Понедельник, 25.11.2024, 14:29
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА » Познавательная электронная библиотека

Веротерпимость

Российская империя официально именовалась православным государством, а русский государь был защитником Православной церкви. Значит ли это, что другие конфессии подвергались преследованиям или гонениям? Отнюдь нет. Российские законы дозволяли подданным империи исповедовать свою природную религию, за редким исключением не ограничивая их в правах. Закон карал лишь «совращение из православия в другую веру», но не исповедание собственных культов.

Присяга солдат лютеран

Присяга солдат магометан

Наглядным примером веротерпимости российского законодательства был обряд военной присяги в армии:

Вот как описывал эту церемонию в 3‑м гренадерском Перновском короля Фридриха‑Вильгельма IV полку сын полкового командира:

«Посередине плаца стоят шесть совершенно одинаковых столиков, покрытых белами скатертями. Перед столиками, на некотором расстоянии, стоит знаменщик полка старший унтер‑офицер Артур Степин, со знаменем полка и ассистентом. Постепенно, после нескольких перестроений, с другой стороны каждого столика образуются стройные квадраты подтянутых гренадер‑перновцев.

Перед каждым столиком появляются священнослужители разных религий. Полковой священник со Св. Крестом и Евангелием становится перед первым столиком, перед которым стоит самый большой «квадрат» новобранцев. Перед вторым столиком становится католический ксендз, перед третьим – лютеранский пастор, перед четвертым – мусульманский мулла, перед пятым – еврейский раввин, а перед шестым, около которого стоят только два гренадера, – нет никого.

Присяга солдат‑евреев

Начинается чин присяги, и к столику православных гренадер‑новобранцев подносит знамя мой друг‑знаменщик Артур Степин, его настоящее имя Артур Стопинг, и сам он – финн‑лютеранин, но свою почетную обязанность знаменщика он исполняет блестяще.

Присяга солдат‑католиков

В то же самое время к последнему столику подходит мой отец, командир полка, и я вижу удивительную вещь, которая могла произойти только у нас, в России. Оба новобранца вынимают из карманов маленькие сверточки и тщательно разворачивают тряпочки. Развернув, оба вынимают из свертков двух маленьких деревянных «божков», выструганных из дерева и смазанных салом. Оба деревянные «божка‑идола» водворяются на столик между моим отцом и двумя новобранцами, и только тогда мой отец, как высший в их глазах начальник, приводит обоих гренадер к присяге служить «верой и правдой» Царю и Отечеству» [1].

А ведь, казалось бы, какие‑то дикие горцы – чего стоило полковому командиру поручить их религиозное воспитание могучему фельдфебелю с крепкими кулаками, и все пришло бы в «норму», но нет – даже к примитивным верованиям бог весть как попавших на службу солдат‑язычников относились с уважением.

Примечательно, что мы не видим какой‑либо формы светской, нерелигиозной присяги. И это не случайно. Монархия вообще негативно относится к атеизму, ибо человек, отрицающий бытие Бога, отрицает тем самым и власть монарха. Как говорил некий полицейский чин в одном из романов Достоевского, «Ежели Бога нет, то какой же я после этого буду урядник? » Атеист не вписывается в монархическое общество, так как в рамках мировоззрения, не допускающего существования Бога, нет и признания власти монарха.

Значит ли это, что в российском обществе была группа лиц, дискриминированная из‑за своего безбожия? На самом деле такой группы не было. Настоящих атеистов, тех «кто ни во что не верит, даже в черта назло всем », немного даже в современной России, что подтверждается результатами социологических исследований. В 1999 году в рамках российского этапа международного исследования WORLD VALUES SURVEY респондентам было предложено определить свое отношение к религии. Для сравнения мы приведем данные аналогичного опроса, проведенного весной 2005 года социологической компанией «Башкирова и партнеры»:

Можете ли вы сказать, что вы: (в % от числа опрошенных)

Таким образом, даже сейчас, после 70 лет советского режима, одной из задач которого было искоренение религии всеми доступными средствами и методами, число атеистов составляет лишь 4,4 % от населения страны!

Характерно, что уровень 4,4 % не является чем‑то из ряда вон выдающимся. В следующей таблице приведено число сознательных атеистов в других развитых странах:

Можете ли вы сказать, что вы: (Приведены ответы убежденный атеист в % от числа опрошенных по каждой стране). По данным WORLD VALUES SURVEY 1999–2001 гг.

Как следует из приведенных в таблице данных, атеисты находятся в меньшинстве и в коммунистическом Китае с его «культурной революцией», и в либеральной Франции, где борьба с религией идет с небольшими перерывами более двухсот лет. А в демократических США процент атеистов почти совпадает с таковым в фундаменталистском Иране.

Объяснить столь невысокий уровень атеизма можно, если отрешиться от знакомого нам с детства взгляда на религию как на заблуждение человечества и признать, что религиозные убеждения и верования есть обычная и необходимая часть полноценной человеческой личности. Атеист – на самом деле не «продвинутый и развитый», а, напротив, – ограниченный человек, лишенный важнейшей части человеческого.

«…я впервые близко увидел глаза верующего человека. Это были просто светлые, осмысленные и живые глаза. А меня пронзила мысль: этот человек, мой сверстник, здесь у себя дома, а я – в русском монастыре – хожу как иностранец! Почему этот парень, которого в школе учили тому же, чему и меня, – знает что‑то такое, что для меня совершенно закрыто? Ведь он знает все то, чему учили меня, и при этом он – здесь! И значит – чтобы стать верующим, надо знать что‑то такое, чего не знают атеисты?!» [2] – так описал момент своего обращения к вере бывший студент кафедры научного атеизма, а ныне профессор Московской духовной академии, известный православный миссионер дьякон Андрей Кураев.

Право человека быть духовно ограниченным в старой России не признавали.

 

[1] Леонов О., Ульянов И . Регулярная пехота 1855–1918. М.: АСТ. 1998. С. 122–123.

[2] Кураев А . Школьное богословие. М.: Благовест, 1999. С. 7.

Категория: Познавательная электронная библиотека | Добавил: medline-rus (28.01.2018)
Просмотров: 240 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%