Отважно сражались на фронтах Великой Отечественной войны моряки‑пограничники. На Черном море отличился 5‑й дивизион сторожевых катеров, которым командовал воспитанник границы капитан 3 ранга П. И. Державин. Морякам этого дивизиона были хорошо знакомы все берега и бухты Крыма, порты Румынии, Югославии и Венгрии. Не раз отважные моряки совершали дерзкие налеты на вражеские позиции. За отвагу и геройство командиру дивизиона П. И. Державину было присвоено звание Героя Советского Союза. Матрос Н. М. Корниеко, служивший до войны в Камчатском погранотряде, за героизм, проявленный при уничтожении вражеского дота, был награжден орденом Ленина, матрос В. И. Самофалов – орденом Красного Знамени. Старший лейтенант С. В. Хамин из Владивостокского дивизиона, командуя отрядом катеров на Черном море, погиб в бою.
Герой Советского Союза капитан III ранга П. И. Державин
Герой Советского Союза старший матрос И. К. Голубец
Среди заслуженных моряков‑пограничников имя Ивана Голубца пользуется особым уважением. Когда началась Великая Отечественная война, Иван был уже бывалым воином. Он хорошо знал все виды стрелкового оружия, отлично из него стрелял, ему было известно боцманское дело. На соревнованиях сигнальщиков дивизиона не было равных Ивану Голубцу.
Катер, на котором служил Иван, был одним из лучших не только в дивизионе, но и на флоте. Он ходил на траление и конвоировал транспорты, охотился за подводными лодками и высаживал разведчиков на территорию, временно занятую противником. Он участвовал в охране портов и выполнял задачи посыльного судна, участвовал в первом на Черноморье десанте 22 сентября 1941 года в тыл вражеской армии, осадившей Одессу. И во всех боевых операциях краснофлотец Иван Голубец был впереди.
Надолго запомнился защитникам Новороссийска этот день. Фашисты утром начали обстрел порта. Огонь корректировал самолет, поэтому стрельба для врага была на редкость удачной.
Когда первый снаряд упал в районе катеров, Голубец понял, что сегодня будет особенно жарко. Второй снаряд лег ближе. Третий угодил в катер. Возник пожар в машинном отделении. Через несколько минут огонь был сбит, пожар ликвидирован, взрыв бомб, которые находились на катере, предотвращен. Однако следующий снаряд опять попал в сходню пирса. Катер вспыхнул. Из пробитой цистерны хлынул на палубу горящий бензин. Те, кто оставался на палубе, были сметены взрывной волной. Взрыв катера становился неизбежным. Нужно было заботиться о спасении людей. И в это время на катере появилась фигура матроса. Все узнали краснофлотца Ивана Голубца. Он хорошо понимал сложившуюся ситуацию. Теперь все зависело от того, взорвутся ли одновременно и большие глубинные бомбы, которые были на корме. Голубец по сходням бросился к рычагу бомбосбрасывателя, но механизм, поврежденный при взрыве цистерны, бездействовал. Тогда Голубец откинул заднюю решетку бомбосбрасывателя, выкатил первую многопудовую бомбу и столкнул ее за борт. На Голубце тлела форменка, дым разъедал глаза. Дышать становилось труднее. Вторая бомба за бортом… третья… четвертая… Еще быстрее стал сбрасывать Голубец бомбы, находившиеся по другому борту.
С берега кричали:
– Голубец, уходи!
Он не ушел. Пожар усиливался. Огонь опалял лицо и руки героя. Рядом начали рваться пулеметные патроны в жестяных коробках и снаряды в кранцах. Задыхаясь, почти теряя сознание, Голубец пытался сбросить малые глубинные бомбы.
На ощупь нашел в дыму стеллаж. Сразу брал по две бомбы, бросал их за борт, нагибался за следующей парой. И вот уже две последние бомбы в руках Голубца. У спешивших к катеру моряков так и остался в памяти бесстрашный моряк с двумя бомбами в руках среди бушующего огня. Это было 25 марта 1942 года. А 14 июня 1942 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил Ивану Карповичу Голубцу звание Героя Советского Союза.
На следующий день «Правда» писала в передовой статье: «История навсегда сохранит для потомства бессмертный подвиг краснофлотца Ивана Голубца, который ценой своей жизни спас от гибели стоящие рядом катера и их экипажи…»
В честь Ивана Голубца названы улицы городов. Его имя с 5 февраля 1965 года носит пограничный корабль. Высокое звание именного корабля личный состав подкрепляет отличной службой и высоким профессиональным мастерством.
В формулярах частей, в которых служил Иван Васильевич Леднев, читаем: «Герой Советского Союза Иван Васильевич Леднев – воспитанник пограничных войск. От краснофлотца‑рулевого до офицера, командира Краснознаменного дивизиона морских охотников – таков его боевой путь. Дивизион, в котором служил капитан 3 ранга Леднев, действуя на Черном море, провел 33 боя с немецко‑фашистскими торпедными катерами и 3 из них потопил, отразил свыше 400 воздушных атак противника и сбил 10 вражеских самолетов. Корабли дивизиона за время войны перевезли 10 500 бойцов, высадили 8000 десантников, отконвоировали 3500 транспортов с войсками и грузами. За форсирование Керченского пролива, высадку десантных войск и переброску техники на Керченский полуостров, проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года Ивану Васильевичу Ледневу присвоено звание Героя Советского Союза».
А если несколько раскрыть скупые строки официальных документов, то жизненный путь этого замечательного моряка‑пограничника выглядит так.
Родился в селе Нетребово Бурмакинского района Ярославской области. По путевке комсомола пошел служить на флот. После окончания военно‑морского училища попросился в пограничные войска. Просьбу удовлетворили.
Молодой офицер быстро набирался опыта. Великую Отечественную войну встретил командиром катера. Настоящий талант морского офицера проявился в десантных операциях, проводимых на Черном море в годы войны.
Первый десант высадил на Камыш‑Бурун 27 декабря 1941 года. Высадил удачно, под носом у врага. Был первый раз ранен. Запомнилось 7 сентября 1942 года. Снимали последних защитников Новороссийска. Эта операция проводилась при жестоком новороссийском норд‑осте, когда не только на море, но и на суше ходить‑то было небезопасно.
Через год участвовал в освобождении Новороссийска, который фашисты превратили в неприступную крепость. Катера дивизиона Ивана Леднева на полном ходу ворвались в гавань. После этого шесть напряженных дней Иван Леднев с Большой Земли перебрасывал десантные группы, боевую технику, боеприпасы, продовольствие. В море, у мыса Мысхако, Леднев провел 18 боев с фашистскими торпедными катерами.
В районе Солевых озер в Новороссийске Леднев высаживал десант днем. Высадил так мастерски, что среди десантников почти не было потерь.
Ночью 1 ноября 1943 года Иван Леднев участвовал в форсировании Керченского пролива и высадил десант у пос. Эльтиген. Трудная это была операция. Море штормило, порывистый, холодный ветер перекатывал через палубу ледяную воду. Катеру Леднева было поручено обеспечить высадку на самом ответственном участке. Несколько часов мужественный моряк поддерживал огнем десантников. В конце боя был тяжело ранен.
Продолжая службу после Великой Отечественной войны, Иван Васильевич Леднев много внимания и времени уделял воспитанию молодых пограничников. По болезни в 1961 году уволился в запас. Сказались боевые ранения. В том же году в городе Рыбинске капитан 3 ранга Иван Васильевич Леднев умер.
На пограничном флоте, в морских училищах, когда надо показать мастерство десантника, подтвердить примером искусство командира малых кораблей, называют имя моряка‑пограничника Ивана Васильевича Леднева. Благодарной памятью отважному офицеру стал корабль его имени в составе Краснознаменного Тихоокеанского пограничного округа, теперь Регионального Управления.
Среди массовых подвигов советских воинов в Великой Отечественной войне героизм и отвага участников николаевского десанта в особом ряду. Об этом десанте содержатся сведения во всех военных энциклопедических словарях[1] и исторических изданиях, посвященных прошедшей войне. Обстоятельно описан этот пример отваги и мужества советских людей в многотомной Истории Второй мировой войны 1939–1945 гг.[2]
[1] Советская Военная Энциклопедия. Т 5. – М.: Воениздат, 1978. С. 595–596; Военный Энциклопедический Словарь. – М.: Воениздат, 1983. С. 488.
[2] История Второй мировой войны. 1939–1945. Т 8. – М.: Воениздат, 1977. С. 94.
|