Воскресенье, 24.11.2024, 15:51
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА » Познавательная электронная библиотека

Российская империя в эпоху революций и I мировой войны

Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX-XX вв.

В конце XIX-XX вв. мировое сообщество вступило в новую фазу своего развития. Капитализм стал мировой системой, достигнув в передовых странах империалистической стадии. Россия относилась ко «второму эшелону» стран, вступивших на путь капиталистического развития позднее ведущих стран Запада. Но за пореформенное сорокалетие благодаря высоким темпам экономического роста она сумела несколько приблизиться к европейским лидерам. К началу XX в. по общему объему промышленного производства Россия занимала 5-6-е место в мире, почти сравнявшись с Францией и даже опередив ее по некоторым показателям тяжелой промышленности. Этому способствовал ряд факторов и прежде всего - возможность использовать опыт и помощь развитых стран, а также экономическая политика правительства, направленная на форсированное развитие некоторых отраслей и железнодорожное строительство. В результате российский капитализм вступил в империалистическую стадию почти одновременно с передовыми странами Запада.

В начале XX в. Российская империя была среднеразвитой аграрно-индустриальной страной с крайне многоукладной экономикой. Это было следствием особенностей капиталистической модернизации страны:

сжатые сроки модернизации, которые определили догоняющий характер экономики, т.к. развитые страны Европы уже завершили этот процесс. На развитие капитализма в пореформенной России оказывала влияние и экономика стран давно утвердившегося капитализма Западной Европы и Америки. Оно выражалось в использовании их технических достижений, инвестиций иностранного капитала в русскую экономику;

неравномерность темпов и степени развития регионов страны. Быстрее и интенсивнее капитализм развивался в промышленности, медленнее - в сельском хозяйстве, в котором вплоть до 1917 г. (и даже в 1920-х годах - в период нэпа) продолжали сохраняться еще докапиталистические и даже патриархально-натуральные формы;

экономике России была присуща многоукладность - сосуществование наряду с капитализмом мелкотоварного, патриархального, феодального и государственного производства. Долгое существование в России крепостного права и незавершенность либеральных реформ обусловили сохранение многочисленных пережитков старины в экономике, политическом строе, социальных отношениях. Господство помещичьего землевладения и сохранение сословности общества существенно ограничивали возможности капиталистического развития страны и способствовали обострению социально-политических и экономических противоречий в начале XX в.;

Большое значение имели и такие особенности экономики и социальных отношений в России, как активное государственное вмешательство в экономику и слабое развитие частной собственности. Оно проявлялось в системе государственных мер, направленных на форсированное развитие тяжелых отраслей промышленности и транспорта, в прямом государственно-капиталистическом предпринимательстве, в развитии кредитной системы;

монополизации экономики России. Особенно интенсивно процесс монополизации промышленности стал развиваться после экономического кризиса начала XX в. К 1910 г. было монополизировано около 80% промышленно производства, что негативно сказалось на развитии конкуренции русского товара, как на внутреннем, так и на внешнем рынке;

Высокая роль иностранного капитала в российской экономике определялась тем, что западноевропейские капиталисты старались вкладывать средства преимущественно в действующие российские предприятия и объединения и в меньшей степени стремились создавать свои предприятия. Особую роль в российской экономике играли немецкий, английский и французский капиталы.

 

Особую роль в модернизации страны сыграли реформы С.Ю. Витте в конце 1890-х г. Витте повысил таможенные тарифы, провел реформу торгово-промышленного налогообложения, расширил вмешательство государства в экономику, прямо поддерживая отдельные отрасли, объединения предприятий, улаживая конфликты между группировками предпринимателей и т.д. В 1897 гг. были ведены государственная винная монополия и золотой рубль, что стало финансовым резервом проведения промышленной модернизации и расширения финансово-торговых отношений с европейскими странами. Витте осознавал, модернизация невозможна без расширения сети железных дорог. В конце XIX в. начинается строительство Китайской восточной дороги (КВЖД) и Транссибирской магистрали.

После промышленного подъема 1890-х гг. Россия пережила тяжелый экономический кризис и период депрессии. В 1909-1913 гг. экономика страны вновь сделала резкий скачок. Объем промышленного производства возрос почти в 1,5 раза. В сельском хозяйстве тоже произошли определенные сдвиги, что нашло выражение в расширении посевных площадей, в основном за счет хозяйственного освоения новых территорий на окраинах, росте валовых сборов сельскохозяйственных культур, специализации отдельных регионов на производстве отдельных видов продукции, повышении урожайности, использовании удобрений, машин и т.д.

Было завершено создание угольно-металлургической базы на юге России - основного района тяжелой промышленности страны, железнодорожное строительство приняло невиданные размеры, приток иностранных капиталов был особенно велик. Банковское дело начало сращиваться с промышленностью. В пореформенной России наряду с развитием традиционных отраслей промышленности возникали и новые - угольная, нефтедобывающая, химическая, машиностроение. Менялась промышленная география страны. К старым промышленным регионам - Московскому, Петербургскому, Прибалтийскому, Уралу - прибавились новые: южный угольно-металлургический (Донбасс и Южная Украина), Бакинский нефтедобывающий. Возник ли крупные промышленные центры - Баку, Харьков, Екатеринослав, Горловка, Нарва. Наиболее быстро росла горнодобывающая промышленность. В 1880-1890-е гг. резко возросла роль Донецкого бассейна в добыче каменного угля и Бакинского в добыче нефти.

Кризис начала века, разорив массу слабых предприятий, резко ускорил концентрацию промышленного производства. Активизировался процесс акционирования предприятий. В результате на смену временным предпринимательским объединениям 1880-1890-х гг. пришли более устойчивые монополии - в основном картели и синдикаты, объединявшие предприятия для совместного сбыта продукции (Продмет, Продуголь, Продвагон, Продпаровоз и др.).

В целом же, несмотря на высокие темпы развития экономического развития, России так и не удалось догнать ведущие страны Запада. Удельный вес ее в мировом промышленном производстве после некоторого падения его в годы кризиса и депрессии (с 6 до 5 %) вновь поднялся до прежнего уровня, но так и не превысил его. По абсолютным же показателям, особенно по душевому потреблению населения, уровень ее был просто несопоставим.

В деревне бурными темпами развивались различного рода кооперативы (кредитные, сбытовые, потребительские и т.п.), объединявшие к началу 1914 г. свыше половины всех домохозяев. На эти же годы пришелся ряд необычно урожайных лет, что придало экономическому развитию страны прочную базу. Основными поставщиками товарного хлеба были Среднее Поволжье, Южный степной, Юго-Восточный и Предкавказский регионы. Они поставляли более половины продаваемого в стране хлеба. Нечерноземная полоса была главным внутренним потребителем хлеба.

В начале XX в. возросло производство технических культур. Расширились площади под посевами картофеля, сахарной свеклы, льна и конопли. Резко возросло хлопководство в Средней Азии в связи с ростом спроса российской текстильной промышленности.

78

 

Введение в 1897 г. в обращение золотого стандарта денежной реформой С.Ю. Витте благотворно сказалось на состоянии финансов России. Одновременно шло укрупнение банков и образование банковских групп (русско-Азиатского, Петербургского Международного, Азовско-Донского банков). Укреплялись их связи с промышленностью, в результате чего возникли новые монополистические объединения типа трестов и концернов, вывоз капиталов из России не получил особого размаха, что объяснялось как недостатком финансовых средств в стране, так и необходимостью освоения огромных колониальных районов империи.

Внутренняя политика Николая II (1894-1917 гг.)

В 1894 г. на российский престол вступил Николай II - последний русский император. Он получил хорошее образование, особенно гуманитарное и военное. Николай II был примерный семьянин, но самолюбивый и недоверчивый к людям. Он не обладал ни сильным характером, ни достаточным государственным кругозором, необходимым для самодержавного властителя огромной страны, тем более в бурную эпоху социальных и военных катаклизмов, в которой ему выпала судьба царствовать. Сознавал это и он сам, сомневаясь в своей государственной опытности. Николай II вступил на престол, не имея четкой политической программы, но с твердым намерением следовать курсу своего отца Александра III. На протяжении всего царствования Николая II Россию постоянно сопровождали политические кризисы в результате неудачной внутренней и внешней политики императора. Его царствование началось с крови (ходынская трагедия во время коронации Николая II) и кровью закончилось (революционные процессы 1917 г. и расстрел царской семьи в 1918 г.).

Социально-экономические пережитки в сельском хозяйстве (отсталое помещичье хозяйство, использовавшее отработки крестьян, аграрные порядки в российской деревне, неполная собственность общины на землю и пр.) сочетались с развитием капитализма, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности, что способствовало обострению противоречий в российском обществе. Пережитки крепостничества пагубно влияли на все стороны жизни страны. Они консервировали низкий уровень агрокультуры, обрекая на периодические голодовки огромные массы населения; снижали его покупательскую способность, что вело к ограничению рынка сбыта и для промышленности; удерживая низкий жизненный уровень народных масс, они обусловливали дешевизну рабочей силы и тормозили техническое перевооружение предприятий и т.д. Наконец, они служили питательной средой для сохранения феодальной по своей природе политической надстройки - российского абсолютизма. Нерешенность аграрного вопроса привела в начале века к росту крестьянских выступлений. За первые 4 года нового века отмечено 670 крестьянских волнений, что в 6 раз превышало количество выступлений в последние годы XIX в.

Оказавшись перед лицом угрозы восстания многомиллионного крестьянства - новой пугачевщины, правительство не могло уже ограничиться одними репрессиями. В 1902 г. для подготовки новой аграрной реформы под руководством министра финансов С.Ю. Витте было создано Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Совещание пришло к выводу о необходимости перехода от общинного к подворному и хуторскому землевладению, уравнения крестьян в правах с другими сословиями и переселения крестьян из Центра на малонаселенные земли. Но реальное осуществление реформ так и не началось.

Развивавшееся рабочее движение усилилось в период экономического кризиса. Главным средством борьбы промышленного пролетариата оставались стачки. Рабочее движение развивалось не только количественно, но и качественно: все чаще выдвигались политические требования. Стачки приобретали наступательный и активный характер: рабочие все чаще требовали не возвращения сниженных заработков, а новых повышений. Появилась новая форма протеста рабочих - всеобщая стачка.

Рабочая политика самодержавия уже не могла сводиться только к полицейским мерам. Активизировалась фабричная инспекция, в 1903 г. были изданы закон о вознаграждении рабочих при несчастных случаях на производстве и закон об избрании старост из среды рабочих на фабриках. Законы, впрочем, оказались малоэффективными.

Главной мерой по умиротворению рабочих стало создание под надзором полиции легальных рабочих организаций, члены которых могли разрешать конфликты с хозяевами через посредничество властей, так называемый полицейский социализм или зубатовщина. Общества взаимопомощи, созданные по инициативе начальника Московского охранного отделения С.В. Зубатова в 1901-1902 гг., должны были отвлекать рабочих от политической деятельности, препятствовать распространению влияния социалистов и, в то же время, способствовать улучшению положения рабочих. С ростом борьбы рабочих организации постепенно выходили из-под контроля. С началом революции 1905-1907 гг. Зубатов признал крах полицейского социализма.

Развернулось широкое движение интеллигенции и учащихся. Студенты боролись за возвращение университетам автономии и проводили забастовки и демонстрации. В 1901 г. прошел всероссийский съезд учителей, а затем и учительские забастовки с политическими требованиями. За учителями последовали съезды врачей, фармацевтов и пр.

В своем отношении к самодержавию земское движение приобретало характер оппозиции. В ходе обострения кризиса земства засыпали правительство адресами и ходатайствами, верноподданническими по форме, но настаивавшими на необходимости проведения реформ государственного и общественного строя. В 1904 г. земства потребовали проведения Всероссийского земского съезда, организовали так называемую банкетную кампанию, в ходе которой также выдвигались политические требования.

В 1904 г. эсерами был убит министр внутренних дел В.К. Плеве, продолжавший твердую линию репрессивной политики Д.С. Сипягина, также убитого неонародниками в 1902 г. Обострение кризисной ситуации в стране заставило Николая II назначить министром П.Д. Святополк-Мирского, известного своими либеральными настроениями. Новый министр внутренних дел объявил о необходимости установления доверия между властью и обществом. Он отказался от репрессий против либеральной печати, попытался сотрудничать с земствами. Кульминацией деятельности Святополк-Мирского стал Проект политической программы правительства, поданный царю в ноябре 1904 г. Проект предполагал избрать представителей от земств и городов в Госсовет, распространить земскую реформу на те регионы страны, где она не была проведена в 1860-е гг., дать избирательные права при выборах в земства и городские органы самоуправления более широким слоям населения, увеличить сословные права крестьян, приступить к решению национального вопроса и т.д.

В Указе от 12 декабря 1904 г. Николая II обещал расширить права крестьянства, ввести государственное страхование рабочих и т. д., но при этом заявил о незыблемости самодержавия и невозможности изменения государственного и общественного строя. Решение главного политического вопроса даровано не было.

В начале XX в. углубился социально-политический кризис, вызванный рядом проблем:

политический вопрос (участие общества в принятии политических решений, создание законодательного органа, определение политических прав и статуса буржуазии);

крестьянский вопрос (равноправие крестьян, проблема крестьянского малоземелья, возвращение отрезков, сохранение помещичьего землевладения); с решением аграрного вопроса была связана проблема дальнейшей модернизации России;

рабочий вопрос (определение социального статуса пролетариата, формирование рабочего законодательства и социальных гарантий, продолжительность рабочего дня и заработная плата);

 

национальный вопрос (определение новой модели национальных отношений в рамках российского государства).

Начавшаяся 9 января 1905 г. революция по характеру стоявших перед ней задач являлась буржуазной. Первая русская революция проходила в условиях сформировавшего в стране капиталистического общества. По составу участников революция была народной. Практически каждый класс имел свой «интерес» в начавшейся революции. Русская буржуазия была заинтересована в расширении политических и экономических свобод и гарантий. Либеральная буржуазия, группировавшаяся вокруг журнала «Освобождение», вынашивала идеи конституционной монархии. Российский пролетариат стремился к изменению своего социально-экономического и политического положения. Крестьянство боролось за расширения земельных наделов, главным образом за счет помещичьих земель. Требовало сословного равноправия. Не склонное требовать политических реформ, оно, тем не менее, не было чуждо политики.

Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. и расстрел мирной манифестации рабочих вызвало мощную волну рабочих забастовок зимой-весной под экономическими и политическими лозунгами. Весной 1905 г. активизировалось крестьянское движение, достигнув летом политического пика - образование Крестьянского союза. Проникновение революции в вооруженные силы России. Восстание на броненосце «Князь Потемкин- Таврический» (июнь 1905 г.). Высшим подъемом революции стала Октябрьская

политическая стачка 1905 года. Возникновение Советов рабочих депутатов - альтернативных органов власти. Восстание в Севастополе на крейсере «Очаков».

Маневры самодержавия: Манифест 17 октября 1905 г., обещавший политические свободы и законодательную Государственную думу. Попытка леворадикальных партий в ходе декабрьского вооруженного восстания вырвать власть у царизма. Правительство придерживалось тактики «кнута и пряника». Пообещав политические свободы, предприняло меры силового подавления революции. Военно-полевые суды в 1906 г. Затухание революции и перенос ее в I и II Государственную думу. Роспуск II Думы 3 июня 1907 г. и завершение революции. Революция, не достигнув радикальных целей - свержения самодержавия - привела, тем не менее, к важным политическим изменениям. Период революционного решения стоявших перед страной проблем сменился периодом эволюционного развития.

В ходе революции окончательно сложилась партийная система в России. Особенностью формирования политических партий было в том, что становление их началось с партий социалистического типа, и только потом политически определилась буржуазия и монархические силы.

В 1898 г. возникла Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП).

Целью провозглашалось построение социализма. Россия рассматривалась как страна среднеразвитого капитализма, в которой либо уже сложились необходимые предпосылки для построения социализма, либо идет бурных процесс их складывания. Программа партии предусматривала как задачу минимум свержение самодержавия, установление демократической республики, ликвидация феодальных пережитков, так и максимум - совершение социалистической революции и установление диктатуры пролетариата. Партия отражала интересы рабочего класса. В 1903 г. на II съезде партии произошел ее раскол по вопросам Программы и Устава партии. В результате выделилось два крыла: леворадикальное (большевики, во главе с В. И. Лениным) и умеренное (меньшевики, лидер Ю. Мартов). В ходе первой русской революции выступали за доведение её до установления революционнодемократической диктатуры пролетариата и крестьянства.

Выразителем интересов крестьянства стала партия социалистов-революционеров (эсеры), образованная в 1902 г. Лидером партии стал В.М. Чернов. В отличие от социал- демократов эсеры стремились перескочить через капитализм, либо сократить путь капиталистического развития в России. Являлись активными участниками первой русской

81

революции. Эсеры являлись продолжателями идеологии крестьянского социализма. Социалистические преобразования связывали с крестьянской общиной, принципы которой должны были получить распространение и в промышленности. Сторонники революционных методов преобразований.

Интересы либеральной буржуазии выражала партия конституционных демократов (кадеты). Сторонники реформистских методов политической борьбы, выступали за введение в стране федеративной республики, политических свобод как необходимого средства необратимости буржуазных социально-экономических преобразований. Социальноэкономическая часть программы предусматривала частичное отчуждение помещичьих земель в пользу крестьян, буржуазное социальное рабочее законодательство. Признанным лидером являлся известный русский историк П.Н. Милюков. Партия сложилась осенью 1905 г. После Манифеста 17 октября 1905 г., партия, хотя и признала его недостаточным, все же призвала к завершению революции.

Умеренную часть российской буржуазии и обуржуазившегося дворянства представляла партия «Союз 17 октября» (октябристы). Царский Манифест 17 октября 1905 г., по их мнению, создавал все необходимые условия для постепенной буржуазной эволюции страны с учетом её исторических особенностей. Партия выступала за конституционные монархии при сохранении единого и неделимого территориально-государственного устройства России, за сохранение помещичьего землевладения, ликвидацию крестьянской общины. Лидером был А.И. Гучков. В дальнейшем партия стала главной опорой правительства при проведении агарной реформы.

В ходе революции сложились основные монархические партии. Самой крупной был «Союз русского народа», созданный в ноябре 1905 г. Возглавлял партию доктор А. И. Дубровин. Основные положения программы сводились к укреплению самодержавия, усилению позиции Русской православной церкви, сохранению целостности и неделимости России. Резко критикуя капитализм как чуждый России, отстаивали принцип неприкосновенности частной собственности. Противники революции. Имели весьма разношерстный социальный состав (дворянство, городские слои, крестьянство и т.д.).

В результате подавления революции и роспуска II Государственной думы сложилась новая политическая система - Третьеиюньская монархия. Изменение избирательного закона (3 июня 1907 г.) обеспечило в новой думе проправительственное большинство (октябристский центр). Это открыло возможность правительству П.А. Столыпина приступить к реализации программы преобразований, целью которых было приспособление самодержавия к новым условиям начала XX в. Программа модернизации России включала в себя комплекс мер: укрепление системы административной власти, как по вертикали, так и по горизонтали, реформу полиции, расширение земского самоуправления, реформы в области образования и многие другие (около 50 проектов). Основой программы являлась аграрная реформа, главная цель которой сводилась к ликвидации крестьянской общины, переставшей быть надежной опорой власти, и созданию слоя крестьян-собственников, призванных стать такой опорой и союзником помещикам.

Кроме того, власть стремилась погасить социальное напряжение; сократить крестьянское малоземелье за счет переселенческой политики; повысить экономическую эффективность крестьянских хозяйств. Закон 9 ноября 1906 г. разрешил общинникам выход из общины в любое время, укрепление земли с личную собственность, с последующим выделом её на отруб или хутор. Появившийся собственник должен был влиться во вновь создаваемые административные и выборные структуры. Успех модернизации ставился в зависимость от успеха агарной реформы.

Однако условия ее проведения не позволили достигнуть поставленной цели. Сохранялось помещичье землевладение и связанные с ним формы зависимости крестьян (отработки, испольщина, зимний наем, высокие арендные цены). Крестьянское малоземелье,

82

природно-климатические и географические условия не благоприятствовали введению хуторских хозяйств и препятствовали экономическим улучшениям. Недостаточным было финансирование для создания широкого слоя крестьян-собственников. Сохранялось и нарастало агарное перенаселение. Сдерживалась реформа и общинным менталитетом крестьянства. В этих условиях условия происходило укрепления общины как фактора социальной защиты. Не смотря на имевшие место экономические, агротехнические достижения, рост кооперативного движения, освоение территорий Сибири и Дальнего Востока в целом правительству не удалось достигнуть поставленной цели. К 1916 г. В Европейской России из общины вышло 26,9% домохозяев. На хутора и отруба перешло около 10 % всех хозяйств. Крестьянство в массе своей осталось общинным

С 1909 г. весь набор заявленных преобразований был сведен лишь к агарной реформе. Между тем аграрная реформа не нашла поддержки как со стороны общества (ни левых, ни правых), так и правительственной бюрократии. Модернизация, проводимая самодержавием, без учета интересов общества и без его участия, не нашла широкой социальной опоры. Комплекс проблем, вызвавший революцию 1905-1907 гг., не был решен. С середины 1910 г. началось новое оживление рабочего и демократического движения. Волна экономических забастовок в промышленных центрах страны. Студенческие демонстрации. Расстрел рабочих на Ленском прииске в 1912 г. Волна крестьянских выступлений в связи с голодом 1911 г. Усиливались революционные брожения в армии и на флоте. Рост «левых» настроений в стране вел к размыванию октябристского центра в Думе. Реформистская альтернатива оказалась исчерпанной.

Внешняя политика России на рубеже веков

В конце XIX- начале XX вв. сложилась новая система международных отношений. Великие державы поделили третьи страны по сферам политического влияния, превратив их в колонии и полуколонии. Началась борьба за экономический раздел всего мира. Возросла конфликтность в отношениях между ведущими странами, все чаще происходили локальные войны за передел сфер влияния. Россия также участвовала в этой борьбе, но, несмотря на выгодное геополитическое положение, не обладала достаточно развитой промышленностью и финансами, отставая в этой области, как от союзников, так и от конкурентов.

Стратегические внешнеполитические задачи России были связаны с двумя регионами. В Европе Россия стремилась предотвратить установление военно-политическую гегемонию Германии в регионе, прекратить экспансию Австро-Венгрии и Германии на Балканах и установить контроль над средиземноморскими проливами, против чего активно выступала Англия.

В Азии российская дипломатия направляла свои усилия на то, чтобы остановить расширение влияния Англии в Персии и Китае, противодействовать экспансии германии на Ближнем Востоке, противостоять японскому продвижению на континент, прежде всего в Корее, а затем окончательно утвердить российское господство в Персии, Северном Китае, установить контроль над тихоокеанским побережьем Азии.

6 мая 1899 г. по инициативе России и лично Николая II в Гааге (Нидерланды) с участием 27 государств открылась конференция по ограничению вооружений. Предложения России о сокращении европейских армий не нашли отклика, но удалось договориться о неприменении в войне ядовитых газов, разрывных пуль, и условиях содержания военнопленных (Гаагская конвенция). Конференция заложила некоторые основы для разработки принципов мирного решения конфликтов, возник Гаагский международный суд.

Основные направления внешней политики страны подчинялись вышеуказанным задачам. Но при этом руководители страны, в том числе Николай II осознавали зависимость внешней политики от внутриполитических задач. Главной непосредственной целью российской внешней политики в конце XIX- начале XX вв. являлось обеспечение

83

международных условий для быстрого экономического развития страны;

социально-политической стабилизации в стране, охваченной кризисом, что с одной стороны порождало мирные инициативы царизма, а с другой, толкало его на военные авантюры.

Данный период характеризовался возросшим соперничеством великих европейских держав, к которым, присоединились США и Япония, в-третьих странах. Главными конкурентами России являлись Германия, Австро-Венгрия и Япония. С Англией отношения постепенно были урегулированы после раздела сфер влияния в Средней Азии. Развитие англо-французского сотрудничества и обострения англо-германских противоречий в Европе постепенно складывалось два блока.

Основной формой расширения влияния России на Дальнем Востоке стала экономическая экспансия. Россия укрепила свои позиции в Северном Китае через активизацию торговопромышленной деятельности и строительство экстерриториальной Китайско-Восточной дороги - КВЖД. Но данное направление политики могло иметь устойчивый успех лишь в условиях мирного развития отношений с Японией и Китаем.

Николай II избрал путь обострения отношений с Японией, подписав оборонительный антияпонский договор с Китаем. В 1897 г. русская эскадра заняла Порт-Артур, а в 1898 г. Россия добилась аренды Квантунского полуострова на 25 лет.

В 1902 г. Япония, завершив военную подготовку и построив флот, технически и численно превосходящий русскую Тихоокеанскую эскадру, в 1903 г. предъявила ультиматум о признании ее исключительного права на Корею и Маньчжурию.

Война началась внезапным нападением в ночь на 26 января 1904 г. японского флота на Порт-Артур. В марте 1904 г. адмирал С.О. Макаров вывел Тихоокеанский флот на внешний рейд, но его флагман подорвался на мине и затонул. С мая по декабрь 1904 г. Порт-Артур стал центральным эпизодом войны. Русский гарнизон сдержал шесть штурмов армии Японии, но крепость, имевшая еще возможность обороняться, была сдана. Русская армия из- за слабого командования проигрывала все сражения в войне. В мае 1905 г. в Цусимском проливе была разгромлена русская эскадра. Цусимская трагедия была последним актом русско-японской войны. В августе 1905 г. в г. Портсмут (США) был заключен мирный договор, по которому Россия уступила Японии Южный Сахалин, аренду Ляодунского полуострова с Порт-Артуром, признала Корею сферой японских интересов.

Война вскрыла слабость самодержавного режима, оказавшегося несостоятельным в главных сферах, считавшихся прерогативами - военной и внешнеполитической. С самого начала она была крайне непопулярна в народных массах. «Несчастная война, - по мнению С.Ю. Витте, возглавлявшего русскую делегацию на переговорах в Портсмуте, - .. .приблизила революцию».

Международное положение страны в этот период с каждым годом обострялось. Главными противниками на мировой арене стали Англия и Германия. Быстрое экономическое и военное развитие Германии давало ей возможность претендовать на политический передел колониального мира, что вызывало противодействие Великобритании и Франции.

В качестве главной цели российской военной политики в этих условиях ставилась задача скорейшего выведения России из внешнеполитического кризиса и стабилизации ее международного положения. России необходимо было обеспечить длительный мир (на 1-2 десятилетия) для решения внутриполитических проблем: «успокоения» революционного движения, проведения необходимых реформ и экономического подъема страны. Для решения этой задачи и стабилизации международных отношений предполагалось проводить политику неприсоединения к складывавшимся в Европе двум блокам. К 1907 г. Россия смогла урегулировать внешнеполитические вопросы с Англией и Францией, что способствовало образованию Антанты - военно-политического блока, в который вошли все

84

три державы. В 1914 г. была подготовлена военно-морская конвенция России и Англии, подписанная уже после начала войны. Это завершало складывание Антанты как военного союза России, Англии и Франции

Основным итогом российской внешней политики явился союз с Англией. В Европе сложились два военно-политических блока, противостоявших друг другу: «Союз держав оси» (Четверной союз) - Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария) и Антанта (Согласие), объединившая Англию. Францию и их союзников. Со вступлением России в блок Антанта получила название Тройственной согласие.

Россия в первой мировой войне (1914—1918 гг.)

Важнейшими предпосылками мировой войны были обострение противостояния великих держав, прежде всего Англии и Германии, в мировом масштабе, начавшаяся борьба за «передел мира», в том числе за перераспределение колоний. Внутриполитические задачи российского государства объективно противоречили тенденции к началу военных действий. «Нам нужен мир», - писал П.А. Столыпин, - война в ближайшие годы... будет губительна для России и для династии». Программа реформ была рассчитана на длительный период мирного развития, т.е. отказ от участия в войне и снижение социальной напряженности внутри страны. Но особенностью самодержавия начала XX в. и лично Николая II являлась недооценка революционных потенций российского общества и иллюзии относительно «умиротворительного внешнего противоборства».

С началом военных действий, российское руководство долгое время неверно оценивало военную перспективу, рассчитывая на скорейшее успешное окончание войны после «решительного удара» союзников и отвергая все предложения Германии о заключении сепаратного мира в годы войны. Осознание властью неизбежности крупного военного конфликта в Европе и участие в нем России заставило императора начать осуществление в 1908-1913 гг. военных реформ. В предвоенный период возросла численность армии, увеличился срок службы, улучшилась система боевой подготовки, изменился офицерский состав. В итоге российская армия по численности стала равна армиям Германии и Австро- Венгрии. Но качественное ее преобразование к 1914 г. еще не было завершено. В результате реализации судостроительных программ началось восстановление Тихоокеанского флота и модернизация Балтийского. Но полномасштабная программа по модернизации вооружения сухопутных войск и артиллерии была принята только непосредственно накануне войны и осталась фактически не выполненной. В результате Россия отставала как по объему военного бюджета, в вооружениях, особенно артиллерии. Огромную опасность представляло собой отставание России в 2,5 раза от Германии и Австро-Венгрии по пропускной способности железных дорог к районам будущих военных действий.

15 (28) июня 1914 г. в Сараево во время военных австро-венгерских учений был убит наследник австрийского престола эрцгерцог Франц Фердинанд. В разгоревшемся австросербском конфликте Россия поддержала Сербию, а Германия встала на сторону своей союзницы. 19 июля (1 августа) Германия, ссылаясь на проведение в России общей мобилизации, объявила ей войну. 21 июля в войну вступила Франция, а еще через день - Англия. Всего в военные действия оказалось вовлечено 38 государств с населением почти 1 млрд. человек.

Начало войны в русском обществе было встречено с большим энтузиазмом и воодушевлением. Националистический подъем настроений привел к высокой активности граждан. В годы войны выделились основные политические направления в отношении понимания сущности войны и роли России в ней. Кадеты и октябристы объединились в патриотическое движение оборонцев. Они призывали ««Отклонить внутри споры, не дать ни малейшего повода надеяться на разделяющие нас разногласия». Пацифисты, к которым примкнули меньшевики и эсеры, призывали к ««Немедленному заключению

85

демократического мира всеми воюющими державами». Наиболее радикально обозначили по вопросу о войне свою позицию большевики. Они призывали к «Поражению своего правительства и превращение войны империалистической в войну гражданскую».

Россия, не успевшая осуществить принятые в канун войны программы перевооружения армии и флота, все же в начальный период добилась успеха. Несмотря на поражение двух армий в Восточной Пруссии, русские войска на Юго-Западном фронте отбросили австрийские части, а затем провели операции против германской армии под Варшавой и Лодзью. Осенью 1914 г. на стороне центральных держав выступила Турция. Весной 1915 г., в обстановке острой нехватки вооружений и боеприпасов, русская армия начала отступление на европейском театре. К концу 1915 г. оставлены были Галиция, Польша, Литва, частично Белоруссия. В 1916 г. русская армия под командованием генерала А.М. Брусилова прорвала фронт против австрийцев («брусиловский прорыв»), вынудив Германию перебросить часть войск из-под французской крепости Верден. В 1917 г., уже после Февральской революции, были предприняты две попытки наступления на германском фронте, окончившиеся поражением русской армии. Из мировой войны Россия вышла после Октябрьской революции, в результате заключенного советским правительством в марте 1918 г. сепараторного Брестского мира.

Участие в невиданной по своим масштабам войны вызвало сильнейшее напряжение сил России, существенно отразилось на состоянии ее экономики, обострило социальные отношения в стране, а к концу 1916 г. привело к острому социальному и политическому кризису.

Несмотря на довольно значительные успехи в развитии промышленности и транспорта, в предвоенные годы экономика России все же была слаборазвитой и неспособной обеспечить нужды огромной страны в период мировой войны. Очень скоро стала ощущаться нехватка вооружений, боеприпасов, военного снаряжения, хотя уже в 1916 г. на войну работала большая часть заводов страны. Многие предприятия, не связанные с выпуском военной продукции, большинство из них - пищевой и легкой промышленности, закрылись.

Тяжело сказалась война на состоянии сельского хозяйства России. Началось сокращение посевных площадей, за годы войны из деревни было мобилизовано 15 млн. человек, работоспособное мужское население сократилось на 40 %. Резко уменьшилось производство сельскохозяйственных машин. Еще одной причиной продовольственного кризиса было припрятывание хлеба в спекулятивных целях землевладельцами, банками, мукомолами. К тому же крестьяне были не заинтересованы в продаже хлеба, так как не могли купить на деньги необходимые промышленные товары. В результате в 1914-1916 гг. правительственными продовольственными органами было заготовлено примерно половина общего количества товарного хлеба в стране. В 1916 г. правительство ввело продовольственные карточки в городах, в том числе и в столицах.

К тяжелому положению в промышленности и сельском хозяйстве скоро добавились транспортные трудности, к концу войны, приведшие транспорт к развалу.

Очень быстро распалась финансовая система страны. Нехватка товаров и милитаризация экономики привели к росту денежной эмиссии, т.е. печатанию ничем необеспеченных бумажных денег и тем самым к их обесценению и росту цен (инфляции). Жизненный уровень трудящихся масс постоянно снижался. Цены на продукты питания и предметы первой необходимости выросли в среднем не менее чем в 3-4 раза.

Правительство пыталось бороться с ростом цен и нехваткой продовольствия. В 1915 г. стали вводиться твердые цены, губернаторы запрещали вывозить хлеб, скот, лен из районов их производящих, появились местные твердые цены. Для обеспечения этих мер и заготовки хлеба уже в 1916 г. использовались вооруженные заградительные отряды.

Катастрофически не хватало продовольствия и вооружений на фронтах. У правительства не было единой программы по обеспечению связи между тылом и фронтом, программы по

86

 

мобилизации и перестройки всей промышленности на нужды войны. Поэтому инициативу по решению промышленных и продовольственных проблем войны взяло на себя общество. В 1915 г. по инициативе московской буржуазии (Гучков, Рябушинский и др.) были созданы военно-промышленные комитеты для руководства делом военно-экономической стабилизации тыла страны, куда так же вошли представители военных кругов и интеллигенции.

Только в 1915 г. правительство создает непосредственно подчиненные императору «особые совещания» по обороне, топливу, продовольствию, перевозкам, с самыми широкими полномочиями и привлечением к участию в них представителей буржуазии. Оно осуществляло высший надзор за военными предприятиями, основывало новые, распределяло военные заказы. В руках военного министра находился «военный фонд», за счет которого проходило финансирование всех военных заказов. В его распоряжение поступали и все заграничные займы.

Активизировали свою деятельность для военных нужд земские и городские органы самоуправления. 5 сентября 1916 г. Всероссийский земский союз и Союз городов (появились в 1915 г) объединились в Земский и Городской союз (Земгор), чтобы централизовать военные поставки малых предприятий.

Охвативший в начале войны все слои населения шовинистический угар скоро сменился разочарованием и недовольством политикой правительства. Нарастание оппозиционных и революционных настроений в стране вылилось зимой 1916-1917 гг. в общенациональный кризис. В Государственной думе и в либеральной печати всё резче и откровеннее раздавалась критика политики царизма и выдвигалось требование создание «ответственного министерства». Летом 1915 г. стал формироваться Прогрессивный блок из всех оппозиционных к правительству фракций и депутатов, преследовавший цель добиться создания «кабинета национальной обороны», ответственного перед страной и опирающегося в своей деятельности на думское большинство. Осень 1816 г. к нему примкнули члены Государственного совета и даже некоторые министры. Главное требование Прогрессивного блока - создание правительства, «пользующегося доверием страны», объявление политической амнистии, прекращение религиозной дискриминации, предоставление автономии Польше, решение финляндского вопроса, пересмотр земской и городской контрреформ. Николай II ответил на эти требования приказом о приостановлении заседаний Думы, а впоследствии ее роспуска.

Правительственный кризис выразился в «министерской чехарде» - частой смене министров. За 1915-1916 гг. сменилось 4 председателя Совета министров, 4 военных министра, 6 министров внутренних дел, 4 министра юстиции. Из-за частой смены министров Совет министров стали называть «кувырк-коллегией». На фронте и в тылу распускались слухи о связях императрицы Александры Федоровны с ее германскими родственниками. В августе 1915 г. Николай II принял звание верховного главнокомандующего. Этот шаг царя не способствовал улучшению дел на фронте. Находясь в Ставке в Могилеве, Николай практически перестал управлять страной, но и на фронте роль царя не была весомой.

Неспособность царского правительства выиграть войну вызвала недовольство и в придворных кругах. Особенно их возмущало влияние на царя и его жену Александру Федоровну проходимца Григория Распутина, который портил репутацию монаршей чете. 16 декабря 1916 г. Распутин был убит «великосветскими заговорщиками» - князем Ф. Юсуповым, великим князем Дмитрием Павловичем (племянником царя) и лидером правых в Государственной думе М.В. Пуришкевичем. Этот акт был воспринят в буржуазных кругах с ликованием. Надеялись на изменения в правительственном курсе. Надежды не оправдались. В буржуазных кругах стали разрабатываться различные варианты дворцового переворота, а в это время в стране уже назревал революционный взрыв.

 

Февральская революция 1917 г. в России

Февральская революция была вызвана следующими предпосылками:

Экономические предпосылки: нерешенность задач экономической модернизации, неравномерность развития экономики по отдельным районам и отраслям, сдерживание государством процесса свободного развития капитализма в сельском хозяйстве и промышленности.

Социально-политические предпосылки: сохранение абсолютной монархии, отсутствии реально действующих политических свобод, низкий уровень эффективности парламентаризма, господство сословного общественного строя, не сложился средний класс как основа развития рыночной экономики, в силу этого сохранялась незрелость политического движения, партий и общественных организаций, отсутствие у буржуазии полноты политических прав и т.д.

Последствия первой мировой войны: социально-экономической и продовольственный кризис, нарушение хозяйственных связей, рост цен и инфляции, поражения на фронтах и потери территорий, углубление политического кризиса (министерская чехарда), рост оппозиционных настроений, революционизация общества и рост политической активности рабочих

Революция началась с мощного подъема стачечного движения в Петрограде. Из-за перебоев с поставками продовольствия в городе произошли погромы и забастовки. Массовая стачка рабочих Путиловского завода и последовавший локаут резко обострил положение. 23 февраля (8 марта по новому стилю) работницы Петрограда вышли на демонстрацию с протестом против нехватки хлеба, дороговизны и продолжения войны. Их поддержали рабочие-металлисты Выборгского района, Петроградской стороны, Васильевского острова. 25 февраля экономические забастовки переросли во всеобщую политическую стачку. 26 февраля в столице произошли вооруженные столкновения с полицией и войсками.

Под влиянием событий в столице началась радикализация воинских частей, дислоцированных в Петрограде. 26 февраля на сторону революции встали солдаты запасных батальонов и резервных полков. Политическая стачка переросла в стихийное вооруженное восстание. Восставшими был занят Таврический дворец, захвачены вокзалы, мосты, главный арсенал, важные правительственные учреждения. Были арестованы царские министры. К 1 марта весь Петроградский гарнизон оказался на стороне восставших. Вслед за Петроградом революция победила в Москве и далее по всей стране.

Николай II и его окружение не смогли взять под контроль ситуацию в столице и в целом по всей стране. 25 февраля царь издал указ о роспуске Государственной думы, чем ликвидировал последнюю возможность выхода из кризиса реформистским путем. В ночь с 1 на 2 марта царь под давлением Ставки подписал манифест о создании ответственного министерства и приостановил карательную экспедицию под руководством генерала Н.И. Иванова, направленную на подавление революционных выступлений. В ночь со 2 на 3 марта Николай II отрекся от престола за себя и наследника в пользу брата Михаила Александровича, который отказался от притязаний на престол. Самодержавие в России как форма политической власти перестало существовать.

В ходе революции возникли новые органы власти, от деятельности и взаимодействий которых завесила судьба России. 27 февраля депутаты Госдумы приняли решение о создании Временного комитета Государственной думы во главе с М.В. Родзянко, который после отречения Николая сформировал Временное правительство. В его состав вошли представители крупной буржуазии, кадеты и октябристы.

Одновременно пролетариат Петрограда приступил к созданию Совета рабочих депутатов по образцу 1905 г. В Петросовет, председателем которого был Н. Чхеидзе, вошли представители революционных партий. Советы не являлись органами государственной власти, однако, обладая поддержкой народных масс, они осуществляли

88

контроль за деятельностью правительства, делегируя им доверие, оказанное рабочими и солдатами руководителям Советов. В Советах преобладали эсеры и меньшевики, чьи программы оказались наиболее близки народным массам. Деятельность Советов была направлена на организацию продовольственного снабжения города, создание рабочей милиции и др. Однако в первые недели после февральских событий Петросовет брал также на себя функции властного идеологического центра. 14 марта в манифесте «К народам всего мира» Совет призвал к прекращению империалистической войны и заключению мира без аннексий и контрибуций (признавалась лишь революционная война с Германией).

Руководство Советов поддерживало Временное правительство, расширяя, таким образом, его социальную базу. Фактически реальная власть и в период двоевластия находилась в руках Советов, ибо Временное правительство могло управлять только при их поддержке и проводить свои декреты с их санкции.

3 марта 1917 г. в Временное правительство провозгласило себя высшей законодательной и исполнительной властью в России, власть на местах передавалась губернским и уездным комиссарам Временного правительства, должность губернаторов упразднялась. Временное правительство опиралось на поддержку значительных социальных и социальнопрофессиональных слоев (интеллигенции, предпринимателей, студенчества, офицерства, чиновников), а также Советов. Петроградский Совет осуществлял контролирующие функции по отношению к правительству, оказывая на него давление слева.

В первое время Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов действовали совместно. Они даже проводили свои заседания в одном здании - Таврическом дворце, который превратился тогда в центр политической жизни страны.

Таким образом, в России создалось, не имеющее аналогов в истории, двоевластие - в лице Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, с одной стороны, и Временного правительства, с другой. Двоевластие - противостояние одной власти другой, что неизбежно приводит к конфликтам, к стремлению каждой власти свергнуть ей противостоящую. В конечном счете, двоевластие ведет к параличу власти, к отсутствию всякой власти, к анархии. При двоевластии неизбежен рост центробежных сил, что грозит развалом страны, тем более, если эта страна многонациональная.

После победы Февральской революции в стране были провозглашены политические права и свободы (слова, собраний, совести, печати, союзов, манифестаций); всеобщее и равное избирательное право; были отменены сословные, национальные и религиозные ограничения, смертная казнь, военно-полевые суды, объявлена политическая амнистия. На легальной основе создавались тысячи политических, общественных, культурных обществ и объединений, профсоюзов, фабрично-заводских комитетов.

Вместе с тем решение ряда острых проблем, доставшихся в наследие от старой власти, оно откладывало до Учредительного собрания, и среди них вопрос аграрный. Более того, оно издало ряд декретов, предусматривавших уголовную ответственность за самовольный захват помещичьих, удельных и монастырских земель. В вопросе о войне и мире оно заняло оборонческую позицию, сохраняя верность союзническим обязательствам, принятым еще старой властью. Все это вызывало растущее недовольство народных масс политикой Временного правительства.

Февральская революция носила буржуазно-демократический характер. Она решала задачу свержения самодержавия, введения конституционного строя и открывала путь для развития капитализма в сельском хозяйстве и промышленности, обеспечения политических свобод граждан, уничтожения национального гнета.

Революция представляла собой сложное взаимодействие стихийных и сознательных сил революционного процесса. Она поднялась стихийно на базе массового недовольства войной и была осуществлена главным образом силами рабочих и солдат. Участие в революции политических партий, профсоюзов, явилось важным организующим началом в период

89

революционного подъема. Развернувшаяся деятельность партий и организаций широкого политического спектра способствовала углублению предреволюционного кризиса. Своеобразие революции заключалось в возникновении в стране феномена двоевластия.

Итоги революции;

Вторая в истории России буржуазно-демократическая революция завершилась победой восставших в Петрограде и Москве, затем она была поддержана по всей стране.

Падение самодержавия, приходом к руководству страной новых социальнополитических сил и установление двоевластия.

Демократизация общественно-политического строя.

Возникновение двоевластия еще более раскололо российское общество, вопрос о власти не получил законченного решения, определение формы государственного строя было отложено до Учредительного собрания, сроки созыва которого не назывались.

От Февраля к Октябрю 1917г.: альтернативы развития революции

Февральская революция разрушила старые государственные структуры, но не смогла создать прочной и авторитетной власти. Временное правительство продолжало терять контроль над положением в стране, и уже не в состоянии было справиться с растущей разрухой, полным расстройством финансовой системы, развалом фронта. Министры Временного правительства, будучи высокообразованными интеллигентами, блестящими ораторами и публицистами, оказались неважными политиками и плохими

администраторами, оторванными от реальной действительности и плохо знавшими ее.

За сравнительно короткое время, с марта по октябрь 1917 г., сменилось четыре состава Временного правительства: первый его состав просуществовал около двух месяцев (мартапрель), последующие три (коалиционные, с «министрами-социалистами») - каждый не более полутора месяцев. Оно пережило два серьезных кризиса власти (в июле и в сентябре).

После краткого периода революционного энтузиазма масс и первых демократических преобразований Временное правительство находилось в состоянии перманентных политических кризисов. Первый кризис, возникший в апреле 1917 г. был связан с нотой П. Милюкова, в которой подтверждались обязательства России вести войну до победного конца. Это вызвало мощные демонстрации протеста в столице и других городах. Советы по всей стране призвали к соблюдению общественного порядка. В результате было сформировано первое коалиционное правительство с участием умеренных социалистов, занявших 6 из 15 министерских постов в новом правительственном кабинете.

Власть Временного правительства слабела с каждым днем. Оно все более теряло контроль над положением в стране. В обстановке политической нестабильности в стране, углублявшейся хозяйственной разрухи, затянувшейся непопулярной войны, угрозы надвигавшегося голода, народные массы жаждали «твердой власти», которая смогла бы «навести порядок». Срабатывала и противоречивость поведения русского мужика - его исконно русское стремление к «твердому порядку» и вместе с тем исконно русская ненависть ко всякому реально существующему порядку, т.е. парадоксальное сочетание в крестьянском менталитете цезаризма (наивного монархизма) и анархизма, покорности и бунтарства.

К осени 1917 г. власть Временного правительства была фактически парализована: декреты его не исполнялись или вообще игнорировались. На местах фактически царила анархия. Все меньше становилось сторонников и защитников Временного правительства. Это во многом объясняет ту легкость, с какой оно было свергнуто большевиками 25 октября 1917 г. ни не только легко свергли фактически безвластное Временное правительство, но и получили мощную поддержку со стороны широких народных масс, обнародовав на другой же день после Октябрьского переворота важнейшие декреты - о земле и мире. Не абстрактные, не понятные массам, социалистические идеи привлекли их к большевикам, а

90

 

надежда на то, что те и впрямь прекратят ненавистную войну и раз дадут крестьянам вожделенную землю.

Второй политический кризис Временного правительства был связан с работой I Съезда советов (июнь-июль 1917 г.). Большинство делегатов представляли партии эсеров и меньшевиков. Дискуссия на съезде касалась, прежде всего, двух принципиальных вопросов - о власти и мире. Обсуждалась и национальная проблема: на съезде впервые был поставлен вопрос о возможности федерализации страны.

Большевистская делегация потребовала от съезда Советов взять власть в свои руки и сформировать социалистическое правительство. Одновременно было заявлено о готовности РСДРП(б) к взятию власти собственными силами. Съезд воспринял действия большевиков как попытку захватить власть, и отменили объявленную большевиками на 10 июня демонстрацию.

3-4 июля большевики провели массовую антиправительственную демонстрацию рабочих и солдат Петрограда, которая закончилась вооруженным столкновением с правительственными войсками. Большевики призвали рабочих отказаться от сотрудничества с Советами, был снят лозунг «Вся власть Советам!». Временное правительство в ответ объявило РСДРП(Б) вне закона, а Ленина - немецким шпионом. В стране закончилась двоевластие.

По итогам кризиса было образовано второе коалиционное правительство во главе А. Керенским. Деятельность нового кабинета не привела, однако к общей стабилизации политического положения. Собравшееся в Москве Государственное совещание (12-15 августа) показало, что политика Временного правительства не удовлетворяет ни правых, ни левых, а само оно не в состоянии справиться с ситуацией.

В результате возникла альтернатива:

постепенное реформирование страны в сторону развития западного парламентского типа демократии через деятельность Временного правительства;

либо передача всей власти Советам и движение в сторону народовластия в форме Республики Советов - советского демократизма, представлявшего тип прямой общинной демократии. В условиях двоевластия и отсутствия единого политического центра притяжения всех социальных сил произошло усиление политической борьбы в стране. Каждый политический лагерь отстаивал свой путь развития.

В условиях радикализации масс и активизации левых сил консерваторы, а также часть либералов готовили установление порядка путем введения военной диктатуры. Съезд кадетов принял резолюцию в поддержку генерала Л.Г. Корнилова, который был выдвинут военным диктатором. Он был сторонником установления жесткого порядка не только в войсках (вплоть до расстрелов и создания концлагерей для неповиновавшихся), но и в тылу. По мнению Л.Г. Корнилова предлагалось ввести военное положение, распустить Советы и запретить революционные партии.

Л.Г. Корнилов имел собственную программу вывода страны из кризиса, главными положениями которой были:

прекращение всякого вмешательства государства в экономические и социальные дела;

демобилизация 4 млн. солдат с выделением каждому из них по 8 десятин земли в целях создания верной опоры правительства в деревне;

установление в России новой формы правления в виде Совета народной обороны и коалиционного правительства при нем.

А.Ф. Керенский первоначально поддержал планы Корнилова. Однако 26 августа, когда верные Корнилову войска генерала А.М. Крымова были готовы двинуться на Петроград, Керенский, испугался, узнав о планах сместить премьера и установить единоличную диктатуру, и объявил Корнилова изменником. В те дни Корнилову противостоял также

Исполком Петроградского Совета и созданный при нем Комитет народной обороны против контрреволюции с участием представителей всех социалистических партий

Военный поход генерала Корнилова максимально ускорил отход широких масс от поддержки соглашательской политики меньшевиков и эсеров. Большевики усилили свое влияние в войсках, Советах.

К осени 1917 г. произошло углубление экономического кризиса. Одновременно усилилась натурализация хозяйства, денежная торговля уступала место обмену

Корниловский мятеж и дальнейшая волна революционных выступлений привели к заключительному и наиболее затяжному политическому кризису в стране.

С 14-22 сентября в Петрограде прошло Всероссийское Демократическое совещание с участием представителей политических партий, земств, городских дум, профсоюзов. Совещание избрало Совет республики (Предпарламент), который до созыва Учредительного собрания призван был заниматься урегулированием вопроса о власти в стране. Победившая на совещании линия на союз левых сил и кадетов позволила А.Ф. Керенскому 25 сентября сформировать третье по счету коалиционное правительство (25 сентября - 25 октября) с участием 6 кадетов, 1 эсера, 3 меньшевиков, 2 трудовиков, 2 военных специалистов и 1 независимого. Новый правительственный кабинет, следуя принципу социально-политического компромисса, продолжило политику затягивания реформ, чем окончательно лишило себя социальной опоры.

Категория: Познавательная электронная библиотека | Добавил: medline-rus (04.05.2018)
Просмотров: 383 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%