В декабре 2004 года, то есть всего через два месяца после визита в Китай, Владимир Путин совершил трехдневный визит в Индию. В Индии российские руководители бывают реже, чем в Китае, и общий объем российско‑индийских отношений не так велик. Однако на этот раз визит В. В. Путина в Индию превзошел по масштабам все предыдущие. За два дня до прилета самого российского президента в аэропорту Нью‑Дели высадилась группа более чем из девятисот руководителей российских оборонных предприятий, бизнесменов и чиновников во главе с министром обороны Сергеем Ивановым. Было очевидно, что главной темой переговоров с премьер‑министром Индии Манмоханом Сингхом будет тема расширения военно‑технического сотрудничества. В этой области Индия не только важный стратегический партнер России. И в России, и в Индии созданы совместные предприятия и разрабатываются совместные технологии по производству некоторых наиболее сложных видов военной техники. Индия приобретает военной техники на миллиарды долларов, и здесь велика доля французских и израильских корпораций.
Преимущество России состоит в том, что она не только продает Индии военную технику, но и помогает создать в этой стране собственную военную промышленность – на самом современном уровне. Эта кооперация выгодна для обеих стран, и у России почти нет военных секретов от Индии. Соглашение о совместном производстве многофункциональных истребителей не имеет аналогов в мировой практике. При посещении В. Путиным индийского города Насик ему показали первый истребитель Су‑30 МКИ, собранный специально к его приезду индийскими специалистами по российской лицензии. По таким же схемам в Индии ведется производство крылатых ракет, а также космических спутников. Обозреватели отмечали, что в области военно‑технического сотрудничества у России с Индией меньше проблем, чем даже с Китаем. Индия приняла решение о крупных инвестициях в разработку нефтяных месторождений на Сахалине.
Еще в 1999 году при посещении Индии российский премьер Евгений Примаков говорил о «треугольнике Китай – Индия – Россия». По этому поводу было много комментариев, но большинство экспертов полагали, что эта идея не может стать актуальной, так как между Китаем и Индией существуют слишком большие разногласия. Как известно, у России и с Индией, и с Китаем были подписаны договоры о стратегическом партнерстве. Но в апреле 2005 года такое же «историческое соглашение» о стратегическом партнерстве подписали Китай и Индия.
Китайский премьер Вэнь Цзябао привез на переговоры в Дели и передал индийскому премьеру Манмохану Сингху новое издание официальной карты КНР, на которой спорный район Сикким был впервые обозначен как часть территории Индии. Другие территориальные споры Китая и Индии решено заморозить. Решено было также существенно усилить экономическое взаимодействие двух стран, увеличив к 2008 году в три раза – до 30 миллиардов долларов объем взаимного товарооборота. Особое внимание уделялось совместным разработкам в области информационных технологий, где Индия и Китай могут стать мировыми лидерами уже в ближайшие десять лет.
Известно, что Индия после обретения своей независимости не проявляла большой активности в международной политике. Чрезвычайно медленным было и экономическое развитие этой страны. На протяжении почти пятидесяти лет – с 1947 до 1997 года прирост ВВП Индии редко превышал 3,5 процента в год, а этого для такой страны, как Индия, было явно недостаточно. Однако в последние десять лет здесь многое изменилось. Не проходя всех ступеней традиционной индустриализации, Индия активно включилась в развитие новых информационных технологий и не только преуспела, но и вышла по многим направлениям в лидеры. Она впереди и как финансовый центр – и не только для стран Азии. Успехам Индии способствовало много причин. Но одна из них не только очевидна, но и необычна. В Индии одним из трех государственных языков является английский, и большая часть индийской интеллигенции, а тем более ее инженерно‑технологическая часть владеет английским языком очень хорошо. Но именно английский язык оказался господствующим в мировом информационном пространстве. Возросли и претензии Индии в международных делах. Одно из ее требований – это место среди постоянных членов Совета Безопасности ООН. Россия это требование поддержала.
Россия поддержала и тенденцию к сближению Индии и Китая. Одним из этапов этого сближения стал саммит министров иностранных дел России, Индии и Китая в июне 2005 года во Владивостоке. Иностранные наблюдатели писали по этому поводу о «евразийском треугольнике» Владимира Путина.
В декабре 2005 года индийский премьер Манмохан Сингх побывал с визитом в России и вел переговоры с В. Путиным. Именно этот индийский премьер начал проводить в своей стране новые реформы в экономике, которые оказались очень успешными. При очень хороших отношениях наших государств общий товарооборот России и Индии был небольшим – по итогам 2004 года он не достигал даже двух миллиардов долларов. А между тем по общему объему ВВП Индия вышла в 2004 году на четвертое место в мире, обогнав Германию, Великобританию и Францию. Первое место прочно удерживали США. На второе место вышел Китай, а на третьем месте находилась теперь Япония. Россия по общим объемам ВВП занимала девятое место, уступая немного Бразилии. Россия и Индия явно не использовали все возможности своего сотрудничества, и наши лидеры решили восполнить этот пробел.
Очередной официальный визит Владимира Путина в Индию состоялся в середине августа 2006 года и совпал с национальным праздником этой страны – Днем Республики. Президент России оказался главным иностранным гостем на большом параде в столице страны. Лидеры наших стран констатировали немалый прогресс в экономических отношениях России и Индии – за семь месяцев 2006 года товарооборот достиг 3,8 миллиарда долларов – увеличение более чем в два раза всего за два года. На этот раз было подписано более десяти соглашений о сотрудничестве. Выступая перед группой индийских бизнесменов, Владимир Путин перечислил пятнадцать приоритетных направлений сотрудничества двух стран. На цифре «15» он остановился и сказал: «Для начала достаточно». Выход Индии из состояния изоляции очевиден, и он будет иметь очень большие последствия для всего мира. Далеко не все из этих последствий можно сегодня предсказать.
Под влиянием традиционалистов в Индии главной внешнеполитической концепцией была идея «автономии». Но теперь она сменяется идеей «ответственной державы». Но речь идет о стране с более чем миллиардным населением, с древней культурой, единственной из самых крупных держав современного Востока, которая за пределами географического Запада может говорить о себе как о демократической стране в западном осмыслении понятия «демократия». Россия заметила и поддержала этот подъем Индии и ее новую активность. Можно с уверенностью говорить, что у наших отношений с Индией очень хорошие перспективы.
|