По Лейбницу существует закон достаточного основания, по которому существование и изменение всякой вещи, истинность и ложность могут иметь место только на определенном основании. Лейбниц утверждал, что «существование данного мира имеет достаточное основание и таковыми является оптимальность, полнота, совершенство его устройства... Сущность мира исчерпывается принципом, предустановленной гармонии.» Все верно, но человек не оперирует полными основаниями. Например, понятие «Бытие», «энергия», «информация» и т.д. неполные и по всей видимости, никогда не будут полными. Мы уже отмечали, что существуют достаточные основания, предельные и последние основания. О последних основаниях мы ничего не можем узнать. Но чудом является то, что реализуема проблема достаточных оснований.
Платон отметил всеобщность понятий, но неполнота понятий замечается уже в другое время. И здесь наблюдается такое противоречие мышления, когда ученые с неполными понятиями, работают как с полными. Вот, например, понятие «частная собственность» у Прудона и А. Зиновьева выступает как «кража». Это можно увидеть, но ведь это не единственная характеристика понятия, есть и другие, собственность выступает как двигатель экономики. Человек обычно вырывает из общего одну тенденцию, пользуется ею, а другие не учитывает. Познание явлений происходит частично, но это не мешает человеку пользоваться природными явлениями практически. Пример - использование сил электричества, хотя сущность этих явлений непонятна.
Математика удивительное явление напрямую связанное с реальностью. Формулы выражают сущность природы. Бертран Рассел хотел обосновать математику с позиций логики. Зачем? Хотел достигнуть конечного смысла математических понятий? Рассел не смог этого сделать.
Нам кажется, что существование проблемы последних оснований открывает нам «выход» или «вход» в будущее. Мы движемся вперед, но куда?
Литература:
1. Андренов Н.Б. О последних основаниях. М., Спутник+, 2016.
|