Ну а в Нижнем Новгороде в это время полиция раскрыла убийство солдата, произошедшее в доме Преображенского на печально знаменитой Миллионке. Учитывая военное время, происшествие имело большой резонанс.
Погибший оказался нижним чином 1‑го парка артиллерийской бригады, расположенной в Брест‑Литовске, прибывшим в Нижний Новгород на побывку. «Преступлению предшествовали следующие обстоятельства, – рассказывала криминальная хроника. – К содержательнице ночлежных квартир Беликовой, у которой находился Максимов, ввалилась компания из пяти человек с бутылками вина в руках. К мужчинам присоединились девицы, и началась попойка. К столу, между прочим, приглашен был компанией и Максимов. Выпив стакан вина, солдат вдруг встал и начал укорять бражничавших в тунеядстве».
«Сволочи! Как не стыдно вам в такое время ничего путного не делать, а только шалаберничать?!» – крикнул Максимов.
Возмущение солдата, в общем, можно было понять! Шла война. Наши войска отчаянно бились на сопках Маньчжурии с проклятыми самураями, в то время как флот только что понес очередное тяжелейшее поражение от эскадры коварного японского адмирала Того. А тут, в «тылу», вместо того чтобы записываться добровольцами в армию или, на худой конец, переживать по поводу гибели всего флота, праздно пьянствуют и веселятся! Будто ничего и не происходит. Однако захмелевшие «шалаберники» не оценили патриотизм солдата. Напротив, их до глубины пьяной души возмутили подобные обвинения. «Мы тебя вином напоили, а ты на нас бочку катишь?!» – заорал один из гостей. И плеснул остатками напитка в лицо обидчику. Солдат же в ответ опрокинул на оппонента стол, тем самым дав старт, в общем‑то, привычному для обитателей Миллионки дебошу. Визги испуганных девиц, матерные вопли, глухие удары, ну а потом у кого‑то в руках блеснуло лезвие финского ножа…
« – Братцы, убили! – этот отчаянный крик смертельно раненного, упавшего на землю, как бы отрезвил компанию, которая мгновенно разбежалась в разные стороны, – писала пресса. – Немедленно в дом Преображенского прибыла полиция, отправившая еще теплый труп в анатомическую камеру». Именно так сто лет назад называли городской морг.
Вскоре на Живоносной улице был задержан сам убийца солдата, а потом и его дружки. При этом все они оказались отнюдь не местными тунеядцами и алкоголиками, а приезжими из губернии, работавшими у местного предпринимателя извозчиками…
История о банальном бытовом убийстве получила громкую огласку еще и в связи с тем, что как раз весной‑летом 1905 года городские власти развернули борьбу с нелегальными перевозчиками и нарушителями правил уличного движения.
Несмотря на то что в начале XX века в крупных российских городах, в том числе и Нижнем Новгороде, уже получил широкое распространение общественный транспорт, то есть трамвай, основная тяжесть перевозок по‑прежнему лежала на легковых и ломовых извозчиках. Ломовики в основном занимались перевозкой грузов: воды, продуктов, стройматериалов, нечистот. Поэтому использовали лошадей тяжеловозных пород. Легковые же извозчики на клячах побыстрее перевозили пассажиров. Данный бизнес, как современные такси и грузотакси, естественно, регламентировался правилами и законами, которые столь же естественно и постоянно нарушались. Ломовики грубо нарушали правила уличного движения: не соблюдали положенную дистанцию, постоянно выезжали на встречную полосу движения, что было им категорически запрещено ввиду медленной скорости. Легковые извозчики ездили по улицам без положенных номерных знаков, а также в неприличной рваной одежде. Сами транспортные средства – лошади и пролетки – эксплуатировались с многочисленными неисправностями, как сломанные рессоры, порванные сбруи и т. п.
Из‑за высокой конкуренции извозчики носились по улицам как угорелые, подрезали и чуть ли не сталкивали друг друга в кювет. Да и некоторые клиенты, торопясь по делам или изрядно выпив, требовали не просто довезти их в нужное место, а непременно прокатить с ветерком! Какой же русский не любит быстрой езды? Поэтому мчащаяся по улице с диким игогоканьем кобыла, громкие крики «Ннноо, ннноо, пшла!», перемежающиеся с похожими на стрельбу ударами кнутов, были обычным делом. Как и последующие опрокидывания, столкновения и наезды на пешеходов… В некоторых городах власти даже на законодательном уровне запрещали извозчикам пользоваться кнутами.
Бывали и вовсе вопиющие случаи. К примеру, одним летним вечером легковой извозчик по фамилии Калинин вез в село Гордеевка крестьянина Ивана Юханова. Тот был в изрядном подпитии и охотно сорил деньгами. Все таксисты знают, что пьяный клиент – это потенциально выгодный клиент! Калинин очень торопился, видимо уже мысленно представляя, как одурманенный водкой пассажир достает из кармана звонкую монету. Однако вблизи 2‑й Сибирской улицы пролетку сильно тряхнуло на кочке, и Юханов свалился на мостовую. А падают пьяные, как известно, лицом вниз, поэтому голова его оказалась сильно разбита. Тем не менее Калинин попытался втащить клиента обратно в пролетку, дабы довезти‑таки до дома. На подмогу ему подоспел случайно оказавшийся поблизости городовой Ерыгин. Когда бесчувственное тело снова оказалось на сиденье, полицейский решил, что его надо везти в больницу, но уж никак не домой. Однако Калинин, боясь лишиться премии, настаивал на обратном. В итоге между ними возникла драка, в ходе которой извозчик полоснул стража порядка ножом по горлу…
Для упорядочения работы перевозчиков каждый тарантас с лошадью должен был иметь номерной знак, выдававшийся полицией. Однако многие продолжали работать без знаков, использовали поддельные и нигде не регистрировались. При этом извозчики часто парковались в запрещенных местах, вторым и третьим рядом, препятствовали движению и создавали пробки. А зачастую привязывали своих лошадей где попало, к примеру к фонарям освещения, заборам и уходили поесть или передохнуть. В результате многие улицы были попросту запружены огромным количеством всевозможных тарантасов, пролеток и дилижансов. После коих оставались еще и бесчисленные кучи навоза. Одним словом, «транспортная мафия» бесчинствовала и плевала на все законы…
Все это заставило полицию пойти на крайние меры, а именно начать принудительную эвакуацию нелегальных и неправильно припаркованных лошадей! Городовые устраивали облавы в местах скопления извозчиков, срывали с тарантасов номера, после чего под конвоем препровождали в полицейскую часть. Если же «водителя», пардон, извозчика на месте не оказывалось, повозку и вовсе эвакуировали в его отсутствие! Правда, каких‑либо специальных погрузчиков для этих целей еще придумано не было. Кобыл просто отвязывали и принудительно уводили. Когда же разбирательство заканчивалось, с извозчиком проводилась беседа и выписывался штраф, его еще и заставляли лично убирать скопившийся к этому времени под его кобылой навоз…
Ситуация усугубилась тем, что у традиционных нижегородских перевозчиков появились неожиданные конкуренты. А именно донские казаки! После забастовок и беспорядков, прокатившихся по стране в январе‑феврале 1905 года, по приказу царя в подмогу местным правоохранителям были отправлены отряды казаков. Целью командировки была охрана общественного порядка и недопущение революционных выступлений. Однако монотонная служба вдали от родных мест казакам вскоре надоела, и они стали искать развлечений, попутно развлекая и местное население. «Казаки у нас совсем акклиматизировались, – сообщал „Нижегородский листок“. – 8‑го и 9‑го почти все поголовно перепились. На своих „маштачках“ они катают публику, взимая по 5 ‑10 коп. с желающих „показаковать“. Охотников до этого удовольствия находится много, а сынам воинственного Дона только это и нужно. Все бы это ничего, но является только одно неудобство, а именно: не разберешь, кто кого охраняет – казаки ли население, или же население казаков».
|