Глагол – рабочая лошадка любого предложения. Без глагола существительное просто сидело бы сложа руки. Прилагательные рассказывали бы о том, как прекрасно существительное, но оно все равно бездельничало бы (хотя даже этого оно не может сделать, потому что «бездельничать» – глагол). Но стоит вставить глагол, и предложение примется прыгать, скакать, петь, танцевать и носиться по странице (или просто бездельничать…).
В этом разделе мы рассмотрим:
• части речи (вспомним грамматику);
• как оживить пассивные глаголы;
• как освободить отглагольные существительные.
Не забывайте: если следование правилам мешает убедительности, нарушайте правила.
Вспомним грамматику
Если последний раз вы вспоминали о грамматике на школьном экзамене, то этот раздел – для вас.
Начав разбираться во всем этом, я обнаружил, что о грамматике написано много. Даже слишком много. Я сформулировал бо́льшую часть информации в нескольких предложениях. И это доказывает, говоря об убедительном письме, что вам совсем не нужно много правил. Но сначала вспомним основные части речи.
Существительное – называет человека, предмет, место или идею/чувство. Например, профессор Плам, подсвечник, бильярдный зал, убийство.
Местоимение – слово, заменяющее существительное или идущее с ним в паре, чтобы показать принадлежность. Например, оно, им, они, мое, их, наше.
Прилагательное – характеризует качества существительного или местоимения, отвечает на вопрос «какой?», «который?». Например, дотошный профессор Плам, тяжелый подсвечник, темный бильярдный зал, жестокое убийство.
Глагол – описывает действие или состояние. Например, бежать, скакать, играть, следовать, гнаться, стрелять, надоедать, раздражать.
Наречие – говорит о том, как, когда, насколько и где действует глагол. Например, быстро бежать, скакать неподалеку, поиграть завтра, следовать по пятам.
Глаголы любят повеселиться
Глаголы – это действие и энергия. Выбрав правильную структуру предложения, вы наполните глаголы энергией, а они, в свою очередь, вдохнут жизнь в текст. Прежде чем переходить к советам, вспомним еще немного грамматику.
Предложения состоят из подлежащего, сказуемого и, как правило, дополнения . Подлежащее – это «кто» или «что», к которому относится сказуемое. Например: «Дженни (подлежащее) споткнулась (сказуемое) об стул (дополнение)».
Человек или «предмет», выполняющий выраженное сказуемым действие, называется исполнителем . В нашем примере Дженни – и подлежащее и исполнитель, то есть именно она споткнулась и она же выполнила действие. Когда предложение строится по схеме исполнитель – сказуемое – дополнение (как в нашем примере), это называется действительным залогом. Обычно предложения легче читать, когда они строятся именно по этой схеме. Потому что читатель хочет знать:
«Кто что с кем сделал («лосось выпрыгнул из воды»)»,
а не
«Что было сделано с чем‑то кем‑то («из воды был выпрыгнут лосось»)».
Ужасно, да?
Во втором примере подлежащее не является исполнителем. Когда предложение строится по схеме подлежащее – сказуемое – исполнитель, мы говорим о страдательном залоге.
Сложновато, но есть несколько простых способов определения действительного и страдательного залога. В предложениях со страдательным залогом используются разные варианты глагола «быть» (был, будет).
Правило 18 : отдавайте предпочтение действительному залогу, а не страдательному.
Например:
«Дом (подлежащее) был покрашен (сказуемое) маляром (исполнитель)» – заменим предложением «Маляр покрасил дом».
Если исполнителя нет, возможно, стоит добавить его:
«Отчет (подлежащее) был подан (сказуемое) вовремя» – заменим предложением «Мы подали отчет вовремя».
В длинных фразах сложнее найти страдательные глаголы:
«Мало внимания (подлежащее) уделяется (сказуемое) властями (исполнитель) наркомании в тюрьмах» – заменим предложением «Власти уделяют мало внимания наркомании в тюрьмах».
Иногда страдательный залог полезен, поэтому из правила есть исключения. Используйте страдательный залог, если:
• нужно сделать акцент на подлежащем («Поджог был организован группировкой молодых людей»);
• вы не знаете, кто действовал («Вчера был убит человек»);
• вы не хотите, чтобы действовавший брал на себя ответственность («Весь персонал был вынужден задержаться на работе»);
• этого требует стиль документа (например, в научных статьях).
Однако если вам не нужно отступать от правила, лучше активировать глаголы и позволить им повеселиться.
Скрытые глаголы
Нет ничего ужаснее, чем подавлять глагол. Отглагольные существительные – это глаголы, запертые в существительных. Например:
участвовать – участие;
развлекать – развлечение;
исполнять – исполнение;
подписывать – подпись.
Правило 19 : как можно реже используйте отглагольные существительные.
Например:
«Мы были бы рады увидеть вашу подпись на контракте» – заменим предложением «Подпишите контракт, пожалуйста»;
«Выступление Джейн оказалось неудачным» – заменим предложением «Джейн плохо выступила»;
«Внедрение изменений – задача менеджера отдела» – заменим предложением «Внедрять изменения – задача менеджера отдела».
Или даже лучше:
«Менеджер отдела ответственен за то, чтобы внедрять изменения».
В некоторых случаях глаголы звучат слишком резко, и отглагольные существительные могут смягчить эффект (например, «мы были бы рады вашему содействию» – намного мягче, чем «пожалуйста, помогите»). Однако отглагольные существительные лишают предложение энергии. Какую фразу использовала бы благотворительная организация в рекламе? Освободите свои глаголы, и читатель отблагодарит вас.
Резюме
• Глаголы оживляют текст, и их следует использовать при любой возможности.
• Выстраивайте предложения по схеме «исполнитель – сказуемое – дополнение», чтобы использовать действительный залог.
• Выстраивайте предложения по схеме «подлежащее – сказуемое – исполнитель», чтобы использовать страдательный залог.
• Отдавайте предпочтение действительному залогу, если страдательный неуместен.
• Постарайтесь заменить отглагольные существительные глаголами.
• Помните, ваш текст имеет конкретную цель. В большинстве случаев соблюдение правил грамматики повышает ясность и облегчает чтение, но не бойтесь нарушать правила, если это сделает ваш текст убедительнее.
|