Чтобы переломить эту самоубийственную тенденцию, чтобы сделать русскость символом не архаики, а самого передового и дух захватывающего, необходимо вначале совершить переворот в умах, в национальном воображении. Надо самим русским поверить в способность творить миры Грядущего. Надо сделать их врагами чистой архаики и неолиберального «нового средневековья». Возродить наш технооптимизм, причем на новом уровне. Воскресить неистребимую, пламенную веру в собственный национальный гений. Избавиться от низкопоклонства перед всем заграничным.
Тут не обойтись, конечно, без новой индустриализации. Только развивающаяся наукоемкая промышленность даст работу легионам ученых, изобретателей, конструкторов и инженеров. В сырьевой стране на всех наших устремлениях можно ставить крест. Но параллельно с неоиндустриализацией Шестого техноуклада нужно породить и мощные яркие образы Русского Будущего. Именно духовно‑технократического, а не архаическо‑регрессивного. Нужно пробудить в себе способность творить свое Будущее всегда и везде. Будущее именно свое.
Нынешние постсоветские русские собственной картины Завтрашнего дня не рисуют. Они пользуются образами Голливуда. Поглядите на его киноленты: там образ будущего один и тот же. Города с причудливыми зданиями, разделенные на верхний мир для избранных и мир нижний для черни. Летающие автомобили. Компьютеры с искусственным интеллектом. Всевластие богатых. Царство клонирования, трансплантации, «аватаризации» людей. Словом, все то, что до боли напоминает реальность «Космических течений» Айзека Азимова. А где же образ Русского Завтра? Его нет.
Однажды меня, футуролога, пригласили на одно московское либеральное радио. Кажется, «Дождь». Естественно, поговорить о будущем. Ведущий – лет на двадцать младше меня – с каким‑то экстазом ставил в эфир музыку из только вышедшего голливудского блокбастера «Джанго Освобожденный». Он походил на истово верующего католика, слушающего папскую мессу.
Конечно, мы пробовали поговорить о грядущем. Но сразу же начались «искрение» и «короткие замыкания» в либеральных мозгах. Сначала шок в них вызвало то, что я ненавижу слово «форсайт» – предвидение. И презираю форсайты, столь любимые в министерствах и «элите» РФ. Потому что Будущее нужно не предвидеть, отдаваясь чужим течениям, а творить. Не форсайт надобен, а План! Проект! Набор мегапроектов творения будущей реальности.
Это оказалось выше понимания типичного московского либерала. Как так? Это что, думать самостоятельно? Пойти наперекор Святому Престолу – Западу? Да способны ли русские на такое?
Но крахом беседы в прямом эфире стало мое заявление о том, что я ненавижу распространение гомосексуализма и не считаю однополые «браки» признаком прогресса. Тут когнитивный диссонанс в голове ведущего стал просто нестерпимым, почти до приступа мигрени.
– Да какой же вы футуролог? Вы ретроград! – почти завопил он.
– Наоборот, именно футуролог, ибо думаю о будущем, – пытаюсь спокойно отвечать я. – Какое будущее может быть у нации, которая уничтожает нормальную семью и не рожает детей? Которая падает в болото декаданса и деградации? Никакие вырожденцы не смогут создавать звездолеты, города будущего, роботов! Они не смогут победить физическое старение, новые болезни, умственную деградацию общества…
Но с равным успехом я мог бы вещать в пустоту. В мозгах либералов намертво впечатан западный штамп: свобода творчества достигается только с помощью узаконения половых девиаций. Преклонение перед содомией и лесбиянством – условие и символ прогресса, не меньше! То, что величайшие прорывы в науке и технике достигнуты в первой половине ХХ века, и то, что мы до сих пор совершенствуем, комбинируем и уменьшаем в размерах то, что изобрели до 1960‑х годов, недоступно пониманию современных расейских либералов. Как и то, что все величайшие достижения современной цивилизации, будь то электрическая и атомная энергии, телефон, радио и телевидение, электроника, антибиотики, ЭВМ‑компьютер, авиация и космонавтика были созданы как раз людьми, которые жили в крепких семьях, нетерпимо относились к гомосексуализму и плевались от бредовой мазни «современных художников». Нет, на радио понесся шквал звонков от либералов‑слушателей.
– Ах, нас пытаются заставить рожать по десять детей, как в Сомали, и жить в нищете, в хижинах…
Но и участие в передачах «патриотических» радиостанций для меня подчас не лучше. Там – одно прошлое. Иконы. Каша в бороде. Царь‑батюшка. Истерическая реакция при любой попытке заговорить о том, что человек может себя улучшить и стать представителем новой расы. При разговоре о генной инженерии или медицине стволовых клеток. Из одной крайности – в другую.
Русские мечутся между дремучей архаикой и чисто западным декадансом.
Меня все это доводит до белого каления. Почему иные народы и цивилизации могут творить свое грядущее, никого не боясь и не смущаясь? Почему они используют для этого любой кризис? Любую войну? Ведь мы тоже можем направлять течение истории, причем всегда и практически везде.
Будь я главой РФ, то сразу же запустил бы государственную программу экранизации самых сильных произведений русской (советской и современной) фантастики. Именно средствами современного кино (компьютерного иллюзориума) можно, захватив внимание современного зрителя интересным сюжетом, развернуть картины русских городов будущего. Наших будущих армии и промышленности. Образами русского скоростного транспорта. Можно показать стиль жизни в Великой России звездолетов и храмов. И образование, и медицину, и университеты русского будущего. Это помимо самолетов и космических кораблей Третьего тысячелетия. Именно в этих фильмах могли бы показать свои таланты русские модельеры одежды и молодые архитекторы, философы и социальные мыслители. Ефремов, Булычев, Якубовский, Злотников, ранние Стругацкие, Савченко, Альтов – все они оставили нам за последние 70 лет золотые россыпи еще не экранизированных сюжетов. Самые захватывающие истории. Тот же Савченко еще в 1971‑м описал мир наносборки и копирования живых существ. Задолго до Дрекслера или «Облачного атласа».
Я бы сделал могучее производство блокбастеров русской кинофантастики своеобразным психоисторическим проектом в нынешней России. Идущим параллельно с новой индустриализацией, с новой научно‑промышленной революцией. Думаю, только так мы сможем воспитать новое поколение русских, не раболепствующих перед Западом. Способных самостоятельно порождать мировые тенденции и течения. Мы создадим свой план Грядущего, соответствующий русским национальным традициям, исконным идеалам. Должна появиться на Земле сила, которая покажет, что высочайшие достижения в науке и технике можно сочетать не с тотальным разложением, а с классическими моралью и нравственностью.
Когда в последний раз русские снимали кинофантастику мирового уровня? «Планету бурь» Павла Клушанцева в 1961‑м. Быть может, «Солярис» Тарковского в 1972‑м. Пришло время прервать затянувшуюся паузу. Ей‑богу, это поважнее футбольных чемпионатов. И кстати, дешевле.
И тогда падет вековое проклятье русской вторичности. Русской умственной несамостоятельности.
Но кино всего лишь начало национального исцеления от страха перед Будущим. Презираю тех, кто сегодня бессильно ноет: «Да что мы можем делать‑то, кроме как нефть и газ добывать да за валюту за границу сбывать? У нас ничего нет, наша наука беспомощна…»! Я‑то прекрасно знаю, что даже новую холодную войну с Западом, начатую в 2014 году, можно превратить в ускоритель развития России. Даже свой ответ на западные санкции возможно сделать не банальным «импортозамещением», а потрясением основ, подрывными инновациями и нанесением тяжелейших «бесконтактных» ударов по Западу. Дело только в собственном умении думать, изобретать и творить.
|