Понедельник, 25.11.2024, 01:41
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА » Познавательная электронная библиотека

Выход на охрану восстановленной западной границы

26 марта 1944 года на 85‑километровом фронте, севернее Унген, советские войска вышли на Государственную границу СССР.

Установление пограничного знака на восстановленной границе. Март 1944 г.

Вся страна с восторгом встретила известие о начале восстановления священных рубежей Родины. Газета «Правда» писала: «День 26 марта 1944 года войдет особенно яркой датой в героическую летопись Великой Отечественной войны советского народа… В этот день вся страна взволнованно слушала Приказ Верховного Главнокомандующего о событии радостном и знаменательном – о выходе Красной Армии на Государственную границу СССР – нареку Фут»[1].

До конца марта было восстановлено 400 км границы, а к 27‑й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции вся советская земля была полностью очищена от немецких захватчиков и пограничные войска взяли под охрану Государственную границу СССР на всем ее протяжении от Черного до Баренцева моря.

В боевой истории пограничных войск организация охраны восстановленной западной Государственной границы СССР занимает особое место.

Салют в честь выхода на охран государственной границы. Сентябрь 1944 г.

Это связано с тем, что, во‑первых, охрана границы организовывалась на территории, где только что завершились или еще завершались боевые действия, во‑вторых, на большом протяжении границы с Польшей погранвойска выходили на новый рубеж – на так называемую пограничную линию, поскольку демаркация границы между СССР и Польшей произведена была значительно позже, в 1948 году[2], в‑третьих, в большинстве приграничных районов, особенно в Западной Украине и Прибалтике, орудовали сильные контрреволюционные националистические банды, в‑четвертых, впервые в крупном масштабе погранвойска приступали к охране границы не только вновь сформированными заставами, комендатурами и отрядами, но и целыми пограничными округами. В соответствии с решением ГКО СССР[3] по приказам НКВД СССР на западной границе выставлялось девять пограничных округов – Карело‑Финский, Ленинградский, Прибалтийский, Литовский, Белорусский, Украинский, Прикарпатский, Молдавский, Черноморский. Все они формировались заново[4]. Определялось выставление и Мурманского погранокруга, но практически этого не было сделано.

Указанные выше обстоятельства определили весь характер служебно‑оперативной деятельности погранвойск большинства западных округов, начиная с их развертывания. Формирование пограничных отрядов и округов проходило в сложных условиях. На их комплектование личный состав поступал из различных войск НКВД и неодновременно. И самое главное, ввиду успешного развития наступления Красной Армии и освобождения все новых участков государственной границы, которые необходимо было брать под охрану, сроки формирования были крайне сжатыми.

В организаторской работе командования погранвойск по комплектованию частей встала задача подбора и назначения офицерского состава и комплектования пограничных отрядов рядовыми и сержантами с учетом их служебных и морально‑политических качеств.

Офицерский состав в западные пограничные округа подбирался из всех войск НКВД. Командование округов и отрядов было из кадровых пограничников. Большой опыт службы на границе имели офицеры и генералы, назначенные на должности начальников войск, начальников политотделов и начальников штабов погранокругов. Ими, соответственно, были: в Карело‑Финском – генерал‑майор И. П. Молошников, полковник Н. А. Грушин, полковник М. В. Петренкин; в Ленинградском – генерал‑лейтенант Г. А. Степанов, полковник Н. В. Январев, генерал‑майор В. И. Андреев; в Прибалтийском – генерал‑майор С. А. Банных, полковник И. И. Кротов, полковник Б. С. Зиновьев; в Литовском – генерал‑майор М. С. Бычковский, полковник П. И. Зарецкий, полковник Л. А. Головкин; в Белорусском – генерал‑майор К. А. Антонов, полковник А. Л. Сидоренко, полковник В. Ф. Соколов; в. Украинском – генерал‑лейтенант П. В. Бурмак, полковник М. И. Тельный, полковник С. А. Сухарев; в Прикарпатском – генерал‑майор И. И. Демшин, полковник А. П. Смирнов, полковник Д. Ф. Чугунов; в Молдавском – генерал‑майор А. П. Курлыкин, его с декабря 1944 г. сменил генерал‑майор Я. Г. Котомин, полковник А. П. Доценко, полковник Б. Д. Яхнин; в Черноморском – генерал‑майор Н. С. Киселев, полковник П. Н. Кузнецов, генерал‑майор В. Л. Абрамов. Знающие пограничное дело офицеры вошли в состав руководства пограничных отрядов. Среди них полковники В. В. Агеев, П. М. Никитюк, В. Н. Анпупов, В. И. Кириченко, А. В. Чебышев, И. И. Горшков; подполковники В. М. Хрусталев, М. П. Зубрицкий, А. И. Каспирович, Д. Д. Мартюшев, В. Д. Беркович, Н. А. Стародубцев, И. Н. Копытин, В. А. Платов и др.

Чтобы создать в каждом пограничном отряде костяк офицерского состава из тех, кто знает пограничную службу, ГУПВ и Политуправление погранвойск 5 мая 1944 года направили в округа специальное указание[5], в котором потребовали внимательного подхода к отбору командиров и политработников, направляемых на формирование западных округов. В целом эта задача была решена. В каждом отряде до 30 % офицеров были знакомы с пограничной службой. В комендатуры, мангруппы, в аппараты округов и отрядов офицеры были назначены в основном в порядке выдвижения из погранчастей. Так, в 93‑м погранотряде (Украинский округ) все 20 начальников застав были из этого числа офицеров, причем ни одного не было выше в звании, чем «старший лейтенант», а девять имели звание «младший лейтенант»[6]. Такое же положение было и в других отрядах. Парторги и комсорги комендатур и мангрупп, как правило, не имели офицерских званий, а многие комсорги комендатур и мангрупп были назначены из числа сержантов. Такой состав потребовал от командиров и политорганов соответствующего учета при организации их обучения и воспитания, но в целом, как показали последующие события, офицерский состав западных округов был хорошо подобран и успешно справлялся со своими сложными обязанностями.

Командование тщательно подошло к комплектованию погранотрядов рядовым и сержантским составом. По решению НКВД СССР 40 % личного состава для формирования погранотрядов западной границы поступили из фронтовых частей, остальные – из войск НКВД. Было решено часть личного состава снять с закавказской, среднеазиатской, казахской, дальневосточной границ и направить на запад. Внимательно командование погранвойск следило за отбором личного состава из пограничных округов, хорошо сознавая, что в последующем, особенно в начальный период охраны восстановленной границы, он должен сыграть ведущую роль в службе. О тщательности отбора свидетельствуют данные. В Таджикском округе после первичного отбора было возвращено в свои части 169, в Грузинском – 8 человек[7]. Изучение пополнения, прибывшего из других войск НКВД, показало, что оно по всем показателям резко отличалось от прибывших из погранвойск. Были и те, кто не отвечал требованиям службы на границе.

Оперативная обстановка к моменту выхода пограничных войск на охрану восстановленной западной государственной границы, и прежде всего в западных районах Украины и в Прибалтике, была крайне сложной. После освобождения советской земли от немецко‑фашистских захватчиков и перенесения боевых действий на сопредельную территорию пограничная полоса еще длительное время продолжала оставаться, по сути дела, прифронтовой территорией, куда враг постоянно забрасывал свою агентуру. Напряженность обстановки определялась также и большой засоренностью приграничных районов фашистской агентурой, пособниками и ставленниками гитлеровцев, которые создавали разветвленную, хорошо законспирированную сеть подпольных буржуазно‑националистических организаций.

На пограничные войска возлагались ответственные задачи. Они должны были осуществлять надежную охрану государственной границы и пограничной линии с Польшей, обеспечивать бесперебойный пропуск наших войск, техники, грузов для действующей Красной Армии за пределы СССР. Большой объем работ предстояло провести погранвойскам в связи с пропуском через госграницу возвращающихся из фашистского плена советских граждан. Сложной была задача по выявлению и ликвидации в пограничных районах вражеской агентуры и наведению в кратчайшие сроки в приграничной полосе твердого порядка.

 

[1] Правда, 1944, 27 марта.

[2] На основании решений Тегеранской конференции, подтвержденных затем Ялтинской и Потсдамской конференциями, граница СССР на западе на большом протяжении (по территории Белорусской ССР – на 428 км, по территории Украинской ССР – 440 км) была определена по линии Керзона (условное название линии, рекомендованной Антантой после Первой мировой войны в качестве восточной границы Польши. В 20‑х гг. названа по имени министра иностранных дел Великобритании Д. Керзона. Проходит через Гродно, Яловку, Немиров, Брест, Дорогуст, Устилуг, восточнее Грубешева, Крылов и далее западнее Рава‑Русской, восточнее Перемышля до Карпат и в основном соответствует этнографическому принципу). Временно, до установления государственной границы с Польшей, пограничные войска выходили на «пограничную линию». Прохождение «пограничной линии» на местности устанавливалось Генеральным штабом.

[3] 8 апреля 1944 г. ГКО СССР принял решение о восстановлении охраны государственной границы на западе (ЦТАОР, ф. 9406с, оп.1, д. 2006, л. 241).

[4] Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. 9401, оп. 1, д. 2006, л. 241; ЦПА, ф. 14, оп. 5, д. 377, л. 1–2.

[5] ЦПА, ф. 19, оп. II, д. 870, л. 65–68.

[6] ЦПА, ф. 543, оп. I, д. 30, л. 1, 5, 18, 35.

[7] ЦПА, ф. 19, оп. 229, д. 327, л. 46.

Категория: Познавательная электронная библиотека | Добавил: medline-rus (12.02.2018)
Просмотров: 277 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%