В самые тяжелые моменты развала СФРЮ, когда каждая нация защищала свои политические и вновь появившиеся государственные интересы, в Сербии группа интеллектуалов и политических партий действовала в поддержку несербских требований и стремлений. Начиная с провозглашения независимости Словенией и до возникновения зависящего от НАТО косовского государства, эта усиленная забота о чужих интересах была присуща части сербской интеллигенции. Эта озабоченность подогревалась обвинениями в свой адрес, а зачастую продолжалась поливанием грязью собственной нации. Более это не удивляет. Мы живем во время господства идеологии постмодернизма и эгоистических прав человека.
Рассмотрим это явление с точки зрения национальных и государственных последствий, отложив в сторону индивидуальные мотивы. Рациональное отношение к нации включает и критическое отношение к некоторым элементам национальной политики. Но фундаментальные интересы нации, такие, как существование и развитие, защита от нападения и агрессии, предотвращение попыток расколоть национальное единство, нельзя подвергать сомнению. Перешагивая эти границы, мы попадаем в иррациональное состояние, которое приобретает экстремистские формы ненависти к себе и расизма по отношению к собственной нации.
Изъятие альянсом НАТО Косово и Метохии из государственно‑правовых границ Республики Сербии следует рассматривать как внешний фактор дезинтеграции сербов. Огромное значение для будущего состояния нации имеет то, как наш народ отнесется к последствиям агрессии НАТО. Согласие на государственный развал Сербии путем создания зависимого государства Косово означает согласие с политикой бомбардировок. Каждый серб, поддерживающий независимое государство Косово, задним числом одобряет агрессию против собственной страны и народа. Именно так поступает определенный круг интеллектуалов в Сербии, которые изображают из себя, здесь и за рубежом, защитников прав человека, мира и демократии.
Кого объединяет согласие с агрессией НАТО против Сербии и создание косовского государства?
В первую очередь сербов, которые участвуют в косовских выборах, которые призваны обеспечить легальность и легитимность страны, созданной с помощью мощной иностранной военной силы. Это также стало способом отложить в долгий ящик вопрос об их отделении от Сербии. Те, кто уговаривает их проголосовать, способствуют процессу легитимизации внешней силы.
Те сербы из Косово и их подстрекатели в Сербии подрывают усилия сербской ответственной национальной политики решить проблему к обоюдному удовлетворению, легитимизируют последствия военного вторжения, разрушают целостность государства и конституционный суверенитет, не обращая внимания на фактическое состояние дел. Печально смотреть на нацию, которая сама порождает силы дезинтеграции.
Последовавшая легитимизация применения военной силы в Косово подталкивает к забвению всех форм искоренения сербской культуры и религии, как и продолжающийся погром, который кому‑то удалось пережить, а кому‑то – нет. Такое замалчивание уничтожения наследия сербской цивилизации идет рука об руку с расшатыванием национальной морали.
Процесс согласия некоторой части сербов с отъемом военной силой части территории Республики Сербии фактически является присоединением к албанским вождям, взявшим в руки оружие и восставшим против своего государства в 1998 году.
Когда случится этот первый и роковой шаг – признание применения военной силы частью косовских сербов и их духовных соучастников в Белграде, тогда последует циничное заявление о «многовековой совместной жизни сербов и албанцев в Косово», и при этом закроют глаза на следующие факты: 1) нежелание косовских албанцев жить в Сербии и 2) уменьшение доли сербов на Косово в течение последних тридцати лет. Если бы албанское сообщество было готово проживать вместе, то новейшая история развивалась бы в ином направлении. Косовские албанцы более десяти лет (1990–2000) бойкотировали все политические институты, а также выборы в Республике Сербии. Никто из сербских интеллектуалов не обратился к ним с речами о том, что только участие в местных и республиканских выборах поможет «эффективно решить свои повседневные важнейшие проблемы статусного и имущественного, экономического и социального (образование и здравоохранение) характера, вопросы безопасности и другие, имеющие огромное значение».
Сербские муки продолжаются. Одни интеллектуалы призывают к единству и солидарности народов, другие обесценивают это, отламывая от страны кусок за куском. Если бы в этом деле действовал только иностранный фактор, нам было бы легче бороться за достойное существование.
Если внимательно рассмотреть причины, по которым Сербии якобы было бы хорошо отказаться от Косово, то окажется, что они основаны на незнании основных сведений о предмете рассмотрения. Например, не знают утверждающие, что сущность косовского мифа состоит в «этнической катастрофе», и что он является фундаментом национальной идентичности сербов. Косовская легенда – редкий исторический пример борьбы за свободу народа, пример пожертвования рады защиты права на коллективное существование и идентичность. Не знают правды, когда утверждают, что в Косово живет два миллиона албанцев. Не соответствует действительности исследование, в котором утверждается, что граждане Сербии якобы не видят в Косово главной национальной проблемы. При наличии миллионов безработных ожидается, что главной их заботой является заинтересованность в работе, но это вовсе не означает, что граждане Сербии в своем большинстве не заинтересованы в сохранении Косово в рамках Конституции Сербии. Вряд ли можно считать знанием косовско‑метохийской проблемы утверждение, что этим вопросом «злоупотребляют в своих идеологических устремлениях правые политики». Все‑таки этой проблемой злоупотребляет тот, кто желает отторжения Косово.
Но давайте посмотрим, какова истинная ценность «причин» презирающих свой род сербских интеллектуалов, не желающих оставлять Косово в составе Республики Сербии.
Первая причина – демографическая, она утверждает, что сербы к середине этого века станут меньшинством в Республике Сербии, что преамбула Конституции, в соответствии с которой Косово – часть сербского государства, потеряет силу. Это утверждение логически (и статистически) лишено элементарного смысла. От шаткой гипотезы переходят к тезису. Будущее заменяет настоящее. С произвольной демографической проекции, растянутой на будущие пятьдесят лет, подвергается критике действующая Конституция. А ведь уже отмечается снижение демографического прироста косовских албанцев. Если бы демографический рост населения был причиной образования государства, то в Африке новые страны возникали бы как грибы.
Вторая причина – экономическая. Нам объясняют, что у Сербии нет средств для содержания безработных в Косово. Это надуманный тезис, который подвергается критике. Никто в Сербии не собирается руководить экономикой косовских албанцев. Именно им предлагается взять на себя ответственность за экономическое развитие. В КиМ иностранные государства уже длительное время вкладывают деньги.
В рыночной экономике вовсе не государство принимает на себя ответственность за экономическое развитие. Сербия вовсе не собиралась только давать деньги с тем, чтобы албанцы получали их.
Третья причина – политическая. Она также является волшебно возникшей гипотезой. Число албанских депутатов в парламенте получило бы тенденцию к увеличению (!), так что Косово в составе Сербии означало бы не больше и не меньше, как «исчезновение сербского государства» (!). Далее делается вывод, что албанский национализм зря спешит основать свое государство сегодня, потому что завтра Сербия может стать страной без сербов!
Когда речь заходит об этнических стереотипах, следует помнить, что они существуют и в других многонациональных странах, но ведь там не создаются новые государства на этой основе. Стереотипы вовсе не «железная необходимость» в общественных отношениях.
Четвертая причина – безопасность. Собственно, это продолжение предыдущей конструкции. Молодые безработные албанцы будут совершать террористические акции в Сербии. Это можно истолковать как своеобразную подсказку молодым безработным албанцам. Повторение «причин» возникающей опасности албанского терроризма показательно вдвойне. Политически пристрастно и необъективно связывать с этим террористические акции во время правления сербских социалистов. Авторы статей о практике терроризма демонстрируют полную некритичность взглядов. Они признают террористические акции, совершенные косовскими албанцами, но замалчивают тот факт, что именно на таких акциях строилась государственность, которую сейчас некоторые демократические страны охотно признают.
Пятый аргумент просто трагикомический. Земля Косово отравлена преступными бомбардировками 1999 года, и потому Сербии не надо соваться на эту территорию. Следовательно, албанцы вскоре умрут под воздействием дурной экологии, а Сербии следует им помочь в этом, спустив вниз по течению отравленную землю КиМ. Какой политический альтруизм!
Как видим, ни одна из причин не годится ни логически, ни как‑либо иначе. Дела обстоят ровно наоборот: демографические, экономические, политические причины, как и касающиеся вопросов безопасности, только подтверждают необходимость сохранения Косово в составе Сербии. Модернизация этого региона смягчила бы демографическое давление, рынок бы расширился, экономическая ответственность привела бы к ответственности. Политическая Сербия доказывает, что она уважает демократический порядок, что она привержена идее мультикулътурализма. В вопросах же безопасности исключительный и национально чистый сепаратизм опаснее кооперативного федерализма.
К этому можно добавить еще кое‑что. Государство должно защищать свое конституционное устройство и свое достоинство. Культурологическая причина состоит в уже упомянутой коллективной идентичности. Каждое государство имеет свой духовный исток, и для сербов на протяжении веков им было Косово, таким оно и станется в будущем. Не Хиландар и не Сент‑Андрея воспевались на протяжении веков, и не о них передавали легенды из столетия в столетие, но о Косово.
Стремящиеся отрицать это унижают сами себя. Когда кто‑то предлагает продать Косово и иностранными деньгами ублажить душевную боль сербов, тем самым он раскрывает свой характер. Когда государство выкупает частный дом ради строительства дороги или какого‑нибудь иного объекта, владелец принимает деньги и ублажает печаль. Но государство – не частный дом. Оно всегда заботится об общих интересах народа и граждан.
В сегодняшней Сербии бытует политическое мнение, которое по сути своей частное, но рядится в общественные одежды. Корни этого явления загадочны. Ни один уважающий себя народ не готов добровольно отказаться от части своего государства, не готов поставить на карту свое коллективное достоинство. Похоже, Сербия стала исключением. Или нам это кажется? Хорошо бы так.
|