Воскресенье, 24.11.2024, 15:34
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА » Познавательная электронная библиотека

Реформы и «перестройка» М.С. Горбачева

Экономическая модернизация страны и ее результаты

Страна в течение трех лет (1982-1985 гг.) трижды погружалась в траур по случаю смерти государственных лидеров. Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К. У. Черненко. Это был яркий кризис правящей элиты не способной найти в своих рядах и выдвинуть молодого, энергичного и яркого лидера. Только в апреле 1985 г. усталость и терпение людей были вознаграждены. На пост Генерального секретаря ЦК партии был избран политик нового поколения М.С. Горбачев.

Необходимость проведения реформ была очевидна. Стагнация экономики требовала новых путей решения проблем. Требовалось придать советской экономике больше динамизма, демократизировать общественную систему. Для этого предполагалось провести перегруппировку сил и средств на всех направлениях развития страны и общества. Но основной проблемой при осуществлении реформ стало отсутствие четко продуманного и экономически просчитанного плана ни у М.С. Горбачева, ни у его команды.

Идея реформ, их задачи были впервые сформулированы на апрельском 1985 г. пленуме ЦК КПСС. Горбачев говорил об интенсификации и ускорении экономики, о повышении темпов социально-экономического развития. Новая политика партии получила название перестройка.

Начатая в 1985 г. перестройка казалась решительной попыткой возвращения советского общества на путь развития социализма. Эта цель получила выражение в формуле «Больше социализма», или построение «социализма с человеческим лицом», придать динамизм экономике социализма предполагалось с помощью стратегии ускорения. Снижение темпов роста национального дохода, производительности общественного труда, медленное освоение достижений научно-технического прогресса вынуждали к принятию быстрых и решительных действий. Стратегия ускорения предусматривала быстрое преодоление негативных тенденций. Курс на ускорение социально-экономического развития страны получил конкретное воплощение в долгосрочной программе, рассчитанной на 15 лет. К 2000 г. планировалось удвоить рост национального дохода по сравнению с 1985 г., поднять производительность труда в 2,5 раза, увеличить выпуск промышленной продукции не менее чем в 2 раза и т.д. Достичь этих высот намеревались за счет реализации возможностей социализма.

Ключевым понятием в стратегии реформ М.С. Горбачева являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль за качеством продукции (Закон о госприемке).

Первостепенное внимание предполагалось уделить машиностроению, усовершенствованию промышленного оборудования и станкостроению, развитию вычислительной техники и электронному приборостроению. Для облегчения решения экономических задач предполагалось ликвидировать административно-бюрократические и ведомственные барьеры как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

Для преодоления дефицита товаров народного потребления и решения социальных проблем предполагалось провести реформы в здравоохранении и образовании, повысить материальное благосостояние различных социальных групп, удовлетворить потребности населения в садовых и приусадебных участках.

Предполагалось провести реформы в сфере государственного и хозяйственного управления. На смену управленцам брежневской эпохи, возраст которых был около

 

семидесяти лет, должны были прийти молодые инициативные работники. «Человеческий фактор» должен был способствовать преодолению застоя в партии.

Реформы начались уже весной 1985 г. с антиалкогольной компании, которая велась старыми административными методами. Отношение к новым мерам правительства было двойственным как в обществе, так и в высших партийных кругах. Во-первых, отсутствовала уверенность в успехе самой компании, во-вторых, ее критики говорили о возможности недополучения денежных средств в государственный бюджет. Сторонники новых мер говорили о том, что сокращение экономических потерь от пьянства, которые доходили до 100 мил. руб. в год, должны покрыть потери от сокращения алкогольного производства. В целом потери, негативные последствия от проведения этой компании превзошли ее положительный эффект. С одной стороны, произошло сокращение травматизма на производстве, снизилась на короткий период смертность от алкоголя, потери рабочего времени и т.д. С другой - свертывание алкогольного производства привело к сокращению рабочих мест, вырубке виноградников на юге страны, развитию самогоноварения, исчезновению сахара и т.д. Все это вызывало раздражение и недовольство населения. В целом бюджет недополучил, по разным сведениям, от 40 до 200 млрд. руб. Правительство было вынуждено уже в 1988 г. отказаться от антиалкогольной компании, но потери от нее были уже невосполнимы.

Перестройка проходила в три этапа:

1985-1986 гг. - «революция ожиданий»

1987-1989 гг. - модернизация и новое политическое мышление

1990-1991 гг. поздняя перестройка и нарастание кризисных явлений, распад СССР.

На первом этапе перестройки в сфере управления было создано ряд структур, в задачи

которых входило проведение реформ по разным направлениям. Так при Совете министров было создано специальное Бюро по машиностроению. С целью преодоления отсталости в сфере вычислительной техники был образован Государственный комитет по вычислительной технике и информатике. Переводу народного хозяйства на научные основы должно было способствовать Главное управление по созданию и использованию космической техники для народного хозяйства и научных исследований. Все это свидетельствовало о том, что власть активно задействовала административный ресурс при проведении реформ.

В сфере промышленного производства было решено

провести аттестацию рабочих мест

перевести на трехсменную работу высокотехнологичные предприятия

ввести госприемку продукции

проведение борьбы с нетрудовыми доходами

расширение экономической самостоятельности предприятий

развитие индивидуально трудовой деятельности

создание совместных предприятий и т.д.

В области социальной политики:

расширение системы льгот и пенсионного обеспечения;

повышение заработной платы всем категориям граждан;

создание условий материального стимулирования трудящихся;

снятие ограничений на фонд заработной платы;

предполагалось расширение строительства школ, детских садиков, больниц;

решение вопросов жилищного строительства (программа «Жилье 2000»).

Но ожидания не были оправданы. Одной из основных проблем на пути реализации реформ стало отсутствие необходимых финансовых средств у государства, дефицит бюджета, вызванный падением цен на нефть. Внутренним фактором, усугубивши экономическую ситуацию в стране, стала Чернобыльская катастрофа весной 1986 г. Ликвидация последствий аварии потребовала расходов в миллиарды рублей на протяжении всего периода перестройки.

135

 

Негативно сказалась авария и на авторитете власти, вызвав большую критику и рост недоверия со стороны простых людей.

На втором этапе перестройки начались непосредственно экономические реформы, разработкой которых занимались известные экономисты - Л. Абалкин, А. Аганбегян, П. Бунич и др. Реформы осуществлялись в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма. Проект реформ предусматривал расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики, прежде всего - путем развития кооперативного движения; отказ от монополии внешней торговли; глубокую интеграцию в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения; признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. Однако, несмотря на это, реформа способствовала формированию частного сектора в экономике. В 1988 г. были приняты «Закон о кооперации» и «Закон об индивидуальной трудовой деятельности». По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн. человек - индивидуальной трудовой деятельностью. Обратной стороной этого процесса стала легализация теневой экономики.

В 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии (объединении)». Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большая часть производимой продукции по-прежнему включалась в госзаказ и выводилась из свободной продажи. По «Закону о трудовых коллективах» вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений. Обратной стороной внедрения этих законов в жизнь стало нарушение экономических связей между предприятиями, необоснованный рост заработной платы, сокращение численности рабочих на предприятиях и как следствие появление безработицы.

Изменения в сельском хозяйстве начались с реформирования совхозов и колхозов. В мае 1988 г. было заявлено о целесообразности перехода на арендный подряд на селе (по договору об аренде земли на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2 % земель и содержалось 3 % поголовья скота. В целом, в аграрной политике не удалось добиться серьезных изменений. Одна из главных причин заключалась в характере государственной политики в области продовольственного обеспечения. Долгие годы цены на основные продукты питания поддерживались на низком уровне при низких темпах роста сельскохозяйственного производства, чему способствовало дотирование и производителя (до 80 %) и потребителя (1/3 российского бюджета) продовольствия. Дефицитный бюджет с такой нагрузкой справляться не мог. Не было принято закона о передаче земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков.

Экономические результаты показали противоречивость проводимых реформ. Оставшись в рамках социалистической экономической системы - всеобщего планирования, распределения ресурсов, государственной собственности на средства производства и т.д. - народное хозяйство страны, в то же время, лишилось административно-командных рычагов, принуждения со стороны партии. При этом рыночных механизмов создано не было.

После некоторых первых успехов, связанных с энтузиазмом обновления, начался экономический спад. С 1988 г. происходило общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров,

136

 

даже в Москве было введено их нормированное распределение. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности.

Летом 1990 г. взамен ускорения был провозглашен курс на переход к рыночной экономике, намеченный на 1991 г., то есть к концу 12 пятилетки (1985-1990). Однако в противовес планам официального руководства на поэтапное (в течение нескольких лет) введение рынка был разработан план («Программа 500 дней»), нацеленный на быстрый прорыв в рыночных отношениях, поддержанный оппозиционно настроенным к М.С. Горбачеву Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным. Авторами очередного проекта выступила группа ученых-экономистов академик С. Шаталин, Г. Явлинский, Б. Федоров и др. В течение первой половины срока намечалось: перевод предприятий на принудительную аренду, широкомасштабная приватизация и децентрализация экономики, введение антимонополистического законодательства. В течение второй половины предполагалось снятие в основном государственного контроля за ценами, допущение спада в базовых отраслях экономики, регулируемой безработицы и инфляции в целях резкой структурной перестройки экономики. Данный проект, создавал реальную основу для экономического союза республик, но содержал значительные элементы утопизма и мог привести к непредсказуемым социальным последствиям. Под давлением консервативных кругов партии М.С. Горбачев отказался от поддержки этой программы.

Не смотря на радикальные реформы, экономика по-прежнему оставалась в руках государства. Новых экономических структур в обществе не возникло. На всех уровнях управления старые кадры удерживали власть и собственность. Не произошло существенных перемен и в общественном сознании. Большинство людей, как и раньше, надеялись на пожизненное социальное обеспечение со стороны государства, что было определяющей чертой советского общества до последних его дней. Результаты пребывания у власти М.С. Горбачева оказались крайне негативными. Провалы реформаторов усугублялось падением мировых цен на нефть, торговля которой являлась важной статьей доходов. Чернобыльской катастрофой, армянским землетрясением в Спитаке, неурожаями 1984-1987 гг. - все это усиливало негативное отношение людей к власти и приводило к разочарованию в реформах и росту протестного движения. Но основные причины кризиса заключались в неудачной политике, основанной на неверных посылках (антиалкогольная кампания, амбициозные планы по предоставлению к 2000 г. каждой семье отдельной квартиры), непоследовательном характере реформ, остановке многих производств по экологическим соображениям, резком сокращении товарооборота с Восточной Европой. За годы перестройки была разрушена пусть далеко не оптимальная, но работавшая система. Новая создана не была, неразбериха и хаос стали главными элементами постперестроечного хозяйства России. Нужны были срочные меры по подготовке и осуществлению радикальной экономической реформы.

Демократизация политической системы и гласность

Третий этап перестройки был связан с политическими реформами и развитием гласности и нового политического мышления. Основная причина кризиса, в который все глубже погружалось советское общество, носила преимущественно социальный характер. Она заключалась в массовом отчуждении людей от общественных целей и ценностей. Исходя из этого, реформаторы полагали, что выйти из кризиса можно за счет вовлечения населения в перестройку. В январе 1987 г на Пленуме ЦК КПСС М.С. Горбачев в докладе делает акцент не столько на экономических реформах, сколько на необходимости социальнополитических преобразованиях общества и партии. В докладе говорилось о механизмах торможения экономических реформ, причина которых виделась в устаревшей и консервативной системе управления, идеологических установках, низком уровне функционирования социальных институтов.

Новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы, преодоление негативных явлений в партийно-государственном аппарате. Целью реформ объявлялось создание в СССР гражданского (правового) общества. В качестве задач выдвигалось совершенствования политических и социальных институтов (профсоюзов, комсомола), совершенствование судебной системы и усиление прокурорского надзора, модернизация избирательного процесса, позволяющего расширить политические права граждан. В результате политические реформы должны были повлиять на ускорение социалистического развития, формирование новой модели общества - социализма с человеческим лицом, внедрение либерально-демократических принципов: разделения властей, парламентаризма, защиты гражданских и политических права человека.

Осознанию населением глубины переживаемого кризиса должна была послужить гласность, как средство развития воздействия на сознание общества, формирование общественного мнения. Информация о прошлых и настоящих событиях общественной жизни буквально переполняла эфир и прессу. Снятие запрета с многих тем, способствовало политизации общества, активизации политической активности. В начале 1988 г. была создана комиссия по реабилитации жертв массовых репрессий. Началась новая волна реабилитации. В истории были возвращены имена политических и партийных руководителей революционного периода советской власти (Л. Троцкого, Н. Бухарина, Г. Зиновьева, В. Молотова и др.). Была пересмотрена роль И. Сталина в советской истории, впервые советской системе была дана оценка как тоталитарного режима. Произошло обращение к философско-культурному наследию России, были опубликованы работы крупным философов первой половины XX в. Н. Бердяева, С. Трубецкова, С. Франка, И. Ильина и др.

Общественное сознание не поспевало за начинавшимися переменами. Да и сами организаторы перестройки не осознавали поначалу, в какую сторону направлен вектор процесса. Чем четче проявлялись очертания перестройки, тем становилось очевиднее, что без радикальных изменений в политической сфере невозможно решение техникоэкономических и социальных задач. Перед страной встала задача глобального масштаба: осуществить переход от демократии, декларируемой к демократии реальной.

Объявленная политика демократизации и гласности стала основой для осуществления радикальных экономических реформ. В науке развернулась широкая дискуссия о деформациях социализма в экономике, политике, духовной сфере. В науку культуру возвращались забытые имена: публиковались произведения теоретиков и практиков большевизма (Л. Троцкого, Н. Бухарина, А. Богданова), деятелей русской эмиграции различных поколений (А Деникина, А. Керенского, С. Мельгунова).

В конце 1980-х гг. началось формирование политического плюрализма (плюрализм - множественность мнений). Этот процесс проявился в развитие альтернативной негосударственной прессы, которая несла новое слово и взгляд на события. Выпускаемые небольшими тиражами, издания стали средством выражения позиций и мнений по острым вопросам политической жизни, способствовала самоорганизации общества. К концу 1987 г. в стране насчитывалось около 100 альтернативных и неформальных газет и журналов.

Взрыв политической активности граждан пришелся на рубеж 1980-1990-х гг. Началась политическая самоорганизация общества. На телевидении (программа «Взгляд»), во многих городах стали возникать различные политические клубы, на заседаниях которых обсуждались острые вопросы истории и современности советского государства. В Ленинграде возникло неформальное политическое объединение межпрофессионального общения «Перестройка», членами которого были Б. Чубайс, Е. Гайдар, Г. Попов. На заседаниях клуба обсуждались вопросы социально-экономического и политического развития, механизмы реформирования, обсуждались законы.

 

Судьбоносным для развития гласности и перестройки стала XIX партийная конференция (1988 г.). Работа конференции проходила в сложных политических условиях. В ходе ее работы впервые свободно высказывались по самым острым опросам перестройки, звучали различные точки зрения, в том числе и критика партии. На партконференции обсуждались вопросы политической модернизации общества: создание новых государственных институтов (съезд народных депутатов), расширение избирательных прав граждан, формирование механизмов контроля общества за политическими реформами и т.д. Подробная трансляция по телевидению, острая полемика вызвали большой интерес зрительской аудитории.

Произошел возврат к традиции созыва Съездов народных депутатов - высшего законодательного органа, который формировал Верховный Совет СССР (фактически парламент). В 1988 г. был принят Закон об изменении системы выборов, вводивший принцип альтернативных выборов народных депутатов СССР. 1 декабря 1988 г. были приняты законы об изменениях и дополнениях к Конституции СССР и выборах народных депутатов. Менялись порядки формирования органов государственной власти. В практику вводилась выборность депутатов по многомандатному принципу. Создавалась новая система власти, а вместе с ней и частичное ограничение монопольной власти, которая до сих пор фактически была сосредоточена в руках партийных органов. Начиналось реальное перераспределение власти. На I Съезде народных депутатов СССР 1990 г. развернулась острая дискуссия по вопросу руководящей роли КПСС. Ст. 6 Конституции 1977 г. была отменена, что стало юридической основой формирования многопартийности в СССР. В 1990 г. был принят Закон об общественных объединениях и введен институт президентства.

В результате демократизации общества усилилась политическая борьба за власть на фоне дискуссий по вопросу содержания, темпов и методов реформ. Произошло оформление радикального политического крыла (лидеры - А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцин) и оппозиционных партий, которые оспаривали власть у Горбачева. Неформальные движения и клубы стали приобретать четкие политические очертания. Появились Народные фронты в прибалтийских республиках, цель которых влияли на развитие гражданского общества. Непредвиденным итогом политической трансформации общества и развития гласности стал рост радикальных настроений центральным требованием становится демонтаж политической системы.

Нарастание политического кризиса. Распад СССР

К концу 1980-х гг. стали очевидны провалы в экономической реформе. Катастрофическое падение темпов роста экономики привел к росту недовольства политикой М.С. Горбачева, охватив население страны всех уровней. Начались забастовки. Экономические требования бастующих быстро сменяются политическими. Эскалация политического недовольства быстро распространилась на территории республик. Критика звучала со стороны их руководства. Политическая жизнь республик все больше приобретает национальный характер, что способствовало развитию центробежных тенденций. По мере их усиления нарастало беспокойство и недовольство деятельностью М.С. Горбачева партийной элиты. Партия осуществляла власть через руководящий слой, который не составлял и 2 % общего числа коммунистов. Несмотря на давление партийного аппарата, М.С. Горбачеву удалось убедить партактив в том, что прежняя практика диктата партии над Советами на всех уровнях полностью изжила себя. Дальнейшее развитие реформ требовало разграничение функций политического авангарда и Советов. По существу, это означало социальную революцию и перераспределение власти.

По мере падения авторитет М.С. Горбачева происходил рост влияния оппозиционных политиков, в частности Б.Н. Ельцина. Шел рост политического влияния национальных лидеров в республиках, которые проводили все больше самостоятельную от центра политику. Одновременно шло падение авторитета КПСС. Партия все меньше имела

139

 

возможности вмешательства в политические процессы в республиках, возникающие на национальной почве конфликты. Эти тенденции заставили окружение М.С. Горбачева пойти на введение поста Президента СССР. Учреждение президентской системы произошло в марте 1990 г. на III съезде народных депутатов. В марте 1990 г. первым Президентом СССР был избран М.С. Горбачев, а 12 июня 1991 г. президентом РСФСР избран Б.Н. Ельцин. Одновременно было принято беспрецедентное решение об отмене 6 ст. Конституции СССР (1977 г.) о руководящей и направляющей роли партии. Отныне КПСС стала одной из общественных организаций, пусть пока еще и самой многочисленной.

Одновременно начинается процесс борьбы за самоопределение республик и суверенитет. Весной 1990 г. это приобретает масштаб национального взрыва. Борьба местных политических элит за контроль над ресурсами в условиях экономических реформ приобретала ярко выраженный национальный характер. Это спровоцировало волну национальных конфликтов: Нагорный Карабах и Сумгаит (1988 г.), Новый Узень (1989 г.), Фергана (1989 г.), Цхинвал (1990 г.) и т.д. На волне национализма стали активно развиваться идеи об оккупации СССР национальных территорий в 1920-начале 1940-х г. Руководство РСФСР обвинило центр и М.С. Горбачева в дискриминации русского народа и его бедственном положении, требуя полного статуса республики. Руководство прибалтийских республик на основе идеи об оккупации заявляли о незаконности их пребывания в составе СССР. 1990 г. стал годом сужения влияния центра на республики, которые стали объявлять о суверенитете. В 1989-1990 гг. начинается «парад суверенитетов» - принятие деклараций о национальном суверенитете, вызванные дезинтеграционными процессами в СССР. Свою независимость от СССР объявляют Эстония, Латвия, Литва, Армения, Грузия. 12 июня 1990 г. «Декларацию о независимости» объявила РСФСР.

образом, противостояние реформаторов и консерваторов, республик и центра нарастало. Политический процесс был осложнен осознанием устаревания Союзного договора 1922 г. и необходимостью подписания нового. Постановление «Об общей концепции Союзного договора», в апреле 1991 г. был подписан в Ново-Огарево (соглашение 9+1) - договор о создании Союза Советских Суверенных Республик. Договор

предусматривал предоставление значительных прав республикам, а политическому центру предоставлялись функции координирующего руководства.

Но разработка нового договора проходила в состоянии ограничения гласности, что позволило консервативному крылу партии рассматривать его как договор по ликвидации Союза. Все вместе это привело к углублению политического кризиса, который вылился в открытое противостояние реформаторов и консерваторов.

19 августа 1991 г, с целью восстановления власти центра и КПСС, представители консервативного крыла руководства СССР Г.И. Янаев (вице-президент), В.С. Павлов (премьер-министр), маршал Д.Т. Язов (министр обороны СССР), В.А. Крючков (председатель КГБ СССР), Б.К. Пуго (МВД СССР) и др. объявили о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) и попытались устранить М.С. Горбачева от власти. Лидером реформационного направления стал Б. Ельцин, который обвинил ГКЧП во не конституционности и контрреволюционности действий. Ельцина поддержали СМИ, интеллигенция, Совет народных депутатов и часть политической элиты и армии. Кризис закончился победой Б.Н. Ельцина и его сторонников. 24 августа 1991 г. был подписан указ о прекращении деятельности КПСС, а Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря.

Мощное противоборство на рубеже 1980-1990-х гг. между демократами-реформаторами и консерваторами, стоявшими за сохранение прежних порядков в обществе, завершилось победой первых. Попытки М.С. Горбачева создать политический центр путем лавирования между этими политическими течениями привели в конечном итоге к параличу власти и распаду многонационального государства. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще

140

 

руководители Белоруссии, России и Украины (С. Шушкевич, Б. Ельцин, Л. Кравчук) заключили соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Союзное унитарное государство с сильным центром практически прекратило свое существование. 21 декабря в Алма-Ате 11 бывших союзных республик поддержали Беловежское соглашение. 25 декабря Президент СССР М.С. Горбачев сложил свои полномочия. Таким образом, огромная советская империя прекратила свое существование.

Причинами распада СССР явились:

накапливавшиеся национальные противоречия советского периода;

неудачи экономических реформ 1985-1991 гг.;

кризис коммунистической идеологии и ослабление роли КПСС;

рост движения за национальное самоопределение республик, начавшегося в ходе перестройки;

отсутствие разработанной национальной политики;

стремление политических элит к обретению республиканской независимости и реального суверенитета.

«Новое политическое мышление» во внешней политике СССР.

К середине 1980-х гг. сложилась сложная международная обстановка, сказавшаяся на взаимоотношениях СССР с ведущими мировыми державами, в первую очередь с США. Ввод советских войск в Афганистан, участие в локальных конфликтах подрывало международный авторитет СССР.

Еще в 1981 г. администрация Р. Рейгана объявила СССР империей зла и призвала к «крестовому походу» против коммунизма. США добились ограничения экономического сотрудничества между СССР и странами Запада, Сокращение объемом экономического сотрудничества сказались на проведении экономических реформ внутри страны. Объявленная США «Программа звездных войн» (Стратегическая оборонная инициатива» - СОИ) вынудила СССР увеличить военные расходы, усугубив деформацию экономику. Советский Союз в ответ на СОИ начал размещение класса ракет (СС-20) на территории Восточной Европы. Новый виток гонки вооружений приводит к усилению глобальной напряженности, настоятельно требующей своего разрешения принципиально новыми политическими методами.

С приходом к руководству партией и страной М.С. Горбачева, были пересмотрены отношения как со странами Запада, так и со странами социалистического лагеря. Нормализация и стабилизация международных отношений отвечали экономическим и политическим интересам страны. М.С. Горбачев объявил новую внешнеполитическую доктрину - «новое политическое мышление», предполагавшую отказ в международных отношениях от принципов «пролетарского интернационализма и мирного сосуществования государств с различным общественным строем». Во внешней политике руководство страны приоритетными вопросами в условиях угрозы ядерной войны ставило решение глобальных общечеловеческих проблем, а не реализацию политических или классовых интересов. Исходя из этого, международные отношения должны стать сферой взаимодействия и сотрудничества всех стран, направленной на решение общих проблем. Другими словами, характерная для холодной войны политика «баланса сил» сменялась политикой «баланса интересов», что означало отказ от гонки вооружений.

В рамках новой внешнеполитической концепции СССР стремится к стабилизации отношений с Западом и США, преодолению геополитических противоречий. Серия встреч на высшем уровне глав государств СССР и США приводит к подписанию ряда договоров: о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, о выводе войск из Афганистана, о сокращении химического оружия (1987 г.); об обычных вооружениях (1990 г.); о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1991 г.). Итогом этих договоренностей стал отказ от военно-политического противостояния СССР и США, прекращение гонки вооружений.

Кардинально меняются отношения СССР и со странами социалистического лагеря. В 1989 г. по итогам встречи М.С. Горбачева и Дж. Буша - старшего на Мальте СССР признал право стран Восточной Европы на политическое самоопределение, выбор пути общественноэкономического развития. В 1989-1990-х гг. начинаются бархатные революции, в ходе которых происходит смена политических режимов в этих странах и нажинается процесс демократизации. В 1990 г. происходит объединение двух Германий и создается единое государство. Начинается вывод войск из Афганистана. А в 1991 г. происходит самоликвидация СЭВ и ОВД. В результате этих внешнеполитических мероприятий СССР произошел отказ от холодной войны.

Категория: Познавательная электронная библиотека | Добавил: medline-rus (04.05.2018)
Просмотров: 327 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%