Некоторые исследователи не исключают, что по той же причине исчез и глава рейхсканцелярии Мартин Борман, которого большинство жителей нашей страны ассоциирует с культовым советским фильмом «17 мгновений весны».
1 мая 1945 года, во время штурма Берлина советскими войсками, Мартин Борман в сопровождении личного врача Гитлера Людвига Штумпфеггера вышел из бункера фюрера и… бесследно исчез. Найти его после падения рейха союзники не могли ни среди живых, ни среди мертвых.
И даже когда шеф гитлерюгенда Артур Аксман – человек, который последним видел Бормана, в декабре 1945 года на допросах американских спецслужб заявил, что 2 мая 1945‑го он лично видел труп Мартина Бормана, лежавший на одной из берлинских автобусных остановок, ему никто не поверил. И на Нюрнбергском трибунале Борман был объявлен пропавшим без вести. Ведь версия того, что всемогущий любимец Гитлера и казначей Третьего рейха мог покончить с собой на какой‑то грязной автобусной остановке, пока советские танки входили в Берлин, казалась слишком уж невероятной. Только самый наивный мог бы поверить, что человек, в руках которого находились активы фашистской Германии, заранее не предусмотрел все возможные пути отхода из осажденного Берлина. Многие годы считалось – на самом деле Борман сбежал из Германии и скрылся вместе с золотом партии в Южной Америке. А помогли ему в этом американцы.
Бормана якобы встречали под разными именами в Испании, в Парагвае, в Австралии и однажды на футбольном матче в столице СССР. Его могилы есть в Аргентине, Италии и даже на Лефортовском кладбище в Москве. Дата рождения – 1900 год – совпадает. Имя – Мартин Борман – соответствует. Доказательства его самоубийства 2 мая 1945 года в Берлине кажутся бесспорными, но не менее убедительно выглядит и его долгая послевоенная жизнь. После того как советские войска взяли Берлин, специально созданные команды из подразделений СМЕРШа принялись прочесывать помещения фюрербункера и окрестную территорию. Бормана не было ни среди живых, ни среди мертвых. Те, кто видел личного секретаря Гитлера в последние часы существования Третьего рейха, твердили одно: Борман убит. Кто‑то видел его труп в танке, кто‑то – возле танка, на мосту, посреди Инвалиденштрассе… У исследователей, проводивших дознание, складывалось впечатление, что их водят за нос, что свидетели сговорились и решили убедить русских, будто Борман мертв. Пропавшего нациста нужно было найти во что бы то ни стало! И не только для того, чтобы судить. А потому что вместе с Борманом исчезли партийные запасы золота на астрономическую сумму. Но главное – выяснилось, что на протяжении многих лет глава рейхсканцелярии вел двойную жизнь и выдавал себя за другого человека!
Внешне Мартин Борман был больше похож на безобидного провинциального бухгалтера, чем на одного из первых лиц Третьего рейха. Приземистый человек с приличным брюшком и головой, вечно втянутой в плечи. Всегда висящая мешком военная униформа. Заурядный образ дополнял бесформенный портфель, торчащий из‑под мышки. Однако этого человека боялись все!
Жертвами его интриг пали многие, от телохранителей Гитлера и влиятельных генералов до таких политических тяжеловесов, как Гиммлер, Геббельс и Геринг. Поговаривали, что его опасался сам Гитлер.
Борман мастер всех ссорить: адъютантов Гитлера между собой, людей, которым предстояло, как бы сейчас мы выразились, участвовать в одном и том же проекте, и проект разваливался. Он ссорил мужей и жен, он умудрился поссорить Геббельса с Магдой тогда, когда они уже примирились. Это был человек, у которого было очень много энергии.
Кем же на самом деле был Мартин Борман? Еще во время войны американцам удалось перехватить радиограммы, которыми обменивалась Москва со своими агентами в Германии. Результаты расшифровки шокировали. Агент, скрывавшийся под псевдонимом Вертер, передавал военному руководству СССР оперативную и секретную информацию из самого сердца фашистской Германии. Он знал абсолютно все о дислокациях и перемещении дивизий вермахта, их штатном составе и вооружении, стратегических и оперативных планах. Особый шок у американских специалистов вызвали подробные описания совещаний в узком кругу у фюрера. Он извещал Москву о точном времени появления Гитлера в зале заседаний, ухода оттуда и о тех разговорах, которые происходили в его отсутствие.
Борман был единственным человеком в Германии, кто обладал неконтролируемым радиопередатчиком. Передатчик был в его особняке, и над ним возвышалась достаточно высокая антенна. Из‑за этого он действительно мог связываться с кем угодно, и никто его не мог контролировать.
Убедить американцев в том, что Борман был советским шпионом, удалось руководителю западногерманской разведки – генералу Гелену. Он рассказал, что случайно один из его сотрудников увидел в кинотеатре тележурнал новостей с репортажем о футбольном матче в Москве. Дескать, среди советских зрителей на трибунах сидел Борман. Эту пленку немедленно нашли и проверили. Действительно, среди болельщиков был человек, похожий на Бормана. Американцы тут же принялись тиражировать миф о том, что нацистский палач оказался агентом Кремля. А значит, в злодеяниях фашистов виновато и советское руководство.
Некоторые аналитики считают, что запятнать советскую разведку тем, что на нее якобы работал Борман, было очень выгодно американцам, поскольку они сами сотрудничали с нацистами. Например, стараниями Соединенных Штатов избежал виселицы знаменитый нацистский диверсант Отто Скорцени…
|