арестовывали, судили, сажали, высылали. Он обладал чудесным даром пророчества. Сразу после Победы, когда Советский Союз находился в зените могущества и славы, а Красная армия, казалось, навсегда обосновалась в Европе, отец Иннокентий предсказал, что все успехи и завоевания, стоившие русскому народу чудовищных жертв, будут бездарно потеряны, а армия уйдет восвояси. Увы, предсказание прозорливого старца сбылось. Со всех концов страны ему писали и приезжали за советом, получить благословение. Он никогда никому не отказывал, всех принимал, учил маловерных и ленивых: «Грех спать, когда люди молятся». По преданию, мудрый старец укрепляет в вере и помогает в поисках себя.
Современное Черкизовское кладбище – самое маленькое в Москве и одно из самых древних. Справа от ворот, в убогой часовенке, напоминающей скорее железную клетку, стоят два деревянных крашеных саркофага с крестами над ними. На одном кресте горит лампадка, портрет старика в рубище. Под этим надгробием покоится известный в свое время в Москве юродивый и прорицатель Иван Яковлевич Корейша (1784–1861). По злой воле власть имущих упекли его в 1817 году в сумасшедший дом на Преображенке (Матросскую богадельню для сущеглупых), бросили в подвал и приковали цепью к стене. Позже он был переведен в большое помещение, но устроился в уголке у печки и никогда не протягивал ноги за однажды проведенную черту. Вся комната оставалась в распоряжении посетителей, число которых постоянно росло. К блаженному стала ходить вся Москва. Известность его была столь велика, что его описали своих в произведениях Достоевский, Лесков, Островский, Толстой.
Больница стала брать за вход к юродивому деньги, к нему приставили человека Миронку, который весь день носил в ведрах в келью юродивого булыжники и бутылки, а выносил растертые в порошок камни и стекло. С молитвой, не боясь пораниться, перемешивал битые камни и стекло голыми руками. По словам юродивого, он целыми днями «сокрушал» чужие грехи, страсти, злые помыслы. К нему приходило по 60 человек в день. Прозорливостью он обладал удивительной. Когда Ивану Яковлевичу предложили выйти из дома умалишенных, он ответил, что «идти никуда не хочет, а тем более в ад».
Необычайна была и кончина старца, принимавшего людей до последней минуты. Отпустив последнюю женщину, он помолчал немного, приподнял руку и сказал громко: «Спаситеся, спаситеся, спасена буди вся земля!». И испустил дух. Слава Корейши была настолько велика, что когда в 1861 году он скончался, развернулась настоящая борьба между представителями различных московских церквей, старавшимися похоронить пророка именно на своем кладбище. Победу одержала церковь Ильи Пророка в Черкизове. Доныне приходят люди на могилку к блаженному и просят утешения в скорбях, болезнях, вразумления и заступления.
|