«Кастильское»
Оливковое масло – одно из первых масел, на котором делали мыло. Настоящее «Кастильское» мыло состоит из 100 % оливкового масла. Но многие считают его «скользким, плохо высыхающим, размазней». По крайней мере мыльницу для него нужно держать открытой, чтобы оно быстро высыхало. Это настоящее крем‑мыло, нежное и щадящее для чувствительной и воспаленной кожи.
«Кастильское» мыло можно ничем не ароматизировать: оно будет иметь хлебный запах 100 %‑ного оливкового масла.
Советуем намного адаптировать технологию и взять 90 % оливкового масла, 5 % пальмового масла и 5 % кокосового масла.
Это улучшит мылкость и плотность, придаст мылу стабильную пену.
Для приготовления около 2 кг мыла понадобится:
• 1500 г оливкового масла.
Для адаптированной версии нужно взять:
• 1300 г оливкового масла
• 100 г пальмового масла
• 100 г кокосового масла
• 450 мл воды
• 196,5 г щелочи NaOH – (7 % пережир)
• 40–80 г ароматического или эфирного масла, в соответствии с вашими предпочтениями, но можно и без него
«Марсельское»
«Марсельское» – это один из самых древних и известных сортов мыла. Изобретено оно было, как понятно из названия, на юге Франции, еще в средние века. Главной его особенностью является обязательное наличие в составе оливкового масла.
Первое упоминание о нем относится к 1370 году. А в 1688‑м король Людовик XIV ввел особый указ, касающийся марсельского мыла, в котором закрепил основные качественные характеристики этого продукта. Людовик XIV приказал, чтобы «Савон де Марсель» производили только на территории вокруг Марселя, и обязательно из оливкового масла. Сегодня этот закон остается в силе, хотя, по новым рецептам, допустимо использование и дополнительных масел.
К 1913 году производство марсельского мыла достигло 180 тысяч тонн, а в 1924‑м в Провансе действовали 132 мыловаренные компании. К 2000 году осталось только несколько небольших предприятий, которые производят настоящее марсельское мыло.
По традиционным рецептам, мыло делали из смеси морской воды из Средиземного моря, оливкового масла и соды (кальцинированной и каустической) в большом котле. Смесь нагревают в течение нескольких дней и постоянно перемешивают. Затем она должна слегка остыть, загустеть, и ее разливают в формы. Далее мыло разрезалось на отдельные бруски и проштамповывалось печатью с названием фабрики. Весь этот процесс – от приготовления смеси до готового к использованию мыла – мог занимать несколько недель. Бруски мыла обычно делались от 300 г до 1 кг, иногда отдельный кусок мыла мог весить 5 или 20 килограммов. Марсельское мыло многофункционально, его использовали всей семьей и для душа, и для мытья рук, и в качестве хозяйственного мыла для стирки и уборки. Оно отлично справляется с любой грязью и не вредит коже.
В России марсельское мыло было широко известно до революции, встречаются даже его упоминания в литературе: в рассказе Куприна «Белый пудель» именно им помыли украденного у мальчика пуделя.
Это мыло не образует обильной пены и не содержит консервантов и вредных искусственных добавок. Сегодня существуют две основные разновидности марсельского мыла: с оливковым маслом и с пальмовым маслом или смесью пальмового и кокосового масла.
«Марсельское» мыло «с нуля» холодным способом
«Марсельское» мыло по составу и свойствам очень похоже на «Кастильское», с той лишь разницей, что в «Кастильском» содержание оливкового масла 100 %, а в «Марсельском» – не менее 72 %. «Марсельское» мыло очень мягкое по своим свойствам, образует нежнейшую кремовую пену и не стягивает кожу после мытья! Выбирая аромат, отдают предпочтение лаванде, хотя это не прописная истина и аромат у вашего «Марсельского» мыла может быть любой.
Ингредиенты
• масло оливковое – 350 г
• масло кокосовое, рафинированное – 70 г
• масло пальмовое, рафинированное – 50 г
• натрий гидроокись, чда – 61,1 г
• эфирное масло лаванды – 3 мл
• лавандовые цветки – 1 г
• краситель фиолетовый
• черная глина
• вода очищенная – 155 мл
Инструменты
• весы – 1 шт.
• перчатки – 1 шт.
• респиратор или маска
• защитные очки
• емкости для приготовления раствора и смешивания мыла (пластик, стекло)
• термометр ртутный – 1 шт.
• блендер (или миксер)
• ложки (лопатки для смешивания)
• форма прямоугольная с металлической подставкой – 1 шт.
• водяная баня
• бумага индикаторная
Приготовление
1. Для начала необходимо взвесить на весах все ингредиенты, а именно: оливковое, кокосовое и пальмовое масла, воду и щелочь. Масла нужно предварительно растопить на водяной бане.
2. Приступаем к приготовлению щелочного раствора. Не забывайте про технику безопасности при работе со щелочью! Засыпайте щелочь в воду, но не наоборот!
3. После того как вся щелочь растворится, раствор должен остыть до температуры примерно 40 °C.
4. Как только температура масел и щелочного раствора примерно сравнялась, можно приступать к реакции омыления. Для этого вливаем щелочной раствор в масла и начинаем мешать блендером.
5. Пока еще не наступила стадия «следа» (когда мыло принимает консистенцию густой сметаны), нужно ввести краситель. Количество красителя определяем сами, из учета какой по интенсивности цвет нужен. Весь объем красим в нежно‑фиолетовый, затем небольшую часть отливаем в отдельную емкость и окрашиваем ее в более темный цвет.
6. Добавляем эфирное масло лаванды, тщательно перемешиваем.
7. Теперь можно приступать к закладке мыла в форму. Форма может быть практически любой, главное, чтобы вам было удобно доставать мыло. Оптимально – деревянная, дерево хорошо держит тепло, что важно при прохождении стадии геля (об этом – немного позже).
На дно формы выливаем более темную часть мыла.
Мыло на основе оливкового масла не спешит входить в стадию «густого следа», поэтому у вас будет время, чтобы совершить все необходимые манипуляции.
8. Далее берем черную глину и насыпаем тонкий слой на мыло, лежащее в форме. Слой должен быть не слишком тонким (чтобы он был виден) и не слишком толстым (чтобы мыло не развалилось), примерно 2 мм слоя будет достаточно.
9. Сверху выкладываем оставшуюся светлую часть мыла.
10. Посыпаем мыло цветками лаванды, и отправляем форму в духовку на 1–2 часа для прохождения стадии геля (не более 55 °C). Можно поставить форму и на батарею, если она горячая, важно обеспечить мылу равномерный нагрев до 50 °C. Мыло, прошедшее гель, меньше ломается при нарезке, имеет более однородный цвет и текстуру, немного прозрачнее по сравнению с тем, что не прошло стадию геля.
11. Мыло можно пока оставить в покое и дать ему застыть. «Марсельское» твердеет долго, для этого могут понадобиться целые сутки или больше. Как только мыло затвердело, можно его нарезать.
12. Но оно еще пока не совсем готово, ему необходимо вызреть. Для этого убираем его в темное сухое место на 2–3 недели. По прошествии этого времени достаем волшебные лавандовые кусочки и наслаждаемся ароматами юга Прованса.
«Венецианское»
«Отец алхимии» Габир ибн Хайен в конце VIII века придумал, как сделать мыло твердым: он использовал известь, поташ, козий жир, оливковое масло, золу морских водорослей. От испанских мусульман секрет узнали и христиане, создавшие свое «кастильское мыло», первое твердое мыло в Европе. Оно практически не экспортировалось и изготовлялось лишь для нужд местной аристократии.
В 1348 году Венецианская республика обзавелась владениями на Ближнем Востоке и наладила вывоз оттуда колониальных товаров, в том числе и мыла; а уже вскоре после 1400 года венецианцы научились производить собственный товар, для которого использовали лишь сирийскую золу от особых кустарников с высоким содержанием соды.
В XIII веке у Венеции появился конкурент – Марсель. Но республика Святого Марка триумфально победила в этой борьбе. Ее преимуществом стала массовость производства мыла и активная экспортная политика. Уже во второй четверти XIII века венецианское мыло перешагнуло через Альпы и стало распространяться по Европе.
В начале XIV века продукт приобрел известную нам форму брикета с выдавленными на нем буквами и символами. Постепенно мыло стало главным предметом экспорта – в 1601 году Венеция вывезла целых 480 центнеров.
Венецианцы, обладающие особой страстью ко всему прекрасному, придумали делать мыло в форме цветов и фруктов. Известно, что в XV и XVI веках рыцари и купцы привозили пахнущие шарики из Венеции. На них были вытиснены лилии, еловые шишки, полумесяцы – первые, если можно так сказать, торговые знаки.
Во второй половине XV века свершилась великая революция в области гигиены для мужчин: была придумана пена для бритья. Сам этот процесс из болезненного превратился в приятный и освежающий, а у мужчин впервые в истории человечества появилась возможность обзавестись гладким лицом. Щетина стала не столько свидетельством неизбежности, сколько культурным выбором. Для женщин в тот же период начали производить целый букет ароматизированных сортов мыла: розового, гвоздичного, майоранового, лавандового, мускусного. Среди аристократов появляется мода ходить умытым. Например, трактат «Книга об украшении женщины» советует даме мыть лицо с мылом каждый день.
«Венецианское» мыло – награда для нежной кожи.
Ингредиенты
• 70 % оливкового масла
• 10 % пальмового масла
• 10 % кокосового масла
• 10 % горчичного масла
Активы: масло череды, масло облепихи, витамин Е, розовая вода или розовое масло, лаванда.
На 2 кг мыла понадобится:
• 1500 г масла
• 450 мл воды (включая жидкие активы, розовую и лавандовую воды)
• 196,5 г щелочи NaOH (7 % пережир)
• 40–80 г ароматических масел
«Алеппское»
Натуральное алеппское мыло родом из Сирии. Его появление датируют VIII столетием, а родиной является один из древнейших городов мира – Алеппо (Халеб). Бытует мнение, что именно в этой стране оливковых деревьев изобрели первое твердое мыло. Во времена Крестовых походов его завезли в Европу, где и по сей день сохраняется аналогичная технология производства – марсельского и кастильского мыла.
Несомненно, основные ингредиенты – оливковое и лавровое масла – гораздо лучше той невероятной комбинации жирных кислот, которая применяется в производстве обычного мыла. Масло, получаемое отжимом плодов лавра благородного, а именно из него и варят алеппское мыло, похоже на мягкую мазь зеленого цвета и состоит из смеси жирного и эфирного масел. Эта зернисто‑кристаллическая консистенция, помимо прочего, содержит лавровую камфару, мирициловый спирт и хлорофилл.
Эти масла обладают успокаивающим, болеутоляющим, антисептическим, дезинфицирующим, противовоспалительным свойствами, и чем больше их в мыле, тем сильнее эти свойства. Они также оказывают тонизирующее действие на кожу, восстанавливают ее гидролипидный слой, помогают восстановить сухую и поврежденную кожу, успокаивают раздраженную. Снимают следы от ушибов и падений, рассасывают кровоподтеки. Укрепляют волосяные луковицы и устраняют перхоть.
Учитывая многовековую историю варения алеппского мыла, существуют разные способы его производства, в основе которых лежит традиционная технология.
Издавна алеппское мыло варили в пятитонных каменных чанах, где смешивали оливковое и лавровое масла в определенной пропорции (максимальная доля лаврового масла – 2 тонны). Для придания мылу твердости добавляется сода, для равномерного процесса варки – вода.
Сам процесс варки традиционного алеппского мыла длится более недели, т. к. это очень деликатный, весьма сложный и, самое главное, абсолютно ручной процесс, требующий от мыловара не просто знаний и опыта, но и любви к своему делу.
Получившуюся в результате массу насыщенного зеленого цвета выливают в специальное углубление в полу (6–7 см), на слой тонкой бумаги. Когда мыло затвердевает, его, опять же вручную, нарезают на бруски и в форме пирамиды выкладывают на просушку. При продолжительном контакте с воздухом остатки щелочи, которые не вступили в реакцию с маслом в процессе омыления, нейтрализуются. В таком виде мыло сохнет, как минимум, 9 месяцев, постепенно приобретая золотистый цвет снаружи, и сохраняя внутри зеленый цвет оливкового масла.
Хранение алеппского мыла схоже с созреванием лучших сортов вина. Чем дольше оно лежит, тем качественней становится, концентрируя свои наиболее полезные свойства, «созревает», как говорят мыловары. Оптимальным возрастом алеппского мыла считается 1,5–3 года.
Традиционное алеппское мыло обычно применяют для чувствительной, сухой, проблемной кожи (например, при угревой сыпи и псориазе). Им купают маленьких детей, без риска раздражения их нежной кожи, к тому же оно является отличным средством против опрелостей.
Для обогащения алеппского мыла дополнительными свойствами в современном мыловарении используются разнообразные ингредиенты. В мыло добавляют масла черного тмина, виноградных косточек, миндальное, кипарисовое, эфирные масла, красную глину, корицу, мед, экстракты целебных растений и прочее. Каждый из этих компонентов обладает своими полезными свойствами и делает алеппское мыло благодатным для кожи и волос.
Часто для усиления лечебного воздействия делают прессованное алеппское мыло. Для этого традиционное мыло в возрасте 9–10 месяцев нарезают на мелкую стружку и оставляют на 10 дней просыхать на открытом воздухе. Далее оно расплавляется и перемешивается с дополнительными ингредиентами. После этого мыльная масса заливается в формы, прессуется и просушивается в течение двух недель.
Для изготовления мыла потребуется посуда, не вступающая в реакцию со щелочью. Но главное, процесс этот в определенной степени творческий, поэтому без любви к делу и вдохновения за него лучше не браться.
Рецепт № 1
Возьмите 550 г оливкового масла (или 78,5 %), перемешайте со 150 г лаврового масла (21,5 %), и добавьте по 5 г молочной и лимонной кислоты. Молочная и лимонная кислоты снижают сушащее действие мыла, улучшают его структуру, усиливают антибактериальные свойства и смягчают воду.
Для того чтобы мыло не раздражало и не пересушивало кожу, обязательно добавьте пережир – масла, которые не были омылены: лавровое масло – 10 %, а вместо воды – отвар эвкалипта и листьев нероли и немножко сока свежего огурца. Это мыло отлично подойдет для кожи лица и тела.
Мыло на воде с пережиром (лавровое масло – 5 %) – великолепное средство для частого использования при мытье волос.
Рецепт № 2
Смешайте 30 % масла лавра благородного, 63 % оливкового, 7 % стеариновой кислоты и пережир 5 % лаврового и оливкового масел. В качестве добавки возьмите лимонную кислоту и шелковые коконы. В шелке содержится протеин фибрион, который удерживает в 7 раз больше влаги, чем другие увлажняющие компоненты. Использование такого мыла повысит упругость и эластичность кожи.
Рецепт № 3
Возьмите 100 г масла лавра, 200 г оливкового и 85 мл отвара лавра. В полученную смесь добавьте 37 г NаOH (гидроксид натрия, другие названия – каустическая сода, едкая щелочь). Делать это нужно очень осторожно, обязательно в перчатках, не вдыхая пары, соблюдая меры безопасности при работе со щелочью.
Пережира для этого рецепта необходимо 8 %, а в качестве добавок понадобится по 2 мл эфирного масла мяты, молочной и лимонной кислоты, а также 5 мл алоэ вера гель и 3 г масла карите (ши). Последнее активно стимулирует синтез коллагена и славится регенерирующими свойствами. Масло карите служит отличной профилактикой преждевременного старения.
Считается, что алеппское мыло лучше делать холодным способом, поскольку масло лавра не терпит высоких температур. В таком случае нужно набраться терпения на ближайшие 9 месяцев, позволив алеппскому мылу «вызреть», и потом вы сможете наслаждаться бархатистой, здоровой кожей, шелковистыми волосами и волшебными ароматами таинственного Востока!
Некоторые специалисты варят алеппское мыло и горячим способом, но стараются не нагревать масла до 100 °C, а держат тепло, не доводя до этой отметки.
«Savon aux mille fleurs», или Мыло тысячи цветов
Рецепт ХIХ века взят из фармакопейной прописи – «Инструкции для управления придворной его Императорского Величества аптекой». Сочетание эфирных масел создает волшебный аромат. Мыло тонизирует кожу, улучшает ее упругость. Рекомендуется для всех типов кожи.
Состав по старинной прописи:
• 50 кг основного мыла
• 15 г бергамотового масла
• 15 г лавандового масла
• 15 г лимонного масла
• 5 г гвоздичного масла
• 5 г мускусной тинктуры
• 2 г розового масла
• 5 г перуанского бальзама.
Окраска: коричневая.
Можно взять ингредиенты меньшего веса пропорционально вашим потребностям.
Состав, адаптированный на сегодняшний день
Для приготовления около 2 кг мыла понадобится 1500 г масел, а именно:
• 1100 г оливкового масла
• 100 г пальмового масла
• 100 г кокосового масла
• 100 г рапсового масла
• 100 г соевого масла или касторового масла
• 450 г гидролатов бергамота, лимона и герани (водная фаза)
• 196,5 г щелочи NaOH (7 % пережир)
• 40–80 г ароматических и эфирных масел (бергамот, лимон, гвоздика, пачули, пальмароза и герань)
«О‑де‑колонь»
• 1 кг основы (нейтрального или базового мыла, произведенного холодным или горячим способом)
• 3 г лавандового масла
• 2 г розмаринового масла
• 1 г бергамотового масла
• 5 г лимонного масла
Окраска: 1 г хлорофилла, растворенного в перечисленных маслах.
«Немецкое»
• 1 кг основы (нейтрального или базового мыла, произведенного холодным или горячим способом)
• 7 г лавандового масла
• 7 г лимонного масла
• 1 г бергамотового масла
• 14 г тминного масла
Окраска: красная (ранее красили экстрактом кошенили, сейчас можно взять пищевой краситель).
Мускусное мыло
• 1 кг основы (нейтрального или базового мыла, произведенного холодным или горячим способом)
• 1 г порошка фиалкового корня
• 30 г просеянного мускуса
• 200 г бергамотового масла
• 70 г бензойной эссенции
• краситель
В ступе растирают мускус с фиалковым корнем до получения тончайшего порошка, затем прибавляют мыло и растирают, причем мыло два раза пропускают через терочную машину, прежде чем добавить ароматические вещества.
«Виндзорское»
Мыло подходит для жирной кожи, хорошо отбеливает. Масло виноградной косточки содержит витамин Е, улучшает тонус и структуру кожи, регулирует деятельность сальных желез, кожа становится мягкой и гладкой. Обладает ароматерапевтическим эффектом: согревает, создает атмосферу «теплого пледа».
Белое «Виндзорское»
• 1 кг мыльной нейтральной основы (нейтрального или базового мыла, произведенного холодным или горячим способом)
• 100 г солевого мыла
• 60 г кастильского мыла (100 %‑ное оливковое)
• 15 г эфирного масла тмина
• по 5 г эфирного масла тимьяна и розмарина
• по 2 г эфирного масла кассии и гвоздики
Коричневое мыло «Виндзорское» подкрашивают карамелью, т. е. жженым сахаром.
|