Социально-экономическое развитие СССР в конце1960-х — начале 1980-х гг.
Судьба реформ в СССР зависела от расстановки сил в верхнем эшелоне власти. Столкновение с реформаторами консервативных сил способствовало победе последних, окончательно блокировавших нарождавшееся демократическое движение. 14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был смещен с постов Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК и Председателя Совета Министров с формулировкой в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья. Первым секретарем ЦК стал Л.И. Брежнев, председателем Совета Министров СССР назначен А.Н. Косыгин.
Смена власти руководства страны была связана с тем, что реформы не распространялись на саму командно-административную систему. В ходе преобразований 1950-х годов не удалось обеспечить стабильный экономический рост. В начале 1960-х наметились кризисные явления в экономике, которые привели к снижению уровня жизни людей. Немалую роль сыграли допущенные Н.С. Хрущевым ошибки, его волюнтаризм во внутренней и внешней политике, чрезвычайщина и кампанейщина, ограничение инициативы снизу и особая роль центра в развитии событий.
Смена политического лидера СССР в 1964 г. повлекла за собой начало нового реформирования экономики. В 1965 г. начинаются реформы Председателя Совета Министров СССР А. Косыгина. Их особенностью стало сочетание административных методов управления и поиска путей дальнейшего социально-экономического развития. Противоречивость и непоследовательность реформы заключалась в расширение прав предприятий и воссоздание министерств (органов административного управления).
Осознание необходимости принципов экономического управления и развития происходит еще в начале 1960-х гг. Благодаря оттепели в научных кругах начинается дискуссия по вопросам экономического реформирования. Выделяется математическая школа экономистов, концепции В.Немчинова и Е. Либермана. Последний в своих статьях «План, приемка, прибыль», «О государственном производственном предприятии при социализме», опубликованных в газете «Правда», говорит о необходимости развития хозяйственной самостоятельности предприятий, введения принцип «долевого участия» в планировании и распределении доходов, необходимости введения хозрасчета и материального стимулирования.
Конкретные направления реформы в сельском хозяйстве определил мартовский (1965г.) Пленум ЦК КПСС. К числу важнейших мероприятий, осуществленных в соответствии с пленумом, относились:
• ослабление контроля над колхозами и совхозами, до которых стабильный, рассчитанный на 5 лет план продажи продукции по стабильным ценам;
• повышение цен на сельскохозяйственную продукцию, продаваемую сельским хозяйством государству;
• увеличение капиталовложений в сельское хозяйство;
• увеличение производства и поставки в аграрный сектор сельхозтехники;
• перевод колхозов и совхозов на хозяйственный расчет;
• снятие ограничений с занятий личным подсобным хозяйством.
Основы реформ в промышленности были заложены в решениях сентябрьского (1965г.) Пленума ЦК КПСС. Они предусматривали:
• сокращение числа директивных плановых показателей промышленного производства.
• замену валовой продукции как основного планового показателя деятельности предприятия объемом реализованной продукции;
• перевод предприятий на хозрасчет, который сопровождался сохранением в их распоряжении основной части прибыли.
• перестройка системы ценообразования в пользу промышленных предприятий;
• восстановление ликвидированного при Хрущеве отраслевого принципа управления промышленностью.
Реформа 1965 г. на первый план выдвигала экономические методы управления. Были намечены меры по реформированию сельского хозяйства, в основе которых заложено сочетание государственных и личных интересов, усиление материальной заинтересованности сельскохозяйственных рабочих и колхозников в росте производительности труда и производства. Был снижен план обязательных закупок зерновых. В целом закупочные цены на зерно и сельскохозяйственную продукцию увеличивались в 1,5-2 раза. Надбавки за сверхплановую сдачу сельхозпродукции тоже были повышены и составляли 50% от закупочной цены. Были расширены льготы и по сельхозтехнике, цены на которую также были снижены. С колхозов и совхозов были списаны долги государству, снижены ставки подоходного налога на крестьян и т. д.
Но дальше реформа не пошла. Воссозданные в 1965 г. отраслевые министерства быстро подмяли появившуюся самостоятельность предприятий и восстановили всеобъемлющий контроль над трудовыми коллективами. Административная экономика обнаружила удивительную устойчивость и невосприимчивость к переменам. Она не допускала радикальных преобразований в хозяйственном механизме, стремилась сохранить любой ценой отношения собственности.
В итоге реформа 1965 г. оказалась также по преимуществу косметической, хотя и давшей неплохие результаты в начале своей реализации. СССР занимал первое место в мире по объему производства нефти, газа, а также чугуна, стали, тракторов и минеральных удобрений. Ускоренное развитие получила угледобыча и создание территориальнопроизводственных комплекса в Казахстане (Павлодарско-Экибастузский ТПК) и в Краснодарском крае - Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (КАТЭК). Освоение районов Сибири и Дальнего Востока вызвало необходимость сооружения Байкало - Амурской магистрали (БАМ) протяженностью 3145 км (строительство началось в 1974 г.). Кроме того, в действие были введены Волжский автозавод в Тольятти, Саяно-Шушенский территориально-промышленный комплекс, Чернобыльская и Балаковская АЭС. Рост производительности труда составил 1,5 раза в 1975 г. по сравнению с 1965 г.
сельском хозяйстве продолжали расти закупочные и заготовительные цены, произошло снижение цен на сельхозтехнику, вводились долгосрочные планы хлебозаготовок и 50% надбавки за сверхплановую продукцию, стимулировалось развитие приусадебных хозяйств крестьян, были пересмотрена система оплаты труда, начался рост заработной платы колхозников. В конце 1970-х-нач. 1980-х гг. были приняты сельскохозяйственные
программы по мелиорации и рекультивации земель, Продовольственная программа.
Негативные тенденции экономического развития стали проявляться уже в 1970-х гг. На формирование крупных промышленных комплексов уходило по две-три пятилетки. Во время создания территориально-промышленных комплексов они становились поглотителями крупных финансовых и материальных ресурсов. Положение в ТПК служило экономическим барометром. Масштабное хозяйство оказывалось немобильным, слабовосприимчивым к научно-техническим новшествам. В итоге даже новейшие технические решения успевали устареть с момента проектирования до пуска производств. Отставал СССР и в развитии компьютерных технологий, отсутствовали персональные компьютеры. К середине 1980-х гг. произошло снижение темпов роста производства в среднем в два раза.
Советская гигантомания была присуща и сельскому хозяйству. Считалось, что чем крупнее хозяйство, тем оно должно быть рентабельнее. К 1960 г. на селе в результате
укрупнения осталось 50 тыс. колхозов и совхозов вместо 130 тыс. в 1950 г. В 1960-1980-е гг. на одно хозяйство (колхоз, совхоз) приходилось в среднем 500 работающих и 15 тыс. га земли. Сверхконцентрация и гигантомания в сельскохозяйственном производстве оказалась невыгодной с экономической точки зрения. Наше сельское хозяйство в середине 1980-х годов производило на 15% меньше продукции, чем сельское хозяйство США, но потребляло энергии в 3,5 раза больше.
Экономические реформы 1960-1970-х гг. не устранили директивное планирование и управление. Несмотря на возраставшие капиталовложения в промышленность и сельское хозяйство, обострялся дефицит товаров и продуктов питания. Нарушался один из главных принципов экономики - равновесие, который предполагает соответствие спроса и предложения, доходов и расходов населения. Дефицит середины 1980-х гг. привел к повсеместному введению талонной системы распределения. По талонам получали автомобили, мотоциклы, телевизоры, стиральные машины и т.д. Все реже встречались в свободной продаже мясные продукты, сливочное масло, конфеты. Становилось очевидным, что плановая экономика окончательно разладилась, ее резервы исчерпаны, а косметические реформы уже не приносят ощутимого эффекта.
Изменения в социальной сфере
Оценивая социальные изменения в СССР периода 1960-1980 гг., следует подчеркнуть, что никогда ни до, ни после этого периода руководство страны не уделяло столь значительного внимания социальной сфере. И это дало свои положительные результаты. Прежде всего, следует отметить укрепление экономической основы роста благосостояния населения, что нашло свое концентрированное выражение в росте реальных доходов на душу населения, которые выросли за этот период почти в 3 раза.
Рост доходов трудящихся осуществлялся в основном за счет увеличения оплаты труда. Средняя заработная плата рабочих и служащих возросла с 97 до 195 руб. в месяц. Были повышены размеры дополнительных выплат и льгот работникам отдельных отраслей промышленности и транспорта и всему населению из общественных фондов потребления. Относительно равномерное увеличение доходов всех слоев населения стабилизировало социальную структуру советского общества, нивелировало различие его социальных групп по имущественному признаку, разделение на богатых и бедных.
На фоне остальных крупных социальных категорий населения особенно заметным был опережающий рост уровня реальных доходов колхозников по отношению к реальным доходам рабочих и служащих в расчете на члена семьи. За период с 1965 по 1985 гг. он повысился с 75 % до 90 %. Уже в 1970-е годы основным источником доходов крестьянства становится оплата труда в общественных хозяйствах.
Рост доходов способствовал улучшению качества и структуры питания населения, обеспеченности его предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения. Важный вклад в унификацию принципов социального обеспечения колхозников, рабочих и служащих внесло распространение на крестьян государственного социального страхования. Здесь следует отметить, что система социального страхования, включавшая материальное обеспечение в случае болезни, временной нетрудоспособности, рождения ребенка и т.п. стала использоваться в 1950-е гг. и первоначально распространялась лишь на председателей колхозов.
Существенные сдвиги произошли в жилищном строительстве. В 1970-начале 1980-х гг. ежегодно 10-11 млн.человек улучшали свои жилищные условия, более. 70 % жилья строилось за счет государственных капиталовложений и распределялось среди населения бесплатно.
Значительная часть средств, выделяемых государством на социальные нужды, расходовалась на здравоохранение и отпуск трудящихся. Так, в 1985 г. на
129
совершенствование системы здравоохранения было израсходовано в 5раза больше, чем в 1960 г.
При всей значительности достижений в социальной сфере, все же она, как и в предшествующие десятилетия советской власти, финансировалась по сравнению с экономикой по остаточному принципу. Отрицательно сказывались на социальных процессах и болезненные явления в сфере экономики. По основным показателям социального развития Советский Союз значительно отставал от стран Западной Европы и США. Снижение темпов роста общественного производства при одновременном росте доходов населения и, как следствие, все большее скопление в его руках денежной массы, не обеспеченной товарами. Это, в свою очередь, приводило к деформации механизма социального обеспечения, увеличению дефицита товаров. В большинстве регионов страны и, особенно, в сельской глубинке нарастал нереализованный спрос населения на качественные изделия легкой промышленности, сложнобытовую технику. В городах все более ощутимой была нехватка продовольственных товаров. Неотъемлемой чертой быта горожан стали многочисленные очереди за продуктами, обувью, одеждой. На социальном положении трудящихся союзных республик сказывалось распределение союзного бюджета на социальные нужды без учета демографической ситуации в каждой из них, социального положения отдельных слоев населения. В результате, в Средней Азии, например, расходы на душу населения в области здравоохранения к середине 1980-х гг. были почти вдвое ниже, чем в целом по союзному государству. Серьезными негативными последствиями для сельчан обернулась активная реализация в 1970-е гг. государственной политики ликвидации так называемых «умирающих» деревень. Она проводилась под предлогом улучшения социального положения жителей небольших населенных пунктов путем переселения их в крупные, благоустроенные. В действительности эта политика привела к отрыву десятков тысяч семей от крестьянского труда и запустению некогда обжитых территорий, выведению из сельскохозяйственного оборота огромного массива сельскохозяйственных угодий. В целом, в большинстве сельских населенных пунктов России к середине 1980-х гг. развитие социальной сферы находилось на уровне, характерном для традиционного аграрного общества, лишь в небольшой степени затронутого модернизацией.
Таким образом, правящий партийно-государственный режим продемонстрировал неспособность денежно решить сохранявшиеся десятилетиями социально-экономические
Застой как социально-политическое явление
Период 1964-1985 гг. вошел в историю под названием «застой», который наиболее характеризовал развитие общественно-политической жизни страны и ее культуры. Эволюция политической доктрины СССР отвечала задачам стабилизации как общественной, так и личной жизни. Новый курс получил на Западе название неосталинизма. Преобразования 1950-1960-х гг., элементы либерализации, а рассматривались как причина неудач и социальной дестабилизации обществ, приведшие к выступлениям рабочих, зарождение диссидентства. В этот период произошел отказ от политики десталинизации и критики культа личности, наметился возврат к некоторым элементам сталинизма в идеологии, культуре, общественной жизни. Усилился идеологический контроль над общественной жизнью в государстве. В ст.6 Конституции СССР 1977 г. закреплялось монопольное положение КПСС в советской политической системе как руководящей и направляющей силы советского общества, как ядра политической системы. Конституция содержала концепцию развитого социализма - отказ от идеи о скором переходе к коммунизму и отмирании государства, которую связывали с отказом от радикальных изменений. В ней говорилось о формировании новой социальной и интернациональной общности - советский народ.
Эволюция партийной элиты в период застоя претерпела ряд негативных изменений, которые привели ее к потере власти в начале 1990-х гг. Происходила дальнейшая
130
централизация партийно-государственного аппарата и усиление власти партократии, отказ от ротации кадров, длительное пребывание на партийных и хозяйственных должностях привело к формированию геронтократии (дословно - старая власть).
Эти процессы, несогласие с политикой партии по вопросам отношения со странами соцлагеря (Венгрия, ГДР, Чехословакия 1968 г.) привели к зарождению в СССР диссидентского движения (диссидентство - инакомыслие - оппозиционное течение в среде интеллигенции в конце 1960-середине1980-х гг.). Лидерами диссидентства были А. Сахаров, А. Ковалев и др. видные деятели культуры и науки советской эпохи. Появляются первые диссидентские организации - Комитет прав человека в СССР; Московская Хельсинская группа, Христианский комитет прав верующих и др. Со стороны власти для борьбы с диссидентством было создано Пятое управление КГБ. В качестве мер борьбы с диссидентами были отказ в гражданстве и высылка из страны, принудительное лечение в психиатрической больнице, проходили открытые политические процессы (над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем в 1966 г.) и т.д.
Нараставшие симптомы политического кризиса требовали качественных изменений в советском обществе. Однако правящая элита не была в состоянии предотвратить надвигавшийся кризис. После смерти Л. Брежнева на пост генсека ЦК партии был избран Ю. Андропов, отличавшийся высоким уровнем культуры, цельностью мировоззрения, компетентностью. С приходом к власти Андропов предпринимает попытки наведения порядка в обществе. Но он сформировался как человек и политик в определенных исторических условиях и был ярким представителем жесткой манеры действий. Упор делался на требовательность, усиление спроса и контроля. За время, проведенное Андроповым на высших постах, программа экономических преобразований не сложилась. Общество так и не получило концепции своего развития, не приобрело новых идей. Не в состоянии был изменить развитие страны и К.У. Черненко, в первую очередь из-за своей старости, и приверженности партийно-бюрократического стиля руководства.
Внешняя политика СССР во 1960-1970-е гг.
В рамках деятельности СЭВ началось координирование народнохозяйственных планов стран-участниц и усиление их экономической взаимозависимости друг от друга.
Во взаимоотношениях с развивающимися странами СССР продолжал исполнять роль покровителя: по его инициативе Генеральная ассамблея ООН в 1960 г. приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Расширилось и оказание военно-экономической помощи развивающимся странам «социалистической ориентации». Среди основных получателей советской помощи в «третьем мире» были Египет, Сирия, Ирак, Алжир.
Вооруженное вмешательство США во Вьетнаме в 1964 г. и резкое противодействие ему в Советском Союзе привели к новому обострению внешнеполитической ситуации в мире.
Конец 1960 - нач. 1970-х гг. становятся временем «разрядки» международной напряженности, закрепленной рядом важных договоров - о космосе (1967 г.), запретившим использование космического пространства и небесных тел в военных целях; о нераспространении ядерного оружия (1968 г.); о морском дне, запретившим размещение оружия массового поражения на дне морей и океанов; а также конвенцией о бактериологическом оружии (1971 г.), четырехсторонним соглашением по Западному Берлину (1971 г.), договором ОСВ-1 с США (1972 г.), ограничившим системы противоракетной обороны, и договором ОСВ-2 (1979 г.) по ограничению ракет средней дальности. Решения Парижской мирной конференции по Вьетнаму (1973 г.) ликвидировали очаг напряженности в Юго-Восточной Азии. В 1973 - 1975 гг. в Хельсинки прошло Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, в работе которого приняли участие 33 европейские страны, США и Канада. Итоговый документ Совещания - Заключительный
131
акт - закреплял послевоенные границы в Европе и призван был сыграть важную роль в налаживании отношений между странами мира, расширив их экономические, политические, культурные и гуманитарные контакты.
Отношения внутри «мировой системы социализма» в очередной раз были осложнены вооруженным вмешательством стран - участниц ОВД по инициативе советского руководства в Чехословакию (1968 г.) с целью остановить процесс демократических преобразований и построения социализма с «человеческим лицом», предпринятый тогдашним чехословацким руководством и его лидером - А. Дубчеком. С начала 1970-х гг. налаживаются отношения между СССР и Китаем, однако в конце 1970-х гг. начинается война между двумя социалистическими странами - Китаем и Вьетнамом, которая вновь приводит к осложнению во взаимоотношениях стран. Начало 1980-х гг. было отмечено также затяжным общественно-политическим кризисом в Польше.
В отношениях с развивающимися странами наибольший приоритет остается за Египтом, Ираком, Кампучией, Анголой, Мозамбиком, Эфиопией, Никарагуа. Рост экономической помощи «дружественным режимам» начинает серьезно сказываться на состоянии экономики самого СССР, в немалой степени способствуя углублению наметившегося острого кризиса в стране.
Конец 1970-х - нач. 80-х гг. были отмечены резким ухудшением международной обстановки и серьезным усилением ядерной угрозы. Процессы «разрядки» были сорваны, в том числе и по вине советского руководства. В декабре 1979 г. оно приняло решение о введении войск на территорию Афганистана с целью сохранения там просоветского режима. Начавшаяся в результате этого десятилетняя афганская война стала национальным позором для государства и обернулась трагедией миллионов советских и афганских семей. Изначально непопулярная в стране и мире война резко подорвала престиж СССР в глазах мирового сообщества.
|