Дрю Эрик Уитман хочет поделиться тем, чему он научился за годы работы в американском рекламном бизнесе. «Вы хотите узнать секреты составления беспроигрышных рекламных объявлений, брошюр и писем с коммерческими предложениями, при помощи которых самые высокооплачиваемые маркетологи помогают своим клиентам заработать миллионы долларов?» – спрашивает он.
Всего за 119 долларов 95 центов (плюс оплата услуг по доставке) он готов прислать вам четыре CD‑диска и 96‑страничную брошюру, в которых содержится вся информация о том, как заставить людей «покупать точно сумасшедшие». Все это очень хорошо, но разве мало нам типов, которые и без Дрю Эрика Уитмана заставляют нас «покупать точно сумасшедших»?
Все предшествующие поколения мастеров рекламы, умело оперировавших полуправдой и откровенной ложью, сумели превратить представителей рода человеческого в своеобразные покупающие машины. Разумеется, задача каждого специалиста в области рекламы – сделать так, чтобы из множества товаров мы выбрали какой‑нибудь один, но это лишь разжигает неистовую страсть потребления.
Вопрос в том, почему бы нам просто не высунуться из окна и не крикнуть: «Все, с нас хватит! Мы больше не будем покупать это!» Ответ очень прост: мы не поступаем так, потому что бóльшую часть времени даже не подозреваем о том, что с нами творят. Мы всего‑навсего кролики, ослепленные фарами огромного рекламного грузовика.
Уолтер Дилл Скотт в своей книге «Психология рекламы» аж в 1908 году выдвинул тогда еще спорный тезис, что человек реагирует на рекламу не рационально, а эмоционально. Он заявил: для того чтобы быть эффективной, реклама должна произвести сильное впечатление и апеллировать не столько к разуму, сколько к чувствам, эмоциям и потаенным желаниям человека.
Ричард Тафлингер, психолог из университета штата Вашингтон, развивает этот тезис в наши дни. Он утверждает, что процесс покупки тех или иных товаров происходит не только на сознательном, но и на бессознательном уровне.
Каждый из нас хранит багаж прошлого, бессознательные реакции, позволявшие нашим предкам выживать, справляться с опасностями, продолжать свой род, делать запасы эффективнее, чем соперники. Все эти биологические потребности – чувство самосохранения, секс и жадность – по‑прежнему определяют нашу реакцию, которую мы не способны по‑настоящему контролировать, хотя и полагаем, что ведем себя абсолютно сознательно… Вызывая эти стимулы с использованием слов и зрительных образов, специалисты по рекламе способны эффективно воздействовать на людей… Если реклама создает у человека впечатление, что покупка того или иного продукта увеличит его шансы выжить, заниматься сексом, приобрести дополнительные материальные блага, повысить самооценку и уважение к себе со стороны окружающих, получить дополнительное удовольствие, стать более конструктивным, отвечать на вопросы и вызовы времени, стать похожим на тех, на кого он мечтал бы походить, гораздо вероятней, что он купит этот продукт.
Наш базовый инстинкт – стремление выжить. Однако тяга к самовоспроизводству отстает совсем не намного. Маркетологи уже давно обратили на это внимание, и не случайно реклама самых разных продуктов – от мебельного полироля до штурмовой винтовки – включает в себя немалую долю сексуального подтекста.
Например, рекламный плакат с девушкой, которая наклоняется вперед, демонстрируя свои груди и глубокую ложбинку между ними. Рекламный текст гласит: «Это Дебби. Она хочет, чтобы эта парочка лежала у тебя машине». В действительности реклама стремится заинтересовать вас смазочными пистолетами, и молодая модель держит по одному в каждой руке.
Мудрый психологический подход объясняется следующим: если при создании рекламного образа демонстрируют женщин в состоянии ложного возбуждения, мужчины невольно начинают ассоциировать рекламируемый продукт с сексуальным удовольствием. 65% всех рекламных плакатов показывают женщин с полуоткрытыми ртами и искусственно расширенными зрачками – верными признаками сексуального возбуждения. По словам Ричарда Тафлингера, это включает мужчинам зеленый свет. Соответственно, они становится особенно восприимчивыми и к открытости образа, и к рекламной кампании в целом. Неужели нами, мужчинами, так легко манипулировать? Господи, спаси.
Женщинами движут несколько иные биологические инстинкты – они неосознанно ищут сексуальных партнеров, которые способны обеспечить потомство. Если реклама использует образ богатого, сильного и умного мужчины, она с большей долей вероятности привлечет к себе внимание женской аудитории – особенно если сдобрить ее определенной толикой романтики. Если же, наоборот, показывать мужчину в стадии сексуального возбуждения, это будет действовать на женщин отталкивающе, поскольку они инстинктивно расценивают такое поведение как агрессивное и угрожающее. Мужчинам же нужен только секс.
Двое мужчин бредут по пустыне. Затем один из них открывает большой чемодан, и из него появляется наполненный водой бассейн. Двое мужчин садятся у бассейна, и красавица в откровенном купальнике приносит им пиво. Когда один мужчина спрашивает у другого, откуда появилась девушка, тот выразительно поднимает вверх второй, небольшой чемоданчик.
Реклама пытается внушить покупателям‑мужчинам, что данный сорт пива наделяет их властью над женщинами. Она также намекает, что женщины – не более чем надувные игрушки, задача которых – служить мужчинам. Все это, разумеется, коварный обман, ложь от начала до конца, да к тому же неуважительная по отношению к женщинам. Если вы пьете пиво, это отнюдь не делает вас привлекательным в глазах противоположного пола. На самом деле все как раз наоборот.
Эта реклама, как и множество других, призвана порождать в потенциальных потребителях иллюзию, что к каждой купленной банке, бутылке и упаковке в качестве бесплатного подарка прилагается изображенная на рекламном плакате роскошная красавица. Другие рекламные объявления создают впечатление, что приобретение рекламируемого товара сделает вас счастливым, обеспечит признание в обществе либо вечную молодость. Однако что бы мы ни покупали и сколько бы мы за это ни платили, мы никогда не получим обещанного нам бесплатного приложения.
Вероятно, Билл Хиккс был прав.
Есть ли надежда?
Одна из слушательниц радио Би‑би‑си‑3 как‑то увидела плакат, обещавший «живой концерт каждый вечер». Она включила радио, однако, к своему разочарованию, обнаружила, что обещанный «живой концерт» действительно передавался, но только… в записи. Слушательница пожаловалась в Управление по рекламным стандартам. Когда Управление стало разбирать этот вопрос, представители радио Би‑би‑си‑3 в свою защиту заявили, что «живой концерт» должен пониматься как «музыка, записанная не в студии, а во время выступления исполнителя на сцене».
Лично для меня это звучит как ложь в защиту лжи. Со стороны Би‑би‑си было по крайней мере неприлично делать вид, будто нет разницы между трансляцией живого концерта и трансляции записи. В результате Управление по рекламным стандартам велело Би‑би‑си‑3 исправить плакат.
Управление по рекламным стандартам всегда находится на самом переднем крае обороны от лжи и обмана, сопровождающих рекламу и маркетинг товаров. Однако, по мнению Ассоциации потребителей, оно все равно слабо защищает интересы покупателей и во многих ситуациях показывает себя совершенно беззубой и неэффективной организацией.
Ассоциацию потребителей во многих случаях совершенно не удовлетворяет реакция Управления по рекламным стандартам на жалобы и обращения по поводу многочисленных нарушений. Так, например, Ассоциация потребителей пожаловалась на авиакомпанию «Изи джет», в рекламе которой утверждалось, что, приобретая билеты на ее рейсы, пассажиры не должны будут платить дополнительные налоги и сборы. В Великобритании дополнительные сборы действительно не взимались, однако их приходилось уплачивать пассажирам в аэропортах тех стран, куда направлялись самолеты «Изи джет». Об этом авиакомпания, естественно, «забыла» упомянуть. «Впервые «Изи джет» прибегла к этому трюку в 2003 году, – сообщили мне в Ассоциации потребителей. – Мы пожаловались в Управление по рекламным стандартам, и там согласились, что эта реклама действительно вводит людей в заблуждение. В результате специалисты Управления неофициально попросили «Изи джет» не выступать с подобными заявлениями. Однако на следующий год авиакомпания запустила практически аналогичную рекламу».
Представители Ассоциации потребителей отмечают, что Управление по рекламным стандартам не обладает необходимыми полномочиями, чтобы навести настоящий порядок в сфере рекламы. Поэтому Управлению приходится действовать методами уговоров и убеждения. Если же оно сталкивается с теми, кто сознательно и целенаправленно нарушает все правила, оно вынуждено отступить. Да, Управление может рекомендовать издателям газет и журналов и владельцам телерадиокомпаний не публиковать и не транслировать рекламу, признанную ложной. Оно может обратиться в соответствующую региональную ассоциацию с рекомендацией исключить из своего состава копанию‑нарушителя. Однако оно не вправе просто взять и запретить недобросовестную рекламу или наложить штраф на тех, кто придумывает и распространяет ее.
До тех пор, пока не появятся более жесткие законы и надзорные инстанции, мы останемся в руках специалистов по рекламе, слишком часто прибегающих к использованию откровенно лживых и обманных приемов воздействия на аудиторию.
Однако надежда есть. Некоторые компании готовы проявлять честность или хотя бы сдержанность, рекламируя свои товары. К числу таких фирм я бы причислил производителей раздвижных кроватей «Крафтматик». В телевизионной рекламе, которая транслируется в США, покупателям обещают «долговечность временного облегчения».
Эх! Так гораздо лучше.
|