Чем больше я изучал вопрос о событиях столетней давности, тем больше у меня появлялось вопросов, на которые нет четкого ответа. Слишком много странного и нелогичного происходило тогда. По всей видимости, мы так и не узнаем, как всё было на самом деле. Если рассуждать об «отречении Николая II», если так можно назвать то, что произошло, то, по моему личному мнению, с вероятностью 100 % отречение незаконно. Я не верю в принципе, что Николай II мог отречься по обстоятельствам, которые сложились в то время (официально описанные). Это просто нелепость. Из существующих общедоступных данных можно сделать предварительный вывод: это была четко спланированная спецоперация с целью прекращения правления династии Романовых на территории Российской империи с конкретными прогнозируемыми (рассчитанными) дальнейшими событиями. Чего только сто́ит созыв Учредительного собрания, которое просуществовало сутки, но при этом успело принять решение по важнейшему вопросу тысячелетия – об изменении формы правления в России, которое не имеет легитимности (как объяснялось выше). Такого не бывает с настолько существенными, основополагающими вопросами государственного устройства. И таких странностей предостаточно. Вероятнее всего, по неизвестным нам причинам пришло время (возникла некая необходимость) для развития ситуации именно в таком ключе. Как было на самом деле, вряд ли мы узнаем. Если допустить, что происходило всё именно так, как описано, то, скорее всего, многие участники этого процесса не были посвящены в его суть (и неспроста). Но для меня очевидно, что если и принимал участие в этом Николай II, то это была продуманная стратегия, цель которой – благополучие России в долгосрочном плане. В любом случае со стороны царя это была жертва, в том числе и личная. Все разговоры о слабости Николая II – типичные глупые рассуждения людей, которые не понимают сути христианства и соответственно не могут отличить смирение от слабости и т. п. Кроме этого, со своей ментальностью определенная часть граждан пытается рассуждать (в лучшем случае) о действиях (поступках) человека, наделенного Божественной властью, с одной стороны, и руководителя огромной империи, обладающего всей доступной информацией – с другой стороны. Горизонт планирования династии, которая правила в России более 300 лет, составляет как минимум 50–100 лет. Также следует помнить, что состояние царской семьи в нынешних ценах достигало 300 млрд долл. США.
В одном из своих стихотворений – «Бич Божий» – я ответил на вопрос относительно того, насколько рядовой гражданин (я в том числе) может судить вождей (в широком плане). Вот отрывок из данного произведения.
И кому много вверено, с того больше взыщут.
Новый Завет, Евангелие от Луки, гл. 12 ст. 47, 48
Прошло немало долгих лет –
А спору завершенья нет.
Одни считают, что мудрец
Великий вождь и наш отец
И эффективный удалец.
Другие молвят: «Он злодей,
Палач, антихрист, изувер.
Святую веру загубил,
Жестоким, беспощадным был».
Но кто решил судить вождей,
Тот близорук и недалек
И сам себя на ложь обрек.
Судить вождя лишь может
Tот, Кто из народа изберет
И к высшей власти приведет.
Оценку каждый может дать,
Но путь Господний не понять
И суть поступков не познать –
А волю нужно исполнять.
В СМИ встречаются различные мнения относительно легитимности отречения. В основном об этом пишут, за редким исключением, историки и юристы. С некоторыми мнениями на этот счет можно ознакомиться на сайте Возрождение2014.рф, в разделе «Монархия». В книгу включена позиция (особое мнение) по данному вопросу не просто юриста‑профессионала, но действующего судьи. Это важно для понимания легитимности данного вопроса. Мне сложно представить, каков был бы официальный вердикт по этому вопросу Конституционного суда России, но с тем, что отречение Николая II нелегитимно, думаю, согласились бы многие судьи.
Особое мнение
В последнее время в средствах массовой информации всё чаще поднимается вопрос законности отречения императора Николая II от престола государства Российского.
Нельзя отмотать «киноленту жизни» назад и возвратиться в ту точку, где что‑то нарушилось и пошло не так… Но есть возможность проанализировать события на соответствие действовавшему в то время законодательству.
Законность (правомочность) отречения Николая II от престола необходимо начать с вопросов:
– имел ли право Николай II отрекаться от престола?
– имел ли право Николай II отрекаться от престола от имени своего сына Алексея?
Немецкий философ Иммануил Кант говорил: «Вопрос о том, что такое право, представляет для юриста такие же трудности, какие для логика представляет вопрос, что такое истина».
Закон (нормативно‑правовой акт) принимается в соответствии с особой юридической процедурой, регулирует наиболее важные общественные отношения и является основной формой права в цивилизованном обществе.
Процедура престолонаследия законодательно закреплена только в одном документе Российской империи – Своде основных законов Российской империи 1906 года (далее по тексту – Закон).
При детальном изучении главы второй этого документа «О порядке наследия Престола» можно сделать следующие выводы:
1) императорский всероссийский престол есть наследственный (ч. 25);
2) должно быть право на наследие престола (ч. 27);
3) наследие престола принадлежит прежде всех старшему сыну царствующего императора (ч. 28), в нашем случае это Алексей;
4) для осуществления верховной власти как исполнения государственной должности необходимо согласие наследника, т. е. для принятия престола нужно согласие на царствование, и это согласие (несогласие) может быть выражено при определенном условии – когда за сим не предстоит никакого затруднения в дальнейшем наследовании престола (ч. 37);
5) отречение от права на престол, когда оно будет обнародовано и обращено в закон, признается потом уже невозвратным (ч. 38).
В Законе детально оговорена процедура отречения от права на престол, но процедура отречения от престола в нём не упомянута.
Николай II принял престол согласно действующему на тот момент законодательству и, как человек глубоко верующий, при священном короновании и миропомазании принимал самодержавие от Бога как «великое служение» (примечание 2 к ст. 58 Закона), и не в его царской власти было отказаться от него.
Православный царь Николай II имел высшее юридическое, военное и экономическое образование и являлся священным лицом и носителем особой благодати Святого Духа, и эта благодать действовала через него при соблюдении им закона, а также удерживала распространение зла в мире. Император Николай II был глубоко проникнут осознанием духовной миссии, лежащей на Помазаннике Божием.
Согласно Закону, права на отречение от престола, который уже принят, нет у царствующей особы.
Следовательно, Николай II не имел права (с юридической точки зрения) отказываться (отрекаться) от престола лично, и тем более за своего сына Алексея.
В истории Российской империи известны случаи отречения наследника престола от права на наследование престола.
Отречения от престола царствующего императора в истории Российской империи не было в связи с тем, что эта процедура не могла быть начата, тем более не могла быть завершена всё по той же причине – из‑за отсутствия соответствующего закона и механизма его применения.
В соответствии со ст. 84 Основных Государственных Законов «Империя Российская управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке». Согласно ст. 92 «законодательные постановления не подлежат обнародованию, если порядок их издания не соответствует положениям сих Основных Законов». Согласно ст. 91 законы «прежде обнародования в действие не приводятся». Согласно ст. 86 Основных Государственных Законов Российской Империи «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы». Во время прекращения занятий Государственной Думы изменения в Основные Государственные Законы, согласно ст. 87, не могли быть внесены даже в чрезвычайном порядке, в том числе и самим государем.
Даже если допустить отречение императора Николая II от престола состоявшимся, то его нельзя признать действительным в связи с тем, что оно не было обращено в закон. Отречение Императора могло быть обращено в закон только верховной властью, а именно – лицом, следующим в очереди наследования (в нашем случае цесаревичем Алексеем), которое заняло бы освободившийся престол, если к действующему в этот период законодательству применить «лекало» аналогии с отречением от права на престол (цесаревич Константин). Обратить в закон и то, и другое отречение можно только одним образом – законодательным актом (манифестом) о восшествии на престол лица, следующего в очереди наследования.
В Российской империи 2(15) марта 1917 года отсутствовало как материальное, так и процессуальное право отречения от престола у императора Николая II (и как следствие, также и процедура отречения от престола Николая II за своего сына Алексея, поскольку сын имел право наследовать престол только после смерти отца – Николая).
Даже если предположить, что Николай II подписал отречение от престола в силу обстоятельств, законной силы этот документ не мог иметь никогда, т. к. прежде следовало принять закон об отречении от престола царствующего императора (внести дополнительные части в главу «О порядке наследия Престола» Закона) и разработать механизм принятия отречения со всеми последующими действиями и только после этого передать престол своему сыну, а не брату – великому князю Михаилу Александровичу, что было очевидно для человека, имеющего высшее юридическое образование.
Анализируя документальные факты, мы видим, что великий князь Михаил Александрович престола не принял, но и не отказался от него. Он согласился принять корону только при одном условии: «если такова будет воля народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием, через представителей своих в Учредительном собрании, установить образ правления и новые Основные Законы Государства Российского». Данное условие не было соблюдено.
С юридической точки зрения престол Российской империи на законных основаниях принадлежал Николаю II вплоть до его смерти – 17 июля 1918 года.
Исполнение завета Спасителя «не противься злому» (Мф. 5:39), подражание Христу – так можно определить суть подвига, совершенного последним царем земли русской.
Прости нас, Господи!
Магистр права, судья районного суда Республики Крым
Наталья Павловна Ильичева
|