В Берлине еще только мечтают возвеличить рейх в архитектуре, а в Москве уже полным ходом идет работа над грандиозным проектом. Проектом, который будит в Гитлере и зависть, и злость, потому что он опоздал…
…В Москве объявлен конкурс на строительство Дворца Советов. Еще в 1922 году на Первом съезде Советов Сергей Миронович Киров заметил, что скоро делегатам республик не хватит места для проведения заседаний. И предложил построить новый монументальный комплекс.
Конкурс на строительство Дворца в самом разгаре. В нем принимают участие более 270 проектов: 160 работ архитекторов‑профессионалов, около 100 предложений от советских граждан – крестьян, рабочих и интеллигенции, 24 разработки прислали на конкурс европейские и американские архитекторы.
Михаил Хазанов, вице‑президент Союза московских архитекторов, уверен, что как раз в момент проведения этого конкурса что‑то произошло и сменились эпохи. И Дворец Советов стал главным центром притяжения уже новой Москвы, имиджевой столицы мира, красной столицы мира.
За ходом конкурса внимательно следит Сталин. Будучи на отдыхе в Сочи, он отправляет в Москву письмо следующего содержания. «Здравствуйте, т. Ворошилов, т. Каганович и т. Молотов!
Из всех планов «Дворца Советов» план Иофана – лучший. Проект Жолтовского смахивает на «Ноев ковчег». Проект Щусева – тот же «собор Христа Спасителя», но без креста («пока что»). Возможно, что Щусев надеется «дополнить «потом» крестом».
И вот после нескольких туров – финал, в феврале 1932 года присуждается множество премий. Из них три высших: Борису Иофану, Ивану Жолтовскому и американцу Гектору Гамильтону.
Необходимость постройки новой городской доминанты – Дворца и девяти высоток – рождается именно в эти годы.
К чему такая гигантомания? Ответ, видимо, в том, что архитектура нового стиля должна поражать своими размерами, воодушевлять и вдохновлять.
Совет строительства Дворца Советов публикует «Особое постановление». Вот выдержка из этого документа.
«О проекте Дворца Советов»
1. Принять проект тов. ИОФАНА Б. М. в основу проекта Дворца Советов.
2. Верхнюю часть Дворца Советов завершить мощной скульптурой Ленина величиной 50–75 метров с тем, чтобы Дворец Советов представлял вид пьедестала для фигуры Ленина.
Дворец воистину грандиозен. Вот как он выглядит. Высота сооружения – 420 метров, предполагаемый объем – семь с половиной миллионов кубометров! Объем пирамиды Хеопса – два с половиной миллиона кубометров – в три раза меньше. Для облицовки дворца потребовалось бы 300 тысяч квадратных метров гранита.
Если бы Дворец был построен – это было бы самое грандиозное сооружение в мире, которое по своей высоте почти в два раза превзошло знаменитый небоскреб Эмпайр‑стейт‑билдинг в Нью‑Йорке.
Во Дворце Советов предполагалось разместить президиум, Государственный документальный архив, библиотеку, музей мирового искусства, залы палаты Верховного Совета СССР, Конституции, Гражданской войны, Строительства социализма, аудитории для работы депутатов и приемов делегаций. Рядом со зданием решено было построить огромную площадь и стоянку на 5 тысяч автомобилей, для этого требовалось отодвинуть на 100 метров Музей изобразительных искусств, а Волхонка и близлежащие улицы должны были исчезнуть под тысячами кубометров земли.
Это направление в строительстве Дворца было указано лично Сталиным. Архитекторам было предложено сделать нечто, что не только в Москве, но в мире будет замечено как величественное сооружение, как сооружение – памятник эпохи.
Храм Христа Спасителя до революции
Местом для Дворца определен холм над Москвой‑рекой, на котором расположился храм Христа Спасителя. Ему уже уготовлена судьба разрушенных семи тысяч московских церквей.
Однако не всем становится весело и хорошо от решения властей снести храм Христа. Против этих планов выступают с протестами общественные и культурные деятели, среди которых художник и историк Москвы Васнецов.
Но 5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя был взорван, и после разбора его руин начались подготовительные работы к строительству, прежде всего прорытие и бетонирование огромного котлована.
Идея храма‑памятника казалась его авторам символичной: на месте старой церкви строят новый храм «социалистической религии». Об идейной направленности в архитектуре газеты тех лет писали: «Парфенон тем именно хорош, что его гениальный автор сумел воплотить в здании идеи демократических Афин, сумел построить здание, прямо отвечающее своему назначению. Дворец Советов будет стоять точно такой же, каким мы с вами увидим его в ближайшие годы. Столетия не оставят на нем своих следов, мы выстроим его таким, чтобы стоял он не старея, вечно».
Архитектура Дворца Советов основывается на мощных решениях античного Рима с его грандиозными символами – планировочной системой, триумфальными арками и колоннами, масштабностью, симметрией.
Дворец Советов так и остался мечтой, не ставшей явью. В Советском Союзе настолько велика была вера в его скорое появление, что никого не смутило размещение на обложке путеводителя «Указатель к плану г. Москвы 1940 года» еще не построенного здания. Изображение Дворца Советов появлялось на конфетных коробках, пригласительных билетах. Все настолько уверены в скором завершении строительства восьмого чуда света, что сам его образ достаточно органично входит в быт. Начинает издаваться журнал «Дворец Советов», посвященный его строительству. И даже строится станция метро «Дворец Советов». 1 января 1935 года станция введена в строй. Она почти в неизменном виде дожила до наших дней, только называется теперь «Кропоткинская». Она должна была стать подземным входом во Дворец Советов, соединившись с ним роскошным порталом.
|