Кстати, вера в колдовство у крестьян, большинство из которых находилось по уровню культурного развития значительно ниже городских жителей, была очень сильна. В этом отношении особенно характерно следующее дело, возникшее, как тогда выражались, на почве крайней народной темноты. А началось все с того, что в Казанской губернии на одном из мусульманских кладбищ было обнаружено подозрительное захоронение, в котором лежал обугленный и обезглавленный скелет. Однако дело об убийстве завести не представилось возможным, так как выяснилось, что «потерпевший» ранее уже был похоронен!
За год до этого в одной из деревень, населенной преимущественно татарами, возникла сильная детская эпидемия, перешедшая и на взрослых. Дело в общем‑то банальное для того времени: вспышки тифа, холеры, сифилиса на территории страны были обычным явлением. Однако среди малообразованных местных жителей распространился слух, что болезнь якобы вызвана умершим колдуном, который пьет детскую кровь! Дескать, «дух колдуна выходит по ночам из могилы и носится по деревне в виде кошки или птицы».
В итоге местное крестьянство, взбудораженное этими домыслами, собралось на сход, дабы обсудить методы борьбы с призраком. После прений приняли решение идти на кладбище и обследовать могилы. Вооружившись топорами, вилами и даже ружьями, татары всей толпой отправились на местный погост. Велико оказалось удивление крестьян, когда на некоторых могилках они действительно увидели норы (вероятно, прорытые кротами). «Вот видите! – истерически вопили активисты. – Вот отсюда они и вылазят!» При этом одна могила недавно умершего от чахотки татарина показалась «инспекторам» особенно подозрительной. Для проверки решили воткнуть в нее кол. Каково же было изумление толпы, когда тот оказался как бы в крови! Люди тотчас отпрянули: «Точно, живой он… Убить его!» После сего бригада смельчаков раскопала могилу и достала труп.
Сход тотчас принял решение принять меры, чтобы покойник более не оставлял своей могилы! А конкретно – обезглавить его. На роль «палача» избрали татарина Хабибуллина, который отрубил покойнику голову и руки (на всякий случай). Затем, по выражению следствия, «труп был брошен в могилу, отрубленная голова приложена к седалищной части и осиновым колом через задний проход трупа прикреплена к земле». Замысел борцов с колдунами был такой: проснется покойник, а головы на месте нет! И рук тоже, так что поставить ее на место нет никакой возможности… После этого могилу закопали.
Однако на второй день пугливым татарам принятых мер по обезвреживанию трупа показалось мало! Вдруг тот все‑таки исхитрится отомстить им? Ну там, соседей по могилкам подговорит вылезти и т. п. Посему решили зловещего мертвеца снова откопать и уничтожить. На сей раз крестьяне разложили прямо посреди кладбища костер, кинули туда останки, облили керосином и подожгли. Потом оставшийся пепел и кости сгребли в могилку и в очередной раз закопали…
Собственно, под суд пошел только один «палач» Хабибуллин, обвинявшийся в поругании над трупом. Остальных виновных установить не удалось. Суд постановил, что указанное деяние обвиняемый совершил не по своей вине, а «по принуждению возбужденной толпы», причем за ослушание ему грозила расправа. Посему Хабибуллина оправдали.
|