Феодальная раздробленность в XII-XIII вв.
После правления Владимира Мономаха и его сына Мстислава (с 1132 г.) дробление Киевской Руси усилилось. Начался новый период истории - феодальная раздробленность. Феодальная или удельная раздробленность длилась на Руси около трех столетий, со второй трети XII в. до конца XV в. Это был период формирования феодального способа производства и его развитие. В этот период усиливаются социально-политические процессы: на смену раннефеодальной монархии приходит власть удельных князей с их стремлением к политико-экономической самостоятельности и независимости. Первые удельные княжения возникли на территориях бывших военно-племенных союзов, существовавших на Руси в IX в. Но особенности передачи княжеского землевладения по наследству, сложившиеся еще при Владимире и Ярославе Мудром, усилили процесс дробления уделов, и к концу XIV в. их на Великой Русской равнине насчитывалось уже около 250.
Длительное время с отечественной историографии период феодальной раздробленности рассматривался как период упадка и ослабления русских земель, что привело их к покорению монголо-татарами в XIII в.
В современной науке окончательно сложилось понимание удельного периода Руси, как времени объективно-закономерного, необходимо для перехода феодализма в стадию зрелости.
Неизбежность этого периода была обусловлена рядом причин:
появление и распространение феодального княжеско-боярского землевладения. Основой экономической мощи господствующего сословия становится не дань, а феодальная рента;
особенности наследования княжеского землевладения, в результате которого вся земля делилась между сыновьями князя, что способствовало росту их самостоятельности относительно центра;
борьба князей за укрепление власти в княжестве
перенос центров политической борьбы из Киева в собственные княжества;
рост городов и развитие отдельных земель, что делало их более независимыми от Киева;
ослабление самого Киева и падение престижа киевского великокняжеского престола.
Феодальная раздробленность (XII-XIV вв.) - объективный исторически закономерный
этап развития раннефеодального государства, при котором происходит его трансформация в федерацию самостоятельных княжеств при сохранении номинальной верховной власти
В процессе феодальной раздробленности формируются политические центры с характерным для них устройством государственной власти. В ходе феодальной раздробленности выделяются три основные тенденции развития государственной (политической) власти. Эти тенденции и определили характер и специфику развития русских земель в период раздробленности. Все земли, некогда входившие в древнерусское государство, развивались по одному из трех политических сценариев.
В северо-западных землях (Псковско-Новгородское княжество) формируется тенденция развития власти сильного торгового боярства, которые стремится взять под свой контроль политические процессы. Политическая борьба в этих землях приводит к формированию торгово-боярской республики при минимизации власти князя.
В северо-восточных землях (Ростово-Суздальское, позже Владимиро-Суздальское княжество), куда Киевский князь Андрей Боголюбский в середине XII перемещает великокняжеский престол, формируются тенденция развития монархической власти в
результате острой политической борьбы, стремления князя ликвидировать вечевые традиции и укрепить собственную власть. Возникает ранняя форма монархии, распространившаяся затем на всю Московскую Русь в XIV-XVI вв.
В юго-западных землях (Галицко-Волынское княжество), в результате раннего формирования крупного боярского землевладения, разворачивается острая политическая борьба за власть между князем и боярством. При наличии тенденции формирования монархической власти возникает параллельная тенденция к установлению олигархического правления в форме контроля боярства над князем.
Исключение представляет собой Киевское княжество, где политическая борьба за власть в процессе распада раннефеодального государства была столь сильна, что на княжеском престоле одновременно могли находиться сразу два князя, как представители разных враждующих кланов. Такая ситуация была вызвана необходимостью снижения накала политической борьбы и междоусобиц.
Последствия феодальной раздробленности имели неоднозначное значение и характер. С одной стороны, выделяется явно прогрессивный характер развития феодальных отношений, которые повлияли на социально-экономическое развитие русских земель в XIV-XVI вв. С другой стороны, политическая обособленность и разобщенность, безусловно, сделали русские земли уязвимыми для внешнеполитической агрессии, как со стороны Востока, так и со стороны Запада.
Владимиро-Суздальская земля
Территория северо-восточной Руси, на которой возникло Владимиро-Суздальское княжение, располагалась в верховьях рек Ока и Волга. Постепенное заселение этого района начинается в X в. Набеги половцев на южные рубежи Киевской Руси заставляли людей спасаться бегством в лесные районы волжско-окского бассейна. В дальнейшем именной этим территориям было суждено сыграть решающую роль в русской истории. Как заметил В.О. Ключевский: «Из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт... Руси».
Территории Залесского края отличались относительно плодородной почвой, большими лесами богатыми дичью, ягодами и грибами. Леса служили естественной обороной от набегов кочевников. Все это делало северо-восточную Русь привлекательной для внутренней колонизации. Крестьян общинников эти территории привлекали возможностью заниматься не только пашенным земледелием, но разными видами промыслов. Возможность вести промысловое хозяйство и обилие рек давало возможность развиваться торговли вне зависимости от торгового пути «из варяг в греки», что делало привлекательным этот район для торговцев. В XI в., благодаря активной торговле появляются города Суздаль, Ярославль, Рязань.
Большое количество свободных земель давало возможность развиваться вотчинному хозяйству бояр и монастырей. Отсутствие вечевых традиций позволяло князьям усилить собственную власть и сформировать раннюю форму монархии, подчинив себе боярскую верхушку. Князья укрепляли собственную власть посредством строительства городов, раздачи земли свои старшим дружинникам, делая их зависимыми от своей милости.
Усиление Северо-восточной Руси начинается в XI в., когда она стала наследственной вотчиной наследников Владимира Мономаха. Интенсивное развитие хозяйства и торговли, рост городов предопределили экономическую и политическую самостоятельность земли, которая получает свою независимость от Киева при Юрии Долгоруком (1125-1157 гг.). Внутренняя и внешняя политика Юрия Долгорукого, направленная на решение торговых вопросов Ростово-Суздальской земли, укрепление границ, перенос столицы их Ростова в Суздаль способствовали возвышению власти князя в глазах жителей княжества. Он проводил активную политику расширения городов. При нем были построены Юрьев-Подольский,
19
Звенигород, Дмитров. В 1147 г. в летописи впервые была упомянута Москва, где он назначил встречу брату Святославу.
Расцвет Владимиро-Суздальской земли происходит при князе Андрее Боголюбском (11571174 гг.), чья политика характеризовалась самостоятельностью и независимостью от Киева. Он стремился к церковной самостоятельности, способствовал развитию культа Богородицы на Руси, развивал идею богоизбранности Владимиро-Суздальского княжества. Добился подчинения своей власти Киева в 1170 г., стал киевским князем.
При нем оформилась структура политической власти в княжестве. В ходе борьбы за власть князь стремится к ликвидации вечевой традиции посредством раздачи земель боярству, которое оказывалось, таким образом, зависимым от князя. В результате князь подчиняется себе боярство и вече. Но стремление Андрея Боголюбского править единолично вошло в противоречие с вечевыми традициями. В результате заговора Андрей Боголюбский был убит в 1174 г.
При князе Всеволод Большое Гнездо (1176-1212 гг.) была продолжена политика предшествующих князей по расширению территорий земли и укреплению в ней княжеской власти. При нем окончательно оформляется монархическая традиция власти в форме принятия титула Великого князя и его признания во всех русских землях. Но в то же время, соблюдая древнерусской традиции передачи власти и наследования земли, он делит Владимиро-Суздальское княжество между своими сыновьями, что фактически означало распад земли.
Псковско-Новгородская земля
На северо-западных территориях Великой русской равнины простирались владения Новгорода. Охватив территорию от Финского залива до Урала и от Северного Ледовитого океана до Верховьев Волги, новгородские земли расположились на пересечении торговых путей, соединявших Русь с Западом и Востоком. Другой особенностью экономики княжества были суровые природные условия, не позволяющие заниматься пашенным земледелием, и большие лесные массивы, в которых водилась разнообразная дичь. Все это делало экономику Новгорода с одной стороны вполне самостоятельной, а с другой, зависимой от более южных территорий, где активно выращивался хлеб. Наиболее тесная связь Новгорода была с восточным соседом - Владимирской землей.
Особое географическое положение, активное участие в торговле с европейскими государствами способствовали развитию Новгорода как одного из наиболее важных и крупных городов древней Руси. Через Новгород как крупный торговый центр Руси в Европу поставлялись пушнина, мед, кожа, продукты морского промысла. Долгое время Новгород соперничал с Киевом. Но, даже войдя в состав Киевской Руси, он смог сохранить свою самостоятельность. Причины этого крылись в особенностях формирования боярской верхушки, которая происходила из родоплеменной знати, а не их княжеской дружины. Несмотря на то, что новгородское княжение в древней Руси считалось вторым по важности и значению после Киева, тем не менее, собственная княжеская династия здесь так и не сложилась, а сильная боярская верхушка, занимавшаяся торговлей, делала княжескую власть неустойчивой и ставила ее в зависимость от себя. Бояре от имени города заключали с князем договор. После смерти Владимира Мономаха и княжеские наместники (посадники) стали избираться городским собранием - вече. После распада Киевской Руси вече стало высшим органом власти в новгородской земле, а князь стал приглашаться на княжение. Роль князя сводилась к организации защиты земли от внешней опасности. Реальная власть принадлежала «совету 300 золотых поясов», избираемому на вече из числа наиболее богатых и знатных торговых бояр. Из бояр избирался и глава совета - посадник. Впоследствии в Новгороде стали избирать несколько посадников, которые составили совет посадников. На вече так же избирался тысяцкий - глава народного ополчения. Особое положение в совете
20
300 занимал владыка - глава церкви, под контролем которого находилась не только духовная жизнь города, но торговля, т.к. мера весов хранилась у него. Такую структуру Новгород сохранил практически до конца XV в. В 1478 г. Иваном III он был присоединен к Московскому государству и потерял свою самостоятельность и независимость.
Таким образом, уже к началу феодальной раздробленности фактически сложился специфический политический строй земли, характеризующийся как боярская республика. Но фактически средневековая новгородская республика носила «смешанный характер, состоящий из демократических, аристократических и монархических элементов».
Галицко-Волынская земля
Третий тип удельного княжения был сформирован на юго-западных землях древней Руси - Галицко-Волынское княжество. Географическое расположение земель между реками Южный Буг и Днестр, мягкий климат, богатые плодородные земли, близость к европейским государствам (прежде всего с Польшей, Венгрией, Болгарией и Византией) делали этот край привлекательным для развития не только земледелия, но и торговли и ремесел. Активная торговля и развитие ремесел способствовали развитию городов - Галича, Владимира- Волынского, Луцка, Теребовля и др.
Здесь, как и на северо-западе Руси, достаточно быстро стала развиваться боярство. Но в отличие от новгородского - это было землевладельческое боярство. Богатые плодородием почвы, дававшие хороший урожай, способствовали активному развитию вотчинного землевладения, что делало местных бояр независимыми как от своего князя, так и от Киева.
Обособление земли начинается уже после смерти Ярослава Мудрого. В начале XII в. существовали два самостоятельных княжества - Галицкое и Волынское, объединенные в 1199 г. Романом Мстиславовичем, создав сильное Галицко-Волынское княжество. В своей борьбе за власть Роман Мстиславович стремился опираться на социальные низы - крестьян- земледельцев и горожан. Он проводил активную внешнюю политику, выступая против Литвы и поляков на западе и юго-востоке против половцев. На непродолжительное время ему удалось подчинить себе даже Киев.
Но преодолеть сепаратизм местного боярства он так и не сумел. Сильное и богатое боярство составляло оппозицию князю, навязывая свою волю. Эта их позиция привела к открытому военному противостоянию влиятельного боярства, стремящего к олигархическому правлению, и княжеской власти, утверждавшей монархизм.
Противостояние князя и бояр, начавшееся при Романе Мстиславовиче, продолжалось и при его сыне. Только в 1221 г. Даниил Романович смог восстановить свою власть в Волынском княжестве. В 1234 г. он захватил галицкий престол, а 1239 г., объединил обе земли. После смерти Даниила Романовича в 1264 г. Галицко-Волынское княжество было разделено. А в XIV в. эти земли вошли в состав Польши, Литвы и Венгрии.
Феодальную раздробленность нельзя представлять как некую феодальную анархию. В действительности произошел не распад Древнерусского государства, а его превращение в своеобразную федерацию княжеств во главе с великим князем киевским (власть которого слабела и становилась номинальной).
Феодальная раздробленность способствовала выделению и развитию новых центров, упрочению феодальных отношений, росту городов, ремесла и торговли. В этот период происходит расцвет средневековой культуры, отмеченный многообразием архитектурных и иконописных школ. Однако оно имело и негативные стороны: с ослаблением, а затем крушением единства снизилась способность народов Руси эффективно противостоять внешней опасности.
Русь между Востоком и Западом
На рубеже XII-XIII вв. в кровавой ходе кровавой междоусобной борьбы между монгольскими племенами Центральной Азии произошло становление раннефеодального государства. Его главой стал Тимучин - Чингисхан (великий хан). По одному из наиболее крупных монгольских племен - татар - соседние народы называли так всех монголов.
Укрепив свою военную организацию монголы, выносливые и смелые воины, повели активную завоевательную политик. Им удалось покорить часть Сибири, Северный Китай (оттуда монголы вывезли новейшую для того времени военную технику и специалистов, а также грамотных и опытных чиновников), Среднюю Азию, Северный Иран.
Причинами завоевательных походов монголо-татар стали:
формирование феодальной собственности не на землю, а на пастбища, в результате чего возникает кочевой феодализм;
особенности образа жизни кочевых народов, ориентированных на постоянное передвижение и захват чужих территорий;
социальная дифференциация и стремление кочевой знати к обогащению за счет установления контроля над торговыми путями и получения дани с порабощенных земель;
обеспечение безопасности границ собственного государства.
После похода в Закавказье, монгольские отряды вышли с юга половецкие степи и разгромили половцев. Русские дружины, выступившие навстречу неведомому врагу, 31 мая 1223 г. потерпели жестокое поражение в битве на реке Калке в Приазовье.
Произведенная монголами разведка боем показала, что вести захватнические войны с Русью и ее соседями можно лишь в ходе обще монгольского похода на Запад. Решение о его организации было принято в 1235 г. Во главе этого похода стал внук Чингисхана - Батый.
Первый поход Батыя состоялся в 1237-1238 гг. Вторжение произошло через рязанскую землю. Разорению подверглась вся северо-восточная Русь. Отряды Батыя разгромили рязанскую, Владимирскую, Суздальскую, Ростовскую, Ярославскую и др. земли, разорив многие города. В битве на р. Сити в 1238 г. дружина владимирского князя Юрия Всеволодовича потерпела окончательное поражение.
После разорения северо-восточных земель, Батый продолжил свой поход на Новгород. Захватив Торжок, не дойдя до Новгорода около ста километров, войска повернули назад. Огромные лесные массивы на северо-западе Руси, непроходимые болота, заставили войска Батыя устремились в поволжские степи, где, разгромив Козельск через Черниговские земли, они ушли в степь.
Второй поход Батыя (1240-1242 гг.) принес разорение юго-западных земель и завоевание в 1240 г. Киева. После завоевания и разорения Киев окончательно перестал играть роль центра русских земель, а дальнейшее развитие истории русской цивилизации было связано с развитием северо-восточных территорий.
Покорив Галицко-Волынские земли, превратив некогда богатые земли в пепелище, Батый вышел к границам государств Центральной и Южной Европы. Цвет рыцарства Польши, Чехии др. западных государств не смог противостоять натиску монголо-татар. Войска Батыя вторглись в пределы Священной Римской империи. Но в 1242 г. повернул неожиданно назад и вернулся с войсками в степи. Видимо здесь сыграл фактор усталости и непригодности городской Европы для обитания кочевых племен. Русские и европейские земли, скорее стали средством обогащения, а не местом расположения.
Причинами поражения русских дружин в борьбе с монголо-татарами стали:
разобщенность и отсутствие единства в русских землях;
высокое воинское мастерство монголо-татар, военный опят, полученный ими в ходе завоевательных походов;
хорошее военное оснащение монголо-татар, которое они переняли у других народов в период завоеваний;
специфика военной организации монголо-татарского войска, строившегося на принципе кровного родства.
Последствия нашествия были исключительно тяжелыми. Резко сократилось население страны (множество людей было убито, не меньше было уведено в рабство). Многие города уничтожены (по подсчетам археологов, из известных по раскопкам 74 городов Руси XII-XIII вв. 49 были разорены Батыем, причем в 14 жизнь не возобновилась, а 15 превратились в села).
Гибель феодалов в лице князей и дружинников привела к замедлению темпов социального развития, приостановила процесс возникновения светского феодального землевладения. Нашествие нанесло серьёзный ущерб развитию производительных сил: были утрачены многие производственные навыки, исчезли целые ремесленные профессии. Восстановлению препятствовал и постоянный отток материальных ресурсов в Орду в виде дани. Пострадали международные торговые связи Руси. Наконец, нашествие привело к гибели многих культурных ценностей.
Вместе с тем нашествие, несмотря на огромный урон, который оно нанесло Русской земле, могло затормозить, но не изменить характер развития социальных отношений на Руси. Кочевники-монголы не смогли включить русские земли (земледельческую страну) в свою империю, ограничившись их подчинением и получением с них дани. А потому сам характер внутренних отношений оставался в значительной степени не затронутым завоевателями.
Угроза с юго-востока была не единственной опасностью для русских земель в XIII в. Одновременно с нашествием монголо-татар начинается вторжение шведско-немецких рыцарей с северо-запада в новгородские земли. Пограничные с Новгородом территории Прибалтики, заселенные финно-угорскими и балтскими племена, представляли определенный интерес для католической церкви. Народы, заселявшие Прибалтику, находились на стадии формирования первых государственных образований и были язычниками. Свободные территории и возможность католизации населения Прибалтики заставили Ватикан начать активную экспансию в этом регионе. Нашествие крестоносцев было вызвано стремлением католической церкви к распространению своей веры (католическая экспансия) в Европе и особенностями наследования феода (наследственное земельное владение) и, как следствие необходимостью безземельных рыцарей к завоеванию новых земель.
Еще в начале XIII в. (1201 г.) немецким рыцарями Ордена меченосцев была основана крепость Рига, которая рассматривалась как форпост территориальной и религиозной экспансии католической церкви в Прибалтике. Образование Ливонского ордена в результате объединения Ордена меченосцев с Тевтонским орденом, ослабление северо-восточной Руси в ходе нашествия Батыя стали благоприятными условиями для наступления рыцарей на новгородские земли. Угроза завоевания северо-западных земель грозила новгородцам сменой религии и, как следствие, потерей культурно-языковой восточнославянской идентичности. Фактически эти земли могли перестать существовать как славянские в случае их завоевания рыцарями.
Первое столкновение новгородцев со шведскими рыцарями произошло в июне 1240 г. в устье р. Невы, где высадился разведывательный отряд под руководством Биргера. Молодой новгородский князь Александр Ярославович, используя момент внезапности, разгромил отряд малой дружиной. За эту победу он получил прозвище Невский.
Но наступление рыцарей продолжилось. Они двинулись к новгородским городам Изборск и Псков, создав реальную угрозу Новгороду. Вступив в борьбу с Ливонским орденом, Александр добивается освобождения Пскова и захватывает Копорье - крепость ордена. Генеральное сражение состоялось 5 апреля 1242 г. на Чудском озере (Ледовое
23
побоище), где рыцари потерпели поражение. Год спустя Ливонский орден вынужден был заключить с Новгородом мирный договор.
Эта победа Александра Невского не смогла окончательно изменить ситуацию, но приостановила их походы. Новгородский князь, стремясь проводить лояльную политику в отношении Золотой Орды (он назвался сыном Батыя), смог заручиться ее поддержкой и укрепить северо-западные границы Руси.
Русь и Золотая Орда
После завоевания Руси, Батый в 1243 г. основал Золотую Орду - улус монгольской империи, в зависимость от которого попали русские земли. Власть Золотой Орды простиралась от юго-западных границ Руси до Средней Азии. Столица Орды - Сарайбату - находилась в низовьях Волги. Именно отсюда распространилось огромное влияние Орды на русские земли.
В исторической науке возникли три точки зрения на развитие отношений между Русью и Золотой Ордой.
Традиционная оценка была сформулирована еще в XIX в. русскими историками С.М. Соловьевым, В.О. Ключевским и др. В их исторической концепции утверждалась идея установления на Руси иго (система господства и гнета, связанного с порабощением подвластных земель и людей).
Иго - это система отношений вассально-подданнических отношений между завоевателями и побежденными, которая выражалась политической (получение ярлыка на княжение - грамота), экономической (выплате дани - золотоордынский выход, который осуществляли данники (баскаки)) и военной (поставкой русских воинов в монгольские войска) зависимости.
Единственное в чем смогла сохранить Русь независимость - религия. И то только потому. Что на момент завоевания монголо-татары были язычники, и как все исповедующие политеистическую религию обладали веротерпимостью. Но при этом произошла консервация культурного развития; усилился разрыв между Западом и Русью, приведший к определенной закрытости русского общества; политическая традиция приобрела элементы восточного характера.
Иная оценка ситуации на Руси, сложившейся после нашествия Батыя, была высказана Л.Н. Гумилевым. Изучая отношения Руси и Великой Степи, он пришел к выводу, что иго на Руси не было. Существовали союзнические отношения Руси и Орды. Русь платила дань, а Орда взамен обеспечивала безопасность русских княжеств. При этом те земли, которые согласились пойти на этот союз и сохраняли все обязательства в отношении Орды, смогли. Используя этого союзника, Русь смогла противостоять религиозной экспансии католической церкви и сохранить себя не только как православные земли, но и отстоять культурную самостоятельность и уникальность. «Великороссия, тогда именовавшаяся Залеской Украиной, добровольно объединилась с Ордой благодаря усилиям Александра Невского, ставшего приемным сыном Батыя. А исконная Древняя Русь - Белоруссия, Киевщина, Галиция с Волынью - почти без сопротивления подчинилась Литве и Польше. И вот, вокруг Москвы - «золотой пояс» древних городов, которые при «иго» остались целы, а в Белоруссии и Галиции даже следов русской культуры не осталось. Новгород отстояла от немецких рыцарей татарская подмога в 1269 году. А там, где татарской помощью пренебрегли, потеряли все. Взгляните на карту того времени. На месте Юрьева - Дерпт, ныне Тарту, на месте Колывани - Ревель, ныне Таллин; Рига закрыла для русской торговли речной путь по Двине; Бердичев и Брацлав - польские замки - перекрыли дороги в «Дикое поле», некогда отчину русских князей, тем самым взяв под контроль Украину».
Л.Н. Гумилев не отрицает негативного воздействия нашествия на разорение земель, но при этом отмечается социально-экономическая и культурная самостоятельность русских
24
земель. Не произошел разрыв традиций, хотя замедление темпов развития Северо-восточной Руси и консервация культурных традиций существовали. Но принципиально этот союз не повлиял на развитие феодальных отношений в русских землях и становлений новых политических тенденций в связи с возвышением Москвы и формированием новой государственности - Московская Русь. Он замечет, что как только русские земли окрепли в результате преодоления феодальной раздробленности, они перестали нуждаться в этом союзе, начали борьбу с Золотой Ордой, разгромив Мамая в 1380 г. А Иван III в 1480 г. окончательно разорвал с ней отношения.
Третья оценка возникла в современной отечественной историографии и принадлежит А. Фоменко и В. Носовскому. Они считают, что так называемое монголо-татарское иго - специфический период в истории русского государства, когда страна была разделена на две части: мирное гражданское население, управляемое князьями и постоянное регулярное войско - Орда под управлением военачальников - ханов. Именно в Орде решались основные политические вопросы Руси, тогда как культурное и экономическое развитие земель никак не было подвергнуто изменениям.
Значение господства Золотой Орды для исторического развития русских земель.
Разорение русских земель и городов привело к снижению экономической активности и запустению территорий, были нарушены традиционные связи между землями.
Замедлились темпы развития феодальных отношений, произошла их консервация, что сказалась на особенностях и позднем времени развития крепостного права на Руси
С утратой независимости Русь оказалась еще более обособленной и изолированной от Запада.
Изменялись отношения между различными группами населения и внутри их, утвердились подданнические отношения.
Русские князья переняли восточную модель политической власти и взаимоотношений.
Ордынское иго придало новое направление духовным исканиям общества. Тема патриотизма и тема скорби о погибших защитниках земли Русской отчетливо зазвучит в летописях и других произведениях тех лет.
|