Понедельник, 25.11.2024, 01:36
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА » Познавательная электронная библиотека

Основные направления организаторской работы на «невоюющем фронте»

С учетом складывающейся в годы войны сложной и по‑настоящему боевой обстановки на государственной границе СССР руководство ГУПВ и ПУ погранвойск, командование округов и частей строили всю свою организаторскую и политическую работу. Их первостепенной заботой было обеспечение высокой боевой готовности каждой части, каждого подразделения, воинского мастерства и бдительность всего личного состава. И здесь нельзя не отметить одного важного обстоятельства. Работать тогда приходилось не только трудно, но и исключительно ответственно. Делать правильные выводы в тех сложных условиях было далеко не простым делом, а принятие тех или иных конкретных мер по усилению охраны и защиты границы при весьма скромных возможностях, учитывая, что главные ресурсы были обращены для непосредственного разгрома гитлеровских войск, всегда требовало от командиров и политорганов пограничных округов поистине государственного подхода к своим нуждам и запросам и по‑настоящему мастерского использования предоставляемых сил и средств для успешного решения возложенных задач. И к большой чести командиров и политорганов погранвойск различных уровней, все они хорошо понимали эту особенность в своей работе, и в целом за все годы войны не отмечено случая, когда бы по какому‑то принципиальному вопросу с их стороны проявлялась незрелость и необъективность. Прежде всего это относилось к руководству ГУПВ и командованию пограничных округов. Максимально используя имеющиеся возможности, старшие командиры и начальники главный упор в организаторской работе делали на развитие творчества, инициативы, сочетая это с высокой требовательностью. Вот только один конкретный пример такого подхода со стороны ГУПВ.

В целях повышения обороноспособности пограничных отрядов на всех направлениях ГУПВ издает с началом боевых действий на Западе Директиву № 19/6727. В сентябре 1941 года была организована проверка исполнения данных указаний. Результаты проверки в 38‑м погранотряде Грузинского погранокруга были отражены в приказе № 0019 начальником ГУПВ. В этом документе явственно просматривается основная направленность мер по повышению обороноспособности всех подразделений границы. Так, главное, за что одобряются действия начальника 38‑го погранотряда подполковника Пискунова, было то, что «на 16 заставах отряда, при минимальных затратах средств, построены хорошие, прочные блокгаузы со скрытыми ходами сообщения из помещений застав (заметим, что это было сделано с учетом горького опыта погранотрядов западных округов – И.П.), обеспечивающих надежную оборону». Основной же претензией к отряду было то, что «разведывательная работа отряда организована плохо и ведется слабо», за что заместитель начальника отряда по разведке Данелян, как не обеспечивший этот важный участок работы, был снят с занимаемой должности[1].

Усиление агентурно‑разведывательной деятельности противника на границе потребовало принятия с нашей стороны соответствующих мер. Было усилено внимание разведывательной работе и разведорганам. Командование пограничных войск и округов много внимания уделяло налаживанию деятельности разведаппаратов. Особенно эта работа активизировалась в связи с объединением НКВД и НКГБ, проведенным в конце июля 1941 года, и переформированием разведотделений округов в разведотделы, которое было проведено в июне 1942 года. В целях повышения оперативно‑чекистской подготовки выпускников военных училищ в январе 1943 года, в соответствии с приказом НКВД, организуются месячные курсы обучения. Эта учеба давала возможность не только поднять специальную подготовку, но и улучшить воспитание командиров. Большую роль в подготовке кадров оперсостава погранвойск имела организация при Высшей школе НКВД четырехмесячных курсов, на которых начиная с 15 марта 1942 года готовилось за поток по 200 человек[2]. На курсы отбирались военнослужащие из числа рядового и младшего начальствующего состава. В последующем окончившие курсы составили костяк оперативных аппаратов погранвойск как на фронте, так и на границе.

Важным участком служебной деятельности пограничных войск в годы войны оставались контрольно‑пропускные пункты (КПП). Их активная деятельность отмечалась на границе с Ираном, МНР, Китаем и Синьцзяном. Возросло значение северных портов СССР – Мурманска и Архангельска. С учетом происшедших изменений был реорганизован ряд КПП, а некоторые расформированы (Печора и Мезень – 4‑й погранотряд; Поти – Грузинский погранокруг; Артык – Туркменский погранокруг), но были созданы новые (Молотовск – 4‑й погранотряд, Баят‑Ходжи, Ашхабад, Мары – Туркменский погранокруг). Всего на 1 января 1943 года было 48 контрольно‑пропускных пунктов, в том числе на железных дорогах – 20, в аэропортах – 6[3]. В работе на КПП особое внимание обращалось на профессиональную подготовку и воспитание высокой бдительности и точное выполнение требований переработанных служебных инструкций, а также более тесное взаимодействие с таможенными органами, с которыми в отдельных случаях не было должного контакта (КПП «Ташанта», «Наушки», «Владивосток»).

В годы войны не ослабевало внимание командиров и политорганов к службе собак, Их роль в охране границы по‑прежнему была значительной, Так, в 1942 году с помощью собак было задержано 372 нарушителя границы, что составило 9,7 % к их общему числу, Учитывая важность служебных собак в охране границы, приказом НКВД в сентябре 1942 года на всех линейных заставах дополнительно вводится еще одна должность инструктора службы собак[4], В общей сложности увеличение произошло на 395 розыскных собак, Развитию служебного собаководства во многом способствовал замечательный пример неутомимого труженика границы, легендарного следопыта Н,Ф, Карацупы и его славных последователей Ермолая Серова, Игнатия Дробанича, Ивана Кулакова и других, Популяризация следопытов поднимала авторитет служебного собаководства в пограничных войсках.

Под особым вниманием руководства пограничных войск и НКВД находились вопросы боевой готовности частей и подразделений границы, Все военные годы обеспечивалось ускоренное выполнение планов инженерных работ, А предстояло сделать немало, Только на дальневосточном участке блокгаузов было сооружено 962 и построено 79 командных пунктов, Особое внимание уделялось формированию резервных частей, Несмотря на трудности, своевременно были укомплектованы все должности командно‑политического состава, Большая разъяснительная работа проводилась по обеспечению правильной линии поведения пограничников в сложной обстановке на границе, где сопредельная сторона постоянно устраивала инциденты, пытаясь втянуть советских пограничников в конфликты, По ходатайству командования и политорганов на Дальний Восток в порядке усиления руководства переводятся пять начальников отрядов и столько же начальников политотделов и начальников штабов погранотрядов, 10 комендантов и 300 пограничников – участников боев с немецкими захватчиками.

Анализируя итоги службы, командиры и политорганы видели и ее слабости. Было обращено внимание на большое количество безнаказанных прорывов. В 1942 году их было 1452. Острая, самокритичная оценка состояния охраны границы дала возможность командирам и политорганам сосредоточить свои усилия на устранении имеющихся недостатков. Многие безнаказанные нарушения границы, как выяснилось, были связаны с наличием серьезных недочетов в организации и несении службы по охране границы. Особенно давала о себе знать плохая подготовка старших пограннарядов. Было замечено, что 40 % безнаказанных прорывов в 1942 году были следствием неумелых действий, растерянности и невысоких морально‑боевых качеств старших нарядов. Было решено поднять роль старшего наряда.

В соответствии с решением руководства погранвойск, принятым в ноябре 1942 года[5], все старшие наряды утверждались лично комендантами. На каждого старшего наряда составлялась служебная характеристика и велась карточка учета пограничной службы, в которой учитывалось прохождение службы, произведенные им задержания нарушителей границы, а также данные, характеризующие его морально‑волевые качества. Характеристики составлялись два раза в год (к 1 июля и 1 января). Старшим наряда присваивалось звание «ефрейтор» и наиболее отличившимся – «младший сержант».

Командирами и политработниками была проведена большая работа по практическому претворению в жизнь принятого решения. Особенно много пришлось потрудиться по обучению и воспитанию старших нарядов. Большую роль здесь сыграли регулярно проводимые с ними сборы при комендатурах, на которых наряду с учебными всегда предусматривались воспитательные мероприятия. Командиры и политработники постоянно заботились об авторитете старших нарядов, о лучших выпускали листовки. Решительно велась борьба с панибратством, с фактами игнорирования распоряжений старших нарядов. В комендатурах и на заставах были оформлены стенды передовых воинов – отличников службы. При проверках и инспектировании особо ценилось качество обученности и воспитанности старших пограннарядов. Такая предметная работа с этой важной категорией воинов может быть использована и в современных условиях.

На результатах служебно‑оперативной деятельности отрицательно сказывалась примитивная, часто шаблонная организация службы на заставах. Имела место линейность в организации охраны границы, однообразие высылки нарядов по времени, местам заложения и видам нарядов. Эти недочеты, как правильно было замечено, явились следствием неопытности молодых офицеров застав ввиду их частого обновления в связи с откомандированием значительной части командно‑начальствующего состава застав в действующую армию. По состоянию на 1 января 1943 года, на фронт было отправлено 432 начальника и помощника начальника застав, а всего 1285 лиц командного состава. Для устранения слабой подготовки кадров были приняты меры к улучшению руководства заставами со стороны штабов комендатур и отрядов, изжиты из их практики методы бумажного руководства и усилена организаторская работа, особенно контроль исполнения. Для исправления положения применялись все меры воздействия, в том числе и такие острые, как освобождения руководящего состава от занимаемых должностей. Давало о себе знать и большое передвижение командно‑начальствующего состава, что в условиях войны было неизбежным. Только в 1942 году таких перемещений было 16 941. Учитывая это, командование усилило работу с вновь назначенными на должности офицерами.

Во всех частях границы постоянно отмечалось высокое политико‑моральное состояние. Бойцы, командиры демонстрировали свою преданность Родине, готовность в любой момент встать на ее защиту, не щадя жизни, до полного уничтожения врага. Вопросы воинской дисциплины и политико‑морального состояния войск были в центре постоянного внимания командиров и политорганов. Это давало свои результаты, но были и нерешенные задачи в вопросах дисциплины и порядка. В числе негативных явлений отмечалось в 1942 году осуждение судами военного трибунала 1431 военнослужащего, это 1,8 % ко всему личному составу. Кроме этого, имело место 570 хищений социалистической собственности, 1697 снов на посту и 812 самовольных отлучек. Основные недостатки в работе по укреплению дисциплины и порядка были связаны с недоработками командиров и политработников подразделений, что проявлялось в неумении их должным образом оценить осложнившуюся обстановку, предвидеть ее изменения и влиять на происходящие процессы в политико‑моральном состоянии личного состава. В вину офицерам управленческих аппаратов надо поставить то, что изучение пополнения, прибывавшего на укомплектование войск, как следует организовано не было. Не было в должной мере учтено, что средний командно‑начальствующий состав в ряде случаев и сам не отличался высокой дисциплинированностью. Слабым был повседневный контроль за поведением и работой личного состава. В целях устранения всех этих недостатков в 1942 году ГУПВ и ПУ погранвойск проверили в пограничных округах состояние воспитательной работы. Итоги были рассмотрены на специальном совещании. По всем слабым вопросам были намечены конкретные меры.

Военная обстановка, а также необходимость улучшения всей служебно‑боевой деятельности войск потребовали от командиров и политработников особого внимания вопросам боевой подготовки. Основной задачей боевой подготовки в погранвойсках в это время было определено подготовить отличного специалиста‑пограничника, способного образцово охранять государственную границу и успешно действовать в общевойсковом бою. От каждого воина требовалось умение вести разведку в сложных условиях, стойко и упорно оборонять порученный рубеж при любой численности противника, вести бои по уничтожению воздушных десантов и парашютистов противника, организованно вести самостоятельные боевые действия и совместно с частями Красной Армии. Стояла задача в каждом подразделении иметь группу истребителей танков, автоматчиков, минометные расчеты, снайперов. Из разделов строевой и физической подготовки особо выделялись рукопашный бой и лыжная подготовка. По химической подготовке требовалось довести натренированность пребывания в противогазе до шести часов и воспитать у личного состава постоянную готовность к противохимической защите и умелому использованию средств ПХЗ и подручных средств при организации противохимической обороны. Основной задачей подготовки командно‑начальствующего состава ставилось совершенствование его по занимаемым должностям, имея целью расширение и углубление знаний и навыков по умелой организации служебно‑боевой деятельности, успешному обучению и воспитанию подчиненных и управлению своими подразделениями (частями) в бою.

За основу в организации боевой подготовки в пограничных войсках брались общеармейские требования, а также приказы Верховного Главнокомандующего. С выходом приказа № 130 от 1 мая 1942 года в пограничных войсках, как и в целом в Красной Армии, особое внимание было уделено подготовке командно‑начальствующего состава, изучению им вопросов взаимодействия родов войск, вождению войск и умелому использованию в бою имеющейся военной техники.

Командование округов и частей внимательно следило за полным выполнением учебных программ и планов. Войска подвергались систематическим проверкам и инспектированиям. Только в 1942 году всестороннему обследованию были подвергнуты войска Грузинского, Армянского, Азербайджанского, Приморского, Туркменского, Забайкальского округов, окружные школы сержантского состава и резервные полки Среднеазиатского и Туркменского округов. Основное внимание при проверках уделялось устранению выявленных недостатков на месте с дачей конкретных указаний по совершенствованию боевой подготовки на предстоящий период. Активно внедрялся фронтовой опыт.

Общими усилиями командировки штабов и политорганов удалось добиться регулярного направления в войска учебной и методической литературы. Так, в 1942 году части получили материалы по методике огневой подготовки по всем видам штатного оружия, в войска направлена Инструкция по боевому использованию и применению в различных видах боя автоматчиков и расчетов ПТР, была разработана методика по рукопашному бою и примерные уроки по новому Наставлению по физподготовке. ГУПВ дало организационно‑методические указания по личной подготовке офицеров, а также описания и правила стрельбы из противотанкового оружия, применению ручной противотанковой гранаты, устройству и применению миномета.

В практической работе обращалось внимание на имеющиеся трудности и особенно большую текучесть личного состава в связи с передачей его в действующую армию и на формирование новых частей и соединений. Осложняла решение задач боевой подготовки напряженная обстановка на границе и связанный с ней большой отрыв воинов от плановых занятий. Непреклонной линией в этих условиях было требование: не объяснять возникающие трудности, а искать реальные пути их устранения. В войсках утверждался дифференцированный по степени выучки и знаний подход к каждому бойцу и командиру. И это давало свои результаты. Программы боевой подготовки, как правило, выполнялись ежегодно, общий уровень боевой выучки был хороший, личный состав успешно решал служебно‑боевые задачи, а направляемое на фронт пополнение неизменно получало высокую оценку.

Линия жесткой требовательности в боевом обучении проявлялась и в том, что командиры и политорганы всегда критически оценивали достигнутые результаты. На всех уровнях особое внимание уделялось слабым и нерешенным вопросам. По оценке Главного и Политического управлений погранвойск в служебной подготовке рядового и сержантского состава недоставало выработки у воинов хитрости и смекалки в охране границы, в ряде случаев недоработанными оставались вопросы взаимодействия нарядов и управления ими при выполнении боевой задачи. Были случаи, когда «противник» на занятиях и учениях заранее ставился в невыгодные условия, что позволяло обучаемым решать задачи без напряжения мысли и безынициативно. Проявлялся и такой недочет, как слабая обученность начсостава тактике борьбы с бандгруппами. В огневой подготовке, несмотря на большое внимание этому предмету обучения, все еще отсутствовал у части личного состава автоматизм в приемах изготовки и ведения стрельбы. Это объяснялось слабой практической помощью штабов комендатур и отрядов начальникам застав и командирам подразделений в организации огневого урока. В физической подготовке обращалось внимание на низкое качество одиночной подготовки и выработку выносливости, что было связано со слабым использованием занятий по преодолению штурмовых полос. Высокие требования предъявлялись к методической подготовке командно‑начальствующего состава, а также их умению управлять подразделениями в бою. Как насущную задачу в боевой подготовке командиры и политорганы ставили перед собой поднятие качества обучения на каждой погранзаставе с тем, чтобы подготовить из каждого бойца и командира подлинного мастера пограничного дела и научить весь начальствующий состав руководить пограничной операцией и боем в сложных условиях, сделать штабы высококвалифицированными организаторами службы и четкими органами управления в бою, пограничной операции. В центр боевого обучения ставилась пограничная застава. Такая конкретная постановка задач по боевому обучению личного состава, а главное, проявление настойчивости в их выполнении, с полным основанием могут считаться большой заслугой командиров и штабов военных лет, и этот опыт заслуживает всяческого распространения.

 

[1] ЦПА, ф. 14, оп. 224, л. 1215, л. 247–249.

[2] ГАРФ, ф. 9401с, оп. 1, д. 2006, л. 162–164.

[3] ЦПА, ф. 14, оп. 8407, д. 27, л. 4–5.

[4] ЦПА, ф, 14, оп, 8407, д, 27, л, 6–7.

[5] ЦПА, ф. 14, оп. 4, д. 276, л. 109–110 об.

Категория: Познавательная электронная библиотека | Добавил: medline-rus (12.02.2018)
Просмотров: 319 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%