Сущность, функция, структура и цель государства были продуманы Гитлером и его сторонниками до прихода к власти. Структура управления, администрирование деятельности государственных чиновников были достаточно чёткими, прописанными, отлаженными. По сути, государственная машина брала на себя учёт и управление основными факторами развития страны. Без этого никакая интуиция, способность чувствования мягкой силы Гитлера были бы просто не востребованы. Текущие дела, потребность «ручного управления» просто не дали бы ему возможности сконцентрировать свои силы на стратегических вопросах, на чувствование переживаний людей, на мягкой силе, на порывах бессознательного народа.
5.1. Основная цель государства
Под каждую конкретную задачу, под каждую функцию, которые выполняли государственные органы, создавалась соответствующая структура, которой определялись конкретные задачи. Кроме этого была создана система администрирования деятельности этих структур, которая следила, насколько чётко и ответственно выполнялись поставленные задачи. Функцию администрирования выполняли имперские наместники, которые подчинялись непосредственно Гитлеру.
Германские земли при этом сохранили свои границы, сохранились даже правительства земель во главе с министрами‑президентами. Но реальное управление осуществлялось из центра через имперских наместников. В Пруссии функции наместника Гитлер взял на себя, а министром‑президентом назначил Геринга.
Параллельно существовали региональные партийные округа, возглавляемые гауляйтерами. Причём один и тот же человек мог совмещать государственную должность имперского наместника и партийную должность гауляйтера.
Поэтому нацистское государство имело как бы два контура управления. Первый – типичное государственное устройство и типичные государственные структуры. Второй – контур контроля за их деятельностью через близких и лично преданных Гитлеру людей, а так же через партийные органы. Это одна из причин активности и влияния Немецкой национал‑социалистической рабочей партии. Члены партии не занимались только словесными баталиями, а были встроены, вплетены в государственную жизнь.
Вот мнение Гитлера о цели государства.
«Государство есть средство к цели. Его собственная цель состоит в сохранении и в дальнейшем развитии коллектива одинаковых в физическом и моральном отношениях человеческих существ. Это сохранение относится, прежде всего, только к тому ядру, которое действительно принадлежит к данной расе и обеспечивает ей развитие тех сил, которые заложены в этой расе. Часть этого ядра будет обеспечивать сохранение физической жизни, а другая часть – содействовать дальнейшему духовному развитию. На деле одна часть создаёт предпосылки, необходимые для другой.
Государство, которое не служит этой цели, является чем‑то уродливым и обречённым на гибель. Сам факт его существования ещё ничего не доказывает. Ведь никто не скажет, что успех шайки флибустьеров может оправдать разбойничество как институт».
У Гитлера государство на первом этапе работало образцово. Во многом это связано с национальными чертами немцев, в частности, их вековой склонностью к порядку и готовностью подчиняться. Государственный служащий в Германии обладал особым статусом. Впрочем, всё это понимал Гитлер. Он отмечал особую роль в общественном развитии армии, монархии, госслужащих и писал об этом в «Майн Кампф». «Армия наша воспитывала людей в идеализме и в чувстве преданности великой родине в такое время, когда все кругом у нас погрязло в жадности и материализме».
Гитлер считал, что сила довоенной Германии держалась на монархии, армии и корпусе государственных чиновников. Он осознавал особую роль этих механизмов для поддержания порядка и системы динамических стереотипов в обществе. Но эти механизмы работают только при условии неподкупности чиновников. Неподкупность чиновничества становится центральным, ведущим качеством при возрастании роли государства. Без этого особого качества госслужащих диктатор не может опираться на государство при проведении своих преобразований, а сами преобразования приведут государство в болото. Поэтому механизм поддержания порядка, нужных динамических стереотипов Гитлер ставит выше речей в парламенте и видит роль государства, прежде всего, в сплочении народа.
«Государство отнюдь не является простым объединением экономических контрагентов, собравшихся воедино на определённой государственной территории с целью совместного выполнения своих хозяйственных задач. Нет, государство является совокупностью физически, духовно равных человеческих существ, совокупностью, ставящей своей задачей как можно лучше продолжать свой род и достигнуть целей, предназначенных ему провидением. Цель и смысл существования государства – только в этом, а не в чём‑либо другом. (…) хозяйство никогда не является ни первопричиной, ни целью государства…».
При таком подходе становится более понятно, почему в одной ситуации государство в период нацизма резко вмешалось в развитие экономики, а буквально через несколько лет отдало назад предприятия в частные руки. При экономических преобразованиях быстрее всего эти процессы обеспечивали государственные служащие. Всё делалось по единой команде, едино‑образно. Но вот лучше всего рост производительности труда, развитие производства обеспечивали специалисты своего дела, управленцы в данных отраслях экономики. Владельцы собственности с определённого момента лучше управляли ею, чем государственные служащие. А коль основная роль и задача государства не хозяйствование, не прибыль, то оно легко приходит в экономику и также легко из неё уходит.
Обратим внимание, что Гитлер роль государства сводил к служению провидению, к обеспечению продолжения рода немцами. И в истории развития человечества наиболее длительное с исторической точки зрения существование было у тех империй, у тех государств, которые опирались на религию, на идеи. Речь идёт здесь о египетских царствах, о Римской империи, о Византийской империи и др. Гитлер чувствовал, что мощь государства, империи существенно зависит от правильно выбранной религии, от идей, от чего‑то более важного, чем собственность, земная жизнь.
Это важное для длительного существования государства обстоятельство он сводил к превосходству арийской нации над другими народами. Считая, что это может служить психологическим механизмом сплочения людей, выступать даже в качестве общенациональной идеи. Но лишь как момент… Для длительного и устойчивого существования государства нужны более глубокие, а следовательно и более действенные концепции, религии. Таких концепций, идей, такой религии у Гитлера не было. Он их судорожно искал. Но такая идея по своей природе не может быть человеконенавистнической.
Особую роль в сплочении нации Гитлер отводил армии. «Но самым важным из положительных факторов этого времени, когда распад народного организма прогрессировал ещё только медленно, являлась, конечно, армия. Недаром ненависть всех врагов Германии направлялась, прежде всего, против нашей армии, главной защитницы нашей свободы и национального самоутверждения. Армия наша была в те времена самой могучей школой для всей немецкой нации».
Все сказанное в «Майн Кампф» о государстве реализовывалось на практике.
Гитлер использовал при создании государства все сколько‑нибудь устойчивые структуры. Особая опора была сделана на государственных служащих и на армию. Армия при массовом призыве имеет свойство влиять на население, так как большая часть мужчин проходит через армейскую школу воспитания. Порядки в армии соответствовали духу, национальным особенностям немцев, что делало возможным внести черты военной дисциплины и в государственное устройство. Государственное строительство контролировалось административно. Функции контроля и исполнения были между собой разъединены.
|