Табак – исконно американское растение. Индейцы издавна собирали дикорастущий табак, а некоторые племена научились его выращивать. Первые европейцы, побывавшие в Северной Америке, с удивлением рассказывали об обычае туземцев пускать дым из свертка табачных листьев, засунутых в рот. Кроме курения, среди индейцев было распространено жевание различных смесей с добавлением табака. Например, индейцы Северо‑Запада перетирали табак в каменных ступах вместе с пережженными раковинами и из полученной смеси делали лепешки, которые жевали и сосали.
Однако особенно характерно для индейцев было именно курение, которое обычно сопровождало религиозные обряды – ведь табачный дым естественно наводил на мысль о духах. Так, у алгонкинов курение табака было способом общения с маниту. Индейцы же Лабрадора курили после охоты на медведя, поминая души предков. У индейцев кроу сеять и собирать это священное растение могли лишь члены тайного Общества Табака. Обряд курения у кроу начинал вождь, который обращал трубку вначале к солнцу, затем к земле, после этого символически выпускал из нее дым на все четыре стороны света и на собственное тело – и только тогда передавал ее по кругу соплеменникам. У мускогов воины, отправляясь в поход, собирались в доме Совета и по очереди курили трубку, пуская кольца дыма к солнцу.
Индейский вождь с трубкой калумет.
Важную роль в жизни индейцев играла длинная церемониальная трубка‑калумет. Ее головка делалась из красного глинистого сланца катлинита, добываемого в каменоломнях Пайпстоун (что по‑английски значит трубочный камень) на территории нынешнего штата Миннесота. Индейцы верили, что эти каменоломни созданы самим маниту, и почитали их как святыню. Калумет участвовал в важнейших их церемониях. Им клялись в торжественных случаях или когда нужно было придать своим словам особый вес. Так, чтобы снять с себя подозрения в воровстве, индейцу достаточно было поклясться калуметом. В мирное время калумет раскрашивали в синий цвет и привязывали к нему пучок орлиных перьев. Если же гонец другого племени приносил красный калумет с красными перьями, это означало объявление войны. А при заключении мира вожди враждовавших племен раскуривали вместе калумет, почему его часто называют Трубкой Мира.
Как тут не вспомнить вновь «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло, где Гитчи Манито (то есть маниту) говорит индейцам:
Трубки сделайте из камня,
Тростников для них нарвите,
Ярко перьями украсьте.
Закурите Трубки Мира
И живите впредь как братья!
|