В.И. Вернадский оставил человечеству научные труды мирового значения по изучению развития биосферы с последующим развитием в ней под действием научной мысли ноосферы – сферы Разума планеты. Развитие ноосферы научно доказано и из гипотезы переходит в научную теорию. В научной работе «Научная мысль как планетное явление» он отмечает: «Мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас геологические силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в научное сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с выявлением нового состояния биосферы – ноосферы – и является одной из форм ее выражения» [4,c.250]. Научно доказанная теория о возникновении ноосферы в оболочке планеты, как результат коллективного труда мыслительной деятельности Homo sapiens, т.е. всего человечества, подводит научное сознание человечества о постепенном переходе существующей цивилизации в ее эволюционном развитии – в ноосферную цивилизацию.
Развитие теории возникновения ноосферы в оболочке планеты, теории планетарного Разума В.И. Вернадским происходит не случайно. Этому способствует, по замечанию В.А. Россова изучением В.И. Вернадским трудов востока, в частности буддизма, Кришнамурти, гимнов Ригведы. В своей публикации «В.И. Вернадский и русские востоковеды» [13] В.А. Россов называет Вернадского «человеком Востока», так как он стремился подвести глубокие знания востока в научные знания современного мировоззрения. В обширном архиве ученого (одном из самых крупных в Российской Академии наук!) имеется большое количество документов, позволяющих на новом уровне выявить характер восточных влияний в научном знании. И чтобы это влияние усвоилось в научных кругах постепенно, В.И. Вернадский развивает теорию планетарного Разума, конечно подразумевая космический Разум. Теория ноосферы способствует сдвигу сознания человечества на новый уровень своего развития и является, по сути, востребованным учением. Человек должен задуматься о действии своих мыслей и мыслеобразов, осознать свою ответственность на планетарное развитие, должен повысить свою нравственность на несколько порядков, должен перестроить свое мировоззрение.
Также Россов отмечает, что ноосферная идея Вернадского о космической роли человека и его планетарной, вселенской сопричастности, как видно, возвращает современное знание на очередном витке развития научной мысли к духовным прозрениям интуитивного Востока и построениям рационального Запада, но уже не в мифологическом и натурфилософском аспекте, а в естественнонаучном плане. Научного союза, давшего естествознанию XX столетия представления о ноосфере и пневматосфере, выступает скрещение жизненных путей В.И.Вернадского и П.А.Флоренского в точке их научного апогея. Каждый из них развивал собственное "цельное мировоззрение". Образ Космоса в его научном рассмотрении воплощен в создании представлений о ноосфере и пневматосфере. И у Вернадского, и у Флоренского он свой, он несет отпечаток индивидуального творчества [13].
Таким образом, пневматосфера — это особая область жизни, вовлеченная в круговорот культуры; другими словами, это сфера человеческого духа, которая связана с жизнью планеты и в то же время имеет самостоятельное космическое бытие.
Наука "стоит" на законе количественного сохранения энергии, но о качественной стороне бытия такой категории, как энергия, она ничего не знает. Вернадский, изучая время, вышел на закономерность - качественная деградация энергии есть закон ее превращения. И здесь Вернадский обратил внимание на явление, которое проявило свои более чем зловещие качества уже после его смерти. Это - радиоактивность, как мы уже говорили. Но радиоактивность не просто как нечто таинственное, а радиоактивность как темпоральный (временной) феномен, добавляющийся к "пространственному" закону сохранения энергии в количественном отношении.
На космический Разум указывает и К.Э. Циолковский в работе «Воля Вселенной» [24] отмечая, что воля Вселенной прекрасна, потому что в общей картине космоса мы ничего не видим, кроме блага, разума, совершенства и их субъективной непрерывности, безначальности и бесконечности. Если космос имеет причину, то и причине этой мы должны приписать такие же свойства всеобщей любви. Объединение должно быть, ибо этого требуют выгоды существ. Если они зрелы, то разумны, а если разумны, то не станут сами себе делать зла.
К.Э. Циолковский резюмирует, что знания поступают к нему по интуитивному каналу, и он убежденно доказывал явление космического Разума как могущественной силы развития Вселенной: «Что же могущественнее Разума! Если же он сильнее всего, то он все победит. Ему власть, сила и господство над всем Космосом. Последний сам рождает в себе силу, которая им управляет. Она могущественнее всех остальных сил природы» [24,с.90].И далее: «…космос управляется разумом (своим собственным), что благодаря этому в общей картине мы не видим ничего, кроме совершенного. Порожденная им жизнь выше человеческой» [24, с.101].
В своей работе «Теория космических эр» [23], А.Л. Чижевский при разговоре с К. Э. Циолковским отмечает: «Он смело обращался с идеей о косной материи, о "лучистом" человечестве и с миллиардами миллиардов лет, которые он отводил ее эволюции, дабы, пройдя через мозг высших организмов, превратиться в необратимую форму в лучистой энергии, наиболее совершенную форму материи вообще, да еще вдобавок обладающую каким-то особым космическим сознанием разлитым в мировом пространстве».
Первые свои соображения о влиянии активности излучения солнца на Землю А. Л. Чижевский высказал в Калуге в октябре 1915 г. в докладе «Периодическое влияние Солнца на биосферу Земли».
Это были только смелые догадки, опирающиеся на сравнительно ограниченное число фактов и наблюдений. Дальнейшее накопление фактического материала привело Чижевского к совершенно твердому убеждению: периодичность вспышек эпидемий и пандемий, эпизоотии, эпифитий стоит в прямой связи с возмущениями физических факторов внешней («космо-теллурической») среды [22].
Современные учёные постепенно осознают теорию В.И. Вернадского о развитии ноосферы, осознают мыследеятельность человечества, что ещё раз подтверждает экзотеричность теории, способствующей сдвигу сознания человечества. Так А.И. Субетто в работе «Капиталогенный экологический апокалипсис: Конец Человечества или Прорыв его к социализму?» [18] отмечает, что человечество может погибнуть, если не успеет сбросить с себя омертвевшую, антиэкологическую, антиноосферную «оболочку» рыночно-капиталистического бытия, совершить Ноосферный Социалистический Прорыв к новым основаниям своего бытия, в которые входили и Роды Действительного Разума человечества, как Ноосферного Разума, отвечающего за Будущее всей Системы Жизни на Земле. На «место свободы Капитала» приходит «свобода Труда» и человек действительно приобретает власть над своим Бытием, становясь «ноосферным», т.е. способным обеспечить управление социоприродной гармонией на основе общественного интеллекта и образовательного общества.
Капитализм, в своем движении пытается дойти до собственного предела – предела Великого Абсурда, в котором Капитал овладевает всем миром, уничтожая труд, и соответственно всё человечество. Предел Абсурд Капитала – экологическая смерть человека. А вслед за ним и Капитала, высосавшего из человечества всё человеческое, всю «кровь» жизни, и сделав его «трупом» ещё до начала физической смерти.
У человечества нет Будущего вне Ноосферного Экологического Духовного Социализма. Наступило Время Родов Действительного Человека и Действительного Разума! А это одновременно есть переход человечества к формам бытия без эксплуатации человека человеком, без строя мировой финансовой капиталократии, без «Строя Денег» и «Цивилизации Рынка» в определении Жака Аттали. Только Человечество Ноосферное, только Человечество Социалистическое, чей коллективный разум несет ответственность за Будущее всего разнообразия жизни на Земле, имеет Будущую Историю! Другой альтернативы нет! [18].
Научная теория о планетарно-космическом Разуме В.И. Вернадского способствует сдвигу сознания ученых ХХ и ХХI веков, которым не безразлична судьба планеты, которые видят дальнейшее развитие человечества именно в развитии новой цивилизации – духовно-экологической или ноосферной. Исследования в этой области проводили А.Д. Арманд, А.М. Степанов. Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, И.В. Фотиева, Г.П. Сикорская.
Так И.В. Силуянова указывает, что нравственная проверка мысли ученого должна выходить на первый план его деятельности, так как мысль научная «значима тем, что способна определить – к гибели или торжеству может привести она исследуемое наукой и самого исследователя» [14]. Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, отмечают действие научной мысли в способе предсказать будущее – это его создать. Важна точка неустойчивого состояния, точка перехода, точка бифуркации, – когда человек, активный субъект конструирования мира, может сыграть решающую роль в русле эволюции. «Думай глобально, чтобы эффективно действовать локально» [7]. А.Д. Арманд, А.М. Степанов подчеркивают, что человечество должно осознать значение управлением развитием ноосферы Разумом. Исходя из этого, следует перейти на путь устойчивого развития с помощью Разума и Знаний. А также, что ноосфера – это величайшее напряжение каждого человека, работа над улучшением своего сознания в повышении нравственности и изучения, претворения в жизнь космических законов развития. Дорога туда одна – через обжиг кирпичей, через третье, нематериальное измерение. Требуется немного: расправить крылья и взлететь. «Твое счастье – в раскрытии Божественной энергии в корнях Мира» [1,17]. Необходимо раствориться в Космическом Сознании. И.В. Фотиева отмечает, что становление духовно-нравственного начала в социальной среде определит новый тип духовно-экологической цивилизации – ноосферной, и исследует основные принципы этой цивилизации, направленности эволюции в сторону развития одухотворенного и нравственного Разума, то есть постепенном эволюционном преображении самой человеческой природы – «обожении», – развития духовно-нравственного ноосферного сознания. В.О. Чкуасели исследует планетарную программу развития ноосферных процессов, как основу цивилизационной безопасности. Главным ресурсом общества является уровень его духовно-нравственного развития, который определяет устойчивость жизненной траектории отдельного человека и всего человечества. В.Г. Ванярхо ряд работ посвятил исследованию единой динамической структуры процессов самоорганизации ноосферы и определению устойчивости развития в этических законах и также отмечает, что стратегией общества должен является уровень его «духовного развития, который определяет устойчивость жизненной траектории». В.В. Горбачев в «энергетических аспектах эволюции биосферы в ноосферу» рассматривает ноосферу, как высокоорганизованное состояние биосферы, что существовать и развиваться она может сознательно организованной научной мыслью, при соблюдении коэволюции с природой и нравственности человечества. Человеческий разум обязан взять на себя заботу и ответственность за судьбу планеты. И.М. Дмитриевский исследует реликтовое излучение Вселенной и отмечает, что ноосфера расширяется до размеров всего Космоса, а восприятие необходимой вселенской информации человеком связано с резонансной настройкой его мозга, что обретает космический масштаб, где духовно-нравственная степень человека имеет базовое значение. Б.У.Родионов ноосферную физику рассматривает с позиции гилозоизма (hyle – вещество + zoe – жизнь), считается вся материя живая и одушевленная. Процесс глобализации и материализации человеческой мысли – процесс ответственный и требует духовно-нравственного к нему отношения. А.Я.Апоприенко, С.Г. Джура, В.В. Откидач исследуя эволюционные алгоритмы мироздания, отмечают духовность и нравственность как ориентир целенаправленного развития человека, обеспечивающий экогармонию его самоорганизации и окружающего мира. А так же, что очередная ступень эволюции – космическая, в первую очередь – космическое сознание [9,c.161].
Н.В. Башкова, исследуя проблему смысла жизни в космо-эволюционном мировоззрении, опирается на космическое Учение Живой Этики, и рассматривают внутреннюю духовность и нравственность человека необходимым условием эволюционного процесса мироздания. С.Р. Аблеев в исследовании космических истоков разумной жизни при изучении материалов Живой Этики также отмечает значение духовно-нравственного совершенствования человека для космической эволюции человечества.
Планомерно и результативно в этом направлении работает профессор УрО РАО Г. П. Сикорская. В статье «Реализация идеи ноосферного образования в Уральском регионе» [15] она отмечает, что развитие ноосферного образования должно происходить на базе идей В.И.Вернадского и, что необходимо использовать также накопленные знания и теоретические рекомендации в этом направлении Н. Н. Моисеева, К. Н. Вентцеля, А. Швейцера. На основании их трудов в Уральском регионе создается «Корпоративный педагогический университет ноосферного образования», который объединяет сторонников нового педагогического направления.
«Корпоративный университет представляет открытую, общественную научно-образовательную структуру. Одним из генеральных направлений научно-внедренческой работы коллектива общественного университета является разработка моделей ноосферного образования для конкретных школ территории Урала и Западной Сибири. На основе общего теоретического основания и единого методологического подхода, для каждой школы разрабатывается модель педагогической системы ноосферного образования» [15, с. 84]. Также отмечаются школы с уклоном ноосферного образования: «Приведем примеры названия некоторых моделей: … «Школа ноосферного образования открытая и развивающаяся среда» (школа №76, г.Лесной, Свердловской области), «Ноосферный лицей» (школа №171, г.Екатеринбург), «Ноосферное образование – взгляд в будущее малого города» (школа №3, г.Березовский, Свердловской области) … Школы, включившиеся в инновационную деятельность по развитию ноосферного образования, являются частью корпоративного педагогического университета. Именно они создают новое образовательное пространство, в котором развиваются идеи ноосферной цивилизации, формируется человек эпохи ноосферы с высокими нравственными качествами, несущий ответственность за себя, свое окружение, свою Родину, всю цивилизацию. Он устремлен в Космос и ощущает себя его частицей, созидающей мир, а не разрушающий его» [15, c. 84].
|