Для того чтобы закрепить за собой лидерство, чтобы указать собеседнику его место и расставить точки над «i», используйте два очень эффективных приема диалога – аргументация и резюмирование. Это, как контрольный выстрел, уничтожает любой возможный шанс на реабилитацию для вашего оппонента.
Для того, чтобы разбить противника на голову, одних слов недостаточно. Нужны аргументы, подкрепляющие ваши слова. Рассмотрим, чему люди склонны верить, а чему – нет.
6.1. «В газетах писали»
Нет ничего хуже, чем ссылаться на средства массовой информации: по телевизору говорили, в газете писали, по радио слышал. Это лишний раз подтверждает вашу несостоятельность как личности, способной на собственные выводы и мнения. Более эффективным способом привести доказательную базу будет обратиться за поддержкой к известным людям, фактам, специалистам:
«– Как написано в Библии…»
«– Как недавно доказали ученые английского Института ядерной физики…»
«– Как это делал Генри Форд…»
и так далее.
Прибегайте к помощи авторитетных источников. Если вы хотите сослаться на периодическое издание, назовите его и в идеале – автора статьи:
«Журнал «Новый маркетинг» опубликовал статью известного финансиста Майкла Калиаса, в которой говорится, что …».
6.2. «Я так полагаю»
Если вы будете подтверждать свои домыслы своими же размышлениями, то ничего путного этим не добьетесь. Можно использовать отнесенную ко времени аргументацию, к примеру:
«Я так полагаю, что наш директор придет в восторг от этой идеи, он так давно ждал нечто подобное».
Или можно адресовать недоверчивых слушателей к будущим расчетам:
«Я так полагаю, что аналитика подтвердит наши ожидания »
«Весь наш предыдущий опыт говорит о том, что это предложение интересно, и можно полагать, что оно не выбьется из общей картины »
6.3. «Дважды два – четыре!»
Ничто не обладает большей силой аргументации, чем цифры. Их неоспоримость и однозначность всегда является козырем в любой беседе. С помощью цифр можно доказать кому угодно что угодно. Эффективность маркетинговых мероприятий, выгодность контракта, даже цвет обоев в конференц‑зале поддаются доказательству с помощью цифр. Сами цифры можно условно разделить на суммы денег и количественные показатели. Как правило, наиболее вескими для людей являются первые.
Выпад, аргументированный цифрами, кладет на лопатки любого спорщика, потому как для парирования необходимо также владеть точной цифровой информацией и уметь быстро найти брешь в расчетах. На это способны только единицы.
Грамотная доказательная база никогда не будет лишней, даже если вы с самого начала разговора поставили всех собеседников на место, дав понять свою правоту и исключив возможность спора. Приведение аргументов только усилит впечатление и поднимет вас на недосягаемый уровень. Особенно полезны аргументы в спорах с некомпетентными людьми, которые основываются не на фактах, а на собственных желаниях или симпатиях. Чтобы разбить их в пух и прах, используйте аргументы, понятные таким людям, не прибегайте к сложной терминологии.
6.4.Подводим итог беседы
Что такое резюмирование, мы затронули еще в начале нашего обсуждения. Это подведение итога разговора и краткое повторение ключевых данных. Такой прием позволит вам закрепить успех и даст возможность удержать оппонента на проигрышных позициях даже после окончания диалога.
Резюмирование особенно полезно в разговорах с людьми, склонными перевирать сказанное вами и трактовать по‑своему. Поэтому лишнее повторение результата беседы станет для вас чем‑то вроде защиты от фантазии таких собеседников.
Также резюмирование может быть промежуточным, когда вам понадобится сбить противника с ног. Например, дав ему высказаться, вы можете резюмировать произнесенный им спич так, чтобы выданная вами дальше информация предстала в самом выгодном свете.
Например:
«Только что вы продемонстрировали потрясающую некомпетентность в вопросе, который мы обсуждаем, поскольку представили нам устаревшее видение вопроса. А теперь я расскажу о том, какова ситуация на самом деле…»
Или можно дисквалифицировать соперника, подведя краткий итог его пространной или эмоциональной речи так:
«Ну, а если говорить детально и по делу, то…»
Резюмируйте разговор в целом. Это поможет вам, как добиться ясности, так и выведет вас в лидеры, за которыми остается последнее слово. Возьмите за привычку завершать беседу кратким ее резюме:
«Итак, мы пришли к тому, что есть необходимость в…, а пути решения мы выбрали следующие… ».
«Таким образом, мы договорились, что…»
«Наше сотрудничество, как мы решили, будет строиться по такой схеме:…»
«Подводя итог нашим обсуждениям, определим ключевые моменты:…»
Таким образом, становится ясно, что суть резюмирования состоит в расстановке приоритетов и выделении главной идеи разговора и основных договоренностей. Вот еще несколько резюмирующих фраз.
«Итак, мы решили…»
«Вы согласились, что….»
«Как вы и говорили,…»
Чаще всего резюмирование применяется
• Когда необходимо урегулировать споры и разногласия;
• В деловых кругах во время обсуждения обязательств;
• Для преодоления возражений собеседника или во время работы с претензиями;
• В разговоре, который подразумевает после окончания ряд действий и в процессе разделения работ;
• В массовых конференциях и заседаниях, на которых рассматривается сразу несколько вопросов;
• При необходимости оградить себя от неправомерных действий собеседника
• Когда необходимо склонить собеседника на свою сторону или вызвать в нем уверенность, что ваша идея принадлежит на самом деле ему. В этом случае можно озвучить ряд аргументов, а потом попросить оппонента подытожить разговор.
Резюмирование дает возможность даже при неблагоприятном течении всего разговора закончить его так, как нужно было вам, и выдержать выгодные позиции в противостоянии. Если подвести итог данной главе, то можно сделать это так: мы пришли к тому, что умение правильно аргументировать и резюмировать сказанное дает вам возможность выходить победителем из любого спора, а это в свою очередь значит, что надо не просто знать об этих приемах, но и постоянно ими пользоваться.
|