Пришло время для «легкой» критики Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева. Внимательный читатель заметил, что наше издание по мелочам не критикует. У Президента страны, как и у любого человека, могут быть ошибки, и это нормально. Но когда тактические ошибки могут перейти в стратегические, мы вынуждены срочно вмешиваться в ситуацию. Последнее вмешательство со стороны издания пришлось на весну 2008 года, когда нами были разосланы письма о негативных тенденциях в российской экономике. Вероятнее всего, многие (но не все) посчитали, что очередные писатели беспокоят верховную власть экономическими «страшилками». Вследствие чего не было принято ни одного решения о создании механизмов, позволяющих менее болезненно пройти первую стадию кризиса (именно российского, а не западного). Но это уже их ответственность. Правда, в момент кризиса несколько запоздалые, но в то же время необходимые решения были приняты достаточно оперативно, что позволило избежать в краткосрочном плане резкого падения стоимости рубля и технического дефолта некоторыми компаниями. Однако, дальнейших стратегических шагов не наблюдается. Так, принимаются некоторые технические решения, не более того. В то же время глобальные проблемы, с которыми отечественная экономика столкнется через несколько лет, никуда не испарились. Как я уже говорил, у Правительства осталось максимум два года, чтобы каким‑то образом отсрочить надвигающееся цунами (в настоящий момент волнение моря два, максимум три балла). Что нужно сделать за два года? Первое. Дать поручения специалистам проверить тренд ряда экономических показателей. Основная цель – получить из достоверных источников сведения о том, что проблема существует. На это уйдет максимум два‑три месяца. Второе. Выработать план под условным названием «спасение отечественной экономики» (в том числе и самих себя), который необходимо запускать не позднее весны 2009 года. Да, дорогой читатель, это «мягкая корректировка экономического курса». В момент запуска первых решений дорабатывается до начала лета 2009 года вся нормативная документация с внесением в ГД РФ. В течение месяца принимается на законодательном уровне (оперативность принятия некоторых решений известна).
Таким образом, через год будет запущен основной механизм, который на первом этапе сможет дать время для более детальной проработки «новой экономической политики страны». Благодаря этому несколько лет будет выиграно. В течение данного периода можно более точно все рассчитать и несколько скорректировать ранее принятые решения (все меняется очень быстро). Возможно, с божьей помощью Россия останется в нынешних границах еще лет 30.
Согласен, что все сложно сразу понять и осознать, поэтому перейдем к очевидным и простым решениям, которые в случае принятия могут ускорить окончание светлого будущего российской экономики.
Речь идет о неоднократном высказывании Дмитрия Анатольевича о создании на территории России мирового финансового центра и реализации отечественных энергоносителей (не только), идущих на экспорт, за рубли. К глубокому сожалению, до настоящего момента я не слышал (не читал) ни одного возражения по данному вопросу. Вариантов два. Либо я чего‑то не понимаю в финансах, экономике и геополитике (на среднестатистическом уровне), либо в России нет имеющих доступ к СМИ экономистов, которые разбираются в столь очевидных проблемах. В моем понимании, экономист, узнавший, что пропагандируется идея реализации энергоносителей, идущих на экспорт, за рубли, в срочном порядке обязан написать статью и отправить ее во все издания. Кроме этого, должны быть разосланы официальные письма во все инстанции. К сожалению, я этого не вижу. Ну что же, буду критиковать в одиночестве.
Создания полноценного мирового финансового центра в России я не буду касаться, так как это меньшее зло для отечественной экономики, тем более директивно это сделать невозможно. Экономический (эволюционный) путь развития данного процесса – на моей стороне. Теоретически ребенок может появиться раньше девяти месяцев, но в нашем случае речь идет о трех неделях после зачатия.
Реализация отечественных сырьевых ресурсов, идущих на экспорт, за рубли.
Зачем государству нужна валюта? В основном для удовлетворения потребностей экономики в широком смысле слова (домохозяйств, производителей, государства). В это понятие можно включить и инвестиции, обслуживание займов, накопление резервов и т. д. Так исторически сложилось, что в отечественной экономике всегда были проблемы с СКВ. Это наблюдалось при любом строе. На причинах останавливаться не будем (думаю, что это хроническая болезнь и вылечить ее очень сложно, скорее всего, невозможно). В разные периоды времени данная проблема решалась по‑своему. Чтобы получить СКВ, царская Россия продавала зерно, хотя народ в общей массе недоедал; молодая советская власть продавала все, что можно было продать, в том числе и художественные ценности. Логика Сталина мне еще более‑менее понятна. Сегодня продали пару картин и колец, все равно завтра заберем музей. Когда выросли цены на нефть, СССР начал более активно продавать «жидкое золото». Благодаря валютной выручке в стране начали появляться импортные товары, была предпринята попытка модернизации производства (хотя многие говорят, что закупленное оборудование так и оставалось лежать на складах). Если внимательно посмотреть торговый баланс СССР, то на протяжении длительного времени он был либо сбалансирован, либо экспорт несколько превышал импорт. Проблемы начались позже, когда с 1985 года по каким‑то непонятным причинам внешнеэкономическую деятельность отдали в частные руки. Были частично открыты границы, и импорт стал более активно поступать на отечественный рынок, между тем валютная выручка за сырье все больше оставалась на Западе. Начались внешние займы, с одновременным невозвращением экспортной выручки. Результат всем известен. Отрицательный счет текущих операций с необходимостью обслуживания ранее взятых долгов и финансирования определенного количества импортных продуктов питания.
Всем известно, что жизнь никого и ничему не учит. С 1995 года зафиксировали курс рубля к доллару (завышенный), получили резкий спрос на импорт и утечку капитала. Пока сырье было в цене, никто не беспокоился. Но как только стоимость нефти резко пошла вниз, начались проблемы. В итоге счет текущих операций вновь «ушел» в отрицательную зону, но накопленные негативные моменты в экономике были уже несравнимы с 1991 годом. Результат известен: дефолт по внутренним государственным долговым обязательствам, девальвация рубля в несколько раз, мораторий на возврат внешних займов. Во всех трех случаях основной проблемой была нехватка СКВ.
Вывод. Если экономика желает потреблять в огромных количествах импорт (в широком смысле), она обязана обладать как минимум таким же объемом СКВ (счет текущих операций должен быть сбалансирован на длительный промежуток времени). С учетом ряда особенностей нашей страны излишек СКВ должен быть значительным.
В необходимости СКВ убедились. Зададимся другим вопросом. А может ли быть так, чтобы меньше продавать (за валюту) и больше покупать? Ну раз российская экономика – «хроник», то не обхитрить ли как‑нибудь экономические правила (закономерности)? Отвечаю. Можно продавать меньше (получать СКВ), а тратить (СКВ) больше, т. е., имея устойчивый отрицательный счет текущих операций, жить припеваючи. Чтобы далеко не ходить, возьмем пример США. Таким образом они живут уже более 20 лет. Имея дефицит счета текущих операций в сотни миллиардов долларов, страна потребляет с каждым годом все больше и больше. Как такое может быть? Все очень просто. США привлекают внешние инвестиции, тем самым сальдируют отрицательный счет текущих операций. Одним словом, они постоянно что‑то продают: долговые обязательства, недвижимость, акции, свободу предпринимательства, воздух и т. д. Дмитрий Анатольевич хочет поступить так же: финансировать отрицательный счет текущих операций внешними заимствованиями (инвестициями). Рассматривать данную конструкцию нет смысла, так как рубль не является резервной валютой (СКВ). А раз он не является резервной валютой, то весь приток капитала будет в СКВ и кредиторы с инвесторами захотят забрать именно СКВ. Соответственно, приток капитала в настоящий момент (его еще нужно получить) имеет негативную направленность – создание внешнего долга со всеми вытекающими рисками. А что если сделать рубль резервной валютой? Тогда все может получиться? Возникает вопрос: что будет продавать Россия (имеется в виду по счету движения капитала)? Точнее, что может заставить инвесторов покупать рубль и как результат финансовые инструменты, номинированные в рублях, по которым можно получать доход? Сразу отмечу, что речь идет не о странах СНГ, это не тот объем, который нужен российской экономике в долгосрочном плане. Речь должна идти об устойчивых как минимум 70‑100 млрд долл, в год. Я не знаю, что может предложить отечественная экономика в виде объектов инвестирования на среднесрочную перспективу. К сожалению, каких‑то глобальных преимуществ, позволяющих конкурировать со многими странами Запада и Востока за столь громадные средства, у нас нет. Разобрались – как в США, не получится.
Вернемся к предложению Президента. Я утверждаю, что до тех пор пока российский рубль не станет СКВ со всеми вытекающими последствиями, т. е. российская экономика не будет одной из лучших в мире по инвестиционному климату, с огромной очередью граждан, желающих жить на территории России, стоимостью (нелегальной) получения российского гражданства в 500 тыс. долл, и т. д., продажа энергоносителей на экспорт за рубли – стратегическая ошибка, которая может в течение короткого промежутка времени оставить экономику без сырья и части СКВ. Попробую это доказать.
Блок‑схема № 1. Движение сырья, идущего на экспорт, и валютной выручки (СКВ). Основной смысл – российские экспортеры получают за товар СКВ. Полученную валюту могут продать, могут не продавать. В настоящее время РФ имеет положительный счет текущих операций (до 100 млрд долл. – 2008 год), соответственно, основным покупателем является ЦБ РФ. Далее купленную СКВ инвестируют в безрисковые обязательства, номинированные в СКВ. Все логично.
Блок‑схема № 2. Движение сырья, идущего на экспорт, с учетом расчетов за него российскими рублями. В данном случае от покупателей сырья в оплату будут брать рубли. Где возьмет рубли покупатель сырья? Естественно, он будет вынужден приобретать их на бирже (у кого, пока не принципиально). Если ему необходимо купить на 100 млрд долл, сырья, он проконвертирует 100 млрд долл, за рубли, которые в конечном счете выплатит продавцу сырья. В итоге те же 100 млрд поступают на биржу. Но если в первом случае экспортер может не продавать всю выручку (по разным причинам), то во втором все денежные средства в виде СКВ поступят на рынок. Все прекрасно. Можно предположить, что государство тем самым вынуждает не держать излишек валюты на счетах. Хотя в государственном капитализме, когда основные экспортные потоки подконтрольны государству, данный вопрос решается за круглым столом у премьер‑министра, так как врачей (вероятнее всего, медбратьев) вряд ли кто хочет видеть в своих особняках.
Уважаемый читатель, как, по вашему мнению, можно навредить отечественной экономике, если будет использован вариант, предложенный Президентом? Предлагаю, прежде чем читать дальше, немного подумать.
Как бы я оставил российскую экономику без нескольких десятков миллиардов долларов выручки в год? Все очень просто. На месте внешнего покупателя я взял бы кредит в рублях и оплатил ими поставку сырья. Таким образом, российская экономика не досчитается валютной выручки на сумму займа. В период активного платежного баланса это не так заметно (все зависит от общей суммы займа в рублях, который идет на оплату экспортных товаров). Но в дальнейшем, когда счет текущих операций будет иметь отрицательное значение, любое недополучение валютной выручки (от 5 млрд долл, в год) будет иметь существенное значение. А если в этот период добавятся серьезный отток капитала и снижение стоимости сырьевых ресурсов на мировых биржах, то проблем отечественной экономике не избежать.
Вывод: предложение по реализации экспортного сырья за рубли несет в себе риски недополучения значительной части валютной выручки и, как следствие, ухудшения общей экономической ситуации в стране.
Р. S. Возможно, у Правительства другое видение процесса, но поскольку информация полностью отсутствует, то явных экономических выгод от вышеуказанного предложения не нахожу. А если учитывать тот факт, что за последнее время было допущено несколько стратегических ошибок, то до полного опубликования развернутого плана по переходу на рубли в расчетах за товары, идущие на экспорт, данное решение можно считать еще одной стратегической ошибкой.
Блок‑схема № 1.
Реализация экспортных товаров (сырья) за СКВ
Блок‑схема № 2.
Реализация экспортных товаров (сырья) за рубли
ПОКАЗАТЕЛИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РФ, БАЛАНСА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ДОХОДОВ И СЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ (1970–2007 ГГ.)
ПОКАЗАТЕЛИ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ РФ 1985–2013 ГГ.
(млн долл.)
Опубликовано в № 11/2008 год
|