В итоге дошло до того, что недовольные перевозчики написали коллективное письмо царю! В коем жаловались на городские власти, полицию, тех самых «акклиматизировавшихся» казаков, угрожая при этом забастовками и параличом транспорта. Дело усугублялось тем, что как раз в это время в Нижнем Новгороде началась забастовка трамвайных служащих.
Последние требовали организации работы вожатых и кондукторов в две смены, повышения зарплаты на 10%, выдачи «квартирных» денег в размере 3 рублей в месяц, обязательного страхования работников, оплаты больничных листов и даже права «перевозить на передней площадке бесплатно до двух человек» и права задерживать и передавать в полицию пассажиров, оскорбивших трамвайного служащего.
Учитывая сложную экономическую ситуацию и рост протестных настроений, канцелярия императора отреагировала довольно оперативно. Вопрос был спущен в Нижегородскую городскую думу, которая собралась по этому поводу на срочное заседание. «В своем ходатайстве извозчики указывают на дурное обращение с ними полиции, – рассказал в своем выступлении депутат В. М. Волков. – При малейшем протесте с их стороны полиция срывает с них знаки и отправляет в часть вместе с лошадью, которая по нескольку часов ждет хозяина. Извозчики просят, чтобы полиция не отправляла их, а вызывала в часть на следующий день по номерному знаку и чтобы лошадь во всяком случае была отправлена на квартиру извозчика. Извозчики просят далее предоставить им право иметь для защиты своих интересов поверенного и разрешить управе взимать с них, при наличии номерных знаков, по 50 коп. с человека на содержание этого поверенного».
Попутно вскрылись всевозможные злоупотребления со стороны правоохранительных органов. К примеру, как и в нынешние времена, действовало правило, согласно которому извозчик обязан был бесплатно возить полицейских чинов «по их надобностям». В идеале воспользоваться повозкой те могли для задержания преступников или доставки к месту преступления. Однако в действительности «надобности» толковались полицейскими по своему усмотрению. Те попросту катались на халяву по любому поводу. В порядке вещей были случаи, когда к извозчику подходил (или подползал) пьяный чин и требовал отвезти его «по надобности» домой. А то и вовсе прокатиться по городу с дамой или просто подвезти знакомого «в интересах службы». Дошло до того, что каждый извозчик вынужден был перевозить в год в среднем 700 бесплатных пассажиров, естественно неся при этом огромные убытки.
Однако отнюдь не все парламентарии поддержали ходатайство. «Господин Волков слишком идеализирует наших извозчиков, – отметил депутат А. А. Савельев. – Должно быть, он мало на них ездит, а больше на своих лошадях или ходит пешком». По мнению Савельева, многие нижегородские извозчики являлись настоящими разбойниками. Общественность постоянно жаловалась за всяческие безобразия. Дескать, гоняют так, что пассажиры на поворотах падают на дорогу, требования полицейских игнорируют и удирают от них, лошадей не кормят и эксплуатируют до полного изнеможения. Ну а пьяных клиентов обманывают и обсчитывают. Да еще и пользуются неисправным подвижным составом…
Но это были еще цветочки! Царское правительство додумалось установить еще и «льготы» на проезд для… мертвецов.
Дело в том, что труп, валяющийся посреди улицы, в то время был столь же обычным явлением, как спящий на тротуаре пьяный. Из‑за большого количества бездомных, больных и слабо развитой медицинской помощи ежедневно десятки людей отходили в мир иной не в постели или на больничной койке, а прямо на мостовой, скамейках и в парках. И всех этих покойников кто‑то должен был вывозить и доставлять в морги или на кладбища. Карет скорой помощи на все трупы не хватало, и чиновники не нашли ничего лучше, как возложить эту «почетную обязанность» на тех же легковых извозчиков! Причем совершенно бесплатно. Перевозчики какое‑то время терпели это безобразие, но потом вынуждены были восстать. Во‑первых, перевозка такого рода «льготников» приносила ежедневные убытки. Во‑вторых, негативно сказывалась на имидже извозчиков. Ну неприятно же! Гуляешь по улице, а тут едет пролетка, в которой на сиденье «развалился» кое‑как прикрытый тряпкой покойник! Да еще и «аромат» соответствующий и мухи роятся. А потом на то же самое сиденье людей сажать?! Кроме того, полиция позволяла себе и другие злоупотребления. «По параграфу 15 обязательных постановлений об извозном промысле, извозчики обязаны, по требованию полиции, возить бесплатно поднятых на улице больных и умерших, – сообщал „Нижегородский листок“. – Между тем при 3‑й полицейской части на Нижнем базаре чины полиции принуждают извозчиков возить бесплатно больных из самой части в больницы, вместо того чтобы пользоваться существующей для этого каретой скорой помощи, причем по случаю отказа со стороны извозчиков исполнять подобные незаконные требования, полиция позволяет себе разные меры насилия, как это было, например, с извозчиком № 374 С. П. Лушиным».
Одним словом, работа у извозчиков была нервная, и это был особый класс трудящихся, также игравший значительную и неоднозначную роль в жизни общества.
|