С раннего возраста воспитание Марии Владимировны – единственной дочери от брака главы Российского Императорского Дома в изгнании Владимира Кирилловича Романова[1] и его супруги, княжны Леониды Георгиевны Багратион‑Мухранской, – велось в осознании лежащей на ней ответственности за предстоящее служение Отечеству. Несмотря на возложенный на нее с детства долг, княгиня росла в атмосфере любви и заботы. Она и сегодня с теплом вспоминает об этом: «У меня было очень счастливое детство. Между родителями царила гармония, они очень любили друг друга, никогда не ссорились, никогда не разлучались. В этой атмосфере взаимной любви и уважения проходило мое воспитание. Родители сделали всe, чтобы я была современным человеком, чтобы в каждом, кто встретится на моем жизненном пути, я уважала личность, чтобы была требовательной прежде всего к себе. Конечно, мысль о том, что когда‑то мне придется возглавить Дом Романовых, также присутствовала в моей жизни с детства. Но это никак не мешало и не мешает простоте в общении с людьми. Если относишься к своему положению честно, с достоинством и скромно, то всегда сможешь найти общий язык с любым человеком».
В 1969 году в 16‑летнем возрасте великая княжна приняла присягу перед Святым Евангелием на верность России и ее народам. Мария Романова получила образование в Оксфордском университете (Англия) по специальностям русского языка и русской истории. Она свободно владеет русским, основными европейскими и арабским языками. 22 сентября 1976 года великая княжна вступила в брак с принцем Францем‑Вильгельмом Прусским. Перед свадьбой было заключено и юридически оформлено династическое соглашение, согласно которому принц принимал православие и переходил в состав Российского Императорского Дома с именем Михаила Павловича и титулом Великого Князя. 19 июня 1985 года брак между Францем‑Вильгельмом Прусским и княгиней Марией Владимировной был расторгнут, и принц снова вернулся в лютеранство.
В 1989 году, после смерти последнего из князей императорской крови Василия Александровича, за неимением других наследников мужского пола (по мнению Владимира Кирилловича) Мария Владимировна была провозглашена своим отцом наследницей российского престола. И сделал он это, по собственному мнению и мнению своих приверженцев, в строгом соответствии со статьей 30 Основных законов, в которой сказано, что «при пресечении мужеского поколения наследство остается в сем же роде, но в женском поколении последне‑царствовавшего, как в ближайшем к Престолу, и в оном следует тому же порядку, предпочитая лицо мужеское женскому; но при сем не теряет никогда право то женское лицо, от которое право беспосредственно пришло». Однако, как уже говорилось, право Марии Владимировны Романовой на российский престол признают далеко не все потомки царского рода.
Между тем, невзирая на разногласия в многочисленном семействе, Мария Владимировна в качестве главы Императорского Дома Романовых ведет активную общественную работу, принимая деятельное участие в жизни России. «Моей Родиной является Россия. Нашей мечтой всегда было и остается возвращение в Отечество на постоянное жительство. Процесс реинтеграции Императорского Дома в жизнь нашей страны начался в 1991 году, когда мои родители прибыли в Санкт‑Петербург на торжества по поводу возвращения городу его исторического имени. С тех пор состоялось уже более 50 визитов. В последнее время я бываю на Родине от двух до четырех раз в год. Это не так часто, как хотелось бы, но и не так редко. Во всяком случае, я всегда в курсе того, что происходит в России, и никогда не теряю с ней живую связь. Я неоднократно заявляла, что Императорский Дом не занимается политикой. Причем это не временное тактическое решение, а принципиальная постоянная позиция. Главной функцией Императорского Дома является независимый арбитраж. Династия должна сохранять значение общенационального символа, поэтому участие Императорского Дома в политической борьбе недопустимо. К честному бизнесу мы относимся с большим уважением как к любому важному для государства и общества труду. Но как глава Императорского Дома я должна все свои силы направлять на общественную, благотворительную и культурную работу», – говорит великая княгиня.
Мария Владимировна находится в прекрасных отношениях с Русской православной церковью, имеет множество церковных наград. Она ведет программы, связанные с церковной и детской благотворительностью, в частности в 2010 году ею были переданы частицы креста Господня Свято‑Иоанновско‑му монастырю на Карповке в Санкт‑Петербурге, частица мощей святой Екатерины Екатерининскому собору в Царском Селе. Княгиня является почетным членом Императорского православного палестинского общества. В декабре 2008 года она приняла под свое покровительство Российский государственный торгово‑экономический университет. Характеризуя служение великой княгини, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем поздравлении, адресованном ко дню ее 50‑летнего юбилея, именуя ее «верной и ревностной служительницей Господа Бога», писал: «…Хочется выразить Вам искреннейшую признательность и благодарность за Ваше неустанное деятельное участие в судьбе Государства Российского, в его глубинном нравственном и социальном перерождении, во всех его скорбях и радостях. Особо приятно видеть Вашу убежденную приверженность Святому Православию… Всем знающим Вас очевидно, что в жизни своей Вы руководствуетесь лучшими традициями, заложенными еще святой благоверной княгиней Российской Ольгой».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в поздравлении к 55‑летию Марии Владимировны отмечает: «Вы являетесь олицетворением образа русской Великой Княгини – благородной, мудрой, сострадательной, искренне любящей Россию. Находясь вдали от Родины, Вы продолжаете принимать самое деятельное участие в ее судьбе, радуясь ее успехам и сопереживая ее трудностям. Весьма отрадно сознавать, что в новых исторических условиях Вы вносите весомый вклад в созидание могущества России на основе духовных и нравственных ценностей, вековых традиций ее народа. Русская православная церковь, оставаясь хранительницей исторической памяти русского народа, традиционно поддерживает самые теплые отношения с Российским Императорским Домом».
Мария Владимировна является последовательной монархисткой. В своих обращениях и интервью она постоянно подчеркивает, что, являясь носительницей идеала православной законной монархии, ни в коем случае не хочет навязать россиянам монархический строй против их воли, не намерена заниматься политической и тем более оппозиционной деятельностью, но всегда готова служить своему народу и использовать для России весь духовный и исторический потенциал Российского Императорского Дома. «Говорить о восстановлении монархии преждевременно, однако необходимо, конечно, возрождать лучшее в наших традициях», – считает великая княгиня. В официальных заявлениях она называет себя «де‑юре Ее Императорское Величество Государыня Императрица и Самодержица Всероссийская», своего сына – «Цесаревичем», а зарубежные поездки «высочайшими визитами». При этом повседневная жизнь главы Российского Императорского Дома отнюдь не изобилует царскими атрибутами. «Обычный день проходит так же, как и у большинства людей. Занимаюсь хозяйством, езжу за покупками, встречаюсь с друзьями, люблю работать в саду, – рассказывает Мария Владимировна. – Когда мы жили в отдельном доме, у меня был небольшой садик, сейчас имею возможность заниматься садоводством в специально отведенном месте на крыше дома, где находится наша квартира. В этой повседневной деятельности каких‑то особенных обязанностей, отличных от обязанностей каждого, у меня нет. Выступать в качестве главы Императорского Дома нужно во время официальных мероприятий и встреч, которых тоже немало. Но если кто‑то думает, что я принимаю посетителей, сидя на троне в короне и горностаевой мантии, то он сильно ошибается. Положение обязывает меня не к внешним формам, а к правильному отношению к делу, к сути общения. Когда я в чем‑то принимаю участие, я обязана делать свою работу хорошо. Когда я разговариваю с человеком, я обязана его внимательно выслушать, вникнуть в суть того, что он излагает, и откровенно высказать свое мнение. Если кто‑то просит о помощи – постараться ему помочь».
Мария Владимировна очень любит путешествовать: «Знакомство с иными культурами чрезвычайно обогащает. Люблю театр, оперу и балет. Мне нравится в свободные минуты разбирать старые фотографии, воскрешая в памяти события минувших лет. Это заставляет задуматься о пройденном пути, проанализировать свои поступки, лучше разобраться в своем внутреннем мире». Живет глава Императорского Дома, по королевским меркам, более чем скромно – у нее есть только квартира в доме в центре Мадрида. Поскольку у великой княгини нет возможности проводить балы и приемы, она нередко принимает участие в мероприятиях, у которых, по ее словам, «хорошие традиции и добрая репутация». «Ежегодно организую русскую секцию благотворительной ярмарки “Растрильо”, проводимой фондом “Новое будущее” в Мадриде. Посещаю русский благотворительный бал “Война и мир” в Лондоне. Среди моих друзей по всему миру есть и иностранцы, и потомки русских эмигрантов. Русская эмиграция первых двух волн во многом уже ассимилировалась. Но есть отдельные ее представители, которые возобновили связь с Родиной, а некоторые даже вернулись в Россию. Это заслуживает одобрения и поддержки», – говорит великая княгиня.
Мария Владимировна старается поддерживать родственные отношения с большинством монарших родов Европы. Особенно теплые отношения у Романовых с испанской королевской семьей, так как Мария Владимировна много лет прожила в Испании, здесь родилась и выросла. Король Хуан Карлос и королева София были на свадьбе великой княгини. Крестной матерью Марии Владимировны была ныне покойная царица болгарская Иоанна, а крестным отцом ее сына Георгия – греческий король Константин. Дружеские отношения связывают Российский Императорский Дом с главой Португальского Дома герцогом Браганцским. С некоторыми домами отношения более официальные. Но во всяком случае Романовы встречаются с их представителями на династических церемониях – крестинах, свадьбах, похоронах. «У меня остались очень светлые впечатления от общения с крон‑принцем и крон‑принцессой Фридрихом и Марией Датскими на церемонии перезахоронения императрицы Марии Федоровны в Санкт‑Петербурге в сентябре 2006 года. Многие представители королевских семей интересуются Россией, ее историей, изучают русский язык. Меня это радует, ведь с древних времен династические связи служили взаимной пользе и дружбе народов Европы», – говорит Мария Владимировна Романова.
[1] Сын российского великого князя Кирилла Владимировича, внук российского императора Александра II. (Прим. авт.)
|