В методологии существует такое понятие как соединение разных уровней мышления, разных понятий и т. д., возникшая при этом новая призма меняет взгляд на проблему и ее решение.
Г.П. Щедровицкий был великим методологом. Но своеобразным, вся его методология заключалась в вопросах, которые он задавал, на которые практически никто не мог ответить (и, возможно, на них никогда нельзя ответить). Но эти его вопросы и есть, по нашему мнению, основание методологии. Надо было бы все эти вопросы Г.П. Щедровицкого срочно издавать, потому что в методологии ничего, кроме вопросов выдумать нельзя, и он ошибался, когда думал, что можно открыть и создать новые процедуры мышления. Мы утверждаем, что человек пользуется «старыми», уже готовыми процедурами, которые живут в подсознании. Новые методы и процедуры сконструировать нельзя, но философ не зря искал их. Вопросы - это фон, который помогает нам мыслить и искать ответы. Мы уже говорили, что вся теория мыследеятельности не помогает человеку в плане обучения мышлению, поскольку готовые процедуры, в плане содержательной логики, давно уже созданы.
Ч. Дарвин и следующие за ним эволюционисты увидели в эволюции проявление случайности как основной фактор. Но можно утверждать, что в эволюции есть цель, осуществляемая неизвестным образом. Она не видна, так же как мы не видим управляющий человеком онтологический уровень. Эта цель управляет, как бы «вися» в воздухе через множество опосредованных факторов. Случайность в эволюции связанная, то есть опосредуется другими факторами. Этот процесс в методологии определяется взаимодействием факторов. Это взаимодействие управляется висящими сверху отношениями между видами (хищник-жертва). Например, на эволюцию влияет такой процесс, длящийся сотни миллионов лет, как дрейф материков. Ранее существовал огромный материк Гондвана, который распался на ныне существующие материки. Это разделение одна из главных причин того, что эволюция в Австралии замкнулась на уровне сумчатых. По аналогии можно сказать, что эти факторы подчиняются действию на «идеологическом» уровне.
Литература:
1. Андренов Н.Б. Методологи на Западе и Востоке. М., Спутник+, 2017.
|