Жилище любого народа отражает образ жизни, который он ведет. Оседлые народы строят себе наземные дома или полуземлянки, а кочевники живут в шалашах и палатках, которые можно легко разбирать и перевозить с места на место. Многое зависит также от окружающей среды и от рода занятий людей: охотники покрывают свои жилища шкурами, оседлые народы в лесах строят дома из дерева, в степи и горах – из камня и глины.
Каждая группа североамериканских индейцев имела свой тип жилища. Так, на Юго‑Западе индейцы навахо строили полуземлянки с глинобитной куполообразной кровлей и входным коридором (хоганы), а индейцы болотистой Флориды жили в свайных хижинах. Кочевые охотники Субарктики жили в шалашах‑вигвамах, основу которых составлял каркас из жердей. Если жерди были прямыми, вигвам получал коническую форму, подобно чумам коренных народов Сибири. Если же жерди пригибались друг к другу верхушками, то форма вигвама становилась куполообразной. Покрывались вигвамы, как и сибирские чумы, зимой шкурами, летом – берестой.
Разборные палатки кочевников Великих Равнин назывались типи. Они тоже имели конический остов из жердей, покрышка же сшивалась из бизоньих шкур. Дым от очага выходил через центральное отверстие в кровле, прикрытое от дождя специальными лопастями. Типи вождей покрывались рисунками – знаками их владельцев.
Индейские жилища.
Жилище ирокезов строилось тоже на каркасной основе из коры. Однако оно уже служило по десять‑пятнадцать лет, пока живущая в нем родовая община не переносила на новое место свои кукурузные поля. Это знаменитый ирокезский длинный дом, давший название самому племени (ирокезы именовали себя ходенасауни, то есть «люди длинного дома»). В длину дома ирокезов достигали 25 метров. Вход находился в торце дома, а над ним помещалось резное или живописное изображение тотема – животного‑покровителя живущей в нем родовой группы (овачиры). Внутри длинный дом был разделен на отсеки; каждая семейная пара занимала один такой отсек и имела свой очаг, дым от которого выходил через отверстие в крыше. Спали обитатели дома на нарах, тянувшихся вдоль его длинной стены.
В деревянных домах индейцев Северо‑Запада также проживало несколько родственных семей. Как и у ирокезов, каждая семья занимала особый отсек, отделенный от соседних циновками и находившийся тем ближе к отсеку главы семьи, чем ближе было родство. Вдоль стен жилища сооружали широкие нары в два яруса: наверху спали, а нижний ярус предназначался для сидения. Посреди дома в углублении горел очаг. Сам дом и его обитатели носили имя родового тотема, изображения которого покрывали главные детали жилища: фасад и столбы, поддерживающие балки, а также огромный тотемный столб перед домом.
Внутренний вид «земляного дома» индейцев мандан. (По картине Карла Бодмера, 1830.)
|