Понедельник, 25.11.2024, 11:45
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА » Познавательная электронная библиотека

Восьмое Послание Президента РФ Федеральному Собранию

Выступление В. В. Путина с зачтением восьмого Послания Президента Федеральному собранию было намечено на понедельник 25 апреля. Из‑за смерти Б. Н. Ельцина эта процедура была отложена, но всего на один день. 26 апреля в 12 часов дня в Кремле в Мраморном зале собралось около тысячи приглашенных сюда людей, которых сам докладчик назвал «коллективным правительством России». Они пришли выслушать оценки событий прошедшего года, предложения и директивы на будущее, анализ достижений и неудач. Все слушали президента с большим вниманием. Послания эти всегда очень насыщенны, очень конкретны. В них всегда были неожиданные повороты, новые инициативы. Даже те, кто принимает участие в составлении этих посланий, не знают, что именно скажет В. В. Путин, ибо окончательную редакцию, а также некоторые из разделов послания он пишет сам и часто в последние дни перед выступлением. Очень важны бывают как детали, так и интонация. В каждом из посланий президента есть свои узловые пункты, свои главные темы, есть, конечно, и повторения. В конечном счете, все послания президента связаны между собой определенной логикой, и Владимир Путин специально указал на это в восьмом послании.

«В каждом из моих восьми Посланий Федеральному собранию, – сказал В. Путин, – не только давалась оценка ситуации в стране и ее положения в мире, но и определялись приоритеты, в том числе долгосрочные приоритеты в социальной сфере, в экономике, во внешней и внутренней политике, в области безопасности и обороны. По сути это и есть, может быть, не полный, но все‑таки достаточно конкретный и основательный концептуальный план развития России. Его выполнение потребует созидательной работы всего общества, потребует огромных усилий и огромных финансовых ресурсов».

Всего несколько фраз В. Путин посвятил трудному прошлому России и событиям 1990‑х годов, а также Борису Ельцину, память которого он предложил почтить минутой молчания. Главным событием 2007 года В. Путин назвал предстоящие в декабре выборы в Государственную думу, которые должны обеспечить преемственность государственной политики и иметь объединяющее значение для общества. Выборы будут впервые проводиться по пропорциональной системе, а это должно усилить влияние партий на формирование власти и будет способствовать росту конкуренции между ними. «Прямо скажу, – заметил В. Путин, – не всем нравится стабильное, поступательное развитие нашей страны. Есть и те, кто, ловко используя псевдодемократическую фразеологию, хотел бы вернуть недавнее прошлое. Одни – для того, чтобы, как раньше, безнаказанно разворовывать общенациональные богатства, грабить людей и государство. Другие – чтобы лишить нашу страну экономической и политической самостоятельности». В. Путин отметил рост притока денег из‑за рубежа, которые используются для прямого вмешательства в наши внутренние дела. «Колонизаторов сменяют цивилизаторы и демократизаторы, – отметил с насмешкой В. Путин. – Но цель одна – получение односторонних преимуществ и собственной выгоды».

«Мы укрепили вертикаль власти, – заметил В. Путин. – Но сейчас мы все больше и больше полномочий передаем регионам». В. Путин поддержал предложение о постепенной реформе Совета Федерации, в котором должны заседать граждане, прожившие в том или ином регионе не менее десяти лет. Президент России с похвалой отозвался о работе Общественной палаты Российской Федерации, о расширении национального информационного пространства, о развитии в стране сети общественных организаций, органов печати, о расширении до 25 миллионов человек российской сети Интернета. В России сегодня 8 миллионов добровольных членов общественных организаций, которые выполняют разнообразную общественно‑значимую работу. Пожалуй, впервые Владимир Путин сказал о российской интеллигенции, на положении которой «тяжело сказался длительный экономический кризис». «Эти трудности едва не привели к исчезновению многих духовных и нравственных традиций России». Путин напомнил слова Дмитрия Лихачева о том, что государственный суверенитет определяется и культурными критериями. Российская культурная и духовная самобытность – это часть общеевропейской и мировой культуры, это открытая миру система духовных ценностей и это сплав культур многих народов, населяющих Россию. В этой связи В. Путин напомнил, что 2007 год был объявлен «Годом русского языка»: «Наш язык никогда не будет орудием изоляционизма или ксенофобии, но он хранитель богатств “русского мира”, который значительно шире, чем сама Россия». В. Путин сказал, что он поддерживает идею создания Национального фонда русского языка, который призван помочь популяризации русского языка и русской культуры в ближнем и дальнем зарубежье. В. Путин признал упадок в стране библиотечного дела, которое когда‑то велось на самом высоком уровне. Он заявил, что уже принял решение о создании в России Президентской библиотеки, которая должна стать главным звеном всей библиотечной системы страны. От нее должна идти цепочка к главным региональным и местным библиотекам, а также ко всем зарубежным библиотекам. Путин сказал, что эта программа может быть выполнена в основном к концу 2008 года. Он предложил назвать главную библиотеку страны именем Бориса Ельцина. Российская печать, конечно, поддержала эти предложения.

Эксперты позже говорили, что в 2007–2008 годах на развитие библиотечного дела будет дополнительно выделено 5 миллиардов рублей. Однако странным было предложение назвать главную библиотеку страны именем Бориса Ельцина, который никаким образом и ни в чем не способствовал развитию российской культуры и не любил читать книги.

Большой раздел своей речи Владимир Путин посвятил успешному, по его мнению, выполнению национальных программ в сфере образования, здравоохранения, жилищного строительства и сельского хозяйства. Говоря о жилищном строительстве, Владимир Путин выделил вопрос не только нового строительства, которое должно к 2010 году достигнуть 80 млн кв. метров в год и которое надо довести до 140 млн в год – по одному метру на одного человека в России. Государство должно позаботиться о капитальном ремонте ветхого жилья и быстрейшем решении проблемы аварийного жилья – в России такого жилья – 11,2 млн метров. «Невнимание государства к этим проблемам вообще считаю аморальным. Не может страна с такими резервами, накопленными за счет нефтегазовых доходов, мириться с тем, что миллионы ее граждан живут в трущобах». На эти цели В. Путин предложил направить средства из разных источников, в том числе и от продажи активов компании «ЮКОС» для погашения ее долгов перед государством. На программу переселения граждан из аварийного жилья В. Путин предложил направить 100 млрд рублей – в 20 раз больше, чем направлялось раньше. На капитальный ремонт жилого фонда – 150 млрд рублей. На эти цели бюджет вообще не выделял никаких средств, не считая ремонт приватизированного жилья делом государства. Для этих целей должны быть созданы фонды, в управлении которыми будут представлены люди из правительства, парламента и общественных организаций.

В. Путин положил конец спорам о Стабилизационном фонде. Все нефтегазовые доходы он предложил разделить на три составляющие. Первое – это Резервный фонд. Вторая часть этих доходов должна идти в бюджет для выполнения масштабных социальных программ. Третья часть – Фонд будущих поколений, или Фонд национального благосостояния. Средства этого фонда должны идти на улучшения качества жизни как будущих, так и нынешних поколений, на увеличение пенсий. В ближайшие же годы рост пенсий должен составить не менее 65 %. В рамках этих фондов, которые должны размещаться по более выгодным схемам, Владимир Путин предложил создать Банк развития, Инвестиционный фонд, Российский венчурный фонд и другие институты развития общества и экономики. Уже в 2007 году на эти цели Путин предложил направить 300 млрд рублей. Государство должно делать все это вместе с частным бизнесом, которому оно «подставляет плечо». В. Путин сказал о поддержке малого бизнеса и формировании среднего класса.

На некоторых конкретных проектах В. Путин остановился отдельно. России не хватает электроэнергии, сказал он, и мы стоим на пороге «второй» масштабной электрификации страны. Должна быть увеличена доля атомной, угольной энергии и гидрогенерации. За ближайшие 12 лет в электроэнергетику будут направлены 12 триллионов рублей капитальных вложений, производство электроэнергии увеличится на две трети, а число атомных энергоблоков увеличится с 30 до 56. Россия должна улучшить свою транспортную систему. К уже намеченным расходам на строительство дорог и мостов В. Путин предложил добавить 100 млрд рублей. Нужен государственный план дорожного строительства до 2015 года. Очень важно развитие аэропортов и морских портов. «Наши грузопотоки до сих пор идут в основном через иностранные порты. Это просто недопустимо!» В. Путин предложил провести масштабную модернизацию Волго‑Балтийского и Волго‑Донского каналов и построить вторую очередь Волго‑Донского канала.

«Многие еще не знают, – сказал В. Путин, – что в 2006 году Россия заняла первое место в мире по добыче нефти. Но она отстает по нефтепереработке. Россия очень отстает по лесообработке. Надо повысить экспортные пошлины на круглый лес, но снизить пошлины на нужное нам оборудование. Россия не должна выдавать квоты на лов рыбы в своих водах».

Россия должна восстановить свои позиции в авиационном строительстве и в судостроении. Это традиционно сильные российские отрасли, но многие завоевания в них были утрачены. Страна должна позаботиться и о подъеме отечественной науки, включая фундаментальные исследования. В 2008 году на фундаментальные исследования президент предложил направить не менее 50 млрд рублей. Особенно четко В. Путин выделил важность исследования нанотехнологий. Это так же важно, как в прошлом было важно развивать ядерные технологии.

Владимир Путин сказал о необходимости укрепления Вооруженных сил России, об улучшении жизни офицерского состава. Президент отметил, что Россия выполняет все подписанные ею договоры в области вооружений, в том числе о вооруженных силах в Европе. Но некоторые из этих договоров даже не ратифицированы странами НАТО. В этой связи В. Путин объявил мораторий на выполнение нашей страной Договора об обычных вооружениях в Европе – ДОВСЕ. Крайне критически отозвался В. Путин о такой организации, как ОБСЕ.

Несколько слов В. Путин сказал о развитии интеграционных процессов в СНГ. «Мы в России, – сказал В. Путин, – готовы к всемерному развитию союзного государства России и Белоруссии. Россия открыта к любым формам и моделям интеграции. Готовы идти здесь настолько далеко, насколько готовы к этому наши белорусские друзья».

Путин ясно сказал, что следующее Послание Федеральному собранию будет делать уже другой президент. Но он также сказал, что ему, Путину, выступать с политическими завещаниями преждевременно. «Мы разные, и у нас нет общей идеологии. Но, решая стоящие перед нами задачи, используя при этом все самое новое, мы должны и будем опираться на базовые морально‑нравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю свою историю. Только в этом случае нас ждет успех». Главной задачей государства остается защита кровных интересов граждан, улучшение их жизни, повышение их благосостояния и безопасности. «Каждый должен иметь шанс законным образом улучшить свою собственную жизнь, преумножить трудом богатство своей Родины. А все те, кто занимается административной, общественной, тем более – политической работой, несут, конечно, особую ответственность. Это в полной мере относится и к находящимся в этом зале – к расширенному правительству России, к федеральным министрам, к губернаторам, к депутатам обеих палат, к судьям, к представителям всех ветвей власти. Мы с вами должны с полной отдачей сил до последней минуты наших законных, конституционных полномочий и эффективно использовать то время, которое нам подарила судьба, чтобы послужить России».

К дискуссии о третьем сроке для президента

На протяжении всей весны 2007 года тема «третьего срока» для президента Путина не сходила со страниц российской печати. Было очевидно, что эта тема волнует не только чиновников и политиков, но и большую часть самых простых граждан России. Неудивительно, что для публицистов и политологов всех направлений тема «третьего срока» стала едва ли не самой главной. Никто не хотел больших перемен в составе власти. От добра добра не ищут.

В Конституции РФ содержится положение о том, что никто не может занимать пост Президента Российской Федерации больше двух сроков подряд. Говорится ясно: никто и подряд. Однако уже на следующий день после победы на выборах, 14 марта 2004 года Владимиру Путину стали задавать вопросы о третьем сроке. Эта проблема третьего срока и возможных преемников В. В. Путина на посту президента была в последние несколько лет одной из самых важных проблем, которые обсуждались в российском обществе. Это беспокойство можно понять. «Без нынешнего лидера выживание существующей политической конструкции абсолютно не гарантировано, и тем актуальнее встает вопрос о преемнике действующего президента – преемнике, которого общество пока не видит»[1].

Таков был вывод группы социологов, сделанный в феврале 2004 года еще перед тем, когда В. Путина избирали на второй срок. Совершенно очевидно, что в 2007 году политические конструкции в России существенно укрепились. Укрепилась и вся социально‑экономическая система новой России. Приняты многие программы и даже бюджет на ближайшие три года – до 2010 года. Немало программ рассчитано и принято на период до 2015 года, даже до 2020 года. И тем не менее, прочность всех этих структур еще недостаточна. Смутное время кончилось, но переходное время еще не кончилось, и управление страной происходит на многих направлениях в ручном режиме. Основные проблемы страны решает по преимуществу не коллектив высококомпетентных людей, а один человек, который возвышается над другими не только в силу своего положения, но и по опыту и интеллекту.

Положение дел в России существенно отличается от положения дел в таких президентских государствах, как США или Франция. Владимир Путин – это не просто президент в ряду других президентов в стабильной системе управления. Он сам является создателем этой системы управления. Сложившаяся ранее и просуществовавшая семь десятилетий партийно‑советская система власти рухнула вместе с СССР и КПСС в 1991 году, но новая система власти и управления, т. е. новое государство, так и не было создано. Борис Ельцин выступал на посту Президента России в 1991–1999 годах главным образом как разрушитель, а не как созидатель. По большому счету, в России во времена Ельцина брала верх не демократия, а анархия.

Владимир Путин начал свою работу с укрепления единого государства и по горизонтали, и по вертикали. Эта работа была очень успешной, но она еще не была завершена к весне 2008 года. Последствия шедших один за другим национальных, социальных, экономических, политических и идеологических кризисов еще не были преодолены, мы миновали лишь самые острые фазы этих кризисов. Стабильность общественной и государственной жизни, а также экономическая и социальная стабильность в современной России еще не могут обеспечиваться автоматически. В России еще не сложилась не только прочная, но просто внятная и легитимная система экономических отношений и отношений собственности. У России только начинает складываться долгосрочная и ясная политическая и экономическая стратегия в отношениях с дальним и ближним зарубежьем. То государство, та государственная машина, которые сегодня более или менее успешно работают, можно назвать «путинским государством», «путинской государственной машиной». Некоторые из политологов говорят даже о «путинской России», и в этих словах не так уж много преувеличения. Пока еще от личных качеств главы государства, наделенного очень большими полномочиями, а также от доверия к нему большинства населения России судьба нашей страны зависит в гораздо большей степени, чем в большинстве других крупных стран мира. Переходный период не кончился и во всех странах СНГ. Если кони не тянут повозку, их неизбежно приходится менять, и особенно на переправе. Именно так пошли дела в Грузии, в Киргизии, в Украине. Иначе сложились дела в Казахстане, в Узбекистане, в Белоруссии, и эти страны лидируют в СНГ по многим показателям экономического развития. Россия должна найти свое решение, руководствуясь разумом и интересами страны и нации, а не какими‑то формальными правилами. Так поступали и все европейские демократические страны в пору становления их собственных демократических систем. Я уже писал ранее, что ни один врач не может вечно стоять у постели больного. Но хирург не может прервать сложную операцию только потому, что наступило время обеденного перерыва.

Самым простым предложением по поводу преемственности российской власти и по проблеме 2008 года, которое озвучил еще в октябре 2004 года госсекретарь Союза России и Белоруссии Павел Бородин, было предложение подправить Конституцию РФ с помощью референдума, как это было сделано в Белоруссии и в ряде других стран СНГ. «Я немножко знаю, что такое управлять государством, – заявил П. Бородин. – Нужен временной срок, чтобы реализовать намеченную программу. Я считаю, что должен быть и третий, и четвертый срок. В России, в отличие от Запада, правят не корпорации, а цари. Такую власть, как у Путина и Лукашенко, дает Бог». Это простодушное заявление П. Бородина было немедленно дезавуировано устами пресс‑секретаря президента России Алексея Громова: «Бородин является международным чиновником и выражает личное мнение, которое не соответствует реальностям»[2].

Сам Владимир Путин еще в ночь с 14 на 15 марта 2004 года, то есть после своей второй победы на президентских выборах, уверенно говорил, что не собирается выдвигать свою кандидатуру на пост президента на третий срок. «Важно, чтобы пришел новый человек». То же самое В. Путин говорил и в конце октября 2004 года во время выступления на украинском телевидении. «Надо не менять, а исполнять Конституцию. В России разрешено два президентских срока подряд, этим я и буду руководствоваться». 11 апреля 2005 года, выступая на Ганноверской промышленной выставке, Владимир Путин снова произнес слова «третий срок» применительно к себе. Он сказал, что не будет менять основной закон, по которому никто не может избираться три срока подряд. При этом Путин добавил, что избираться в третий раз не подряд российская Конституция не запрещает. «Правда я не уверен, что я этого захочу», – добавил президент. Сходные заявления В. В. Путин делал в 2005–2006 годах почти ежемесячно.

Конечно же, любой вменяемый политик и не мог бы говорить иначе, особенно в том случае, когда он еще не прошел и половины второго срока. В последние несколько лет российским губернаторам и президентам автономий, которые успешно руководили своими регионами два срока, дали возможность сохранить свой пост через выборы или через назначение и на третий срок. Некоторые из глав регионов находятся на своем посту уже и четвертый срок. Многие менее успешные губернаторы и главы регионов потеряли свой пост после первого срока. Ограничение власти по срокам – это не простая формальность, это важная демократическая норма, но бывают обстоятельства, которые требуют исключения из правил.

Франклин Рузвельт был выдвинут в 1940 году в США на третий срок и победил. В 1944 году он снова выиграл президентские выборы, уже в четвертый раз. В США в то время не Конституция, а обычай запрещал политику выдвигаться на третий срок на пост президента. Но в годы Второй мировой войны соблюдение этого обычая противоречило интересам нации и государства. Специальная поправка к Конституции с более строгими правилами выборов президента принята в США только в 1951 году.

Разные правила по выборам президента существовали во Франции, где два разрешенных Конституцией срока составляли еще при Ф. Миттеране даже не десять, как сейчас, а четырнадцать лет. Президенты Казахстана и Узбекистана Нурсултан Назарбаев и Ислам Каримов находятся на своих постах с декабря 1991 года. Именно это обстоятельство позволило им провести наиболее успешные, хотя и очень разные экономические реформы, обеспечив стабильность в условиях, даже более трудных, чем в России. Но что смогли сделать и чего добиться в отведенные им десять лет президенты Грузии и Украины Эдуард Шеварднадзе и Леонид Кучма? В античном Риме был период, когда римский сенат избирал сразу двух консулов, и они управляли государством по очереди, сменяясь через день. Это кончилось, как известно, тяжелым поражением римской армии в сражении при Каннах, где более мощной, чем у Ганнибала, римской армией командовали сразу два консула – Эмилий Павл и Теренций Варрон.

Заявления В. Путина о том, что он не собирается баллотироваться на пост президента на третий срок, не остановили, а скорее умножили комментарии и дискуссии в печати на этот счет. Любой успешный руководитель должен думать о своем преемнике. Разумная преемственность власти важна и для управления государством и для управления крупной промышленной или финансовой корпорацией. О преемнике думали даже такие деятели ВКП(б) – КПСС, как Ленин и Сталин, но они не смогли найти решения этой проблемы.

Десятки самых видных политиков России высказывались в 2005–2006 годах по вопросу о преемственности власти, и нет необходимости повторять их аргументы и предложения. «Самый важный момент для страны, – заявлял, например, Юрий Лужков, – это перевыборы президента. Хотим мы или нет, но президент в нашем менталитете – всегда главенствующая личность в государстве. И вот, размышляя над последним вопросом, я не вижу никого, кроме Путина. Ни одной личности, которая могла бы продолжить управление страной. Близко нет никого. И это проблема для меня как гражданина. Я не знаю, что тут можно сделать. Есть Конституция, есть все эти самые нормы, которые не позволяют Путину переизбраться на третий срок. И вот эта сложная ситуация и необходимость, чтобы в государстве была преемственность, не дает покоя. Все‑таки стабилизация жизни и сохранение государства Путиным были обеспечены. А это не просто. Путин тактично и умело исправил ситуацию к обособлению регионов. А другой сможет? Не будет ли следующий рвать машину государственного управления? У нас уже был пьяный кучер…»[3]

Предложения об изменении Конституции «под Путина» делал не только спикер Совета Федерации РФ Сергей Миронов, но и президент Казахстана Н. А. Назарбаев.

К началу 2007 года вся эта большая политическая дискуссия изменила характер и направление. Стало ясно, что Владимир Путин не изменит своего решения, что он не даст согласия на выдвижение его кандидатуры на пост президента. Стало также ясно, что Владимир Путин не собирается при этом уходить из большой российской политики. «Я свое место в строю найду», – говорил он не один раз. «Мне выступать с политическими завещаниями преждевременно», – сказал он 26 апреля 2007 года в своем послании Федеральному собранию. Ключевыми, с точки зрения оценки его собственных планов и замыслов, были ответы В. Путина на большой пресс‑конференции в Кремле 1 февраля 2007 года.

Отвечая на вопрос одного из западных корреспондентов, В. Путин сказал:

«Вы употребили слово “правление”. Я не правлю – я просто работаю. Что касается заблаговременной подготовки лиц на замещение высших должностных позиций в государстве, то это, как правило, выбранные, избираемые должности, и здесь в любом случае слово за избирателями, за гражданами России. Что же касается преемников, о которых Вы сказали, я много раз на этот счет высказывался – преемников никаких не будет. Будут кандидаты на пост Президента Российской Федерации. Задача власти – обеспечить демократический способ освещения их избирательных кампаний, изложение ими своих предвыборных позиций, с тем чтобы граждане Российской Федерации могли сделать обоснованный выбор. Все, кому надо, уже на своих постах работают. Нам нужно с Вами не суетиться по поводу будущих выборов, а, как я уже сказал, обеспечить гражданам возможность объективного выбора, обеспечить гражданам этот свободный демократический выбор. Я тоже гражданин Российской Федерации, чем очень горжусь, и, конечно, оставляю за собой право высказать какие‑то предпочтения. Но буду делать это только в период предвыборной кампании»[4].

Разумеется, Владимир Путин говорил в данном случае как политик, который не хочет и не должен заранее раскрывать все свои карты. На самом деле президент в России не «просто работает», но и правит. Можно сказать, что он работает управляющим, ибо многие полномочия даны Конституцией только ему одному, а все остальные могут исполнять лишь роль помощников или советников.

Хотя официально избирательная кампания по выборам президента не была объявлена до декабря 2007 года, в неофициальном порядке она шла на протяжении всего года, и было достаточно хорошо видно, кому именно Владимир Путин отдавал свои предпочтения. Это было видно хотя бы по значительному, но при этом совершенно одинаковому вниманию, с которым российские государственные телеканалы освещали деятельность двух человек, двух первых вице‑премьеров – Дмитрия Анатольевича Медведева и Сергея Борисовича Иванова. Именно об этих двух людях Владимир Путин говорил еще в начале 2000 года в книге своих интервью «От первого лица» как о своих самых близких соратниках и друзьях. Как известно, Дмитрий Медведев руководил в 2006–2007 годах в правительстве всей социальной сферой, а также помогал решать проблемы сельского хозяйства. Сергей Иванов руководил всеми оборонными отраслями, делами армии, а также всеми наукоемкими отраслями, восстановлением авиастроения, судостроения и автостроения, космической отраслью, разработкой нанотехнологий. Дмитрий Медведев выполнял некоторые из обязанностей премьера, и ему было поручено наблюдать за осуществлением всех объявленных в 2005 году приоритетных национальных проектов. Сергей Иванов дублировал в ряде случаев работу президента, разъяснял его заявления по проблемам внешней политики. Между Дмитрием Медведевым и Сергеем Ивановым не было никакой полемики, они не готовились к выборам в Государственную думу и не входили ни в одну из партий.

Не менее активно российская печать обсуждала и вопрос о том – какой пост в измененной системе власти может занять сам В. В. Путин. Многие из экспертов считали, что Владимир Путин мог бы занять пост лидера партии «Единая Россия». Еще в сентябре 2004 года в журнале «Эксперт» его ведущие авторы Татьяна Гурова и Андрей Цунский писали в статье «Преемник‑2»: «Путин не мог не думать о тактике сохранения преемственности курса после его ухода с поста президента по многим причинам. Во‑первых, как политик он молод и ему нет необходимости уходить из этой сферы. Во‑вторых, это и невозможно сделать каким‑то простым способом – за годы президентства он так или иначе создал систему власти, которая держится на нем, и сама эта система не даст ему уйти. В‑третьих, у него есть некоторая линия, которая, по его мысли, полезна для страны. Это линия на возрождение единой и мощной России при сохранении демократических рамок. Его жизненный опыт и ментальность заставляют его искать фундамент этой линии в бюрократии, по замыслу – в обновленной бюрократии. Как человек, который сам был преемником, Путин не может не понимать, что просто выбор наследника и поддержка его на предвыборной стадии административным ресурсом не решит проблемы преемственности курса. Необходимо создать условия для разрыва “кольца всевластия” президента. Любого российского президента. Чтобы разорвать “кольцо всевластия” и обеспечить долгую жизнь формирующемуся вот уже пять лет режиму, нужно аккуратно перелить часть сегодняшнего президентского ресурса в другой сосуд, не расплескав его. Сейчас главный политический ресурс страны находится в руках президента и его администрации. Стало быть, в первую очередь нужно готовить подходящее вместилище, то есть институт, который мог бы принять на себя часть этого ресурса. Таким институтом не только может, но в условиях демократии и должна стать партия власти, или партия Кремля. Кандидат на эту роль очевиден. Это “Единая Россия”, которую сам Путин может в подходящее время возглавить лично. Собственно, эта идея давно витает в воздухе. Но речь идет не просто о поиске комфортного места для бывшего президента, а о создании нового центра силы, который сможет противостоять будущему президенту»[5]. Это был хороший анализ. Однако было неясно – сможет ли партия «Единая Россия» даже с таким лидером, как Путин, стать центром силы и власти, не имея на это конституционных полномочий. О КПСС, как о «главной руководящей и направляющей силе», говорилось в статье 6 Конституции СССР. Именно отмена этой статьи дала начало новой системе власти в России.

Было очевидно, что и сам В. В. Путин серьезно думал и о системе власти в России, и о своем месте в этой системе. «Всем хорошо известно, – говорил он в начале 2007 года, – что я принял самое прямое участие в создании “Единой России”, помог этой партии встать на ноги, помог ее созданию и помог формированию. Я не собираюсь кого‑то нахваливать. Но если бы не было взаимопонимания по ключевым вопросам развития России между “Единой Россией” и Правительством, таких результатов бы не было. Значение и роль “Единой России” в поступательном движении и развитии России за последние годы значительны, как бы мы ни поругивали депутатский корпус. Между тем, я приветствую и появление другой политической силы. Разницу между ними я вижу в том, что “Единая Россия” – это все‑таки более правый и либеральный центр, во всяком случае, с точки зрения проведения экономической политики, хотя и там много очень социал‑демократических тенденций, и я это хорошо почувствовал в работе над различными законопроектами. Но “Справедливая Россия” – это, конечно, партия, которая во всех своих проявлениях напоминает такое социалистическое, социал‑демократическое направление. В полной мере это пока еще, может быть, не ощущается и не видно, так же, как в полной мере не видно и праволиберального направления в деятельности “Единой России”. Нужно время»[6].

Политологи очень внимательно анализировали эти слова. Очевидно, что президент не стал бы так говорить о двух российских партиях, если бы он собирался в ближайшие месяцы вступить в одну из них. После этих слов и Сергей Миронов, как лидер партии «Справедливая Россия», стал говорить о своих планах куда более определенно. «Я не хочу строить капитализм, – заявил он. – Я хочу строить социализм».

Некоторые из экспертов полагали, что Владимир Путин мог бы возглавить в структурах власти Совет безопасности. Полномочия этого органа не были точно определены и во многом зависели от степени авторитета и влияния назначенного сюда человека. Это и мне казалось весьма вероятным. Власть в России могла в этом случае обрести характер дуумвирата или триумвирата, сохраняя единство и прочность при двух или трех близких друг другу лидерах. Однако Владимир Путин ни весной, ни летом 2007 года не стал ни с кем делиться своими планами и соображениями. «Нужно сохранить интригу», – сказал он полушутя в одной из аудиторий.

Встречи на высшем уровне

В апреле и мае 2007 года в России и во многих других странах шла подготовка к ряду важных встреч на высшем уровне, главной из которых должен был стать саммит «Большой восьмерки» в ФРГ – в Хайлигендамме, небольшом немецком городке на берегу моря. Место встречи лидеров заранее было огорожено большим металлическим забором: в Хайлигендамм готовились прибыть не только главы самых сильных государств планеты, но и десятки тысяч антиглобалистов.

Темы дискуссий на саммите «G‑8» были заранее известны. Речь снова должна была идти об энергетической безопасности стран Европы, о политике по отношению к Ирану, о строительстве систем ПРО в Восточной Европе, о проблеме Косова, о положении дел в Ираке и в Афганистане. Наблюдателям и журналистам было интересно знать, как поведет себя на саммите Николя Саркози, новый президент Франции, и как справится с ролью хозяйки саммита Ангела Меркель. Однако в центре внимания всех обсуждений и прогнозов находились Россия и ее лидер – Владимир Путин. Дипломатическое давление на Россию весной 2007 года продолжало усиливаться, сопровождаясь многочисленными информационными атаками. Наиболее грубыми нападками на Россию и на Путина отличалась и на этот раз британская пресса. «Членство России в “G‑8”, – писала лондонская газета “Дейли Телеграф”, – становится нелепым. Если бы сам Владимир Путин не присутствовал за столом переговоров на ежегодном саммите, он стал бы там главным предметом обсуждения. Отношения между Россией и Западом после окончания холодной войны еще никогда не были так плохи. Стоит задаться вопросом: а почему Россия вообще входит в “восьмерку”? Она явно не соответствует другим членам по состоянию своей экономики. Россия демонстрирует все признаки нарождающейся диктатуры: притеснения оппозиционных политиков, закрытие независимых СМИ, аресты диссидентов и надуманные обвинения против них. Членство в “восьмерке” вызывает доверие к путинскому режиму, которого он больше не заслуживает. Пора вернуться к “G‑7”»[7].

Некоторые из газет прямо называли Владимира Путина «врагом Запада № 1». «Изучи своего врага, – писала британская “Таймс”, – этот постулат, придуманный китайским военным стратегом Сунь Цзы 2000 лет тому назад, в дипломатии еще более важен, чем на войне. Сейчас, когда лидеры самых могущественных стран мира собираются в Германии на саммите “G‑8”, личность врага предельно ясна. Это – Владимир Путин»[8].

Во многих западных газетах публиковались самые хвалебные рецензии и большие отрывки из только что изданной книги Анны Политковской «Русский дневник». Сообщалось, что именно эту книгу она завершала, незадолго до того, как была убита. Срочно была переиздана книга Александра Литвиненко и Юрия Фельштинского «ФСБ взрывает Россию». В 2003 году эта книга не вызвала интереса среди западных читателей. В антироссийской атмосфере весны 2007 года издатели рассчитывали на больший успех. Вышла книга и о самом А. Литвиненко «Смерть диссидента», которую написал журналист‑эмигрант из окружения Бориса Березовского Александр Гольфарб в соавторстве со второй женой А. Литвиненко – Мариной. Наиболее популярным в западной прессе оппонентом В. В. Путина был в эти недели Гарри Каспаров, большие статьи и интервью которого публиковались в десятках газет и журналов.

Заказной характер всей этой газетной шумихи не вызывал сомнений, и более независимые журналисты указывали на причины роста антироссийских настроений в западных политических кругах. «Случилось то, на что мало кто рассчитывал, – писал немецкий эксперт Анатоль Калецкий. – Россия снова вернулась на мировую политическую арену, делая акцент на том, что США для себя считают само собой разумеющимся: национальные интересы. Во внешней и оборонной политике Россия при Путине достигла относительно высокого уровня независимости от всех европейских стран и прежде всего относительно мировой державы номер один – США. После своего пламенного выступления в феврале на Мюнхенской конференции по безопасности российский президент в ходе визитов на Запад получает удовольствие от возможности, критикуя Вашингтон, указать на свою позицию. И в Хайлигендамме Путин, скорее всего, станет причиной того, что гармоничного настроения на встрече не будет»[9]. О том же писал и британский журналист Саймон Тисдол. «После неожиданного появления на мировой сцене в 2000 году Владимир Путин поочередно ошеломлял, поощрял и возмущал международных собеседников России. Однако в одном ключевом аспекте бывший офицер КГБ, улыбка которого напоминает трещину на глыбе льда, проявляет завидную последовательность. После унижений эпохи Ельцина он твердо взялся за восстановление России как силы, с которой необходимо считаться. И теперь он этого добился»[10].

Незадолго до отъезда на саммит «восьмерки» Владимир Путин дал несколько интервью для западных и российских газет. При этом впервые после распада СССР российский лидер, говоря о политике США, употребил термин «империализм». «Мы не ищем конфронтации, и мы не драматизируем происходящие события. Но мы будем и в дальнейшем высказывать свое мнение откровенно, честно и принципиально. Что происходит в Европе? Россия реально выполняет Договор об ограничении обычных вооружений. Мы вывели за Урал все наше тяжелое вооружение. Мы на 300 тысяч человек сократили наши Вооруженные силы в Европе. Но что мы увидели в ответ? Восточная Европа наполняется новыми вооружениями, создаются две новых военных базы – в Румынии и в Болгарии, и два стратегических позиционных района – локатор в Чехии и ракетные системы в Польше. И мы задаемся вопросом: что происходит? Происходит одностороннее разоружение России. И накачка Восточной Европы новыми системами оружия. Это ведь просто меняет всю конфигурацию международной безопасности. Мы будем на это отвечать – не зеркально, но не менее эффективно».

На вопрос о демократии и о том, считает ли себя демократом сам Путин, он ответил сначала без особой иронии: «Давайте не будем лицемерить по поводу демократических свобод и прав человека. У меня здесь лежит доклад “Международной амнистии”. В отношении Соединенных Штатов эта организация делает вывод, что США являются сегодня главным нарушителем свобод и прав человека в глобальном масштабе. Такие же претензии и к Великобритании есть, и к Франции, и к Федеративной Республике Германии». Когда тот же вопрос задали Путину и на следующий день, он отвечал уже с насмешкой, даже с издевкой. «Являюсь ли я “демократом чистой воды?” Конечно, я абсолютный и чистый демократ. Но вы знаете, в чем беда? Даже не беда, а трагедия настоящая в том, что я один такой, других таких в мире просто нет. Посмотрите, что творится в Северной Америке, в Европе, на Украине. После смерти Махатмы Ганди поговорить не с кем». Эти интервью В. В. Путина с удовлетворением публиковали даже оппозиционные левые газеты.

Прогнозы насчет конфликтов на саммите «восьмерки» не сбылись, Владимир Путин весьма дружески общался и с Ангелой Меркель, и с Николя Саркози. Что касается Джорджа Буша, то именно он оказался на саммите в трудном положении. При первой же встрече с Бушем Владимир Путин выдвинул неожиданное предложение, которое поставило Дж. Буша в тупик и изменило нагнетаемую перед саммитом обстановку. Российский президент предложил Соединенным Штатам не строить новую РЛС в Чехии, а начать совместное с Россией использование Габалинской РЛС, уже работающей в Азербайджане и способной гораздо лучше отслеживать возможные ракетные пуски в Иране и на всем регионе Ближнего Востока. Одновременно В. Путин предложил разместить американские антиракеты не в Польше, а в Турции или в Ираке, т. е. гораздо ближе к месту предполагаемого пуска будущих иранских ракет. Ко всему прочему В. Путин предложил привлечь к разработке разного рода оборонительных систем против гипотетических будущих угроз также и страны Европы. Дж. Буш не мог отвергнуть такого рода предложения, но он не мог отказаться и от своих планов американского ПРО. Он назвал предложения В. Путина «интересными и конструктивными», но требующими серьезного изучения. Вполне продуктивно прошли в Хайлигендамме и переговоры по проблемам климата, хотя в них не участвовал президент США, сославшийся на нездоровье. В целом саммит «восьмерки» прошел, по оценкам экспертов, вполне успешно. На нем присутствовали, как это было и в 2006 году, руководители Китая, Индии, Бразилии, Мексики и ряда крупных стран Африки.

Сразу же после саммита «G‑8» в Германии Владимир Путин направился на экономический форум в Санкт‑Петербурге. Этот форум проводится не в первый раз, но в июне 2007 года его масштабы оказались много большими, чем в прошлые годы. В Санкт‑Петербург приехали главы пятнадцати стран, а также многие крупные политики и бизнесмены из всех почти стран Европы и из Азии и Америки. Общий объем заключенных на форуме сделок превысил 15 млрд долларов. Выступая на форуме в своем родном городе, Владимир Путин не только говорил об успехах России и ее экономики. Он подверг критике работу всех главных финансовых международных организаций. «Эти организации, – заявил В. Путин, – были созданы в расчете на небольшое количество активных игроков, и они выглядят подчас архаичными, неповоротливыми и недемократичными. Они далеки от учета современного расклада сил в мире и никак не найдут свое место в условиях стабильного экономического роста в большинстве развивающихся стран и растущих рынков. Очевидно, что мировая финансовая система, по сути, завязанная на одну‑две валюты и ограниченное число финансовых центров, уже не отражает текущие стратегические потребности глобальной экономики. Ответ на такой вызов только один – появление нескольких резервных мировых валют и нескольких финансовых центров». Слова В. Путина обозначили новый и ключевой приоритет российской экономики – повышение привлекательности рубля на мировом рынке, переход на рублевые расчеты при экспорте товаров из России и создание в России собственной мощной финансовой системы, способной обеспечивать не только внутренние финансовые потоки, но и участвовать в мировой финансовой игре[11]. Это были большие планы и важные заявления.

Всего через две недели после Санкт‑Петербургского форума Владимир Путин вылетел в США на новую встречу в верхах – с Джорджем Бушем. Эта встреча должна была пройти не в Вашингтоне и не в Техасе, а в поместье Джорджа Буша‑старшего в Кеннебанкпорте в штате Мэн на берегу Атлантического океана. Это летняя резиденция семьи Бушей, и здесь побывало немало именитых гостей еще в то время, когда именно Дж. Буш‑старший был президентом США. Встреча двух лидеров происходила 3 и 4 июля, и главными проблемами, которые на ней обсуждались, были всё те же планы по ПРО, проблема Ирана, статус Косова и некоторые другие. Никаких соглашений не было достигнуто, но это и не планировалось.

Главной для двух лидеров была атмосфера встречи: спорные вопросы обсуждались на совместной рыбалке, за обедом и ужином, во время прогулок по побережью. Владимир Путин и Джордж Буш общались как добрые друзья, у которых есть разногласия, но гораздо больше общих интересов и совместных программ. «Мы дружественные страны, настроенные на то, чтобы вывести свои двусторонние отношения на уровень союзников, – сказал журналистам пресс‑секретарь Путина Дмитрий Песков. – Но мы еще не достигли этого уровня, и на это потребуется определенное время и усилия с обеих сторон». О том же говорили и сами президенты. «Он (Буш. – Р. М .) говорит то, что считает нужным, – заметил В. Путин. – Я не всегда с ним согласен, но мои возражения не носят менторского характера, мы говорим как друзья». Дж. Буш ответил тем же: «В отношении лидеров государств: в первую очередь важен вопрос о том, правду ли говорит тебе партнер. С Владимиром Путиным этот вопрос никогда не возникает. Возможно, иногда мне не хочется слышать то, что он мне говорит, но это всегда правда»[12]. Общий итог встречи Владимир Путин обозначил простой метафорой. Он заметил: «Ну что ж, карты сданы, можно начинать игру… И очень хотелось бы, чтобы мы играли в одну игру».

Эти слова комментировали по‑разному. Игра, а тем более карточная игра, это все же не совместная работа, а соперничество, в котором кто‑то побеждает, а кто‑то проигрывает. Важно лишь, чтобы игроки играли по одинаковым правилам.

 

[1] Итоги. 2004. 24 февраля. С. 42.

[2] Время новостей. 2004. 21 октября.

[3] Московский комсомолец. 2007. 6 апреля.

[4] Время новостей. 2007. 7 февраля.

[5] Эксперт. 2006. 20–26 сентября. С. 18.

[6] Время новостей. 2007. 2 февраля.

[7] The Daily Telegraph. 2007. 4 июня.

[8] The Times. 2007. 7 июня 2007 года.

[9] Der Spiegel. 2007. 7 июня.

[10] The Guardian. 2007. 7 июня.

[11] Эксперт. 2007. 18–24 июня. С. 60–61; Московские новости, 2007. 15–21 июня. С. 22–24.

[12] Время новостей. 2007. 5 июля.

Категория: Познавательная электронная библиотека | Добавил: medline-rus (30.01.2018)
Просмотров: 271 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%