Появление на исторической арене одного из самых ярких представителей династии Романовых – Петра I, который с помощью своих реформ резким скачком «сдвинул» страну, ускорил ход ее развития, породило целую плеяду самозванцев, пытавшихся выдать себя за царя‑реформатора.
Ни об одном из русских царей не ходило, наверное, столько легенд, сколько о нем. Но интересно, что лейтмотив большинства этих историй один – царя Петра I подменили. В народе говорили о том, что царица Наталья Нарышкина, вторая жена царя Алексея Михайловича Романова, родила якобы вовсе не сына, а дочку, которую подменили на другого ребенка, мальчика, и младенец этот и есть, мол, нынешний царь Петр: «Родился от немки беззаконной; он подмененный, подкидыш; как царица Наталья Кирилловна отходила сего света, и в то число она говорила ему: ты‑де не сын мой, ты подменный; вот велит носить немецкое платье – знатно, что от немки родился». В. О. Ключевский писал об этом: «Первоначальную мысль, основной мотив легенды о самозванстве Петра подсказали те наблюдения, которые поразили народ с самого начала его царствования. Петр прежде всего дал простому люду почувствовать свою деятельность не столько реформами, сколько новыми государственными тягостями.
Надо сказать, что государственные тягости не были новостью для народа: их больно чувствовали и в XVII веке, но тогда за них винили не самого царя, а его правительственные орудия. Царь сидел где‑то далеко и высоко над народом, редко являлся перед ним и был окружен в народном представлении ослепительным ореолом неземного величия. Все, что делалось непопулярного в государстве, приписывалось тому средостению, какое отделяло царя от простых подданных, то есть боярскому и приказному правительству. Петр впервые спустился с заоблачной высоты, на которой скрывались его предшественники, вошел в непосредственное соприкосновение с народом, стал перед ним, каким был, перестал быть для народа политическим мифом, каким представлялись ему прежние цари. Народный ропот теперь и направился прямо против царя. Петр явился перед народом простым человеком, совсем земным царем. Но какой это был странный царь! Он предстал перед народом с таким непривычным обликом, с такими небывалыми манерами и принадлежностями, не в короне и не в порфире, а с топором в руках и трубкой в зубах, работал, как матрос, одевался и курил, как немец, пил водку, как солдат, ругался и дрался, как гвардейский офицер. При виде такого необычного царя, совсем непохожего на прежних благочестивых московских государей, народ невольно задавал себе вопрос: да подлинный ли это царь?»
После поездки Петра I в Англию и Голландию слухи о подмене царя обрели новый повод и трактование. Теперь стали говорить, что когда царь был в немецких землях, его там подменили и обратно вернулся другой человек. «Это не наш государь, немец. А наш царь у немцев в бочку закован да в море пущен», – говорили в народе. Родившись с отметкой «подмененного», Петр I под этим же знаком и ушел из жизни. Когда было объявлено о его смерти, поползли упорные слухи, что умер‑де не настоящий царь, а его двойник. Настоящий же царь Петр томится в Швеции в плену, но он должен обязательно вернуться и вот‑вот появиться в народе.
Вместе со множеством легенд и мифов о подмене царя и «мнимых» самозванцах хватало и реальных авантюристов, выдававших себя за царя Петра I. Одним из первых среди них был Терентий Чумаков. Лжецарь Петр I Алексеевич объявился в марте 1690 года. Известно, что Чумаков родился примерно в 1664 году в Рославле (Смоленский уезд) в семье посадского человека. После смерти отца Терентий был записан в посад, но по‑прежнему жил вместе с матерью, которая зарабатывала на пропитание тяжелым трудом. Жизнь ее с сыном была нелегка – вот что она потом вспоминала: «А был‑де он, Терешка, зерщик и бражник и пропойца, и ее‑де, мать свою, бивал, и за воровство он, Терешка, бит в Рословле кнутом, и была‑де на нем, Терешке, падучая болезнь, и временем‑де он и в уме мутился». В декабре 1689 года Чумаков сбежал из Рославля в Москву. Там он, по его словам, «бродил меж двор», а в марте 1690‑го отправился обратно домой. До Можайска он добирался пешком вместе с попутчиками, перед которыми он и «проявился» в образе государя. Трудно сказать, почему он это сделал. Возможно, идея самозванства родилась у него под влиянием слухов о раскрытом заговоре Ф. Шакловитого против царя Петра, а также того факта, что с июля 1689 года государи пребывали вне столицы – в селе Преображенском. Однако попутчики самозванцу не поверили – видимо, потому, что он был беден и выглядел, как бродяга. Как вспоминал сам Чумаков, попутчики «розошлись с ним в Можайску, а ево‑де, Терешку, покинули для того, что‑де он, Терешка, глуп и приведет‑де им беду». Из Можайска самозванец, уже в одиночку, двинулся к Смоленску. Под Смоленском, в деревне Лучасе, 26 апреля 1690 года самозванец опять представился государем, но был схвачен, закован в кандалы и отправлен в Смоленск.
Второй лже‑Петр – Тимофей Кобылкин – объявился в январе 1697‑го. Известно, что родился он в Торопце не позднее 1667 года. О его тамошней жизни прямых сведений нет. Можно лишь полагать, что на родине Тимофей прожил не менее 20 лет, там же женился. Примерно в 1687 году он вместе с женой перебрался в Москву и стал заниматься торговлей. Судя по всему, Кобылкин был зажиточным человеком. Он жил своим двором, который располагался в Земляном городе – за Никитскими Воротами. В марте 1697 года его двор со всеми постройками был оценен в довольно большую по тем временам сумму – 31 рубль. К тому же у Кобылкина было тогда немало наличных денег, серебряных украшений, оловянной и медной посуды, тканей. Да это и неудивительно – ведь он весьма активно торговал. Также, судя по всему, он регулярно отправлялся в торговые поездки – и по России, и за границу. В декабре 1696 года вместе с компаньоном Никифором Туфановым он отправился за товаром в Лифляндию (тогда она была частью Шведского королевства). Добравшись до Риги, торговцы накупили «товару овощного на несколько возов» и покинули город. В пути уже недалеко от границы с Россией компаньоны дважды подверглись нападению разбойников. В ночь на 6 января 1697 года примерно в 100 верстах от Пскова на территории Выборгского уезда Тимофей вновь стал жертвой разбойников.
Утром 7 января избитый и ограбленный Кобылкин оказался в селе Ругодово Пусторжевского уезда, которое принадлежало помещику Ивану Шушарину. Тут и состоялось «проявление» лжецаря. На вопрос помещика, кто он таков, откуда и куда едет, Кобылкин ответствовал: «что‑де он – Преображенского полку капитан, Петром зовут Алексеевым, ездил‑де он по указу великого государя за шведской рубеж…» Шушарин скорее всего поверил этому, ибо велел привести местного попа, а пока того ждали, приказал окровавленного самозванца вымыть в бане. Когда все было исполнено, дворянин дал ему одежду, «к себе в дом отвез, напоил и накормил и в дорогу дал вина и хлеба». Вторично в своей мифической ипостаси Тимофей предстал перед пусторжевским помещиком Кузьмой Горяиновым. Тимофей сказал, «что он с Москвы – Преображенского полку капитан Петр Алексеев, а послан он, Петр, по указанию великого государя за рубеж в Ригу покупок, да с ним же де ездили торопчанин Никифор Туфанов, а тот‑де Никифор едет за ним, Петром, с покупкою позади». Помещик поверил проходимцу: «Принял‑де он, Куземка, ево, Тимошку, что он назвался капитаном Петром Алексеевым, за государева имя – чаял, что подлинно сам государь, потому что он, Куземка, государя в лицо не видывал».
9 января мнимый царь поехал к Торопцу. В селе Дорошкин Бор, принадлежавшем мелкому служилому человеку Алексею Сумарокову, у самозванца был знакомый – Алексей Кузьмин, в доме которого он и Туфанов ночевали по пути в Ригу. На следствии Сумароковы утверждали, что за государя пришельца не принимали. Возможно, так оно и было, но в то же время они его не схватили и властям не выдали, хотя гость и «назывался Преображенского полку капитаном Петром Алексеевым». В январе весть о самозванце достигла Пскова – псковский воевода получил письма, которые Кобылкин в дороге отправил ему «от имени Петра Алексеевича».
Вскоре лже‑Петр был пойман псковскими стрельцами и подвержен допросу. Отвечая на вопросы, Кобылкин перемежал правду и ложь. С одной стороны, он сообщил реальные факты о жизни в Москве и поездке в Торопец и обратно, с другой стороны, заявил, что в Ригу он не ездил и Петром Алексеевичем не назывался. Но уже в марте «в застенке на пытке» Кобылкин все же признался в самозванстве. Приговор был вынесен 17 марта 1697 года, а 1 апреля Тимофей Кобылкин был казнен. Пострадала и его семья: двор и все имущество самозванца перешли к другому владельцу.
|