В мире бизнеса честность редко бывает лучшей политикой.
Джералд Ратнер узнал об этом еще в 1991 году, когда, выступая в Институте директоров, сообщил своим ошеломленным слушателям, что его сережки, которые продаются за 99 пенсов и стоят дешевле сандвича с креветками из магазина «Маркс и Спенсер», вряд ли протянут дольше этого самого сандвича.
Развивая эту тему, он рассказал, что ювелирная империя Ратнеров, основанная его отцом, успешно продавала графин и шесть бокалов для коньяка за 4 фунта 95 пенсов, потому что этот набор был «абсолютным мусором».
Джералду Ратнеру пришлось заплатить дорогую цену за свою откровенность. Возмущенные покупатели стали бойкотировать его магазины, в результате чего стоимость акций ювелирного холдинга уменьшилась на 5 миллионов фунтов стерлингов. Ратнеру пришлось с позором уйти.
Когда Ратнер начал управлять семейной фирмой в начале 1980‑х годов, он быстро приобрел репутацию жесткого бизнесмена, особенно прославившись фразой: «Римскую империю создали не на совещаниях. Они просто шли и убивали тех, кто стоял у них на пути». Ратнер вполне мог бы аплодировать словам: «жадность – это хорошо», которые произнес в своей речи легендарный герой фильма «Уолл‑стрит» Гордон Гекко, сыгранный Майклом Дугласом:
Дело в том, леди и джентльмены, что жадность – это хорошо. Иначе и не скажешь. Жадность – это правильно. Жадность работает. Жадность проясняет, разъясняет и отражает суть духа эволюции.
Гордон Гекко воплотил широко распространенный образ бизнесмена – бесчеловечного авантюриста, готового сделать абсолютно все – обмануть, солгать, совершить мошенничество, – чтобы только добиться своего. Успешный бизнесмен никогда добровольно не признается, что его товар – мусор. Это напомнило мне об американском юмористе Скотте Адамсе, создателе знаменитого героя комиксов Дилберта, который поместил руководителей бизнеса на самой верхушке «лучшей десятки пороков» перед маркетологами и сатаной. Адамс считал, что именно по их вине на рынке появились три группы товаров – Неплохой Мусор, Точно Такой Же Мусор и Еще Более Мусорный Мусор.
Аксиома жесткого мира бизнеса, ориентированного исключительно на прибыль, такова: деньги и мораль никогда не пересекаются и не стоят рядом. Сама концепция этики бизнеса – противоречива. Говорят, в деловых отношениях нет места щепетильности, совести и слабоволию.
Впрочем, я не говорю, что каждый человек, занимающийся бизнесом, – безжалостный и беззастенчивый лжец, привыкший ловко манипулировать людьми. Например, тот же самый медиамагнат Руперт Мердок кажется неплохим парнем. Однако в общем и целом успешные бизнесмены достигают успеха отнюдь не благодаря неприкрашенной правде. При этом специалисты в области рекламы и маркетинга с их умением вводить в заблуждение – не более чем рядовые в сложной иерархической структуре корпоративного обмана. Нечестную среду создают именно генералы бизнеса – удобно устроившись в зале совета директоров или в частных самолетах, они принимают решения, которые могут иметь существенные последствия для сотрудников, акционеров и банковских счетов всех тех, кто так или иначе связан с этими корпорациями.
Мы вскоре коснемся возможных результатов серьезной корпоративной лжи, однако сначала мы должны признать собственную роль во всеобщем деле обмана – и не только в качестве жертв. В конце концов, мы все – бизнесмены, независимо от того, как именно зарабатываем на жизнь. Мы начинаем заниматься бизнесом всякий раз, когда что‑то покупаем или продаем, оплачиваем обед в ресторане, возвращаем бракованные товары, ведем переговоры по поводу зарплаты и ее повышения, подаем заявку на получение кредита, пользуемся услугами уборщицы или требуем возмещения убытков по договору страхования. И даже в отношениях внутри семьи мы порой ведем себя как бизнесмены, привыкшие и умеющие торговаться: «Если ты не будешь шуметь в течение получаса, я куплю тебе мороженое». – «А как насчет тишины в течение четверти часа, а, пап?» Почти все принципы розничной торговли (или их недостаток) применяются и на барахолке.
Покупатель: Здесь все четырнадцать тысяч фрагментов паззла?
Продавец: Конечно!
Покупатель: А что вы можете сказать про графин и шесть коньячных рюмок?
Продавец: Хрусталь отличного качества.
Покупатель: А на машинку с дистанционным управлением выдается какая‑нибудь гарантия?
Продавец: Верните ее мне в любое время, если она перестанет работать. Я буду здесь.
Жизнь то и дело заставляет нас заниматься бизнесом того или иного рода, и именно в те моменты, когда мы вынуждены становиться деловыми людьми, мы чаще всего начинаем обманывать, ловчить и манипулировать людьми. Честность, стоившая Джералду Ратнеру его ювелирной империи, может помешать и нашим интересам. Мы еще увидим, как это происходит.
Обманчиво нечестный
На всем обширном поле деятельности бизнесмена по уровню стресса и морального потрясения мало что может сравниться с рынком недвижимости. Покупка или продажа дома практически всегда связана с необходимостью врать. При этом в обмане активно участвуют все – покупатели, продавцы, агенты, специалисты, оформляющие кредит либо залог, представители надзирающих органов и служб, юрисконсульты. Лгут абсолютно все. Без исключения. Вы когда‑нибудь пробовали продать дом? Честными ли были ваши ответы на вопросы о том, насколько в нем сыро или шумно и слышно ли соседей?
Довольно часто ложь и обман в этой области обретают форму творческой интерпретации фактов, как в случае с языком агентов по недвижимости.
Дом в историческом стиле с оригинальными чертами и характером, обманчиво просторный, с четырьмя спальнями. Недалеко от транспорта и местной инфраструктуры.
В переводе с языка риелторов это означает, что вам предлагается маленький дом из трех комнат (и чулана) с туалетом во дворе, который зажат между автострадой и железной дорогой и находится в километре от ближайших магазинов. Ах да, он к тому же разваливается.
Выражение «обманчиво просторный» всегда ставило меня в тупик. Они ведь не хотят сказать, что любое проявление просторности ложно? Скорее всего имеется в виду, что дом кажется больше, чем есть на самом деле. Но ведь квадратные метры не лгут.
Принятый в 1991 году Закон о ложных сведениях о реализуемом имуществе стал серьезным барьером на пути наиболее злостных видов обмана в этой области. Закон, например, запрещает описывать дом как имеющий сад в том случае, если напротив него расположен большой общественный парк. Однако этот закон не смог положить конец традиции уклончивых описаний. Потенциальным покупателям по‑прежнему стоит быть внимательными с некоторыми вводящими в заблуждение характеристиками:
«Сад, за которым легко ухаживать», означает, что возле дома имеется небольшая бетонная площадка с несколькими цветочными горшками.
«Старый сад» означает джунгли.
«С большим потенциалом» означает, что ремонт дома сожрет кучу денег.
«Расположен изолированно» – стоит в совершенно глухом месте.
«Расположен поблизости от местных школ» – на протяжении всего дня вы будете слушать крики и ругань, доносящиеся со школьного двора.
«Вблизи от автострады» – находится в непосредственной близости от транспортной развязки.
«Прилегает к…» – на расстоянии около полутора километров находится местная достопримечательность, чаще всего сомнительного свойства. В этом чувствуется привкус туристической рекламы: «Приезжайте в Германию – у нас есть прекрасные женщины, отличные вина и фантастическая еда, и это все находится совсем рядом… во Франции!»
«Поблизости от местной инфраструктуры» – ближайший супермаркет расположен в пятнадцати минутах езды на машине (если без пробок). Похоже на обещание турагента: «До моря – рукой подать». Только рука эта должна быть о‑го‑го.
«Дом нуждается в модернизации» – его пора сносить.
«Подойдет человеку, любящему мастерить», – он понравится только фанатику ремонтных работ.
«Очаровательный» означает крохотный.
«Компактный» означает крохотный.
«Изящный» означает крохотный.
«Уютный» – поделите «изящный» на два.
«Студия» – вы можете мыть посуду, смотреть телевизор и открывать входную дверь, не вставая с толчка.
Если это ввергает вас в отчаяние, могу сказать, что не все агенты по недвижимости стремятся набросить лингвистическую вуаль на недостатки выставленных на продажу помещений.
Грязный старый дом в модном районе Челси, бог его знает почему охраняемый как памятник архитектуры. Если вы обладаете большим терпением и хорошими деньгами, в нем можно устроить три спальни. За домом – жутковатый участок загаженной мусором земли с сорняками, который когда‑нибудь, возможно, превратится в красивый садик.
Верьте или нет, вышеприведенный текст на самом деле был напечатан в разделе объявлений о продаже недвижимости в 1960‑е годы. Это объявление – пример нестандартного подхода к продаже, который демонстрировало в те годы агентство Роя Брукса. Теперь Роя уже нет с нами, но агентство, которое по‑прежнему носит имя своего основателя, время от времени демонстрирует старый парадоксальный подход к торговле недвижимостью. К сожалению, его примеру следует слишком мало других компаний. Честный подход Роя Брукса, к сожалению, так по‑настоящему и не прижился.
Обман в сфере недвижимости принимает различные формы. В октябре 2003 года «Программа о деньгах», которую готовит Би‑би‑си, обнародовала печальный факт: многие залоговые кредиторы побуждают потенциальных клиентов преувеличивать суммы дохода, чтобы они могли претендовать на бóльшую сумму залога.
В феврале 2005 года агентство по торговле недвижимостью «Спайсерхаарт» было оштрафовано на девять тысяч фунтов стерлингов после того, как его руководители признали себя виновными в нарушениях шести положений Закона о ложных сведениях о реализуемом имуществе. Так, одно из подразделений этого агентства, расположенное в Западном Лондоне, занималось тем, что снимало таблички конкурирующих фирм со словом «Продано» и заменяло их собственными, с логотипом «Спайсерхаарт». За шесть месяцев до этого представители агентства по торговле недвижимостью «Романс», которое работало в графстве Беркшир, были оштрафованы на три тысячи фунтов стерлингов за то, что вешали таблички «Продано» со своим логотипом на домах, которые даже не выставлялись на продажу. Два директора компании и один из сотрудников согласились разместить подобные таблички на своих собственных домах, чтобы помочь бизнесу. Настоящую тревогу вызывает заявление адвоката агентства «Романс», что практика вывешивания табличек «Продано» на непроданных домах используется десятками агентств по недвижимости.
Приобретению дома сопутствует серьезный стресс, уступающий лишь утрате близких и разводу. Но если бы все стороны вели себя хоть чуточку честнее, это событие казалось бы гораздо более приятным.
Всего один владелец
Следующей крупной покупкой после приобретения дома для многих из нас становится покупка машины. И вновь мы вступаем в мир двуличия и лжи. Но прежде чем изучать лживое поведение профессиональных автоторговцев, давайте спросим себя: когда мы сами продавали машину или с доплатой обменивали ее в гараже, как мы себя вели? Упомянули ли о небольшой аварии, случившейся год или полтора назад? Рассказали ли покупателю о постукиваниях, которые слышны, когда вы разгоняетесь больше чем на 80 километров в час? Или о том, что дверцу вашего автомобиля периодически заклинивает? А когда вы вели переговоры по поводу цены автомобиля, который собирались купить или продать, честно ли определили сумму, которую готовы были заплатить или принять?
А как насчет объявления, которое вы как‑то оставили на витрине соседнего газетного киоска, предлагая купить свой разболтанный «Форд Кортина» за «200 фунтов стерлингов (торг уместен)»? Что вы там написали про «чудесную рабочую лошадку»? А ведь это мало чем отличается от поведения профессиональных специалистов по рекламе, которых мы пригвоздили к позорному столбу в предыдущей главе.
Во всяком случае, продавцы автомобилей (в этой роли, кстати, почти всегда выступают мужчины) – это особый род людей. При этом не важно, что они продают – подержанные машины или сверкающие лаком новые модели. Обсуждая детали сделки, которая почти наверняка принесет им хороший доход, они все равно обязательно скажут: «Я теряю на этом деньги». И, разумеется, любую подержанную машину в прошлом водила чудесная старушка (все время одна и та же), добираясь из дома в церковь и обратно. Чтобы скрыть от клиентов (по крайней мере частично) истинное положение дел и настоящую информацию об автомобиле, австралийские продавцы подержанных машин даже разработали свой собственный профессиональный жаргон.
Так, например, они называют японские автомобили «рисовыми печками», а набор чехлов на сиденья из овечьих шкур – «новозеландским комплектом». «Комплект для бедных» – автомобиль, в котором не предусмотрено никаких дополнительных опций или оборудования. «Засранец» – плохая машина. «Быстрое стекло» – окна с электростеклоподъемниками. «Стрижкой» они именуют скручивание спидометра с целью «уменьшить» пробег машины. Покупателей продавцы именуют «головами». При этом «гнилой головой» или «гнилой котлетой» они называют клиента с низкой кредитоспособностью. Когда продавец расстраивает покупателя, он «сжигает голову». «Деревянной уткой» называют клиента, который никогда не спорит о цене. Он легкая мишень – как утка в тире.
Очень похожий язык разработали американские автоторговцы. Покупателей, которые никак не могут определиться, они называют «белками». «Сумасбродами» – тех, кто ничего не покупает. «Параличами» именуют покупателей, отнимающих много времени. Но больше всего мне нравится словечко, обозначающее щетку стеклоочистителя для заднего стекла. Они называют ее… «биде».
Однако с приобретением автомобиля обман отнюдь не заканчивается.
Специальные исследования, которые в течение многих лет проводила британская Ассоциация потребителей, выявили, что покупатели подвергаются полномасштабному и регулярному обману со стороны автосервисов. Там зачастую не предоставляют элементарного техобслуживания, зато взимают плату за несделанную работу, а также навязывают совершенно ненужный ремонт. В результате каждый год британские автовладельцы тратят не менее миллиарда фунтов стерлингов на некачественные либо ненужные работы по обслуживанию своих транспортных средств. В 2004 году Ассоциация потребителей специально отправила 48 машин в различные автомастерские для проведения полного сервиса и обнаружила, что в четверти были заменены детали, которые на тот момент не нуждались в замене, – такие как фильтры и свечи зажигания. В других автосервисах не удосужились проверить работу тормозных систем и уровень масла в коробке передач.
В результате этого опыта также выяснилось, что автомастерские чаще обманывают женщин. Они навязывали им в два раза больше ненужных и незапланированных работ и брали в среднем на 50 процентов больше, чем с мужчин.
Да, судя по всему, миром правят мужчины, и от этого он становится еще менее честным.
Менеджер да обратится к менеджеру
Мир большого бизнеса, точно так же, как сообщество автопродавцов и агентов по недвижимости, разработал особый язык. Для него характерны такие выражения, как «урезание», «изменения парадигмы», «передача полномочий» и «скоростные методы».
Например, если описывать языком менеджеров эту книгу, получится примерно следующее: «креативный подход к передовой современной мысли, продвигающий целый набор идей и масштабно рассматривающий затронутые проблемы».
Писатель из Австралии Дон Уотсон испытывает неприязнь к языку менеджеров, особенно когда этот язык выходит за пределы корпораций и проникает в нашу повседневную жизнь. В своей книге «Тарабарщина» он обвиняет такую речь в нарушении прав человека, в том, что она крадет у людей разум, культуру и язык. Уотсон предупреждает: все это ведет к «незаметной гибели глобализованного мира».
Слишком сильно сказано. Лично мне этот язык кажется вполне нормальным, довольно остроумным, а временами – даже забавным. Но, разумеется, если использовать его не по назначению и в неподходящей обстановке, это может привести к непониманию. Когда директор школы объявляет учителям (это вполне правдивая история), что настало время «уделить первостепенное внимание приоритетам в свете учебного плана», в голову невольно закрадывается вопрос: а может, ей стоит перейти на другую работу?
Язык бизнеса может привести к полной потере смысла, как, например, это случилось с объявлением о вакантной должности в сфере маркетинга, в котором от кандидата требовалось «подтвержденное умение справляться с неопределенностью в быстро меняющейся обстановке». Да без проблем. Дон Уотсон считает, что язык бизнеса может стать идеальным прикрытием для абсолютного безделья.
Продолжайте говорить о стратегии, ценностях и воплощении их в жизнь и о том, как повысить ключевые показатели производительности, участвуйте в семинарах, диалогах, мониторингах, оказывайте долгосрочное воздействие, получайте результаты и сможете спокойно получать зарплату в динамично развивающейся организации, нацеленной на перемены, и с чувством выполненного долга возвращаться под вечер домой.
Когда компания обещает разобраться с вашей жалобой или заявлением «в разумные сроки», она, по сути дела, ничего не обещает. По мнению Скотта Адамса, самая распространенная ложь в мире бизнеса: «Я с вами свяжусь». В его серии комиксов о Дилберте менеджеры отрицают факт обмана клиентов, предпочитая именовать это «неполным раскрытием информации». Они также заявляют сотрудникам, что сверхурочная работа – не «принудительная» мера, «требование»…
Все, что связано со специфическим языком бизнеса, вызывает у Дона Уотсона крайнее раздражение. По его утверждению, банк, решивший не допускать к оплате ваши чеки, если вы превысили кредит на пять пенсов, и при этом еще оштрафовавший вас за овердрафт, ради проформы пришлет вам лицемерное письмо, начинающееся со слов: «Банк изменяет способ исполнения платежей в случае, если на счету не хватает средств, с тем чтобы лучше контролировать обслуживание своих клиентов».
Противоядие от языка бизнеса несколько лет назад изобрел Том Дейвис, ученый из американской компании «Силикон Графике». Его изобретение – бинго (лото) «Дежурные слова» – представляет собой карточки с различными бизнес‑клише, которые раздают участникам какого‑нибудь скучного заседания. Как, например, эта:
Правила таковы: нужно вычеркивать те слова и выражения, которые звучат в ходе заседания. Победитель – тот, кто первым вычеркнет все выражения на своей карточке и воскликнет: «Бинго!» Карточки Тома Дэвиса во множестве вариаций доступны в сети Интернет. И вам наверняка захочется их скачать.
Скользкая дорожка
У большинства из нас весьма скромные карьерные устремления, связанные с честной работой и честной зарплатой. Однако некоторые хотят большего – достичь чего‑нибудь, сделать из себя людей, возвыситься над толпой и оставить след в истории. Или хотя бы зарабатывать больше, чем сосед Фред с его «Поршем», отпуском на Сейшелах и чертовым плазменным телевизором.
Для того чтобы достичь всего этого, придется идти по скользкой дорожке. Разумеется, вполне возможно добиться успеха без преувеличения своих истинных способностей и присваивания чужих заслуг, лжи и обмана. Возможно, но весьма сложно. И не забывайте: решив двигаться таким путем, вы вступаете в ожесточенную конкуренцию с множеством других амбициозных личностей. Вероятно, вы готовы играть честно, но готовы ли они? Скорее всего нет. И тогда получается, что у вас просто нет выбора – нужно делать все то, что необходимо.
Первый шаг на этом пути – достойная работа. Поразительно, как много людей предпочитают поступать подобно Джеффри Арчеру[1] и приукрашивать свое резюме. И действительно, небольшое усовершенствование биографии способно сотворить настоящее чудо. Тот же самый Арчер в своем резюме указывал, что он обучался в «Веллингтоне, Оксфорде, Сандхерсте и Беркли». Он лишь «позабыл» указать, что имел в виду вовсе не знаменитый Веллингтонский колледж, а всего лишь Веллингтонскую школу в графстве Сомерсет. Он также «позабыл» упомянуть, что Оксфорд – часть постдипломного обучения, которое он, кстати, так и не прошел, поскольку не сумел сдать соответствующих экзаменов.
Ложь популярного писателя была подвергнута сомнению в ходе телевизионного интервью, состоявшегося в 1991 году, за несколько дней до избрания Арчера официальным кандидатом в мэры Лондона от Консервативной партии.
Дэвид Фрост [2]: Вы не могли бы наконец прояснить – вы сам, – что у вас никогда не было трех высших оценок и что вы…
Джеффри Арчер: Когда я преподавал в Дуврском колледже, его глава очень любезно посоветовал получить официальный диплом об образовании, который, как он сказал, пригодится мне, если я пожелаю продолжать преподавать в колледже, и тогда я отправился в Оксфорд и получил там диплом, которым очень горжусь. Благодаря этому у меня есть диплом об образовании из Оксфорда.
Дэвид Фрост: Дело в том, что и в Оксфорд, и в Дуврский колледж вы представили резюме, в котором говорится, что вы сдали на «отлично» экзамены по английскому языку, истории и географии. Далее в нем указывается, что вы – бакалавр наук. Интересно, как это произошло?
Джеффри Арчер: Я не знаю, как это произошло. Все это не так. У меня есть лишь диплом об образовании из Оксфорда и больше ничего.
Дэвид Фрост: Но кто вставил все эти сведения в ваше резюме?
Джеффри Арчер: Понятия не имею.
Дэвид Фрост: Может быть, кто‑то другой писал ваше резюме?
Джеффри Арчер: Нет, нет… Возможно, я сделал ошибку, я часто совершаю ошибки, мы все ошибаемся. Но если вы хотите, чтобы на эту должность пришел святой, я вам точно не гожусь.
Похоже, это означает следующее: если вы не претендуете на звание святого, можно врать потенциальному работодателю. Ну что ж – вперед! Если вам повезет, то ваш обман, вероятно, вообще никогда не раскроется. Если же он все‑таки станет явным, вы всегда можете изобразить ярость и негодование.
В число создателей фальшивых резюме входит также мультимиллионер и кибермагнат из Гонконга Ричард Ли. Он весьма огорчил своих инвесторов, когда те узнали, что в своем резюме Ли лгал насчет престижного диплома Стэнфордского университета. В действительности он так и не окончил это учебное заведение. Возможно, это обстоятельство никак не отразилось на его способности принимать мудрые решения в сфере бизнеса, но вот доверие со стороны инвесторов это точно подорвало.
В сентябре 2000 года Элисон Райан получила должность директора по связям с общественностью в футбольном клубе «Манчестер Юнайтед», а через две недели была с позором уволена. Выяснилось, что представленная ею биография – просто‑напросто выдумка. Ради того, чтобы получить эту работу с годовым окладом 125 тысяч фунтов стерлингов, Райан указала, что получила первоклассный диплом Кембриджского университета и окончила юридический факультет с отличием. Она также представила поддельную рекомендацию от имени несуществующего преподавателя Манчестерского Метрополитен‑университета.
Подавая заявку на соискание должности судьи Высшего суда в Лос‑Анджелесе, известный судья Патрик Кувенберг указал в приложенной к ней биографии, что был тайным агентом ЦРУ, подпольно работавшим в Лаосе во время войны во Вьетнаме, и был награжден медалью «Пурпурное сердце» за ранение в область паха, полученное в ходе боя. В действительности Кувенберг никогда не работал в ЦРУ и не участвовал ни в одном бою. В августе 2001 года 55‑летнего судью уволили, после того как комиссия судебного исполнения пришла к заключению, что Кувенберг виновен в «намеренных и причиняющих вред ненадлежащих действиях». Адвокаты Кувенберга пытались добиться оправдания судьи, заявляя, что он страдает от заболевания псевдологика фантастика, которое заставляет его лгать, не контролируя себя.
Подобные примеры нередки. Специальный опрос, проведенный несколько лет назад, выявил, что примерно 25% работающих британцев ввели в заблуждение своих работодателей, выступая в качестве соискателей. Они указывали ложные данные о своих навыках, преувеличивали опыт и уровень заработной платы, которую якобы получали ранее. Три процента соврали насчет судимости. Сорок семь процентов указали ложные сведения в графе: «Как вы проводите свободное время». При этом не менее 18% опрошенных заявили, что в резюме приукрашивать сведения «необходимо».
Психологи Лиз Уолли и Майк Смит, соавторы книги «Обман при отборе», утверждают, что количество фальшивых резюме постоянно увеличивается, поскольку «люди убеждены, что остальные поступают так же». Впрочем, развитие механизма проверки сведений может серьезно затруднить обман и сделать ответственность неминуемой. Но об этом мы поговорим в другой главе.
Если потенциальный работодатель принял ваше приукрашенное резюме, следующий шанс преувеличить свои возможности и способности наступает во время собеседования. В такой обстановке голая правда едва ли пригодится.
Работодатель: У вас большой опыт экструзии резиновых смесей?
Соискатель: О да. Огромный.
Работодатель: А вы можете привести какой‑нибудь пример?
Соискатель: Конечно! Мой дом – храм экструзии. Я подписчик еженедельника «Экструзия резиновых смесей». Я только и думаю что об экструзии.
Работодатель: А почему вы полагаете, что нам следует взять вас на работу?
Соискатель: Потому что я могу поднять экструзию резиновых изделий на новые немыслимые высоты. Я могу расширить горизонты экструзии резиновых смесей. Я настоящий экструзионщик.
Все мы делали нечто подобное.
Когда в той или иной сфере удалось приобрести хоть какую‑то власть, ее придется безжалостно защищать любыми правдами и неправдами. Ведь скользкая дорожка, в конце концов, действительно скользкая. Поднимаясь все выше и выше по карьерной лестнице, вы будете приобретать все больше руководящих полномочий и укреплять свой статус, присваивая чужие идеи.
Креативщик: У меня только что появилась блестящая идея новой телевизионной программы. Надо взять группу людей и разместить их всех в одном доме. Одной половине поручить красить стену, а другой – сажать траву в саду вокруг дома. Зрители же будут голосовать об исключении тех или иных участников программы в зависимости от того, что им покажется скучнее – смотреть, как прорастает трава, или наблюдать, как высыхает краска на стене.
Руководитель: Какое совпадение! Вчера меня посетила точно такая же идея. Впрочем, это же просто прекрасно, верно? Великие умы мыслят похоже.
Руководители столетиями присваивают труд своих подчиненных. Сейчас уже доподлинно известно, что многие картины, считающиеся работой прославленных мастеров прошлого, на самом деле созданы руками их учеников. В пьесе Найджела Плейнера[3] «На потолке» рассказывается история росписей в Сикстинской капелле от лица нанятых Микеланджело подмастерьев, которые горько жалуются, что вся слава «досталась хитроумной флорентийской знаменитости».
Другой способ удержать первенство в бешеной гонке за богатством – отбивать нападки конкурентов. И тут уж даже менеджер среднего звена без особого воображения способен придумать достаточное количество препятствий на пути молодых подчиненных и не позволить им продвинуться вперед. Если потенциального соперника хотят повысить, умело поданная ложь, нашептанная на ухо руководству, все исправит. А если потенциальный конкурент имеет возможность уйти на хорошую должность в другую компанию, вы можете действовать двумя способами. Если вы мечтаете вовсе избавиться от соперника, следует выдать ему хвалебную характеристику и всячески расписать его достоинства. А если хотите оставить потенциального конкурента под своей пятой, следует в той же самой характеристике упомянуть, что кандидат работает от сих до сих и не склонен проявлять инициативу. Это решит дело.
Правда, подходить к составлению подобных характеристик следует весьма осторожно и ни в коем случае не перегибать палку. Например, во многих американских штатах соискатели имеют право читать рекомендательные письма, которые высылаются их потенциальным работодателям, и в случае несогласия обращаться в суд. Для того чтобы составители характеристик и рекомендательных писем избежали обвинений в клевете и предвзятости, профессор экономики Роберт Торнтон разработал так называемую «Ведомость Расплывчато‑Уклончивых ХАрактеристик», сокращенно «ВРУХА».
Вот несколько примеров из нее:
Чтобы описать ни на что не способного человека: «Я горячо рекомендую вам этого кандидата, пусть даже он не обладает профессиональными навыками».
Чтобы описать неприятного бывшего сослуживца: «Я рад отметить, что этот кандидат – мой бывший коллега».
Чтобы описать человека, который работает так плохо, что лучше оставить вакансию незанятой: «Могу заверить вас, что ни один другой человек не подойдет для этой работы лучше, чем он».
Чтобы описать абсолютного лентяя: «По‑моему, вам очень повезет, если этот человек станет работать на вас».
[1] Джеффри Арчер (р. 1940) – английский писатель и бывший политик.
[2] Дэвид Фрост (р. 1939) – известный британский тележурналист.
[3] Найджел Плейнер (р. 1953) – английский актер, новеллист и драматург.
|