Общаясь с людьми, постоянно сталкиваюсь с тем, что собеседник начинает спорить и доказывать свою точку зрения совершенно неконструктивно. В разговоре выясняется очень важная деталь, из‑за которой по большей части и возникает спор. Речь идет о незнании основ христианского учения, не говоря уже о Священном Писании (хотя бы на уровне текста). Это одна из причин включения в книгу данной главы. Но самый главный повод донести до читателя информацию о христианской доктрине, об истинности этого учения и об истинности православной веры заключается в том, что это Божественное откровение, выраженное через Новый Завет, – самое ценное на земле. Это сокровище, которое не имеет цены (оно бесценно), человечеству необходимо хранить вечно невзирая ни на что. Частично осознать ценность православия (как истинного христианского вероучения) можно следующим образом. Допустим, что оно утеряно, в результате чего отсутствует критерий оценки добра и зла. Вследствие этого человечество теряет истинное понимание того, что есть добро, а что есть зло. Поскольку, с одной стороны, у каждого человека имеется собственное мнение по широкому кругу вопросов и, с другой стороны, человек подвержен коллективному разуму, то добро или зло будет именно то, что будут пропагандировать СМИ (в широком плане). И на вопрос – так ли это на самом деле, как утверждают СМИ, ответа не будет, так как не будет истинного критерия оценки. Будет лишь определенное мнение конкретных людей, которые могут в лучшем случае заблуждаться, а в худшем – намеренно искажать информацию для достижения определенных целей. Всегда найдутся люди, у которых будет иная точка зрения (противоположная), которую они будут отстаивать. И на вопрос: почему вы так считаете – ответ будет один: мне так кажется. Начнутся вражда и вечные споры, которые будут лишь разъединять людей.
Человечеству достоверно не известно, почему одни люди рождаются добрыми, а другие злыми. Одни комара не могут обидеть, а другие просто так, без особых на то причин могут совершить зло по отношению к другим людям.
Известная часть людей для достижения собственных целей не остановятся ни перед чем. В качестве инструментов реализации этих целей будут использоваться всевозможные пороки (обман, лесть, физическое насилие, ущемление прав слабых и беззащитных людей и т. д.). Когда нет истинного понимания добра и зла, кто из людей и самое главное – на каком основании будет противостоять подобному? У кого будут основные ресурсы (властные, судебные, законодательные)? Разумеется, у тех людей, которые захотят их иметь, чтобы без особых помех достигать своих целей. Даже сегодня, когда человечество имеет критерии истинности, весьма часто приходится сталкиваться с подлостью, коварством, ложью людей, наделенных властью. А какие аргументы и доводы остановят их в ситуации, когда никто не знает, что есть добро, а что есть зло? Даже если кто‑то из уважаемых людей (праведники никуда не денутся, они будут всегда), будет правильно идентифицировать добро и зло, но это будет его частное мнение. Всегда найдутся злодеи, которым это будет сильно мешать реализовывать свои коварные замыслы, и их ресурса (в широком плане) будет достаточно, чтобы дискредитировать учение любого праведника.
Еще одна важнейшая причина необходимости любыми силами и средствами сохранять православную веру состоит в том, что это есть путь спасения души человека. Мы доподлинно не знаем, какие есть еще пути для достижения этой конкретной цели – спасения души, но нам достоверно известно, что православие позволяет это сделать. Мало того, нам доподлинно известно, что именно православие позволяет человеку в земной жизни познать Бога и насладиться (в той мере, как это доступно человеку) Его любовью к людям.
Ниже вкратце будут даны важные положения христианского учения. Знание основных постулатов учения позволит отчетливо понять всю логику моих рассуждений и действий, направленных на пробуждение гена православной веры, благодаря чему родится осознанное мнение о необходимости изменения формы правления в России (возродить монархию). Сменятся акценты и причинно‑следственные связи, в результате чего будет очевидно, что основной вопрос не в конкретной личности царя, а в общей модели строения государственной власти, каковая модель позволит отстаивать истинные христианские ценности на ином уровне и будет способствовать более полному духовному возрождению России (со всеми вытекающими последствиями для конкретных граждан).
Стиль изложения основных положений христианского учения не канонический (произвольный), он выбран с целью сделать послание как можно более понятным и доступным гражданам различных категорий. Здесь подразумевается деление людей не по большей или меньшей сообразительности, а по их различному восприятию вопроса веры. Будут обозначены только ключевые понятия, которые важно знать не только тем, кто себя причисляет к данной вере (исповедует христианство), но и тем, кто размышляет об этом, не будучи христианами. Несомненно, для более полного изучения данного вопроса необходимо обратиться к специализированной литературе. Например, суть христианского учения наиболее системно и выпукло изложил преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры». Также для понимания некоторых вопросов современности необходимо в обязательном порядке обратиться к документам: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека».
Да будут снисходительны священнослужители и богословы к произвольному стилю подачи столь важной информации! И если я что‑то важное упустил или, как любой человек, добавил что‑то от себя, просьба не судить меня строго. В любом случае я старался максимально точно передать суть христианского учения. Конечно, было бы проще взять четко сформулированную концепцию и на нее сослаться. Но основная проблема заключается в том, что в лаконичной форме, которая доступна пониманию основной части российских граждан, таких «учебников» нет. Возможно, я плохо искал.
Суть христианского учения
1. Бог есть любовь и выражен в трех ипостасях (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух). Важно, что в христианском понимании Бог не справедливость, не судья, не добрый и т. п. То есть Бог любит всех людей одинаково. Только от самого человека зависит, насколько он будет близок к Богу. Чем больше человек грешит, тем сильнее он закрывается (удаляется) от Бога.
2. Бог есть сущность, создатель вселенной и пр. Бог установил духовные законы, нарушая которые, человек наносит вред в первую очередь себе. Не Бог его наказывает (за нарушение заповедей (за грехи)), а установленные законы таковы, что их нарушение приводит к неким последствиям для конкретного нарушителя этих законов. Массовое нарушение этих законов приводит к существенным негативным последствиям для значительной части населения (мера наполнилась). Законы эти выражены, в определенном смысле, в заповедях Иисуса Христа. Бог говорит, чего не нужно делать, а что нужно делать, чтобы быть ближе к Нему и в конечном итоге познать Царствие Божие в земной жизни, которое находится внутри самого человека – то есть иметь определенное состояние души и тела.
3. Бог создал в том числе и душу человека. Душа человека бессмертна. Человек не равен своей душе, он больше своей души, в человеке обязательно присутствует союз души, тела и духа.
4. Бог создал человека – Адама и поместил его в Эдем. После ослушания Адамом Бога произошло грехопадение человека. В результате этого человек стал смертным, тело его стало тленным, и он стал страстным (приобрел страсти (греховное увлечение души помимо Бога)). Выделяют восемь основных страстей, к которым относятся гордость, тщеславие, сребролюбие (алчность), гнев, блуд, чревоугодие, уныние (лень), печаль. Их разделяют на телесные (чревоугодие, блуд) и душевные.
5. Тело человека стало тленным в силу повреждения физики мира, нанесенного прародителями. Процесс нанесения повреждения называется «ослушание Бога», или «грехопадение», или «первородный грех». Переход Эдема в поврежденное состояние (современный мир) называется «изгнанием из рая». Эдем это не рай.
6. Основная цель человека заключается в том, чтобы в конечном счете познать Бога и благодаря этому обрести вечное блаженство. Проще – насытить свои бесконечные потребности. Никаким конечным объектом или субъектом нельзя насытить бесконечное. Бесконечную жажду радости и познания может удовлетворить только бесконечный Бог.
7. Основная цель земной жизни человека – избавиться от страстей (в меру сил и возможностей), т. е. сделать душу бесстрастной, побороть все грехи или хотя бы желание их совершать. Борьба со страстями – это и есть очищение души. Чем чище душа человека, тем он становится ближе к Богу. Борьба человека со страстями может происходить только в земной жизни человека. После смерти душа исцелить сама себя не может. Влиять на посмертное состояние конкретной души могут лишь живые люди на земле, совершая молитвы (в широком плане).
8. Основная цель души человека заключается в том, чтобы слиться с Богом и обрести вечное блаженство. Это и называют путем спасения человека (исцеление (очищение) души от страстей).
9. Душа сможет познать Бога («увидеть», ощутить Его), если она будет исцелена от страстей («Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Мф. 5:8»). Это состояние души может быть достигнуто в земной жизни человека.
10. После смерти человека душа проходит испытания (мытарства), по окончании которых либо попадает в место предвкушения будущих благ (это еще не рай), либо остается в нашей Вселенной, но в распоряжении бесов (это еще не ад, это скорее шеол). И так будет до Второго пришествия.
11. На Страшный суд люди попадают после всеобщего воскресения и воссоединения со своими личными телами (люди взяты из шеола и из места ожидания будущих благ), а также оказавшиеся живыми ко времени Второго пришествия. Наша Вселенная, шеол и место ожидания будущих благ исчезают, возникает единственная реальность – Небесный Иерусалим (это и есть рай по существу), а кроме него ничего не остается. После Страшного суда одни попадают в рай, а другие не попадают никуда (sic!). От таковых никто ничего не требует, не ждет и не хочет, никто с ними не общается. Каждый инкапсулируется внутри своего «я» без возможности общения с кем бы то ни было, даже с прочими несчастными и, конечно, без контакта с Небесным Иерусалимом (а кроме него, как мы помним, ничего нет). В этом абсолютном одиночестве, темноте и тишине несчастный испытывает бесплодное раскаяние, т. к. это раскаяние не приводит к изменению состояния: привременные деяния привели к непрекращающимся последствиям.
12. Путь исцеления от страстей был указан Господом Иисусом Христом в основных положениях, которые выражены в Новом Завете и последующем учении Церкви.
13. Текст Нового Завета писали ученики Иисуса Христа посредством Святого Духа.
14. Христианское учение дополнялось святыми отцами и соборно Церковью посредством Святого Духа.
15. Истиной совокупное мнение святых отцов считается по причине того, что через них говорил Святой Дух. Святой Дух говорил через них в силу того, что их души (при жизни) были максимально очищены от страстей (грехов). Их образ жизни (десятилетиями) подтверждал, что их души максимально очищены от страстей.
16. Церковь (в широком плане) помогает достичь основной цели земной жизни человека – исцелиться от страстей.
17. Совершая грех, человек наносит рану в первую очередь своей душе и тем самым отдаляется от Бога (или закрывается от Его благодати (Бог любит всех людей одинаково)).
18. Царство Божие человек в земной жизни обретает, исцелившись от страстей. Таким образом, рай – это место, а Царство Божие – это состояние. Человек, достигший в своей душе Царства Божия, в земной жизни ощущает Божественную благодать. Именно в такой момент человек может получить от Бога дар прозорливости.
19. Слова Иисуса Христа (Бога) есть окончательная истина. Или эталон. С данной истиной (Заповедями) человек может соотнести свои действия (жизнь) и усвоить, что есть добро и что есть зло.
20. Бог дал человеку свободу выбора. То есть человек сам выбирает, на какую сторону ему становиться: добра или зла. Чтобы люди не спорили, что есть добро, а что есть зло, им было дано откровение. Первый этап – законы Моисеевы. Второй этап – законы Блаженства, в том числе Святое Евангелие.
21. Учение Православной церкви содержится в Священном Предании, которое включает в себя, кроме Священного Писания, определения вселенских и некоторых поместных соборов, принятые всей Церковью, каноны (своды правил апостолов, вселенских и некоторых поместных соборов), утвержденные Церковью литургические тексты, творения отцов Церкви, жития святых, а также обычаи Церкви. При этом Предание, в понимании святоотеческой литературы, «есть жизнь Святого Духа в Церкви». Священное Писание для православных христиан является наиважнейшей формой Священного Предания.
Если подвести итог вышесказанному, получим следующее понимание христианского учения в общем виде (именно православия, так как все остальные ответвления начали вводить новые положения, которые явно не стыкуются с первоначальными положениями христианства) и соответственно алгоритм действий человека, уверовавшего в это (в широком плане).
Человек родился. Рождаясь, он приобретает в том числе и страсти. Страсти (грехи) наносят вред самому человеку. Кроме этого, каждый конкретный человек в момент рождения приобретает (это идет на генном уровне) дополнительное «повреждение» от своих предков, которое может быть исцелено на протяжении земной жизни человека.
Совершая грех, человек наносит вред в большей степени себе. Он себя ранит (свою душу, в том числе и со временем само бренное тело (как последствие)). Одновременно с этим он отдаляется от Бога, который всех людей любит одинаково. Отдаляясь от Бога, человек отдаляется от гармонии с миром, который создал Бог, установивший в нём, в том числе, духовные законы. Если человек пытается нарушить физические законы (пытается взлететь со скалы и от этого разбивается), то последствия для тела наступают в кратчайшее время. Нарушение духовных законов (заповедей) проявляется несколько позже. Проходит некоторое время. Гармония с миром есть Царствие Божие (состояние человека), которое на земле находится внутри самого человека. Соответственно и обратное движение. Исцеление страстей (грехов) приближает человека к Царствию Божию.
Основная цель всей земной жизни человека – побороть в себе страсти, то есть исцелиться. Исцелиться (спастись) помогает вера во Христа. То есть жизнь во Христе. Бороться со страстями – очень сложное занятие, которое человеку без помощи Бога не под силу в принципе. Принимая крещение, человек соглашается (он осознал, что греховен), что он сам, без помощи Господа, не сможет пройти столь сложный путь, направленный на очищение души от человеческих страстей. После принятия крещения человек начинает жить во Христе (как правило, на деле этого не происходит, но именно крещение человека может быть первым шагом на пути очищения от страстей с Божьей помощью (в прямом смысле)). Это понятие включает целый комплекс мероприятий. Все действия человека, направленные на исцеление (можно сказать, лечение), происходят под руководством священнослужителей (церкви вообще). Именно Церковь Христова в лице конкретного батюшки (которому передан Дух Святой от первых Апостолов (через рукоположение)) помогает пройти весь путь, основная цель которого – исцелиться (побороть страсти). Батюшка как человек (именно человек со всеми своими недостатками и достоинствами, но при этом наделенный Духом Святым), в силу выбранного рода занятий (служения людям и Богу), имеющий глубокие знания по данному вопросу и наделенный полномочиями совершать таинства Церкви, является тем, кто помогает человеку обрести Царствие Божие на земле и слиться душе человека с Богом после его смерти.
Исцелив страсти во время земной жизни (в определенной мере, так как совершенно бесстрастных людей не бывает), человек обретает Царствие Божие. Это ощущение описано достаточно подробно святыми отцами. Иногда можно встретить человека, по лицу которого сразу видно, что у него (неважно, кто это – мужчина или женщина, лично я чаще это состояние замечал у женщин) в душе Царство Божие. Эти люди существенно отличаются от других. Я также уверен, что любой человек, осознавая (это принципиально – осознать, что человек болен страстями и их нужно искоренять), что он греховен, и понимая, какие именно грехи его одолевают в большей степени, начнет с ними бороться, то через определенное время он сам почувствует это состояние.
После смерти человека душа проходит испытания (мытарства), по окончании которых либо попадает в место предвкушения будущих благ (это еще не рай), либо остается в нашей Вселенной, но в распоряжении бесов (это еще не ад, это скорее шеол). И так будет до Второго пришествия. Вероятнее всего, до Второго пришествия Рай «закрыт». Когда говорят, что праведники, святые, апостолы, в том числе и разбойник, который терзался на правом кресте справа от распятого Спасителя (просил помянуть Иисусу Христа в Царстве Божием), находятся в Раю, то имеют в виду место предвкушения будущих благ. Вероятнее всего состояния, в которых находятся их души, различны. Но это остается тайной.
Таковы основные положения (в двух словах) христианского учения.
Если человек уверовал в данное учение, то это значит, что вся доктрина им принимается полностью (нельзя принять ее частично, что порой встречается в современных условиях (мол, с этим я согласен, а вот это не совсем так, а по этому вопросу у меня иное мнение, а уж это вряд ли возможно и т. д.)), и самое главное, что слова Иисуса Христа для него есть истина в последней инстанции. И на вопрос собеседника, почему вы думаете и считаете, что именно это правильно и что именно это является истиной, ответ один: так сказал Бог. Точка. На следующее возражение, что Бог конкретно так не говорил, а об этом говорит Церковь (в широком плане) – ответ один: учение Церкви основано, в том числе, на совокупном мнении святых отцов, через которых говорил именно Святой Дух. Точка. Мы считаем, что через них говорит Святой Дух, подтверждением чему является их жизнь, в которой они максимально исцелились и стали бесстрастными (насколько это возможно для человека). Иное мнение мы не можем считать истиной, так как люди страстные не могут выражать истину в последней инстанции. Поэтому иногда именно православие сравнивают с камертоном. У разных людей, настраивающих музыкальный инструмент, восприятие звука может различаться. Соответственно, чтобы не было несогласованности в данном вопросе, все настраивают инструменты по камертону (при этом бывают люди с врожденным эталоном звука). Таким образом, люди, защищающие православие (монархия в большей степени этому способствует, нежели республика), защищают истину. Оберегают ее от того, чтобы определенная часть людей не говорила, что это не истина, и не смущала ту часть людей, которые находятся в ее поиске. Если не будет истины, то человечество будет постепенно деградировать. Примеров множество. Почему так происходит, сказать сложно. Возможно, человеческая натура склонна к греховности (страстности, которую человек получил при изгнании из рая). Если этого не сдерживать, то происходит регресс человечества. Соответственно это (сохранение православия) настолько важно, что многие люди готовы жертвовать всем ради сохранения истины.
Можно добавить еще несколько существенных доводов. Так как одна из важных задач христианства заключается в том, чтобы разорвать порочный круг зла именно на себе (остановить путь движения злых дел и помыслов), а не выкинуть для спасения всех пассажиров теряющего высоту самолета в окно спящего темнокожего гражданина со словами: «Да здравствует Африка!» (это из старого советского анекдота как люди разных национальностей (англичанин, француз и русский) спасали пассажиров воздушного лайнера: не отвечать на злые поступки людей в отношении себя (при этом делать всё возможное, чтобы защищать других людей), «подставить другую щеку» (остановить конфликт), уступить людям в их жажде наживы и т. д., – то, несомненно, быть христианином (жить по заветам Иисуса Христа Сына Божьего) очень сложно. Сложно вдвойне, если человек обуреваем сильными страстями, с которыми приходится бороться повседневно. Исцеление именно такого человека многого стоит. Потому что бывают люди, которые от рождения не злы, не завистливы, рассудительны и т. д. Про таких людей можно сказать, что они рождены добрыми людьми. Их не так много, но думаю, что каждый человек встречал в своей жизни подобных людей. Для них такое состояние естественно. Это, например, люди, ведущие аскетичный образ жизни. Им это всё не нужно. Они не страдают и не мучаются, когда чего‑либо не могут иметь. Вместе с тем им приходится искоренять страсти несколько иного уровня. И это также непросто.
Напоследок отмечу, что важно следовать заповедям Христовым не из‑за того, что можно получить за это (приблизить) Царствие Божье, а потому, что это есть истина, которой нужно следовать даже в том случае, если (человек) за это ничего не получит. В моём понимании, действия христианина не должны обосновываться связью: я живу по заповедям Христовым, естественно, получаю за это по «полной программе», но я точно знаю, что в конечном итоге (вероятнее всего, после смерти) я сольюсь с Абсолютом (Богом). Ну, какие‑то 70–90 лет можно и потерпеть ради вечного блаженства в будущем с временны́м интервалом вечность. По моему разумению, жить по заповедям до́лжно независимо от того, что будет за это конкретному человеку в будущем.
Еще важное положение православия, которое помнят не все: не каждый человек может трактовать Священное Писание по своему усмотрению. Допустимы только комментарии святых отцов Церкви.
Заповеди Иисуса Христа (Законы Блаженства) являются своего рода зеркалом души человека. Соотнеся свою жизнь (в широком плане, включая свои мысли) с Законами Блаженства, человек может объективно посмотреть на себя (свою душу) в зеркало и увидеть истинное состояние своей души в текущий момент. В том числе и поэтому определенная часть людей не хотят признавать истинность слов Иисуса Христа. Как только человек соотнесет Заповеди Блаженства со своим образом жизни (даже мыслями), он увидит, как «уродлива» (искажена) его душа. Так вот, называть себя прекрасного (прекрасной) уродцем, с точки зрения Бога (Абсолюта), является неприемлемым. Другими словами, если человек хочет узнать правду о своем образе жизни, то ему необходимо соотнести свою жизнь (мысли) с заповедями Блаженства. В дальнейшем человек поймет, что он «ужасен» (болен) и с этим необходимо что‑либо делать («спасться»). Осознав свою греховность (важнейший шаг на пути исцеления), человек может встать (если пожелает) на путь «спасения» (исцеления своей души), призвав на помощь Иисуса Христа и его Церковь (в широком плане). В результате успешного исцеления (а это сложнейшая задача), человек уже в земной жизни может ощутить Царство Божие (приблизиться к Богу и ощутить состояние блаженства).
В справочной литературе по вопросу христианства можно найти следующую информацию.
Христианство (от греч. Χριστός – «помазанник», «мессия») – авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа .
Христианство – самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,3 млрд, так и по географической распространенности – в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.
Наиболее крупные течения в христианстве – католицизм, православие и протестантизм. В 1054 г. произошел раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Появление протестантизма стало результатом реформационного движения в католической церкви в XVI в.
Христианство возникло в I в. н. э. в Палестине, находившейся в то время под властью Римской империи, первоначально в среде арамеоязычного населения Междуречья и уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп.
В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 г. При императоре Константине I, начиная с эдикта 313 г. о свободе вероисповедания (см. Миланский эдикт), христианство стало обретать статус государственной религии и в Римской империи .
Православие (калька с греч. ὀρθοδοξία] – буквально «правильное славление») – одно из трех главных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и протестантизмом), сложившееся в первом тысячелетии от Рождества Христова на территории Восточной Римской империи (Византии).
После разделения церквей (1054 год), ставшего итогом длительного процесса отчуждения между церквами на Западе и на Востоке вследствие богословских споров и стремления римских епископов (пап) подчинить себе Восточные церкви, первое по чести место среди православных церквей принадлежит кафедре епископа Константинополя – Нового Рима (согласно правилам Вселенских соборов, до раскола первенство чести принадлежало Римской кафедре).
Православие, по смыслу слова рассматривающее себя – в отличие от ересей – как исповедание истинной апостольской веры, запечатленной в Священном Писании и Священном Предании, есть вероучение Православной церкви, под которой понимается сообщество административно независимых друг от друга автокефальных поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение.
Православная церковь исповедует Никео‑Цареградский Символ веры (без филиокве) и признаёт постановления семи Вселенских соборов, рассматривает себя как единственную кафолическую церковь, основатель и глава которой – Иисус Христос.
Православие в настоящее время является преобладающей конфессией в следующих странах: Россия, страны Балканского полуострова (Греция, Сербия, Болгария, Румыния, Македония, Черногория), Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Кипр.
Вероучение базируется на Священном Писании (то есть Библии) и Священном Предании, которое включает, в частности, постановления Вселенских соборов. Основной используемый в литургии Православия догматический документ – Никео‑Цареградский Символ веры без филиокве, утверждающий:
Спасение через исповедание веры «во единаго Бога» (1‑й член Символа).
Равенство Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Духа Святого и одинаковое поклонение Им и прославление Их (2, 8 й члены Символа), единосущие Бога Отца и Бога Сына.
Исповедание Иисуса Христом, Господом и Сыном Божиим, рожденным от Бога Отца прежде начала времени (2 й член Символа).
Боговоплощение (3 й член Символа).
Веру в распятие за людей, телесное воскресение, вознесение и предстоящее Второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и «жизнь будущего века» (5, 6, 7, 11, 12 й члены Символа).
Исповедание Святого Духа Господом дающим жизнь и исходящим от Бога Отца (8 й член Символа).
Веру в единство, святость и кафоличность Церкви (9 й член Символа). Глава Церкви – Иисус Христос (Еф. 5:23).
Необходимость единократного крещения для оставления грехов (10 й член Символа).
Кроме того, на I Вселенском соборе был утвержден Никейский Символ веры, утверждающий единосущие Святого Духа Богу Отцу и Богу Сыну, а также истину, что Бог Отец – Свет, а Сын – Свет от Света, на IV Вселенском соборе был утвержден догмат о двух естествах Иисуса Христа: божественном и человеческом; на VI Вселенском соборе – догмат о двух волях и двух действиях Иисуса Христа: божественных и человеческих; На VII Вселенском соборе был провозглашен догмат об иконопочитании.
Учение Православной церкви содержится в Священном предании, которое включает в себя, кроме Священного Писания, определения Вселенских и некоторых поместных соборов, принятые всей Церковью, каноны (своды правил апостолов, Вселенских и некоторых поместных соборов), утвержденные Церковью литургические тексты, творения Отцов Церкви, жития святых, а также обычаи Церкви. При этом Предание, в понимании святоотеческой литературы, «есть жизнь Святого Духа в Церкви». Священное Писание для православных христиан является наиважнейшей формой Священного Предания.
Православная церковь составляется сообществом поместных церквей – автокефальных и автономных. Каждая автокефальная церковь полностью самостоятельна и независима в делах своего канонического и административного управления. Автономные церкви находятся в канонической зависимости от той или иной автокефальной (кириархальной) церкви.
Источник: свободная энциклопедия «Википедия». https://ru.wikipedia.org/wiki/Православие.
|