Четверг, 28.11.2024, 09:01
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА » Познавательная электронная библиотека

Основные факторы исторической судьбы России

Основные факторы исторической судьбы России
 

Проблема этногенеза восточных славян

В отечественной историографии это один из наиболее сложных вопросов русской истории, современные гипотезы о происхождении славян достаточно противоречивы и не дают нам единой относительно стройной теории. Осложняется процесс выяснения проблемы этногенеза и источники древневосточных и западноевропейских авторов, относящихся к этому периоду времени. В русской истории вопрос о происхождении славян впервые был поставлен в «Повести временных лет», который для данного периода является относительным источником. Поэтому современные ученые в своих исследованиях опираются на знания вспомогательных или так или иначе смеженных дисциплин: археология, историческая лингвистика, топонимика, гидронимика и т.д.

Корни восточнославянской цивилизации - балто-славянские или праславянские племена, которые появились на территории Европы около 2-1,5 тысяч лет до н.э. и распались на собственно балтийские и славянские племена к V в. до н.э., которые постепенно начинают заселять районы Центральной и Восточной Европы. Первые упоминания о славянах относятся еще к периоду античности. Геродот пишет о скифах-пахарях, живших бассейне Днепра, в которых современные исследователи видят предков славян. Так же древние авторы упоминают о венедах и антах, за которыми, возможно скрывались славянские племена. Но и эти термины не безупречны и вызывают много споров. Но в то же время - это период постепенного осознания славянскими племенами себя как этнического целого. Особую роль в процессе распространения славян на территории Европы сыграло великое переселение народов III—V вв. В этот период времени выделаются три ветви славян:

западные (поляки, чехи, словаки);

южные (болгары, сербы, хорваты);

восточные (русские, украинцы, белорусы).

Еще один вопрос, который вызывает в современной историографии дискуссии - вопрос о том являются ли восточные славяне пришлыми на территории великой русской равнины или они автохтоны — коренное население. Затрудняет ответ на этот вопрос тот факт, что в ранней истории невозможно изучать «чистый» этнос. Восточные славяне изначально испытывали влияние различными этносами, в том числе и финно-угорскими и иранскими племенами. Это привело к тому, что географическая открытость привела к этнической открытости и процессу мирной инфильтрации (проникновение) разных этносов.

Расселение восточных славян на великой русской равнине шло, видимо двумя путями: через Карпаты и расселение восточных славян в бассейне реки Днепр, и с северо-запада, где центром расселения стал район озера Ильмень. В дальнейшем, с развитием цивилизации восточных славян эти места расселения дают нам формирование двух центров русской истории и культуры — Киев и Новгород, объединенные Олегом в 882 г.

На развитие этноса восточных славян особое влияние оказала совокупность факторов: природно-климатического, географического, религиозного. Так, например, географическое положение Руси-России привело к тому, что на формирование русской ментальности оказали влияние различные этнокультурные процессы, в том числе и тюрко-монгольские. В то же время территориальная экспансия, всегда присутствовавшая в политике русских князей и царей, усложнила влияние этого фактора, приведя к формированию поликультурного государства.

Природно-климатический фактор оказал влияние на экономическое и политическое развитие русско-российской цивилизации. Так, например, большая часть территорий Руси по сравнению с европейскими странами, находится в зоне рискованного земледелия и

 

сложных природно-климатических условий, тормозящих развитие собственно экономики русских земель, а также социальной структуризации общества. В то же время природноклиматический фактор привел к тому, что русское общество постоянно испытывало потребность со стороны власти усилий по его мобилизации с целью:

реализации проблем собственной безопасности (борьба с тюрко-монгольскими племенами, в том числе с монголо-татарами);

решений проблем социально-экономической и политической модернизации (формирование единого централизованного государства, модернизации начала XVIII в. или 20-30-х гг. XX в. т.д.).

Это привело к тому, что уже в Московской Руси складывается особый тип власти, характерный для древневосточных цивилизаций - восточная деспотия.

Особую роль в развитии русской цивилизации сыграл и религиозный фактор, связанный с принятием христианства от Византии, тогда когда весь западный мир, устремления к которому прослеживались в политике древнерусских князей, развивался по римскокатолическим христианским принципам и законам.

Общественный строй, хозяйство, быт восточнославянских племен

Основу хозяйства восточных славян составляло земледелие, скотоводство, рыболовство и охота, развитие и доминирование которых зависели от природно-климатических условий. Но в целом у восточных славян преобладало пашенное земледелие даже в лесной полосе, где были скудные урожаи.

Хозяйственная деятельность определила и распространение орудий труда, которые были приспособлены к условиям проживания славян. На рубеже VII-VIII вв. происходит переход к плугу (на юге Великой русской равнины) и сохе (на севере). Природно-географический фактор определил и развитие способов обработки земли. Племена, жившие в Приднепровье, использовали перелог, при котором обрабатываемый участок земли активно возделывался до истощения, а потом оставлялся до его полного восстановления. В VII-VIII вв. появилось пашенное земледелие с двухполъем, при котором одно поле возделывалось, а одно оставалось под паром. В северных районах была распространена подсечно-огневая система земледелия. Для подготовки земли под возделывание сначала деревья корчевали, затем выжигали, и только потом начиналось рыхление почвы. Особенность деятельности восточных славян изначально была связана с экстенсивным развитием хозяйства.

Наиболее распространенными сельскохозяйственными культурами были пшеница, ячмень, просо. На север в основном возделывали овес и рожь, приспособленные к условиям климата культуры. В качестве домашних животных разводили лошадей, свиней, овец Лесные пространства позволяли заниматься охотой, добывать мед диких пчел (бортничество) получать воск. Реки и озера позволяли заниматься рыбным промыслом. Реки так же были и главными торговыми путями даже в степной полосе, создавая естественные условия безопасного передвижения.

Разветвленная система рек способствовала развитию торговых путей с Европой. Через Великую русскую равнину проходил знаменитый торговый путь «из варяг в греки», оказавший влияние на экономику восточных славян и ставший фактор их объединения в единое государство. Вдоль этого пути возникали центры торговли, превратившиеся со временем в города, среди которых выделились Киев и Новгород, находившиеся в местах важных торгово-речных пересечений. Путь «из варяг в греки» связывал восточнославянские земли с Востоком, помогая наладить торговлю с ним. Особую роль этот торговый путь сыграл и в развитие торговых и политических отношений с Византией, ставшей основным партнером древней Руси

В основе общественного строя восточных славян были родоплеменные отношения. Во главе рода стояли старейшины, управлявшие сородичами и решавшие все спорные вопросы

10

 

между членами рода. Общие племенные вопросы решались советом старейшин. Но наиболее важные вопросы выносились на решение народного собрания - вече. Постепенно все большую роль в жизни племени играл племенной вождь, выступавший как военный предводитель. Такой общественный строй в исторической науке получил название «военная демократия».

Постепенное совершенствование орудий труда, привело к изменениям в структуре общественных отношений как внутри племени, так и между нами, способствовали разложению родовых отношений. На рубеже VTT-VTTT вв. кровнородственная община сменяется территориальной (соседской) общинной организацией.

Изменения родовых связей находит свое выражение в изменении положения племенных вождей. Потерявшие связь с земледельческими работами, живущие за счет военной добычи, они постепенно выделяются из племени, занимают особое место среди соплеменников, вокруг них сплачиваются боевые соратники - воины-дружинники. К началу TX в. в руках племенного вождя стала сосредотачиваться и политическая власть. В результате совет старейшин потерял реальную власть и превратился в формальный орган управления племенем. Древний институт кровной мести, распространенный на Руси вплоть до середины XT в., был призван обеспечить безопасность рода, его сохранность.

Усложнение структуры восточнославянского общества привод к появлению появление у восточных славян союзов племен. Нестор в «Повести временных лет» называет 15 союзов племен славян - полян, северян, дреговичей, радимичей полочан, ильменских словен, кривичей, вятичей и т.д., во главе которых стояли племенные вожди - князья. Призванные защищать свою территорию или организовывать военные походы, они начинают решать задачи политические, что способствовало возвышению не только отдельных племен, но и их вождей. Происходит формирование племенных княжений, среди которых выделяется союз полян с центром в Киеве и ильменских словен с центром в Новгороде. В дальнейшем древнерусская история была связана с развитием и отношением этих городов, а их объединение Олегом в 882 г. привело к образованию государства.

Предпосылки и факторы образования государства у восточных славян. Теории происхождения древнерусского государства

В VTT - начале TX вв. у восточных славян шел сложный социально-политический процесс, повлиявший на формирование древнерусского раннефеодального государства.

В качестве предпосылок выделяют:

эволюция родовой общины и формирование соседской;

усложнение техники земледелия;

развитие ремесла и торговли;

рост имущественного неравенства и выделение племенной знати;

выделение военной знати и власти князя;

образование военно-племенных союзов как протогосударств;

возникновение потребности в механизмах защиты и социального регулирования;

наличие системы политического управления.

Факторами объединения стали:

потребность в защите от внешних врагов;

синхронность политического и экономического развития;

наличие единого торгового «пути из варяг в греки», объединявшего восточнославянские племена, жившие вдоль этого пути;

культурно-языковое единство.

Генезис раннефеодального государства у восточных славян является одним из наиболее дискутируемых вопросов в современной историографии. Время образования древнерусского государства нельзя точно определить. Это был постепенный и длительный процесс перерастания военно-племенных союзов в раннефеодальное восточнославянское государство. В научной литературе называются разные даты образования государства Киевская Русь. Однако большинство ученых, основываясь на письменных и материальных источниках, считают, что возникновение древнерусского государства относится ко второй половине IX в. и связано с объединением Киева и Новгорода в 882 г. князем Олегом.

Интерес к этой проблеме возникает уже в XVIII в., когда происходит становление отечественной истории как науки. В результате дискуссии между немецкими историками Г.З. Байером и Г.Ф. Миллером (последователи: А.Р. Шлецер, Н.М. Карамзин, В. Соловьев) и М.В. Ломоносовым (последователи Д.И. Илловайский, С.А. Гедеонов, В.О. Ключевский) были сформированы две основополагающие теории происхождения древнерусского государства.

В основу норманской теории (Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Р. Шлёцер) легла легенда о призвании варяжского князя Рюрика в Новгород, изложенная в «Повести временных лет» монахом Нестором. На основе этой легенды были сделаны следующие выводы:

Основатели древнерусского государства - норманны.

Название Русь скандинавского происхождения.

Славяне отставали в своем развития, поэтому были не способны с к созданию государства и самоуправлению.

М.В. Ломоносов (опирался на легенду о князе Кие так изложенной Нестором в «Повести временных лет») и его последователи (антинорманская теория) утверждали:

У восточных славян шел процесс разложения родового строя и развития феодализма.

Процесс зарождения государства начался еще до появления варяг.

Влияние варягов незначительное.

Слово Русь - славянского происхождения.

В современной историографии, благодаря научным открытиям в археологии, этнологии, исторической лингвистике, сформировалась центристская теория (А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва. А.Д. Сахаров). Отечественные историки, пытаясь решить так называемый «норманнский вопрос» в русской истории, стремятся примерить противоречия и крайности исторически сложившихся концепций образования государства у восточных славян. Эти ученые не отрицают научно доказанный факт существования Рюрика, но стремятся понять его истинное происхождение и роль в образовании древнерусского государства. Единой точки зрения или концепции в их теории нет. Сегодня выделяются некоторые подходы в понимании процесса формирования государственности, которые и получили обобщающее название «центристская теория».

Древнерусское государство возникло в результате внутреннего развития общества, социальных и хозяйственных сдвигов. Процесс формирования государства начался у восточных славян задолго до призвания варягов и был выражен в образовании военноплеменных союзов и выделении власти вождя - князя. Приглашение варяжского князя свидетельствует об идентичности общественно-политического развития восточных славян и варягов, близости и понятности форм власти.

Другая группа ученых пытается объяснить место и роль Рюрика в восточнославянской истории. Признавая, как реальный факт добровольного приглашения Рюрика на княжение в Новгород, его роль рассматривается как роль некой третьей силы, способной навести порядок в новгородской земле. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Возможно, что в этой ситуации Рюрик выступал в роли защитника новгородцев.

Другие не исключают факт насильственного захвата власти Рюриком, которому в последствие придали форму легенды о призвание. Но как бы ни было, его появление в

 

Новгороде (мирное или насильственное) не было связано с зарождением государственности. Этот процесс у восточных славян начался задолго до появления варягов.

Слово русь (от финского ruotsi - гребцы) имеет северное происхождение, имеющее собирательный характер, под которым скрывалась этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей и представляющих собой дружину князя.

Этапы развития раннефеодального государства

Начальный этап — середина IX — конец X вв. (от Рюрика до Владимира). В качестве начальной даты периода берется 882 г., когда произошло объединение Новгородской и Киевской земель под властью князя Олега в Древнерусское государство. В рамках данного периода произошло становление основных характеристик русской цивилизации. После смерти Рюрика новгородским князем стал Олег (879-912 гг.), сосредоточивший в своих руках власть над всей северо-западной территорией. В 882 г. он совершил из Новгорода поход на Киев, взяв силой и обманом княжеский престол и объединив земли. Киевский престол стал главенствующим по отношению к другим, что свидетельствовало о начале формирования федерации племенных княжений во главе с великим киевским князем. Начался процесс формирования раннефеодального государства, что выражалось в сборе дани с вошедших земель в этот крупный военно-племенной союз под властью Киева. В 907 и 911 гг. Олег и его славяно-норманнская дружина совершили два удачных похода на Византию. Их итогом стало подписание договоров, позволивших славянским купцам вести беспошлинную торговлю на византийских рынках.

Князь Игорь (912-945 гг.) продолжил политику Олега, стремясь расширить территории государства за счет присоединения новых племен к Киеву. Часто процесс присоединения шел насильственным путем в результате военного покорения, как это было с древлянами. Обкладывание племен данью вызывало сопротивление у жителей покоренных территорий. Столкновение с древлянами завершилось трагически для Игоря, который был убит во время очередного сбора дани.

Во внешней политике Игорь стремился выступить защитником границ от печенегов, расширить соглашения с Византией. Но политиком и воином он, видимо, был более слабым по сравнению с Олегом и его походы оказались менее удачными. Их результатом стало подписание менее выгодного для русичей торгового договора, сокращавшего привилегии купцов.

Правление княгини Ольги (945-964 гг.) начинается с реформ. Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она проводит реформу дани, заменяя полюдье на повоз, и устанавливает уроки (фиксированная норма дани) и погосты (место сбора дани). Эта реформа способствовала зарождению элементов феодальных отношений у восточных славян, когда князь выступал верховным собственником земли, а дань рассматривалась как феодальная рента, но, скорее в пользу государства.

Как и ее предшественники, Ольга совершила в 957 г. поход на Царьград (Константинополь - столицу Византии). Итогом похода стало принятие ею христианства. Но ее сын Святослав отказался признать новую религию, и Русь сохранила в основе своих верований язычество.

Политика сына Игоря и Ольги Святослава (964-972 гг.) была связана с постоянными походами на Хазарию (965 г.), Волжскую Булгарию (967 г.), на Дунай (967-971 гг.) и Византию. Святославу удалось добиться расширения и укрепления границ государства. Но Святослав мало бывал в родной земле. Он постоянно находился в походах, требовавших высокого напряжения сил. Внутреннее управления совершалось при помощи сыновей, которые после его смерти начали первую междоусобицу (972-988 гг.) в борьбе за киевский престол.

Расцвет Киевской Руси - конец X - первая половина XI вв. - (правление кн. Владимира и Ярослава Мудрого). В этот период времени происходит окончательное

13

объединение восточнославянских племенных союзов и их консолидация под властью Киевского князя.

Князь Владимир I (980-1015 гг.) активную внешнеполитическую деятельность сочетал с крупными внутриполитическими реформами. Им была создана оборона южных границ. Осуществлена постройка сторожевых крепостей вдоль пограничных со степью рек - Десне, Сейму, Росси. Вел воины за расширение пределов государства, присоединив в 981 г. земли на юге (Галицию, Волынь) и западе (Полоцк, Туров).

В правление Владимира Красно Солнышко завершилось формирование древнерусского государства, проведены крупные религиозные реформы. Стремясь укрепить великокняжескую власть, он в начале правления проводит языческую реформу, создав пантеон богов во главе с Перуном. Но язычество не отвечало политическим задачам власти и не смогло стать объединяющим началом для восточнославянских земель. Во многих землях продолжали поклоняться своим местным богам, отказываясь признать культ Перуна.

В 988 г. Владимир проводит вторую крупную религиозную реформу, начав процесс христианизации Руси, длившейся около двух столетий. Одновременно он устанавливает обязательные платежи в пользу церкви - десятина (1/10 собранного урожая). Утверждение христианства на Руси шло достаточно сложно, вызывая сопротивление населения. На длительное время утверждается двоеверие (одновременное существование двух вер, слившихся в некоторых обрядах и праздниках и сохранившихся до сегодняшнего дня).

При Владимире складывается новая практика формирования княжеской власти на местах. Он меняет племенное княжение на правление своих сыновей, которые ему подчинялись, укрепив, таким образом, великокняжескую власть в других землях, сделав их владениями Рюриковичей. Постепенно великокняжеская власть стала восприниматься как власть верховная, призванная управлять государством и организовывать общество на решение каких-либо вопросов. В руках великого князя находилось решение вопросов внутренней и внешней политики, князь воспринимался не только как защитник, но и как судья и законодатель. Но при этом сохранение древнего института вече делало власть князя если не ограниченной, то заставляло его считаться с мнением народного собрания.

Опорой великокняжеской власти была дружина. В это время начинается процесс дифференциации дружины. В ней выделяются прославившиеся воины, вошедшие в совет князя - бояре. Менее знатные и не успевшие прославиться дружинники составляли так называемую младшую дружину. Младшие дружинники были, прежде всего, хорошо обученными воинами, которые в мирное время выполняли функции административного управления (сбор дани).

Своего расцвета государства достигает в правление князя Ярослава Мудрого (10191054 гг.), победившего в борьбе за власть в ходе междоусобице 1015-1019 гг. Утвердилась власть киевского князя на берегах Чудского озера и границы приблизились к Прибалтике. Основание горда Юрьева (Тарту). Отражены последние попытки нападения печенегов на Русь (1037 г.). Границы государства расширились от Карпат до Камы, от Балтики до Черного моря. Это был период высшего международного влияния Руси. Великие князья поддерживали политические, торговые, культурные отношения с Чехией, Польшей, Болгарией, Византией, Германией, Норвегией, Швецией, Францией, Англией.

С Ярославом Мудрым связано укрепление власти Киевского князя. Чему способствовало расселение им своих сыновей по отдельным землям. Утвердился новый порядок передачи великокняжеской власти по старшинству.

Происходит формирование системы древнерусского права. С Ярославом Мудрым связано появление «Русской Правды», закрепившей кодификацию законодательства. «Русская Правда» включала законодательные нормы, регулировавшие отношения между отдельными категориями населения. Основное в них - защита жизни и имущества княжеской дружины и слуг, свободных сельских общинников и горожан, некоторых категорий

14

зависимого населения. В XI веке завершилось становление феодального политического строя. Формируется централизованный и разветвленный аппарат управления, сочетавший элементы первобытнообщинной и феодальной формации.

При нем происходит расцвет культуры Киевско-Новгородской Руси. Начинается строительство двух крупнейших соборов - св. Софии в Киеве и Новгороде, появляется первый монастырь - Троица-Сергиевская Лавра, появляются школы при монастырях, утверждается кириллица как основа письменности, начинается летописание, происходит активное проникновение художественной традиции Византии (фрески и иконопись) и т.д.

Упадок и распад - вторая половина. XI - первая треть XII вв. (от Ярославичей до Мстислава Великого). Уже после смерти Ярослава Мудрого начинаются усобицы между его Рюриковичами. Ярослав разделил все земли Киевского государства между сыновьями, посадив старшего Изяслава в Киеве, а младшего Владимира в Новгороде. Между старшими сыновьями складывается триумвират - совместное правление, просуществовавшее до 1068 г. После поражения от половцев триумвират распадается и начинается борьба между братьями за великий престол киевский, которая длилась до конца XI в. Усиление половецкой опасности и с целью преодоления усобицы («устроение мира») в 1097 г. состоялся съезд князей в г. Любече. На съезде, стремясь прекратить споры о старшинстве и княжеском престоле, было принято решение: «Каждо да держит отчину свою». Таким образом, в Любече был зафиксирован новый принцип владения, который запрещал переходить с одного престола на другой, а княжеское владение становилось наследственным.

Становление феодальных отношений и усиление эксплуатации, особенно княжеской, подталкивало население к выступлениям. Народные движения из языческого протеста, превращались в протест социальный. Выступления вызывались как широким распространение дани, так и расширением других податей - «виры» и «продажи» (судебные пошлины), «корма» (поставки для содержания княжеских должностных лиц). Ухудшение материального положения городских и сельских низов, рост ростовщичества, закабаление свободных общинников и горожан вызвали крупное выступление киевлян в 1113 г. Лишь с приходом на великокняжеский стол Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) социальное напряжение было снято. «Устав Владимира Всеволодовича» определил новую систему взимания долгов и выплаты процентов. Социальный мир позволил Мономаху восстановить государственность, ослабленную в период междоусобиц с 1054 по 1113 гг., единство Руси и обеспечить стабильность социально-политического развития.

Период правления Владимира Мономаха оказался, однако, непродолжительным. С его смертью и смертью его сына Мстислава Великого междоусобица обострилась, были окончательно сформированы тенденции феодальной раздробленности.

Политический строй

и социально-экономические отношения Древней Руси

Древнерусское государство в IX-XII вв. представляло собой раннефеодальную монархию с элементами родовой демократии. Во главе государства стоял великий князь Киевский (прочие князья владений, входивших в состав государства, считались его наместниками, данниками-вассалами, союзниками). Власть великого князя киевского и местных князей приобреталась наследованием (Ольга, Игорь, Святослав), захватом в результате войн и усобиц (Владимир и его братья, Ярослав Мудрый, сыновья Ярослава Мудрого).

В структуре политической власти рассматриваемый период прослеживаются две линии: одна идет от князя, другая - от институтов родовой демократии (вече, обычное право). Опорой княжеской власти была дружина. С ней князь обсуждал и решал важные государственные дела, ходил собирать дань, защищал свои владения. Дружина делилась на старшую (древняя родоплеменная знать и опытные воины) и младшую (воины - мечники,

15

 

«гриди»). Граница деления дружины в киевский период была условной. И вхождение в ту или иную ее часть зависело от возраста, опыта и заслуг перед князем и его предками. Старшая и младшая дружина выполняла функции государственного аппарата. Прерогативой князя всегда оставалась судебная власть (после христианизации Руси часть ее и право сбора некоторых податей с населения князья передали в ведение церкви). Вероятно часть судебной, финансовой, культовой власти оставалась у родовой знати (старцы градские), возглавлявшей традиционные структуры (вече) в городах - племенных центрах.

Уже к XI в. вече в качестве высшей формы самоуправления стало пережитком и собиралось только в исключительных случаях (военная угроза, стихийное бедствие, длительный голод). Исключение составляла северо-западная Русь.

Важное место в политической системе Древнерусского государства занимала церковь. Возглавляли церковь в государстве греческие, а затем русские митрополиты, которые назначались Константинопольским патриархом и жили в Киеве. В других городах были поставлены подчиненные им епископы (их число увеличилось с 5 до 15). На Руси строили церкви и устраивали монастыри, служители которых подчинялись своему епископу (игумену), а через него митрополиту. Власть митрополита простиралась на всю Русь. В государстве существовал церковный суд. Судили за святотатство, волшебство, языческие моления. Церковные суды разрешали споры мужей и жен, родителей и детей. Церковь оказывала сильное влияние на гражданский быт. Частная жизнь человека от крещения до отпевания находилась под наблюдением церкви. Церковь поднимала значение княжеской власти («всякая власть от Бога»), а князь «божий слуга», мирила князей в случае ссор и междоусобиц.

Таким образом, в Киевской Руси наблюдался процесс усиления и формирования монархической власти и ослабление роли элементов родовой демократии.

Города представляли собой центры ремесла, торговли и административного управления (в IX веке существовало более 20 городов, к первой половине XI в. уже 42, в летописях XII в. упоминается о 224). Города обросли обширными ремесленно-торговыми посадами. Ремесло не уступало ремеслу, как Западной Европы, так и Востока. Ключевое значение имело земледелие. Уже известны были двупольная и трехпольная системы. Подчиненную роль в экономике играло скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. С ростом внешней торговли рос спрос на продукцию сельского хозяйства.

Наряду с общинной собственностью на землю постепенно складывается частное землевладение князей, бояр, дружинников, церкви - вотчина, земельное владение, передаваемое по наследству. Процесс формирования вотчин начинается на рубеже X-XI вв., по другим данным на рубеже XI-XII вв. Первоначально её формирование шло назывным путем или благодаря дарению земель князем своим сыновьям и боярам. Вотчина отражала характерные черты феодального землевладения и способа производства, основанного на труде зависимых крестьян, платящих феодальную ренту. Но основная часть населения была свободной и независимой от вотчинника. Бояре-вотчинники, имевшие широкие привилегия и власть, которую им даровал великий князь, постепенно начинают принудительно заставлять работать на себя крестьян, живших на территории вотчины.

Начало оформления феодальных отношений было связано с появлением системы зависимых категорий населения, относившегося к низшему сословию. Сохранялась древнерусская община - «вервь», «мир», состоявшая из лично свободных крестьян- общинников и рядовых горожан - «люди». Особую категорию населения составляли смерды. Вопрос об их социальной принадлежности - предмет дискуссий в отечественной историографии. Возможно, что смерды - это полувоенное население, зависимое от князя. Но есть также мнение, что этим термином обозначались все крестьяне, обязанные выплачивать государственную подать - дань.

«Русская Правда» Ярослава Мудрого (1050 г.) - официальный список, обобщавший отдельные законы - регулирует социально-правовое положение ряда других категорий крестьянского сословия. Постепенно появляются основные виды зависимых крестьян, среди которых выделяют полузависимое население (закупы и рядовичи) и полностью зависимое население (холопы или рабы). Закупы - люди, взявшие в долг у землевладельца и вынужденные работать на вотчинника до полной его выплаты. Рядовичи - люди, вынужденные заключать с феодалом какой-либо договор (ряд), и выполнять различные работы в вотчине согласно этому ряду. В обоих случаях выплаты по долгам составляли 100%. Поэтому не выполнение своих долговых обязательств приводило закупов и рядовичей к полному холопству.

Холопы по своему положению находились на самой низкой ступени социальной иерархии в Киевской Руси. Источниками холопства были плен, продажа в холопство, рождение. Имущественное расслоение (невыполнение долговых обязательств) так же могло привести к потере своей личной свободы превращению в холопа. Но положение холопов было не одинаковое. Среди них выделяются доверенные князю или боярину слуги, которые занимали особое привилегированное положение (тиуны и огнищане - управителя княжеской и боярской вотчинной администрации). Но большая часть холопов - низы общества, полностью бесправная и подвергавшаяся эксплуатации.

Таким образом, в Киевской Руси постепенно формировались основы (элементы) феодальных отношений при длительном сохранении элементов старого общества

Категория: Познавательная электронная библиотека | Добавил: medline-rus (04.05.2018)
Просмотров: 368 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%