Правление Александра II (1855—1881 гг.). Подготовка и реализация реформы 1861 г.
В первый год царствование Александра II наиболее прогрессивные представители дворянства и общественных кругов (государственные деятели, профессора университетов, крупные издатели, писатели) стали писать на имя императора письма, содержащие критику существующих порядков и предложения о проведении реформ. В них содержались предложения освободить крестьян от крепостной зависимости и провести либеральные реформы, объявляющие гласность и «свободу книгопечатания» (П.А. Валуев «Дума русского», «политические письма» М.П. Погодина).
В марте 1856 г. Александр II в речи, произнесенной перед представителями московского дворянства, впервые официально заявил о необходимости обмены крепостного права в России. Одним из основных мотивов этого решения императора была боязнь нового пугачевского бунта, поэтому он говорит о том, что лучше отменить его «сверху», чем оно будет отменено «снизу». В дальнейшем во время выступления в Государственном совете он подтвердил серьезность своих намерений: «Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного совета, по важности своей считаю жизненно важным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что вы все, господа, столь же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще и другие убеждения.. .что откладывать эту меру нельзя».
Либерально настроенные дворяне в проектах, представленных монарху, предлагали разные условия освобождения крестьян. В основе всех проектов было стремление сохранить помещичье землевладение и не допустить новую пугачевщину. Условно все проекты можно разделить на три группы:
Проекты помещиков нечерноземной полосы. Здесь, в силу низкой урожайности земли, были наиболее развиты товарно-денежные отношения и крестьянские промысли. В этих землях преобладала денежный оброк, поэтому помещики предлагали крестьян с землей сразу, но с «вознаграждением» помещиков как за землю, предоставляемую в надел крестьянам, так и «за самих освобождаемых крестьян».
Проекты помещиков черноземной полосы. Высокая урожайность и доходность этих земель способствовала выдвигаемым в проектах требованиям освобождения крестьян. В них содержались предложения сохранения земельного фонда за помещиками, а освобожденные крестьяне должны были брать в аренду землю за определенную плату или несение других повинностей.
Проекты помещиков степной полосы. Выступали за освобождение крестьян с землей, но при сохранении переходного периода на 10-12 лет. Это время отводилось отбывание крестьянами барщинных работ за надельную землю и право вотчинной полиции за помещиком в его имении.
Подготовкой реформ занималось Министерство внутренних дел. С целью обсуждения мер по реформированию крестьянского быта в 1857 г. был создан Секретный комитет. В этом же году император инициировал создание губернских комитетов для подготовки местных проектов крестьянской реформы из местных помещиков. Развитие гласности в подготовке реформ привело к переименованию Секретного комитета в 1858 г. в «Главный комитет по крестьянскому делу для рассмотрения постановлений и предположений о крепостном состоянии».
В 1859 г. при главном комитете были созданы Редакционные комиссии, рассматривавшие представленные предложения и призванные составить единый проект реформы по освобождению крестьян от крепостной зависимости. Граф И.Я. Ростовцев, возглавивший Редакционные комиссии, был беспоместным дворянином, не имевший земли и
66
крепостных крестьян. Это позволяло ему быть независимым от какой-либо группы дворян и последовательно проводить линию императора.
Другим активным разработчиком реформ был председатель Земского отдела Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел Н.А. Милютин. Будучи главным помощником И.Я. Ростовцева, он и его отдел должны были заниматься разбором, систематизацией и обсуждением всех дел, связанных с подготовкой реформы. Н.А. Милютин был фактически «главным двигателем реформы».
Итогом работы Главного комитета и Редакционных комиссий стало издание Александром II двух указов: «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» и «Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости».
Основные Положения и Манифеста 19 февраля 1861 г.
Крестьяне объявлялись лично свободны и получали статус свободных сельских обывателей.
Помещики обязаны были наделить крестьян усадебной и пашенной землей, за исключением тех, кто не имел земли до реформы (дворовые).
Предоставлялось право заниматься частным предпринимательством, проводить торговлю, заводить фабрики и т.д.
Определялись нормы наделов на правах владения.
Помещикам давалось право определять качество и место положение выкупной земли.
Земля давалась за выкуп - плата крестьян за землю, полученную в собственность в течение 49 лет.
В Положении говорилось о том, что размер надела, выкупа, а также повинностей определялись с согласия помещика и крестьянина и фиксировались в уставной грамоте. С целью урегулирования споров между помещиками и крестьянами при составлении грамоты, создавались мировые посредники из числа наиболее грамотных и образованных помещиков, кандидатуры которых утверждал Сенат.
Особенность манифеста заключалась в добровольности, даже жертвенности дворян, пожелания которых учел император в принятие решения об освобождении крестьян. Принудительный характер реформы заключался в том, что помещик обязан был дать земельный надел, а крестьянин обязан был его взять, и не имел права отказаться. Установление размеров наделов так же проводилось в пользу помещиков. Максимальные и минимальные размеры были различны по трем основным зонам. Земли сверх нормы изымалась - отрезались - у крестьянина. В целом по стране крестьяне потеряли до 20 % угодий.
Выкуп, который должны были выплатить крестьяне за наделяемую землю, рассчитывался исходя из размера оброка, который превышал рыночную цену самой земли. Сам крестьянин платил 20-25 % выкупа, а 75-80 % оплачивало государство в виде ссуды крестьянам, которую он и должен был выплатить в течение 49 лет. Это приводило к сохранению переходного положения крестьян - временнообязанных.
В тоже время реформа сохраняла крестьянскую общину, которая и была юридическим собственном земли. В функции общины входило:
распределение земли;
решение хозяйственных вопросов;
принятие новых членов или предоставление права выхода из нее;
отвечала за порядок и выплату налогов.
Для лучшей работы общине разрешался сельский сход, на котором выбирались сборщик податей и староста. Последний был должен выполнять решения схода и распоряжения волостного старшины и мирового посредника.
Реформа вызвала крестьянское возмущение. За первые пять месяцев 1861 г. произошло 1340 массовых крестьянских волнений, всего же за год - 1859 волнений. Крестьяне считали
67
обнародованные «Положения» поддельным документом, который был составлен помещиками и договорившимися с ними заодно чиновниками, скрывшими настоящую, «царскую волю».
Значение реформы отмены крепостного права:
способствовала завершению промышленного переворота и переходу к индустриальному обществу;
подтолкнула к социальным изменениям и формированию новых классов - пролетариата и буржуазии;
способствовала углублению реформ и их продолжению в 1860-е гг.;
повлияла на развитие общественно-политической мысли.
При этом крестьянская реформа позволила:
укрепилось самодержавие;
сохранить помещичье землевладение;
была сформирована отработочная система;
сохранение состояния временнообязанных для крестьян;
сокращение крестьянских наделов, появление отрезков.
сохранение и укрепление общины способствовало консервации патриархального уклада в деревне.
Либеральные реформы I860—1870-х гг.
Отмена крепостного права повлекла за собой целый ряд преобразований во внутренней политике Александра II, которые были вызваны стремлением:
укрепить государство и военную мощь России, утраченные по итогам Крымской войны;
привести в соответствие с требованиями времени систему управления на местах, суд, армию и пр. при сохранении сословного строя и позиций дворянства;
обеспечить благоприятные условия для ускоренного развития отечественной промышленности;
учесть интересы различных сословий, представить самодержавие как общенациональную силу.
Вопрос о местном самоуправлении возник еще в конце 1850-х гг. Под председательством Н.А. Милютина была создана комиссия для разработки закона «О хозяйственно-распорядительном управлении в уезде». В основу реформы местного самоуправления Милютиным были положены принципы выборности и бессословности.
«Положение о губернских и уездных земских учреждениях» было утверждено Александром II в 1864 г. Земские учреждения состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ), которые избирались на три года. Выборы в уездные земские собрания проводились по куриям:
уездные землевладельцы и торгово-промышленная буржуазия;
городские избиратели (почетные граждане, мещане, разночинцы и городская буржуазия);
выборные от сельских обществ.
Количество выборных по первой курии равнялось числу выборных по второй и третьей куриям. Везде численно преобладали дворяне. Председателями уездного и губернского земских собраний становились уездный и губернский предводители дворянства. Земства находились под контролем министра внутренних дел и губернатора, имевшие право приостанавливать любое постановление земского собрания.
Функции земских учреждений сводились к решению хозяйственных вопросов:
поддержание дорог, почты;
создание школ, больниц, приютов;
поддержание местной торговли и промышленности местного уровня;
развитие здравоохранения и ветеринарной службы;
формирование системы взаимного страхования;
постройка церквей;
содержание тюрем и т.д.
Значение земств в решении вопросов развития и решения хозяйственных проблем местного значения сыграли большую роль в развитии местного самоуправления. Реформа на ряду с дворянским управлением были созданы организации, в которые входили учителя, врачи, юристы, профессура университетов. В результате деятельности земств были созданы крестьянские ссудо-сберегательные товарищества, стали развиваться дроги, возникли школы и больницы нового типа - земские. Земские школы позволил обучаться детям бедных городских слоев, рабочих и крестьян и считались лучшими. Медицинские учреждения и специальные фельдшерские курсы для села были полностью созданы на средства земств. Земские врачи стали проводить на селе прививки от оспы. Они предотвратили распространение ряда эпидемических заболеваний. Благодаря усилиям земских врачей сократилась смертность среди крестьян.
В этом же 1864 г. был проведена судебная реформа, подготовка которой началась еще в 1861 г., для чего были привлечены видные юристы страны под руководством С.И. Зарудного были выработаны основы нового судоустройства и судопроизводства. В 1864 г. проекты судебных уставов были одобрены в Государственном совете и утверждены Александром II.
Основными принципами судебной реформы:
бессословность суда, что означало равенство всех перед законом;
независимость суда, т.е. суд не подчинялся исполнительной власти и принимал самостоятельные решения;
несменяемость судей, т.е. правительство не могло своей властью отстранить от должности судью;
гласность означала право присутствовать публике на судебных заседаниях и право публикации в газетах и журналах отчетов журналистов о судебных процессах;
состязательность, т.е. участие в процессе прокурора и адвоката;
институт выборных присяжных заседателей определял виновность обвиняемого.
В основе системы общего суда находился окружной (коронный) суд. Второй инстанцией стала судебная палата, приходившаяся на несколько окружных судов. Роль высшей инстанции играл Сенат. Параллельно действовала система мировых судов, занимавшихся разбором мелких дел. Такой суд состоял из одного судьи, который избирался земскими собраниями и городскими думами. Мировым судом второй инстанции являлся окружной съезд мировых судей. Суды рассматривали гражданские и уголовные дела. Политические процессы и суд высших государственных чиновников. находились в ведении Высшего уголовного суда. Прокуратура превратилась в орган судебного надзора. Но фактически прокуратура была подчинена министру юстиции.
Судебная реформа способствовала либерализации общественной жизни, стала шагом на пути к правовому обществу. Она приблизилась к стандартам западной юстиции, позволила выдвинуться крупным юристам -А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасовичу.
Однако реформа осталась незавершенной. Так для разбора конфликтов в крестьянской среде сохранялся сословный волостной суд. Но в тоже время судебная реформа сохраняла и сословные элементы: духовный суд по делам духовным и военные суды для военных. На членов Государственного совета, сенаторов, министров, генералов не распространялась юрисдикция судебных округов и палат, за совершенные ими преступления подлежали Верховному уголовному суду.
Поражение в Крымской войне и расстройстве в результате финансовой системы, требовали проведения в этой области реформы. Задача финансовой реформы была направлена с централизацию финансов, и аппарата управления. Реформа длилась более десяти лет и была связана с учреждением Государственного банка (1860 г.), которому передавались вклады упраздняемых кредитных учреждений - Заемного и Коммерческого банков, Сохранной казны и приказов общественного призрения. Государственный банк получил преимущественное право кредитования торговых и промышленных заведений.
Податная комиссия, работавшая с 1859 г., была призвана упорядочить и уравнять прямые налоги. В результате в 1870 г. была отменена подушная подать, и введен единый государственный налог на землю; отменялась система откупов, что позволило увеличить налоговые сборы.
Но при этом сохранялась сословная направленность финансовой политики государства и царского правительства. Налоговое бремя по-прежнему ложилось на податные сословия, а крестьяне несли на себе еще и тяжесть оброчных и выкупных платежей.
Промышленный переворот, формирование промышленности, развитие торговли, транспорта, проводимые судебная, военная реформы потребовали специалистов нового типа, что стало причиной проведения реформы народного образования. Изменение ситуации в обществе после крымской войны и отмены крепостного права потребовали демократизации образования, смягчение цензурных правил, которые были введены в ходе реализации реформы образования.
В 1964 г. был веден новый «Устав гимназий и прогимназий», вводивший принцип равенства всех сословий и вероисповеданий при получении среднего образования. Гимназическое образование было двух типов: классическое, дававшее гуманитарное образование и реальное, основанное на естествознании и точных науках. Окончание классической гимназии давало преимущество поступления в университет без экзаменов. Окончание реальных училищ давало возможность поступления в технические вузы.
В 1860-е гг. появляется женское образование как система. Если раньше существовали закрытые учебные учреждения для девочек из дворянских семей, то теперь возникают женские гимназии, где могли обучаться представительницы из непривилегированных сословий.
В 1863 г. был принят новый устав университет, расширявший их права и автономии, предполагавший самостоятельное решение научных, учебных и финансово-экономических вопросов. Устав предусматривал выборность ректора, проректоров, деканов с последующим утверждением их в должности министром народного просвещения. Реформа предполагала введение новых дисциплин, увеличивался состав штатный профессоров, статус которых повышался по Табелю о рангах. Появляется высшее женское образование. В Москве и других городах открывались высшие женские курсы, дававшие медицинское и педагогическое образование. Самыми знаменитыми были Бестужевские курсы, открытые по инициативе профессора русской истории К.Н. Бестужева-Рюмина в Петербурге. Эти и другие высшие женские учебные заведения существовали за счет благотворительности и платы за обучение.
Реформа системы образования, проводившаяся с 1863-1864 гг. занимала важное место в преобразованиях Александра II. Она способствовала развитию науки в России, росту рядов интеллигенции, демократизировала высшее, среднее (классические гимназии, реальные училища) и начальное образование (министерские, земские, церковноприходские школы) расширила сеть школ, привлекла в школы новые педагогические силы.
Городская реформа была направлена на создание и развитие органов городского самоуправления подобные земским. Органы городского самоуправления, учрежденные еще Екатериной II в 1785 г., становились всесословными, избираемыми на основе
имущественного ценза. В «Городовом положении», утвержденным Александром II в 1870-м
70
г., вводились бессословные органы городского самоуправления - городские думы - распорядительные органы власти, избираемые на постоянной основе на 4 года. Городские органы самоуправления состояли из городской управы - исполнительный орган, в состав которого входили городской голова (председатель и городской думы и управы), его заместители (товарищи) и несколько членов.
С целью формирования органов городского самоуправления мужчины 25-летнего возраста и имеющие имущественный ценз (владельцы торгово-промышленных заведений, банков и городских недвижимостей) наделялись избирательным правом. Все население делилось на три курии по имущественному цензу. Избирательные права получили также учреждения и общества, городские церкви и монастыри, платившие сборы в городской бюджет. Те же, кто не имел собственности и поэтому не платили налоги (часть интеллигенции, разночинцы, рабочие) устранялись от участия в городском самоуправлении.
Несмотря на ограниченность реформы городского самоуправления, она явилась крупным шагом вперед, заменив сословно-бюрократические органы управления городом новыми, основанными на буржуазном принципе имущественного ценза.
Не менее важным для развития общества стало ослабление системы контроля, в частности цензуры. В 1865 г. императором был утвержден закон - «Временные правила о печати». На основе правил отменилась предварительная цензура для периодической печати, оригинальных и переводных сочинений определенного объема.
Поражение царской России в Крымской войне, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники, усиление экспансии ведущих европейских держав настоятельно требовали реорганизации армии и военного дела на новых началах. Перевооружение армии зависело от технико-экономического потенциала страны, главным образом от состояния промышленности и транспорта, что приводило к постепенности преобразований на протяжении 1860-1870-х гг.
Основной целью военных реформ, проходивших под руководством военного министра Д.А. Милютина, было сокращение армии в мирное время и, одновременно, обеспечение возможности ее развертывание во время войны.
Содержание реформ заключалось в следующем:
сокращение численности армии на 40 %;
создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;
усовершенствование системы военного управления, введение военных округов, создание Главного штаба;
создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры;
отмена телесных наказаний в армии;
перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т.д.), реконструкция казенных военных заводов;
введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы до 6 лет в армии и 7 - на флоте.
Военная реформа носила прогрессивный характер и сыграла решающую роль в повышении боеспособности русской армии. Но в тоже время этот процесс затянулся надолго, что не позволило решить проблему нехватки квалифицированных военных кадров.
1866 г. стал поворотным во внутренней политике Александра II. Покушение на царя Д. Каракозова способствовало снижение темпов реформирования и развитию консервативных тенденций, проявившихся в области печати и образования. Так, например, сохранялись только классические гимназии, увеличивался срок обучения, усиливался контроль над деятельностью образовательных учреждений. Реальные гимназии получили статус училищ, по окончании которых запрещалось поступать в классические университеты.
Брожение в деревне, волна рабочих стачек и забастовок, охвативших в 1878-1880 гг. крупные промышленные центры (Петербург, Москва, Иваново-Вознесенск, Пермь, Харьков, Одессу и др.), рост либерально-оппозиционного движения, активизация террористической деятельности народовольцев, направленной против царя, оказали существенное воздействие на власть и явились факторами кризиса внутренней политики рубеже 1870-1880-х гг. С одной стороны, власть обещала продолжение реформ, с другой стороны, расширяла сферу политических репрессии.
покушения на царя в 1880 г., Александр II создал «Верховную распорядительную комиссию по охране государственного порядка и общественного спокойствия» во главе с М.Т. Лорис-Меликов. В задачу комиссии входило «положить предел беспрерывно повторяющимся.. .покушениям... злоумышленников поколебать государственный и
общественный порядок». Вместе с тем ставилась задача привлечь на сторону верховной власти либеральную часть общества. Лорис-Меликов считал, что нельзя действовать только одними репрессивными мерами, но следует проводить и более гибкую политику. Так определилась задача «введения народного представительства», но в строго ограниченных пределах. В начале 1881 г. он изложил императору план «умиротворения» страны, связанный с привлечением к законодательству выборных представителей от земств. На 4 марта 1881 г. Александр II назначил обсуждение плана М.Т. Лорис-Меликова о создании при Государственном совете комиссии выборных от земств с правом совещательного голоса для разработки законопроектов, указанных «высочайшей волей» царя, так называемая «конституция Лорис-Меликова». Но убийство императора 1 марта 1881 г. народовольцами изменило планы, и обсуждение проекта Лорис-Меликова состоялось уже при новом императоре.
Значение либеральных реформ знаменовали собой существенные изменения в политическом строе России и дали толчок быстрому росту экономики и культуры страны. Но в тоже время реформы носили непоследовательный и незавершенный характер. Сохранялись сословные различия как в судопроизводстве, так и образовании, сохранялись сословные привилегии. Сохранялся контроль над учебными заведениями, печать подчинялась царской администрации.
Правление и контрреформы Александра III (1881-1894 гг.)
2 марта 1881 г. на российский престол взошёл Александр III, объявивший основой своей политики охрану монархического строя и укрепление порядков в стране. Убийство Александра II и влияние К.П. Победоносцева - обер-прокурора Священного Синода определили консервативный характер внутренней политики Александра III. Основные идеи и принципы политики были объявлены императором в манифесте «О незыблемости самодержавия». Манифест провозглашал «силу и истину самодержавной власти», утверждал охрану «для блага народного от всяких на нее поползновений». В 1881 г. император подписал документ, на основании которого в любой местности России могло быть введено чрезвычайное положение, а любой житель такого района мог быть подвергнут аресту, передан военному суду или сослан без суда на 5 лет в любое другое место страны. В целом период царствования Александра III вошёл в истории как период консерватизма и контрреформ.
Свободу и вольнодумие несло университетское образование, ограничение влияния которого на обществе призваны были реформы в области образования и цензуры. Усиление контроля над издательской деятельностью привело к закрытию либеральных журналов «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина и «Дело» Н.В. Шелгунова, а также ряда газет - «Голос», «Земство», «Московский телеграф».
В области образования в 1882 г. булл усилен контроль над школьным образованием, вводившим дисциплинарные наказания. А в 1887 г. был принят «Циркуляр о кухаркиных
72
детях», запрещавший принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Новый университетский Устав (1884 г.) привел к ограничению автономий, ликвидации выборных должностей (ректоров и деканов). Ограничивалось женское образование. Контроль над деятельностью университетов осуществлял Попечитель учебного округа, у которого были широкие полномочия, вплоть до представления для утверждения министром просвещения профессорского состава и надзора за студентами. Меры в области просвещения вызвали студенческие волнения на рубеже 1880-1890-х гг.
Свёртывания реформ по крестьянскому вопросу привело к изданию законов, призванных укрепить крестьянскую общину. Эта политика проявилась в ограничении периодичности переделов земли; запрете закладывать крестьянские наделы; ограничение передвижения крестьян.
В то же время правительство в 1880-1890-е гг. провело ряд мер, облегчавших положение крестьян:
были понижены выкупные платежи;
издан указ об обязательном переводе на выкуп находившихся на временно обязанном положении крестьян;
для покупки земли сельской общиной или отдельными домохозяевами был создан Крестьянский банк, выдававший ссуды;
отменялась подушная подать с частновладельческих крестьян.
В аграрной области с целью поддержки помещичьих хозяйств и укрепления экономического положения дворян был учрежден Дворянский банк, дававший ссуды помещикам под залог их земель на льготных условиях. «Положение о найме на сельские работы» (1886 г.) способствовало расширению прав землевладельцев по отношению к крестьянам, ограничив их передвижение.
В 1889 г правительство ввело Положение о земских участковых начальниках, которое, упразднив выборных мировых судей, мировых посредников и уездные присутствия по крестьянским делам, передавала административную и судебную власть на местах назначаемым на эту должность дворянам из местных помещиков. Земским начальникам подчинялись сельские и волостные сходы. В итоге, эта мера восстанавливала административную власть помещиков над крестьянами, которые в результате ее реализации даже заговорили о восстановлении крепостного права.
По закону 1890 г. в земских учреждениях увеличивалось представительство дворян и усиливался контроль за земствами со стороны администрации. В первой землевладельческой курии имущественный ценз понижался, что позволило мелкопоместным дворянам пополнить ряды гласных за свой счет. Во второй курии ценз, наоборот, повысился, что ограничило права средних предпринимателей. Представители от крестьянской курии должны были утверждаться властями.
Городская контрреформа (1892 г.) повысила имущественный ценз на выборах, а это сократило количество избирателей в 3 раза и обеспечило доминирование в городском самоуправлении крупных предпринимателей и дворян-землевладельцев, имеющих крупную недвижимость в городах. Кроме того, власти теперь имели право не только отклонять кандидатуру уже избранного городского головы, но и утверждать весь руководящий состав городского управления, еще активнее вмешиваться в дела думы и т.д.
В судах была ограничена гласность и из юрисдикции суда присяжных изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц. Фактически нарушался принцип несменяемости судей, что, в определенной степени, создавало возможность административного давления на суды. Был повышен имущественный ценз для присяжных заседателей. Вынашивались планы полной ликвидации института присяжных заседателей, который правые органы печати пренебрежительно называли судом улицы.
Вновь получила широкое распространение идея национальной самобытности России, которая противопоставлялась Западу. Проводилась активная русификация народов окраин империи, были ограничены права лиц не православных вероисповеданий, особенно евреев. Александр III за время своего царствования смог укрепить положение дворянства как опоры самодержавной власти, ограничить либеральные реформы своего отца Александра II, усилить контроль над обществом.
Внешняя политика во второй половине XIX в.
Правительство Николая I (1825-1855 гг.) проводило активную политику русификации в национальных территориях империи, что вызвало в них всплеск национального движения. За свою свободу поднялась в 1830 г. Польша. Временное правительство и Польский сейм, опираясь на повстанческую армию, объявили в 1831 г. о лишении Николая I польского престола и о независимости Польши. Введение 120-тысячной русской армии подавило в крови польское восстание. Николай отменил Конституцию Польши 1815 г., объявил Царство Польское неотделимой частью империи, ввел более жестокий порядок управления.
В период революционных потрясений в Европе 1848-1849 гг. Россия участвовала в подавлении восстания в Венгрии, оказав поддержку Габсбургам - семье австрийского императора. В 1821 г. Россия поддержала национально-освободительное восстание в Греции против турецкого господства, а в 1828-1829 гг. провела успешную войну с Турцией, получив устье Дуная и Черноморское побережье Кавказа от Анапы до Батума. В 1833 г., Россия подписала договор с Турцией, обязывавший последнюю закрывать по требованию России проливы из Средиземного моря. Эта дипломатическая победа России обострила ее отношения с Англией и Францией, создала противоречия, усугубленные Крымской войной.
В 1803-1804 гг. завершилось вхождение в состав России Грузии. В 1814 г. было завершено строительство Военно-Грузинской дороги, соединившей Закавказье и Европейскую Россию. Присоединение Грузии привело к русско-иранской войне 1804-1813 гг. и русско-турецкой войне 1806-1812 гг. В ходе этих войн Россия присоединила к своей территории основную часть Азербайджана. Вхождение в состав России Закавказья поставило вопрос о присоединении всего Северного Кавказа. Стремление царизма распространить свою власть на народы Дагестана, Чечни, Адыгеи встретило жестокое сопротивление. В 1817 г. началась затяжная Кавказская война, продлившаяся до 1864 г.
Обострение «восточного вопроса», т.е. борьбы ведущих европейских держав за раздел «турецкого наследия» явилось главной причиной Крымской войны (1853-1856 гг.). Центральным трагическим событием войны явилась оборона Севастополя, длившаяся 349 дней. Оборону города в разные периоды обороны возглавляли адмиралы В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин, погибшие в дни осады. 27 августа 1855 г. англо-французская армия после трехнедельной артиллерийской бомбардировки захватила Малахов Курган, что заставило русские войска сдать город.
В 1856 г. был подписан Парижский мирный трактат между Россией, Османской империей, Англией, Францией, Австрией, Пруссией и Сардинией. Россия теряла южную часть Бессарабии с устьем Дуная, Турция получала Карс в обмен на Севастополь, Черное море было объявлено «нейтральным». Россия, и Турция лишались права иметь на Черном море военный флот, а на его берегах - военные крепости и арсеналы. Россия потеряла возможность влиять на политику на Балканах, что сильно ослабило ее международное положение. В то же время крымская война стала катализатором реформ Александра II.
Причинами поражения России в Крымской войне стали:
политические просчеты правительства Николая I;
экономическая отсталость страны;
техническая слабость русской армии (отсутствие нарезного оружия и парусного флота);
слабая боеспособность армии в результате сохранения военных поселений
низкий уровень коммуникаций (отсутствие протяженных сети железных дорог и возможности переброски людских резервов и боеприпасов), как следствие, слабая мобилизация сил.
Основными задачами внешней политики России в XIX в. были:
Обеспечение благоприятных условий для проведения реформ внутри страны;
Достижение отмены ограничений Парижского договора 1856 г. и прежде всего получение права на воссоздание Черноморского флота;
Установление контроля над черноморскими проливами;
Выход из дипломатической изоляции периода Крымской войны и поиск надежных союзников;
Присоединение Средней Азии в целях обеспечения своих военно-стратегических интересов и получения доступа к гарантированным источникам сырья и рынкам сбыта для российской промышленности.
В 1877 г. началась русско-турецкая война. Участие России в войне было обусловлено нерешенностью восточного вопроса и стремлением помочь христианам, православным народам Балкан восставших против османского ига. В 1877 г. европейские державы потребовали от султана провести реформы в целях улучшения положения христиан. Турция отказалась и Россия в апреле 1877 г. объявила ей войну. В ходе войны русские вели оборону перевала Шипки (генерал И.В. Гурко), взяли г. Плевна, затем заняли Софию, Адрианополь, вошли в Сан-Стефано, находившийся на подступах к Стамбулу. В ноябре 1877 г. на Кавказском фронте войска генерала М.Т. Лорис-Меликова взяли крепость Карс, что лишило турков возможности перебросить войска на Балканы.
В 1878 г. был подписан Сан-Стефанский мирный договор, по которому Россия получила территории на Кавказе, возвращала утерянные в 1856 г. юг Белоруссии и устье Дуная. Создавалось автономное княжество Болгария. Сербия, Черногория и Румыния получили независимость.
В 1864-1868 гг. началось присоединение Средней Азии (Кокандского и Бухарского государств). В 1873-1876 гг. в состав Российской империи вошло Хивинское ханство и территории Кавказа. К 1895 г. земли всех туркменских племен вошли в состав России.
В рамках европейского направления Россия, пытаясь найти поддержку в решении своей наиболее острой внешнеполитической задачи - отмены ограничительных статей Парижского мира. Для достижения этой задачи Россия пошла на сближение с Пруссией.
Поражение Франции в войне с Пруссией в 1870-1871 гг., привело к развалу крымской системы. Поддержка Германии позволили министру иностранных дел А.М. Горчакову отмены запрета России иметь Черноморский флот. На Берлинском конгрессе под давлением Англии, Австрии, Венгрии и в результате просчетов российской дипломатии, был осуществлен пересмотр итогов русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Ограниченную независимость получали лишь Северная Болгария. Сербия и Черногория, Македония осталась в составе Турции. Босния и Герцеговина отдавались под управление Австро- Венгрии и вскоре были ей оккупированы.
Успехи русско-германского сотрудничества в 1864-1871 гг., близость политических режимов, привели к заключению в 1873 г. «Союза трех императоров» (русского, германского, австро-венгерского), который имел антианглийскую направленность и способствовал восстановлению влияния России в европейской политике. В то же время между его участниками существовали достаточно острые противоречия на Балканах, что предопределило его недолговечность.
Острые противоречия на Балканах между Россией и Австро-Венгрией и Германией; оформление Тройственного союза (1882 г.) - Германии, Австро-Венгрии и Италии; ухудшение экономических отношений с Германией и активное проникновение французского капитала привели к сближению России и Франции. В 1891 г. между странами было подписано секретное соглашение о взаимопомощи в случае военной агрессии стран Тройственного союза. В 1892 г. была подписана военная конвенция о совместных военных действиях против Германии, Австро-Венгрии и Италии в случае их нападения на одну из стран. Окончательное оформление союза произошло в 1894 г. после утверждения Александром IIIрусско-французской военной конвенции.
Российская внешняя политика, особенно по отношению к странам Европы, характеризовалась гибкостью и способностью к компромиссам. Участвуя в урегулирования ряда назревавших конфликтов, Александр III получил титул миротворца.
|