Селение индейцев из племени криков было самоуправляющейся общиной, во главе которой стояли совет старейшин и вождь или несколько вождей, правивших поочередно. Вождь и старейшины назначали людей на общественные работы, распределяя обязанности каждого соответственно его социальному рангу и родовой принадлежности. Между родами существовало разделение труда: одни отвечали за строительные работы, другие – за обработку полей, третьи – за их охрану и т. д. Роды делились также на «белые», ведавшие мирными занятиями, и «красные» – военные. Общий совет селения, в который входили все мужчины, собирался по мере необходимости в доме вождя или на центральной площади поселения. Здесь индейцы обсуждали текущие дела и развлекались играми.
Весьма сложная система социальных рангов и иерархия вождей существовала у индейцев Северо‑Запада. Наибольшим влиянием у них пользовались так называемые «настоящие вожди», стоявшие во главе отдельных индейских поселений. За ними шли «меньшие вожди», в число которых включались также младшие братья «настоящих вождей». Между вождями велось постоянное соперничество за лидерство. Они должны были вновь и вновь подтверждать свое общественное положение, накапливая богатства, а затем раздаривая их во время церемоний потлача.
Появление Великого Солнца на празднике урожая (по гравюре Дю Пратца).
Самая же сложная социальная организация была у индейцев племени натчи, которые жили в нескольких укрепленных поселениях в низовьях Миссисипи. Их верховный вождь носил титул Великое Солнце и почитался братом небесного светила. Жилище его строилось на высокой земляной насыпи. Следы таких насыпей до сих пор хорошо видны на местах расположения древних натчезских поселений. На торжественных церемониях Великое Солнце появлялся в парадном облачении из перьев. Слуги несли его в паланкине, ибо Солнце не должно было касаться земли. На его похоронах приносились многочисленные человеческие жертвы, и вместе с ним погребали его жену и слуг. Поскольку родство у натчи, как и у большинства восточных индейцев, считалось по женской линии, после смерти Великого Солнца власть передавалась сыну его старшей сестры. Родственники Великого Солнца занимали высшую ступень в социальной иерархии натчи. За ними следовала обычная знать; ниже ее стояли простые общинники, а в самом низу – рабы.
|