Экономические реформы 1990—2000-х гг.
После распада СССР в конце 1991 г. Россия вступила в новую стадию реформ, которые охватывали экономику, политическую систему, общественную жизнь, культуру.
Основополагающими документами на начальном этапе радикальных преобразований стали указы президента Б.Н. Ельцина о либерализации цен и свободе торговли, о реформировании колхозов и совхозов, а также законы о порядке приватизации.
Главным идеологом нового курса стал Е.Т. Гайдар, зарекомендовавший себя сторонником «шоковой терапии», которая предполагала быстрый переход к рыночной экономике и радикальные методы борьбы с инфляцией и бюджетным дефицитом. В результате данных мер предполагалось установить баланс спроса и предложения на рынке товаров и услуг и тем самым не допустить усиления социальной напряженности. Приватизация государственной собственности должна была способствовать созданию среднего класса - основной социальной опоры государства на новом этапе.
Экономические реформы, объявленные новым правительством, начались 2 января 1992 г. с либерализации цен. Указом президента освобождались цены на большую часть товаров, за исключением продуктов питания (хлеб, молоко), коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей, на ряд товаров цены были повышены. Одномоментно такая мера позволила заполнить прилавки магазинов товарами. Резко негативным проявлением новой экономической политики стало недоступность этих товаров для подавляющей части населения из-за высоких цен.
В конце января 1992 г. Б.Н. Ельцин подписал Указ «О свободе торговли», преследовавшего несколько целей:
• ликвидировать государственную монополию на торговлю;
• развитие рыночного товарооборота;
• стимулирование частной торговли.
Демократичный по сути, указ позволили заниматься населению частной торговлей. В условиях резко возросшей инфляции указ позволял населению за счет мелкой торговли выживать. В тоже время его реализация привела к возникновению стихийных рынков - «толкучек».
Началась приватизация государственной собственности. Для этого приватизируемая собственность была поделена в равных долях между гражданами страны. Этой мерой предполагалось дать всем гражданам равные стартовые возможности для участия в рыночных отношениях в виде доли собственности в общей государственной собственности.
Президентом был подписан указ, определивший направления внутриэкономической политики и регламентирующий процедуру приватизации. На основе этого документа началась так называемая «малая приватизация», позволившая перевести в частный сектор экономики предприятия общественного питания торговли и сферы обслуживания. К лету 1992 г. было приватизировано около 10 тыс. подобных предприятий.
С лета 1992 г. началась «большая приватизация». Программа приватизации преследовала несколько целей:
формирование слоя собственников;
повышение эффективности деятельности предприятий;
создание системы социальной защиты населения и развитие социальной инфраструктуры за счет средств, полученных от приватизации;
финансовая стабилизация страны;
формирование конкурентной среды и развитие демонополизации экономик;
привлечение иностранных инвестиций, их перераспределение в основном в добывающие отрасли экономики;
создание базы для дальнейшей более масштабной приватизации.
В августе правительство перешло к «ваучерному» или чековому этапу приватизации (проходил до 1 июля 1994 г.). Эта модель приватизации предполагала преобразование средней и крупной промышленности, ее перевод из государственной собственности в акционерную. С этой целью были введены приватизационные чеки (ваучеры), дававшие равные стартовые возможности всем участникам приватизации. Ваучер представлял собой финансовый документ, удостоверяющей долю собственности каждого гражданина в производственных фондах России, стоимость которого равна была 10 тысячам рублей. Выдачу ваучеров осуществлял Сбербанк, и проводилась она с сентября 1992 г. по весну 1993 г. Реальной доли капитала в народном хозяйстве ваучер так и не дал, так как высокий рост инфляции привел к быстрому их обесцениванию.
Ваучеры население могло обменять на акции предприятий, что должно было означать их вхождение в права собственника. Большая часть населения (врачи, учителя, социальные работники, представители науки и культуры) не были заняты в производственной сфере, для них было не возможным покупка акций предприятий. Этим воспользовались представители финансовых кругов. Началось создание чековых инвестиционных фондов (ЧИФ), которые занимались скупкой ваучеров у населения. Задача фондов была вполне благородной - концентрация ваучеров с целью их вложения в рентабельные предприятия и получения доходов от распределенных средств. Собственники ваучеров должны были получать дивиденды от них. Реальная ситуация была иной. Около 50% ваучеров ушли либо в ЧИФы, либо были проданы. Люди не понимали их смысл и предназначение, да и экономическая безграмотность не позволяла им правильно распорядиться ваучерами. Другая половина ваучеров была распределена внутри предприятий через открытые аукционы или по закрытой подписке. Но и здесь в последствие часть ваучеров потеряли свое предназначение, так как уже к середине 1990-м гг. многие из них разорились и перестали действовать. Таким образом, фактически произошло отчуждение населения от реального участия в управление собственностью и резко усилило негативное отношение к либеральным реформам.
Во внешнеэкономической деятельности были сняты экспортно-импортные ограничения. Эта мера собственно и позволила в условиях либерализации цен наполнить прилавки магазинов импортным товаром, который далеко не всегда было хорошего качества. В целом эта мера стала катализатором в развитии рыночных механизмов в постсоветской России.
Правительство на какое-то время самоустранилось от контроля над процессом формирования цен. В условиях разрастающегося экономического кризиса и инфляции дефицит бюджета составил 20 % от ВВП. Правительство вынуждено было перейти к мерам жесткой экономии. Были сокращены расходы в первую очередь на дотационные отрасли экономики и социальную сферу. Инфляцию удалось снизить с 38 % в январе 1992 г. до 12 % в мае-июне этого же года. Но эти меры не смогли остановить падение производства, только удалось снизить его темпы. ВВП с января по апрель 1992 сократился почти в 4 раза (с 3,9 % до 11,7 %).
Под давлением различных политических сил летом 1992 г. правительство Б.Н. Ельцина вынуждено скорректировать экономическую политику. Центробанком были выделены средства на дополнительное кредитование сельского хозяйства, угольно промышленности, а также на развитие северные регионов; были введены новые налоговые и таможенные льготы. Осенью были проведены взаимозачеты долговых платежей предприятий.
Проведение реформ было осложнено отсутствием планомерной политики власти по их разъяснению. Даже наоборот, власть убеждала население в том, что реформы можно провести безболезненно для общества, без понижения уровня благосостояния и тяжелых негативных последствий. Это привело к неоправданным ожиданиям и росту недовольства среди различных слоев населения. О возможных трудностях заговорили очень осторожно и
144
полунамеками только осенью 1992 г. Но при этом утверждалось, что трудности будут продолжаться не более 6-8 месяцев. Среди критиков «правительства реформ» кроме леворадикальных и социалистических сил был Совет народных депутатов и Верховный Совет России. В целом поддержав реформы, они резко критиковали правительство за методы их внедрения. Все это привело к возникновению противостояния исполнительной и законодательной ветвей власти в 1993 г.
В тоже время еще во второй половине 1991 г. выделились три социальные группы сторонников экономических преобразований.
Во-первых, это сторонники демократических преобразований, выступавших под лозунгом «Демократия и рынок» против административно-командной советской экономической системы. По социальной принадлежности это в основном интеллигенция, подержавшая Б.Н. Ельцина в августе 1991 г.
Во-вторых, по определению А.С. Барсенкова и А.И. Вдовина, это «элитные и околоэлитные слои, которые в 1987—1991 гг. уже включились в полуофициально поощряемые «сверху» рыночные отношения через валютно-финансовые, экспортно-импортные и прочие коммерческие операции». К ним примкнули представители предприниматели, возникшие еще на волне горбачевских реформ во второй половине 1980-х гг. Они прекрасно понимали, какие возможности им дают рыночные механизмы и свободная торговля
В-третьих, это руководителя промышленных предприятий («директорский корпус»). Рыночные реформы давали широкие возможности развития как производственной, так и финансовой самостоятельности предприятий, выход на внешние рынки. Именно эта группа приняла активное участие в приватизации и дальнейшей либерализации экономики.
Первые результаты либеральных реформ резко отличались от правительственных прогнозов.
Последствия экономических реформ 1992 г. стали:
В финансовой сфере:
1 Галопирующий рост цен. Вместо предполагаемого скачка цен в 2-3 раза, реально они выросли в 10-12 раз, по подсчетам цены на отдельные виды товаров и продуктов к концу 1992 г. выросли в 36 раз.
Снижение покупательной способности рубля. Это сказалось в целом на товарообороте страны. Начался лавинообразный рост государственного бюджета, для покрытия которого правительство увеличило выпуск наличных денег. Г иперинфляция стала символом 1992 г.
В социальной сфере:
Падение денежных доходов населения. Инфляция «съела» накопленную населением денежную массу, хранившуюся на счетах граждан в сберегательном банке. Резко ухудшилось положение пенсионеров и работников бюджетной сферы (учителей, врачей, инженеров, научных работников и т.д.). Усилилась социальная дифференциация населения в первую очередь по уровню доходов.
Рост задолженностей государства бюджетной сфере по выплатам заработной платы, пенсий и пособий.
Рост недовольства населения и социального напряжения в стране.
В сфере материального производства:
Сокращение производства и объемов продукции в промышленности.
Сокращение финансирование государством в первую очередь нерентабельных предприятий, что привело к усилению дефицита платежных средств.
Рост взаимной задолженности предприятий. К концу 1992 г. она составляла примерно 40% от общего объема выпущенной промышленной продукции. Эта ситуация привела к росту банкротства предприятий
В сфере сельскохозяйственного производства.
Проведение политики развития фермерских хозяйств и лоббирование свободной торговли землей. Это привело к критике колхозно-совхозного стоя в СМИ и перерегистрации хозяйств. В результате финансирование многих дотационных хозяйств резко сократилось, что привело к их разорению.
Сокращение сельскохозяйственного производства. При этом именно крупные хозяйства по-прежнему оставались единственными поставщиками продукции в города и для предприятий пищевой и текстильной промышленности.
Фермерское хозяйство, получив моральную поддержку от правительства, не получило механизмов решения ряда принципиальных вопросов: правового, финансового, материальнотехнического.
Результаты начального этапа реформ оказались глубоко противоречивыми. С одной стороны, в России был «введен» рынок. Приватизация выполнила задачу демонтажа механизма административно-командного управления экономикой. С другой стороны, углубился спад промышленного производства (на 35 %), произошло резкое снижение уровня жизни населения. В результате освобождения цен денежные средства населения были конфискованы. Высокая инфляция привела к падению курса рубля, сделала невозможной финансово-денежную стабилизацию. В ходе процесса приватизации произошло перераспределение госсобственности, в итоге значительная ее часть сосредоточилась в руках небольшой части населения.
Стало очевидным, что «шоковая терапия» как метод быстрого перехода к рынку не обеспечил возлагаемых на него надежд, и потребовалось исправление правительственного экономического курса. Работа правительства Е.Т. Гайдара была признана неудовлетворительной и он подал в отставку.
В 1993 г председателем кабинета министров стал В.С. Черномырдин, занимавший эту должность до 1998 г. В новое правительство вошли так называемые «младореформаторы» Б.Г. Федоров, А.Б. Чубайс, А.Н. Шохин. Правительство В.С. Черномырдина продолжило курс либеральных реформ, расширяя их сферу реализации.
Летом 1994 г. начался второй «денежный» этап приватизации, начало которому положил очередной указ президента о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Пакеты акций предприятий теперь можно был приобрести только за деньги через аукционы или коммерческим, инвестиционным конкурсам, по закрытой подписке. Это ало развитие фондовому рынку в России и формированию слоя крупных собственников.
В качестве негативных проявлений такой приватизации стали так называемые «залоговые аукционы». Для получения крупных денежных сумм у банков государство отдавало им в залоговое управление акции крупнейших государственных предприятий. Но в дальнейшем средства на выкуп этих акций. у правительства не находилось и предприятия полностью переходили в собственность банков. Легитимность таких сделок вызывала сомнение, но именно этим путем получали собственность такие крупные банки 1990-х гг. как ОНЭКСИМ и МЕНАТЕП
С 1997 г. начинается третий этап приватизации, связанный с переходом к индивидуальной приватизации и вопросами эффективного управления и пользования приватизированного имущества.
В результате приватизационной политики в РФ к концу 1990-х гг. изменились структурные пропорции экономики. Частный сектор занимал более 73 %, тогда как государственный составлял всего 12,5 %. К концу XX в. частные предприятия производили более 2/з ВВП.
Одним из самых непредсказуемых последствий приватизации стала криминализация экономической жизни. Это сопровождалось ростом преступности в экономической сфере, а так же криминализации общества в целом, появлением так называемых «групп риска» и организованных преступных групп. Криминал активно участвовал в процессе приватизации и перераспределении собственности. Это привело к росту заказных убийств, рейдерских
146
захватов предприятий, к контролю над бизнесом, рэкету. Все это заставляло бизнес создавать собственные службы безопасности, к работе в которых привлекались профессионалы.
Еще одним негативным последствием стало появление теневой экономики. Ее возникновение некоторые экономисты видят в резком уходе из экономики государства. По мнению Е. Ф. Сабурова, «государственное управление экономикой исчезло, а какое-либо иное не возникло». Правительство не эффективно решало вопросы создания правового регулирования экономикой.
На дестабилизацию экономической жизни страны влияли взаимоотношения между законодательной и исполнительной ветвями власти, между центром и регионами, между регионами, с бывшими союзными республиками. В то же время отсутствие правовой базы и эффективной судебной власти, экономическая нестабильность, нестабильная налоговая база - все это приводило к сложностям ведения бизнеса и его уходу в тень. Одним из наиболее ярких проявлений теневизации экономики стала коррупция на всех ее уровнях.
Логическая цепочка в форме «шоковой терапии» привела к прекращению 17 августа 1998 г. выплат по обязательствам государства и моратории на выплату долгов зарубежным банкам (дефолт - отказ от принятых ранее на себя обязательств). Последствия кризиса были чрезвычайно тяжелыми для населения. Высокая инфляция (до 60 %) и рост цен привели к снижению реальных доходов граждан примерно на треть. Падение импорта (в 6-7 раз) вызвало резкое сокращение таможенных пошлин как традиционного источника доходов в казну. Наступил крах рыночной инфраструктуры и кризис банковской системы и рынка ценных бумаг.
Особенностью российской экономики 1990-х гг. стали:
• высокая концентрация собственности;
• формирование системы корпоративного управления;
• слабая экономическая политика;
• слабая правовая база
• отсутствие конкурентной среды;
• криминализация экономической жизни;
• возникновение теневой экономики.
Изменения произошли в начале XXI века с приходом к власти В.В. Путина. В конце 2000 г. были приняты новые Налоговый и Таможенный кодексы, шкала налогов снижена с 30 до 13% и стала самой низкой в Европе, что создало предпосылки для выхода многих секторов экономики из «тени». Уменьшены таможенные ввозные пошлины. Эти меры уже привели к заметному пополнению казны за счет налогов и таможенных сборов в 2001 г.
Огромное экономическое, а также политическое значение имело принятие Думой в сентябре 2001 г. нового Земельного кодекса, закрепившего право собственности на землю и определившего механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли сельскохозяйственного назначения. Однако уже в июне 2002-го парламент одобрил закон «Об обороте земель сельхозназначения», который санкционировал куплю-продажу и этой категории угодий. На улучшение ситуации в аграрной сфере направлено льготное кредитование аграрных предприятий, увеличение поставок техники, некоторые протекционистские меры.
В 2000-2004 гг. руководство страны не раз высказывало озабоченность по поводу «сырьевого крена» в развитии российской промышленности. В качестве стратегической поставлена задача добиться прогресса в отраслях, базирующихся на современных технологиях и производящих наукоемкую продукцию. Указывалось на необходимость обеспечить прорыв на тех направлениях, где российская наука соответствует мировому уровню.
В этой связи государство стало уделять больше внимания оборонно-промышленному комплексу (ОГЖ), в котором традиционно сосредоточен колоссальный высокоинтеллектуальный потенциал. Расширение финансирования и начавшиеся в ОГЖ преобразования направлены на решение проблем как военного, так и гражданского характера.
Новые инициативы экономической политики дали положительный эффект. Это дало возможность поставить вопрос о подготовке перехода страны к устойчивому и более динамичному экономическому развитию.
Позитивные перемены в народном хозяйстве позволили значительно усилить социальную направленность проводимой политики. Уже к концу 2000-го удалось погасить большую часть многомесячной задолженности по зарплате, пособиям и пенсиям. В 2001— 2004 гг. несколько раз повышалась зарплата различным категориям работников бюджетной сферы, увеличены пенсии. Постепенно стали расти реальные доходы граждан. Появлялись новые рабочие места, что только в 2001 г. привело к сокращению числа безработных на 700 тыс. человек. Удалось добиться реального снижения темпов инфляции. В 1999 г она составляла 36 %, в 2001 г - 18 %, а в 2003 г. - 12 %.
Для современного этапа обновления России характерно сосуществование противоположных начал - элементов свободы и авторитаризма, рынка и государственного управления экономикой, укрепление центральной власти и стремление к региональной автономии. В соотношении сил сторонников разных путей развития российского общества сложилось своеобразное равновесие, что является основой сохранения высокой степени альтернативности в российском политическом процессе и социально-экономическом развитии.
Становление новой государственности
Наряду с экономическими преобразованиями в стране предстояли и политические реформы. Процесс децентрализации и суверенизации, начатый еще в эпоху горбачевских реформ, затронул и субъекты Российской Федерации. Первой из российских автономий Декларацию о суверенитете приняла Татария. О полной независимости провозгласила Чеченская республика. Аналогичную политику стали проводить Башкирия, Тува.
Федеральный российский центр пытался найти решение данных проблем и остановить возможный распад страны. В марте 1992 г. в Москве был подписан Федеративный договор, который констатировал наличие в стране 89 субъектов. В нем определялись основные условия взаимоотношений между федеральной властью и субъектами Российской Федерации. Не все субъекты согласились с его условиями. Чеченская республика не приняла никаких условий. Сепаратистские тенденции в стране усилились. Обсуждались вопросы создания Уральской, Сибирской, Дальневосточных республик на территории страны. Обострились межнациональные отношения. Но самым сильным дестабилизирующим образованием являлась Чечня.
В декабре 1994 г. в Чеченскую республику были введены федеральные войска. Началось длительное вооруженное противостояние (так называемые первая и вторая чеченские войны), продолжавшееся с перерывами фактически 10 лет.
Политические проблемы возникали в стране и в связи с тем, что в стране сохранялась система Советов с функциями законодательной и исполнительной власти.
Эта структура законодательной власти, ее недемократический состав сдерживали действия правительства реформаторов. Члены Верховного Совета критически относились к реформам, стремились всячески укрепить собственные позиции и ослабить влияние в стране президентской вертикали.
В 1992 г. противостояние между президентом и Верховным Советом нарастало. В связи с этим Президент Б.Н. Ельцин решил провести всероссийский референдум по вопросу о
148
новой Конституции. Но Съезд народных депутатов запретил проводить референдум и принял поправки к Конституции, ограничившие права президента. Тогда Б.Н. Ельцин решил обратиться непосредственно к гражданам России и объявил об особом порядке управления до преодоления политического кризиса до начала проведения референдума о доверии президенту.
25 апреля 1993 г. референдум был проведен. Он закончился победой Б.Н. Ельцина. Но проблемным оставался вопрос о структуре новых органов власти. Конфликт между законодательной и исполнительной властью вошел в новую, еще более взрывоопасную стадию. Верховный Совет стойко держал оборону, но президенту удалось в октябре 1993 г. демонтировать советскую систему власти.
В декабре 1993 г. состоялось всенародное голосование по проекту новой Конституции страны и выборы в новый орган власти - Государственную думу.
Достаточно острой была политическая борьба в стране в период президентских выборов 1996 г. Победу на выборах одержал Б.Н. Ельцин, который продолжил свой курс на реформирование социально-экономических и политических отношений.
В стране продолжалась работа по приватизации государственной собственности. Принимались меры, направленные на уменьшение инфляции. Но финансирование предпринимательства не осуществлялось, была урезана и бюджетная поддержка
экономической деятельности предприятий. Сократились государственные заказы. Инфляцию, таким образом, удалось несколько приостановить. Но избранная экономическая модель преобразований была несостоятельна. Основной части населения пришлось платить высокой ценой за ее реализацию. Залогом от темпов падения производства была сырьевая ориентация предприятий. Но и этот реальный сектор экономики работал не эффективно. Развитие реформ затрагивало в основном непроизводственный сектор экономики, торговлю, посредническую деятельность. Основные капиталы сосредотачивались в руках узкой группы лиц, предпринимательский сектор страны был слаб.
Практически на протяжении всех лет реформ государством поддерживалось формирование только одной сферы предпринимательства - финансово-банковской системы и игнорировалась поддержка реального сектора. В конечном счета такая политика привела к сильнейшему кризису и банкротству в августе 1998 г.
Это сильно сказалось на жизненном уровне населения. Его падение продолжилось. Приметой времени стали хронические задержки выплаты заработной платы, пенсий, налоги практически не собирались, колоссальных масштабов достигла криминализация экономики.
РФ на современном этапе
Ситуация в стране к концу 1990-х гг. была очень сложной. Многие политические силы были оппозиционно настроены по отношению к президенту Б.Н. Ельцину. 15 мая 1999 г. на заседании Государственной Думы был поставлен вопрос об импичменте президенту. Но он не был поддержан большинством.
В канун нового 2000г. Ельцин Б.Н. добровольно сложил с себя полномочия главы государства. Исполнять обязанности Президента РФ стал В.В. Путин. 26 марта 2000 г. В.В. Путин победил в первом туре президентских выборов и стал вторым президентом России. Одной из первоочередных задач, поставленной Путиным стало укрепление старой и создание новой «вертикали» власти. С этой целью уже в мае 2000 г. на территории России были созданы семь федеральных округов: Центральный, Южный, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский. Их возглавляли полномочные представители президента, на которых возлагалась обязанность координировать деятельность местных органов власти на основе общероссийского законодательства.
В начале, 2000-х гг. изменились отношения между органами высшей исполнительной власти и Государственной Думой. Характерную для предыдущих лет конфликтность между парламентом и президентом удалось преодолеть. В Думе начало формироваться конституционное пропрезидентское большинство. Для этого с 2007 г. был повышен с 5 до 7 % избирательный порог для прохождения партий в парламент. Партией, на которую, опирался президент, стала «Единая Россия». Это позволяло президенту проводить более активную политику, опираясь на поддержку законодателей. Была проведена реформа верхней палаты Федерального собрания РФ - Совета Федерации - места руководителей республик, краев и областей стали постепенно занимать их представители, которые теперь работали в Совете Федерации на постоянной основе. Бывшие члены Совета Федерации вошли в состав созданного Государственного совета — нового совещательного органа при Президенте РФ.
В 2000-2004 гг. большое внимание в публичной политике уделялось укреплению института президента, который рассматривался не только как высшее должностное лицо, но и один из сплачивающих общество личностных символов. Президент и правительство налаживали конструктивный диалог с организациями, отражающими интересы различных корпоративных и других структур.
В декабре 2000-го по предложению президента Дума утвердила государственные символы России. Это было компромиссное решение: бывший царский герб в виде двуглавого орла, бело-сине-красный трехцветный флаг соединились с музыкой советского гимна, на которую были написаны новые слова С.В. Михалковым. Причем, за Вооруженными силами сохранялись красные знамена советской эпохи. Такое сочетание элементов символики имело целью объединить различные эпохи истории России, сплотить общество, примирить сторонников различного политического спектра, продемонстрировать преемственность и новизну в развитии страны.
Реализуемые В.В. Путиным идеи сохранения социально-политической стабильности при проведении весьма актуальных реформ нашли поддержку у населения и отразились в результатах голосования по выборам Президента России. 14 марта 2004 г. В.В. Путин получил 71,2 % голосов избирателей, занявший второе место кандидат от КПРФ Н. М. Харитонов 13,7 %.
В сентябре 2005 году В.В. Путин объявил о начале реализации четырёх приоритетных национальных проектов в социально-экономической сфере: «Образование», «Здоровье», «Жильё» и «Развитие АПК».
Проект «Образование» предполагает поддержку на государственном уровне среднего и высшего образования, внедряющих инновационные образовательные программы, лучших учителей, развитие нанотехнологий и т.д.
Проект «Жилье» предусматривает увеличение объемов жилищного строительства, поддержку молодых семей, распространение ипотечного кредитования, предоставление жилья ветеранам войн.
Проект «Здоровье» предполагает введение новой системы материального стимулирования медицинских работников, укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи, формирование у населения культуры здорового образа жизни.
Проект «Развитие АПК» направлен на стимулирование всей отрасли современным оборудованием, расширение кредитования сельской местности, мотивирование мелкого производителя.
В январе 2008 года Путин заявил, что нацпроекты более эффективны, чем другие государственные программы. По его мнению, подобного результата удалось добиться благодаря концентрации административного и политического ресурса.
Несмотря на многочисленные разговоры, в президентство В.В. Путина не произошли изменения Конституции РФ, согласно, которой один и то человек не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
2 марта 2008 г. третьим президентом РФ был избран первый заместитель председателя Правительства РФ Д. А. Медведев. Одной из первоочередных задач, поставленных Д.А. Медведевым, стала работа над формированием в стране основ гражданского общества. Одним из механизмов для реализации этой задачи стала работа Общественной палаты, которая призвана вести общественный контроль за деятельностью органов власти, популяризировать идеи развития гражданского общества.
В конце 2008 г. были приняты поправки в Конституцию РФ, которые со следующих выборов увеличивали сроки полномочий главы государства до 6 лет, депутатского корпуса - до 5 лет.
|