Десятого мая 2006 года В. В. Путин поднялся на трибуну в Мраморном зале Кремля, чтобы огласить свое седьмое Послание Федеральному собранию. По замыслу самого Владимира Владимировича все те, кто по его поручению составляет эти послания, готовят некий общий цельный документ. При этом было известно и об активном участии самого Путина не только в редактировании, но в и составлении текста своих посланий. В этой связи можно было говорить о «трилогии» посланий президента в 2004–2006 годах. Так, например, в пятом послании в 2004 году В. Путин говорил в первую очередь о развитии экономики и особенно в таких сферах, как образование, здравоохранение, жилья, что позже оформилось как национальные Шестое послание 2005 года было в основном политическим, и в нем речь шла о создании Общественной палаты, о повышении роли партий, о независимости СМИ и о свободе предпринимательства. В седьмом послании В. В. Путин поднял общий вопрос о роли России в мире, о необходимости поднять роль России в принятии решений политического и экономического характера. При этом в центре внимания президента оказались две проблемы – проблема демографии и проблема безопасности.
Отклики на послание Владимира Путина были весьма значительными, хотя и очень различными. «Это был час Путина, – признавала обычно крайне неприязненно относящаяся к президенту России газета “Московский комсомолец”. – Вчерашнее послание главы России парламенту может стать самой яркой и важной речью путинского президентства. За годы своего пребывания у власти В. Путин должен был, казалось бы, привыкнуть ко всему. Но вчера Путин очень часто – особенно когда речь шла об отношениях с Америкой – откровенно волновался и говорил не по бумаге. Но главное даже не в этом. Если некоторые вчерашние президентские инициативы будут доведены до логического конца, скоро мы будем жить совсем в другой стране»[1]. «Блестящим во всех смыслах» назвал выступление Владимира Путина новый редактор «Московских новостей» и бывший редактор «Независимой газеты» Виталий Третьяков[2]. «Владимир Путин объявил в стране военный капитализм и послал страну на фронт», – писала в редакционной статье оппозиционная «Газета»[3]. Особенно задело «Газету» заявление Путина о некоторых представителях власти и бизнеса, которые, «пренебрегая нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории нашей страны личному обогащению за счет большинства граждан». Эти слова могли конечно же обеспокоить не только беглых экс‑олигархов. С темы коррупции Владимир Путин начал свое послание, обильно цитируя при этом Франклина Делано Рузвельта, который обещал наступать на «больные мозоли всех тех, кто старается достичь высокого положения или богатства, а может быть, того и другого вместе коротким путем – за счет общего блага». Но слова самого В. Путина были даже более определенными. «Разумеется, – сказал он, – мы и впредь будем стремиться к тому, чтобы поднять престиж государственной службы. Будем поддерживать российский бизнес. Но и бизнесмен с миллиардным состоянием, и чиновник любого ранга должны знать, что государство не будет беспечно взирать на их деятельность, если они извлекают незаконную выгоду из особых отношений друг с другом».
Владимир Путин поднялся на трибуну в Кремле всего через несколько дней, после того как в Вильнюсе, выступая перед политиками из Прибалтики и оппозиционными деятелями из Белоруссии, вице‑президент США Дик Чейни выдвинул множество обвинений против России и ее руководства. Россию Дик Чейни обвинял в нарушении принципов демократии, в авторитаризме, в подавлении свободы СМИ, в милитаризации экономики и во всех других грехах. Владимир Путин не стал прямо отвечать американскому вице‑президенту, но он и не мог просто игнорировать это скандальное выступление. «Военный бюджет США, – заметил В. Путин, – почти в 25 раз больше, чем у России, если говорить об абсолютных цифрах. Вот это и называется в оборонной сфере “их дом – их крепость”. И молодцы. Молодцы! Но это значит, что и мы с вами должны строить свой дом, свой собственный дом крепким и надежным. Потому что мы же видим, что в мире происходит. Но мы же это видим. Как говорится, “товарищ волк знает, кого кушать. Кушает и никого не слушает. И слушать, судя по всему, не собирается”». Именно эта часть большого послания Путина больше всего комментировалась в международной печати. Владимир Путин обстоятельно перечислил те меры, которые государство уже приняло и примет в ближайшее время по своему военному оснащению и обучению, не выходя за пределы установленных расходов в 3 процента от уровня ВВП.
И в своих прежних посланиях Владимир Владимирович Путин говорил о проблемах демографии. Как известно, в Советском Союзе эти проблемы не стояли особенно остро, хотя трудностей было немало и ни по уровням жизни и здоровья, ни по продолжительности жизни СССР не занимал лидирующих позиций в мире. Но в 1990‑е годы положение дел оказалось близким к катастрофическому. Уже в начале этого десятилетия рождаемость упала с 17,2 до 9,4 человека на одну тысячу в год, а смертность, наоборот, увеличилась с 10 до 15 человек в год. Ежегодная убыль населения в стране достигала 700–750 тысяч человек в год. Для России это была угроза. Эта угроза становилась особенно очевидной, когда специалисты по демографии начинали перечислять реальные причины увеличения смертности и уменьшения рождаемости в стране. В своем послании В. Путин назвал сложившуюся в стране ситуацию «самой острой проблемой современной России». Он говорил о ней много и сделал много предложений почти по всем проблемам, связанным с семьей и заботой о матерях и детях. Наиболее радикальным и весомым было его предложение о первичном материнском капитале в 250 тысяч рублей, на получение которого может рассчитывать каждая мать после рождения второго ребенка. Эти деньги будут внесены на ее счет в банк от государства по достижении ребенком трехлетнего возраста, и каждая мать может использовать их или для улучшения жилищных условий семьи, или на образование своего ребенка, или для увеличения накопительной части своей собственной пенсии.
Некоторые из наблюдателей и аналитиков пытались взглянуть на послание Путина как на его предвыборную программу. Однако вряд ли президент, составляя текст своего послания, много думал о выборах, до которых оставалось еще два года. К тому же послание при всей своей значимости являлось не только концептуальным, но и предельно конкретным; в нем намечалось множество поручений правительству, которые надо было начинать выполнять уже в ближайшее время. Из всех предыдущих посланий президента его седьмое послание являлось самым насыщенным, самым основательным и самым глубоким. Оно было интересно и по форме, и по содержанию. Но оно свидетельствовало и о том, что Владимир Путин существенно повысил свою компетенцию как Президент России. Возрос интерес граждан России и к посланиям Путина, и к самому президенту. По данным генерального директора ВЦИОМ Валерия Федорова, седьмое послание В. Путина оказалось самым резонансным. Если в 2004 году за посланием президента в той или иной степени следили 33 процента опрошенных, в 2005 году – 44 процента, то в мае 2006 года этот показатель возрос до 58 процентов. Поднялся по итогам мая 2006 года и без того высокий уровень доверия граждан к В. Путину – с 72 до 76 процентов. В июне 2005 года после окончания эпопеи с «монетизацией льгот» уровень доверия президенту составлял 67 процентов. Уровень доверия Правительству России упал тогда до 30 процентов. Теперь он поднялся до 35 процентов[4].
Умеренный экономический рост
Громкие террористические акты и общий рост террористической активности в России весной, летом и осенью 2004 года не отразились заметным образом на экономике страны. Колебания курсов акций, отток капитала и, напротив, приток инвестиций происходили вне какой‑либо связи с акциями террористов. Эксперты полагали, что западные инвесторы давно уже включили как чеченский, так и другие сходные факторы в перечень своих рисков в России. После гибели в августе 2004 года сразу двух лайнеров, которые были взорваны в российском небе с разницей в несколько секунд, мало кто из российских авиапассажиров поспешил сдавать билеты. Отказы последовали со стороны иностранных пассажиров.
Авиакомпании «Аэрофлот» и «Сибирь» объявили, что на своих международных авиалиниях они потеряли в сентябре 2004 года примерно 3 процента потенциальных пассажиров и около 10 миллионов долларов. Сходные потери были и у туристических компаний, специализировавшихся на въездном туризме. Цена акций «Аэрофлота» упала в сентябре всего на один процент. Как известно, после террористических актов 11 сентября 2001 года в США потери мировой индустрии авиаперевозок и международного туризма исчислялись десятками миллиардов долларов, и эти отрасли не вполне восстановились и через три года. Между тем российская компания «Аэрофлот» закончила 2004 год с хорошими показателями чистой прибыли. Некоторые из экспертов писали в этой связи о «циничном отношении игроков российского фондового рынка к террористическим актам». Однако на самом деле речь могла идти лишь о некотором фатализме российских пассажиров и российских туристов. Даже после самых страшных взрывов в вагонах метро никто не стал отказываться от услуг Московского метрополитена. В Лондоне летом 2005 года после двух взрывов в метро объем пассажирских перевозок сократился на треть почти до конца года.
Очевидным результатом террористических атак против России стал существенный рост бюджетных расходов на армию, милицию, на внутренние войска и спецслужбы. Увеличились оборонный заказ и поставки новых видов и систем оружия для всех силовых структур. Но все это происходило в России не за счет других «мирных» отраслей, а за счет дополнительных доходов российского бюджета. Приняты меры и по более масштабному развитию экономики южных регионов России, особенно областей, краев и республик Северного Кавказа. Во всяком случае государственные инвестиции здесь в 2005 году были увеличены. Увеличен государственный контроль и за всеми областями, связанными с инфраструктурой, такими как аэропорты, железные дороги, трубопроводы.
На протяжении 2004–2006 годов и в первой половине 2007 года в России происходил уверенный, но достаточно уверенный экономический рост. В период, который мы здесь рассматриваем, российская экономика сделала несомненный шаг вперед, но этот шаг не был особенно большим. У руководства страны не имелось оснований для пессимизма, но и для излишнего оптимизма также не было никаких оснований. Многие возможности российской экономики оказались неиспользованными.
Валовой внутренний продукт в 2004 году увеличился на 7,1 процента. Можно напомнить, что в 2003 году рост ВВП составил 7,3 процента. Производство промышленной продукции возросло в 2004 году на 7 процентов, но в сельском хозяйстве прирост составил всего 0,7 процента. Оборот розничной торговли увеличился в стране на 12 процентов, а грузооборот – на 7 процентов. В России снизилась на 5 процентов общая численность безработных, а номинальная заработная плата возросла на 25 процентов. Однако реальная заработная плата возросла лишь на 13 процентов, а реальные располагаемые денежные доходы увеличились на 10 процентов. Инфляция в расчете на год составила 11,5 процента при запланированном уровне в 10 процентов. Инвестиции в основной капитал увеличились на 12 процентов. Наиболее очевидными были успехи российской внешней торговли, торговое сальдо достигло в 2004 году 75 миллиардов долларов. Реальные объемы российского экспорта возросли незначительно, но быстро росли цены на нефть, существенно возросли цены и на многие другие виды сырья. Результатом стал рекордный рост валютных резервов России, они поднялись в декабре 2004 года до 100 миллиардов долларов, а в марте 2005 года превысили сумму в 120 миллиардов долларов.
К концу мая 2005 года золотовалютные резервы России поднялись до 150 миллиардов долларов, и по прогнозу Минфина эти резервы должны были достигнуть к концу 2005 года 175 миллиардов долларов, хотя Центробанк и не форсировал их увеличение. По размерам золотовалютных резервов Российская Федерация вышла на пятое место в мире после Японии, Китая, Тайваня и Южной Кореи. На шестом месте в этом списке стоит Индия. Всего за один год был наполнен Стабилизационный фонд Минфина, который установлен законом в 500 миллиардов рублей. Российский рубль продолжал укрепляться, а внешний государственный долг страны существенно уменьшился. В 2005 году большие суммы этого долга Россия погасила досрочно.
В 2005 году ВВП увеличился в России на 6,4 процента, а в 2006‑м – на 6,7 процента. В первом полугодии 2007 года прирост ВВП держался на уровне 6,5–6,7 процента, и Министерство экономического развития этими темпами роста было очень довольно. Общий прирост мировой экономики составлял в 2002–2006 годах примерно 3 процента в год, и для наиболее развитых стран этот прирост можно было оценивать как вполне удовлетворительный. Но рост ВВП таких стран, как Китай и Индия, Казахстан и Белоруссия, а также многих других стран, желающих как можно быстрее сбросить оковы экономической отсталости, составлял в расчете на год от 9 до 11 процентов. Ставя задачу удвоения ВВП к 2010 году, Владимир Путин рассчитывал на ежегодный прирост в 8 процентов. И эта задача была вполне достижима. По расчетам экспертов, прирост российского ВВП в 2004–2007 годах на 3–3,5 процента был обеспечен за счет роста цен на нефть и другое сырье и только на 3–3,5 процента – за счет лучшей работы бизнеса и управления экономикой, то есть за счет повышения производительности труда. Только в 2006 году Россия смогла превысить уровень валового производства на душу населения, который был у Российской Федерации в 1990 году. Казахстан, Белоруссия, Узбекистан и Армения превысили уровни 1990 года еще в 2003–2005 годах. Более высокими темпами, чем у России, развивался в последние три года и Азербайджан.
Россия обгоняла в 2004–2007 годах все крупные страны мира по темпам увеличения своих валютных резервов. Если на конец 2005 года золотовалютные резервы России достигли 175 миллиардов долларов, то на конец 2007 года они, по расчетам Минфина и Центрального банка, могут превысить 350 миллиардов долларов. Такого быстрого прироста резервов не знала, пожалуй, ни одна страна в мире. Однако эти резервы и ресурсы недостаточно быстро конвертировались в рост экономики страны. В 2004–2005 годах объемы экспорта России по его стоимости возрастали примерно на 35 процентов в среднем за год, а объемы импорта – на 25 процентов. В 2006 году этот разрыв между экспортом и импортом уменьшился. Но уже в первом квартале 2007 года экспорт товаров из России увеличился на 4,8 процента, а импорт возрос на 39 процентов[5]. Иными словами, внутренний спрос всё больше и больше удовлетворялся не за счет внутреннего производства, а за счет импорта.
Инфляция снизилась в 2006 году до 9 процентов, и ожидается, что она составит к концу 2007 года не более 8 процентов. Очень медленно увеличивались в 2004–2007 годах инвестиции в основной капитал. Для оппонентов В. В. Путина общие итоги экономического развития в 2004–2007 годах не представлялись особенно радужными. Они писали и говорили о многих перекосах и о симптомах «голландской болезни» в российской экономике, когда потребительский спрос внутри страны растет, когда растут объемы внутренней торговли и строительства, а также реальные доходы населения, но этот рост осуществляется не за счет роста производства и производительности труда, а за счет увеличения цен на экспортные товары. В случае падения мировых цен на сырье страна, которая допустила такой перекос в своем развитии, скорее всего, окажется в очень трудной ситуации. Опасения на этот счет не являются излишними. Однако это не должно быть поводом для какой‑то «стерилизации» «лишних» денег. Российская экономика все еще недостаточно развита, и в ней имеется много направлений для максимально эффективного использования своих возросших доходов.
[1] Московский комсомолец. 2006. 11 мая.
[2] Московские новости. 2006. 12–18 мая.
[3] Газета. 2006. 11 мая.
[4] Итоги. 2006. 5 июня. С. 13, 14.
[5] Итоги. 2007. 23 апреля. С. 18.
|