Понедельник, 25.11.2024, 03:46
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА » Познавательная электронная библиотека

Волга потекла вспять, а небо упало на землю

Первое десятилетие XX века тоже было богато на всевозможные катаклизмы. Весной 1908 года Центральная Россия и Поволжье испытали одно из самых страшных наводнений за всю историю.

Еще в середине апреля никаких признаков надвигающейся катастрофы не наблюдалось. Половодья на крупнейшей реке Европы были делом привычным и ежегодным и никого не удивляли. Как правило, талые воды лишь немного подтапливали низменные берега и расположенные на них города и поселки, чем дело и ограничивалось. Хотя многие хорошо помнили паводок 1889 года, когда вода в Оке и Волге поднялась на 12,5 метра.

В следующие дни вода прибывала довольно неспешно, в среднем по полметра в сутки, постепенно заливая прибрежные отмели и острова. «Луговая сторона Волги затапливается очень медленно», – констатировал «Нижегородский листок» 17 апреля. Через три дня вода достигла прошлогоднего уровня, что, в общем, было в пределах нормы.

Между тем главная угроза исходила не от суровой Волги‑матушки, а от младшей сестрицы ее Оки. На главном притоке оной – Москве‑реке – после неслыханно снежной и затяжной зимы в это время уже разыгралось столь же невиданное половодье. В течение Страстной недели перед Пасхой вода стала стремительно прибывать, а в Страстную пятницу – 23 апреля произошла настоящая катастрофа. Уровень воды в Москве‑реке в течение дня поднялся сразу на 9 метров! Пятая часть города оказалась затопленной, в воде оказались даже башни Кремля. «Набережные реки Москвы и Водоотводного канала представляли из себя сплошное водное пространство, – рассказывал один из очевидцев. – Залиты были все прилегающие к набережным улицы и переулки, около каждого моста были большие озера, в которых извозчичьи пролетки уходили по колеса. Плавали лодки и плоты, и лишь изредка попадались смельчаки, идущие по пояс в воде. У мостовых озер образовались извозчичьи биржи, где работали ломовики, перевозя самую разношерстную публику. Из воды еле виднелись фонарные столбы, а во многих местах деревянные перила были сломлены напором воды. С переулками сообщались с помощью лодок, но это было чрезвычайно опасно, так как лодки уносило по течению. А по реке неслись огромные бревна, стога сена, дрова, какие‑то большие кадки, части крестьянских построек и целые избы. В 2 часа дня понеслась целая баржа, которая сломалась у быков Бородинского моста. Отрезанные водою, обитатели затопленных домов махали своим родственникам носовыми платками…»

Вода затопила одну из самых крупных городских электростанций, в результате чего многие кварталы города остались без света. В городе было разрушено или повреждено почти 25 тысяч построек.

Ну а в Нижнем Новгороде тем временем 20 апреля получили тревожное сообщение о том, что несколько шлюзов на Москве‑реке не выдержали напора и один за другим разрушились. Огромные потоки воды тотчас устремились ниже по течению – в Оку…

А уже 21 апреля появились первые признаки надвигающейся катастрофы. «После полудня было получено сообщение, что на Оке повыше Павлова за 5 часов прибыло 3 аршина (2 метра. – Авт. )», – писали газеты. Однако «прибыло» – это мягко сказано. В действительности в сторону Нижнего Новгорода двигалась настоящая волна высотой 2–3 метра! Первыми под удар попали поселки Черный (ныне Дзержинск) и Сейма. Двигавшийся по железной дороге пассажирский поезд был попросту остановлен набежавшей на насыпь волной!

В 6 часов утра 22 апреля вода начала стремительно заливать Молитовку и Канавино. В последнем в считаные часы затопило Проездной переулок, Мещанскую улицу и синагогу. Проживавшие в подвалах рабочие‑татары в последний момент были эвакуированы полицией. Элеватор и гостиница «Петербург» были отрезаны от суши. Во многих местах жители в панике сооружали вокруг домов насыпи из земли и досок, надеясь таким способом защитить свои жилища от наступающей воды. «Насколько сильное течение в Оке, можно судить хотя бы по тому, что, например, вчера два парохода с большим трудом тянули вверх одну баржу», – констатировал «Нижегородский листок». В то же время стоявшие на якорях баржи стало срывать с места и уносить по течению. Утром 23 апреля унесло купальню, «припаркованную» у горного берега Оки. А дальше началось своеобразное домино. Плавсредство стало цеплять стоящие ниже баржи, вследствие чего те также «снимались» с якорей и уплывали. Часть их удалось отловить пароходам речной полиции, остальные унеслись вниз по Волге…

Но то были лишь цветочки. «Канавино. Вода все прибывает, – писали газеты 25 апреля. – Все шоссе вплоть до пристани пароходства общества „По Волге“ залито, в воде оказались помещения ярмарочного комитета. По Александровской улице (ныне Интернациональная ) уже залиты дома Иванова, Винокурова, Буданова, Блинова и др. Залиты бани Перлова и Соболева. В Гордеевке сообщение по мосткам и на лодках. Молитовка начала тонуть. Отменены занятия в гимназиях». Также ушли под воду железнодорожные станции Растяпино и Гороховец. Московское шоссе скрылось под волнами…

Типичный случай имел место в Молитовке. Когда к дому одной из семей подошла вода, жильцы перебрались на второй этаж и легли спать. Однако опасность явно была недооценена, что едва не привело к гибели. Ночью все были разбужены шумом приближающейся воды, вследствие чего приняли роковое решение перебраться на чердак. К утру второй этаж дома также ушел под воду, жильцы попросту оказались в ловушке. И это неудивительно, учитывая, что за сутки прибыло еще 3 метра воды! Только своевременное возвращение с ночной смены сына хозяина дома спасло им жизнь. Молодой рабочий подплыл к дому на лодке, после чего топором прорубил крышу и в последний момент извлек своих родных.

Между тем на Оке разыгрался настоящий шторм. Огромные волны не только с легкостью опрокидывали корабли и баржи, но и срывали с берега дома и целые кварталы! Так, на борском перевозе уплыли одноэтажный дом, тесовый сарай со снастями, паклей и бревнами, а также баня, принадлежавшие некому Д. И. Мухановскому. Другому местному жителю, В. Е. Квашину, повезло больше. Стихия забрала у него только баню, дом же лишь развернуло на 180 градусов. Прямо как в сказке про Бабу‑ягу: «К лесу передом, ко мне задом»! Больше всех пострадал расположенный напротив стрелки остров Мочальный, который в те времена был обжит людьми. Оказавшись прямо посреди бушующей стихии, стоявшие здесь строения были практически уничтожены. Вода унесла несколько барж и пароходов вместе с пристанями, а также пять двухэтажных домов вместе с жильцами и баню.

На следующий день вода продолжала прибывать прежними темпами. За трое суток, с 23 по 25 апреля, ее уровень поднялся почти на 10 метров! В результате наступавшие с юга воды Оки в районе Московского шоссе соединились с водами Волги. Таким образом, еще оставшиеся незатопленными небольшие места в Канавине и Гордеевке были полностью отрезаны от суши. Между тем вся Нижегородская ярмарка уже полностью ушла под воду. Волны плескались над крышами товарных складов Сибирской пристани. А прямо возле торчащего из воды собора Александра Невского затонуло грузовое судно.

«По всем направлениям и лагунам нижегородской Венеции шныряют „мартышки“ с пассажирами и кладью, – рассказывал „Нижегородский листок“. – Лодки задевают зеленые и красные крыши, рвут провода ярмарочной телефонной сети, застревают на воротах.

„Бугровский“ садик на ярмарке перед триумфальными воротами представляет из себя глубокое водное пространство, на поверхности которого верхушки высоких деревьев являются каким‑то кустарником… Поле, отделяющее ярмарку от Гордеевки, представляет из себя целое море воды, которое настойчиво проникает в глубь села».

Не лучше обстояли дела и на противоположном берегу Оки. Вода добралась до улицы Рождественской, Казанского вокзала и Бугровских мельниц. На заводе Курбатова залило машины, котельную и другие отделы, вследствие чего предприятие прекратило работу. Также в окрестностях Нижнего были затоплены деревни Кузьминка, Подновье, большая часть Бора и Балахны. «Один лишь Макарьевский Желтоводский монастырь гордо возвышается над морем воды, едва достигающей монастырских ворот, – сообщали газеты. – Само село было затоплено, а 90 семей живут на чердаках своих домов». В Молитовке вода уже подбиралась к последним торчащим из волн домам, где скопились все местные жители…

А порой глазам очевидцев представало и вовсе невероятное зрелище. Все помнят легенду о турецкой крепости Измаил. Мол, полководец Суворов предложил коменданту сдаться, а тот в ответ заявил, что скорее небо упадет на землю и Дунай потечет вспять… Как оказалось, реки и правда могли потечь в обратном направлении!

Напор воды в Оке был столь силен, что течение в Волге встало (!), и могучая река на какое‑то время потекла вспять! Так, возле Сибирской пристани сорвало деревянный, довольно больших размеров дом купца Ушакова. Однако вопреки законам физики строение поплыло не вниз по течению, а, наоборот, вверх! «Точно конец света наступает! Реки вспять повернули!» – думали в ужасе обыватели. Домовладелец же, уведомленный о «бегстве» недвижимого имущества, позвонил в речную полицию и попросил выслать для «поимки» дома пароход.

К слову сказать, работенки у последней хватало. По реке то и дело проплывали двух‑, трех– и даже четырехэтажные дома. На некоторых из них можно было различить надписи вроде «трактиръ» или «гостиница». Периодически в волнах мелькали трупы людей и животных. 26 апреля полицейский пароход отловил крестьянский домик, в котором находилось три человека: муж, жена и ребенок. Последние двое были уже мертвы, а вот главу семейства удалось спасти…

27 апреля вода наконец перестала прибывать, а к началу мая ее уровень начал постепенно падать. Апокалипсис закончился. Тем временем жители нагорной части Нижнего каждый день выходили на откосы и с ужасом наблюдали последствия потопа. «За грехи нас Господь Батюшка милостивый наказывает, – торжественно произнесла одна старушка. – Неверие в людях пошло, Бога забыли, слабость и разврат пошли».

Прошло всего два месяца с окончания потопа, как народу снова пришлось вспоминать Господа! Начиная с 27 июня в небе над Европой, европейской частью России и Западной Сибирью стали наблюдаться странные явления: серебристые облака, яркие сумерки, а солнце порой окрашивалось в жуткий красноватый цвет. А рано утром 17 июня жители немногочисленных селений в Центральной Сибири, в том числе и сосланные в «места отдаленные» революционеры, увидели в небе огненное тело, двигавшееся в северном направлении, сопровождавшееся громоподобными раскатами. Ну а потом появилась громадная световая вспышка. Не это ли конец света?! В 7:14 по местному времени над Южным болотом в районе таежной речки Подкаменная Тунгуска произошел взрыв невероятной силы, который современные ученые оценивают в 50 мегатонн!

«Вдруг на севере небо раздвоилось, и в нем широко и высоко над лесом появился огонь, который охватил всю северную часть неба, – рассказывал Семен Семенов, житель фактории Ванавара, находившейся в 70 километрах к юго‑востоку от взрыва. – В этот момент мне стало так горячо, словно на мне загорелась рубашка. Я хотел разорвать и сбросить с себя рубашку, но небо захлопнулось, и раздался сильный удар. Меня сбросило с крыльца сажени на три. После удара пошел такой стук, словно с неба падали камни или стреляли из пушек, земля дрожала, и когда я лежал на земле, то прижимал голову, опасаясь, чтобы камни не проломили головы. В тот момент, когда раскрылось небо, с севера пронесся горячий ветер, как из пушки, который оставил на земле следы в виде дорожек. Потом оказалось, что многие стекла в окнах выбиты, а у амбара переломило железную закладку для замка двери».

Взрывная волна была зафиксирована обсерваториями по всему миру, в том числе в Западном полушарии. В результате взрыва были повалены деревья на территории более 2000 км2, а оконные стекла в домах были выбиты в нескольких сотнях километров от эпицентра. Затем в течение нескольких дней на территории от Атлантики до Центральной Сибири наблюдались интенсивное свечение неба и яркие светящиеся облака.

«17‑го июня утром, в начале 9‑го часа, у нас наблюдалось какое‑то необычное явление природы, – писала газета „Сибирь“ 2 июля. – В селении Н. – Карелинском (верст 200 от Киренска к северу ) крестьяне увидали на северо‑западе, довольно высоко над горизонтом, какое‑то чрезвычайно сильно (нельзя было смотреть ) светящееся белым, голубоватым светом тело, двигавшееся в течение 10 минут сверху вниз. Тело представлялось в виде „трубы“, то есть цилиндрическим. Небо было безоблачно, только невысоко над горизонтом, в той же стороне, в которой наблюдалось светящееся тело, было заметно маленькое темное облачко. Было жарко, сухо. Приблизившись к земле (лесу ), блестящее тело как бы расплылось, на месте же его образовался громадный клуб черного дыма и послышался чрезвычайно сильный стук (не гром ), как бы от больших падавших камней или пушечной пальбы. Все постройки дрожали. В то же время из облачка стало вырываться пламя неопределенной формы». Все жители селения в паническом страхе сбежались на улицы, бабы плакали и усердно молились, думая, что приходит конец мира.

К счастью, взрыв метеорита произошел именно в Сибири, причем в глухой ее части, поэтому сведения о нем многими обывателями были восприняты как сказки. Тем более истинные масштабы разрушений стали известны лишь спустя годы. В противном случае масштабы паники и истерии были бы непредсказуемы. Ведь сбывается же все! Реки уже вспять потекли, а небо падает на землю!

Категория: Познавательная электронная библиотека | Добавил: medline-rus (05.01.2018)
Просмотров: 253 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%