Внешняя политика СССР в 1945-1960-е гг.
После 1945 г. Советский Союз стал признанной великой державой на международной арене. Превратившись в сверхдержаву, СССР подтвердил свое намерение решать крупные международные проблемы с США. Усилиями дипломатов двух стран удалось создать такие основополагающие структуры политического и экономического порядка, как ООН, Международный валютный фонд, Всемирный банк и др. СССР получила место постоянного члена Совета Безопасности ООН. Благодаря участию СССР в послевоенные годы возникли международные общественные организации: Всемирный конгресс мира, Всемирная федерация демократической молодежи (ВФДМ), Международная демократическая федерация женщин (МДФЖ), Всемирная федерация профсоюзов (ВФП) и др.
Но отсутствие в стране ожидавшихся демократических перемен и продолжающаяся сталинская политика «железного занавеса» привели уже в 1946 г. к началу эпохи «холодной войны». Отношения между СССР и Западом начали приобретать характер острого политического, экономического и военного противостояния, что нашло отражение в речи
У. Черчилля, которую он произнес в марте 1946 г. в США в присутствии президента Г. Трумэна. В своей речи Черчилль обвинил СССР в стремлении к «безграничному распространению своей силы» в мире, в том, что он создает глобальную опасность для «великих принципов свободы и прав человека». У. Черчилль призвал объединиться англосаксонским миром против возникшей угрозы и заменить прежнюю доктрину равновесия сил на доктрину активного противостояния. Идеи У. Черчилля нашли свое практическое воплощение во внешнеполитической доктрине Г. Трумэна (1947 г.). предложивший при необходимости использовать против СССР военную силу. В 1947 г. госсекретарь США Дж. Маршалл предложил план реконструкции послевоенной Европы. США переходили через экономическую помощь западным странам к утверждению своих позиций на долгосрочной, упорядоченной основе. В развертывании и проведении холодной войны большую роль играли идеологические факторы, социальные изменения в послевоенном мире, укрепление позиций демократических и левых сил. Не исключено, что также была реакция и на репрессии, которые проводились в Советском Союзе и странах народной демократии, на установление «железного занавеса».
Механизм и структура международных отношений продолжали определяться договоренностями, достигнутыми в результате Ялтинской и Потсдамской конференций. Серьезным испытанием для сформированной в результате войны системы международных отношений стало создание США, Англией и Францией на территории Западной Германии ФРГ (в нарушение Потсдамских договоренностей) и ответное создание СССР на территории Восточной Германии ГДР (1949).
В послевоенный период в два раза расширились связи СССР с другими странами (с 26 государств до 52). Новым важным направлением в советской внешней политике стало развитие отношений со странами Центральной и Юго-Восточной Европы, в отношении которых руководство СССР взяло стратегический курс на формирование из стран «победившей народной демократии» «мировой системы социализма». Разрыв отношений с Югославией (1948 г.) из-за «непокорности» ее лидера И.Б. Тито свидетельствовал о решительности советской политики по созданию режимов - опоры влияния СССР в Европе. В 1949 г. военно-политическое сотрудничество в этом регионе было закреплено экономически - созданием Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), в задачи которого входило управление и развитие постоянных двух и многосторонних отношений между странами - членами его. Военно-экономическая помощь коммунистическим силам
Китая и Кореи (в ходе корейской войны 1950-1953 гг.) в значительной степени способствовала созданию в Азиатско-Тихоокеанском регионе КНР и КНДР. Еще одной серьезной сферой внешнеполитической деятельности СССР была дипломатическая, политическая и экономическая поддержка просоветских и прокоммунистических сил в странах «третьего мира», образующихся в результате разрушения колониальной империй в Азии и Африке.
В условиях развертывания гонки вооружений организационным оформлением военнополитического противостояния Советского Союза и США стало создание в 1949 г. военнополитического блока Организации Североатлантического договора (НАТО), в противовес которому в 1955 г. под руководством СССР была создана Организация Варшавского договора.
Появление в мире новой реальности - ядерной угрозы всему человечеству, исходящей от двух идеологически и политически враждебных друг другу стран - США и СССР, - надолго определило характер и напряженность международной ситуации. В этих условиях перед политиками двух стран встала насущная задача серьезно переориентировать свои внешнеполитические концепции и приступить к созданию политических механизмов сдерживания роста производства и нераспространения оружия массового уничтожения.
Учитывая изменение международной обстановки после Второй мировой войны и реальную угрозу ядерного оружия XX съезд КПСС (1956) определил, что в ядерный век мирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений.
В отчете Н.С. Хрущева XX съезду партии были сформулированы два основных принципа внешней политики: признание вариативности путей построения социализма и возможности мирного сосуществования государств с различным общественным строем. С другой стороны, в 1956 г. было осуществлено введение советских войск в Венгрию, где борьба общественных сил с тоталитаризмом вылилась в антикоммунистическую революцию.
Наибольшей остроты международная ситуация достигла в период Карибского кризиса 1962 г., когда размещение советских ядерных ракет на Кубе вызвало резкую ответную реакцию Соединенных Штатов, едва не обернувшуюся глобальной ядерной катастрофой. Телефонные переговоры на высшем уровне между Н.С. Хрущевым и президентом США Дж. Кеннеди привели к ликвидации кризиса. Одним из его последствий было постепенное изменение ситуации в мире: ряд международных договоров, в том числе о нераспространении ядерного оружия (не присоединились Франция и Китай) и о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах (воде, атмосфере, космосе), были заключены в первой половине 1960-х гг.
Проявлением кризисных явлений в «социалистическом лагере» стало неприятие коммунистическими партиями Албании и Китая критики сталинизма в СССР. Курс руководства этих стран на изоляцию привел к обострению их отношений с Советским Союзом.
Внешняя политика СССР во 1960-1970-е гг.
В рамках деятельности СЭВ началось координирование народнохозяйственных планов стран-участниц и усиление их экономической взаимозависимости друг от друга.
Во взаимоотношениях с развивающимися странами СССР продолжал исполнять роль покровителя: по его инициативе Генеральная ассамблея ООН в 1960 г. приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Расширилось и оказание военно-экономической помощи развивающимся странам «социалистической ориентации». Среди основных получателей советской помощи в «третьем мире» были Египет, Сирия, Ирак, Алжир.
Вооруженное вмешательство США во Вьетнаме в 1964 г. и резкое противодействие ему в Советском Союзе привели к новому обострению внешнеполитической ситуации в мире.
Конец 1960 - нач. 1970-х гг. становятся временем «разрядки» международной напряженности, закрепленной рядом важных договоров - о космосе (1967 г.), запретившим использование космического пространства и небесных тел в военных целях; о нераспространении ядерного оружия (1968 г.); о морском дне, запретившим размещение оружия массового поражения на дне морей и океанов; а также конвенцией о бактериологическом оружии (1971 г.), четырехсторонним соглашением по Западному Берлину (1971 г.), договором ОСВ-1 с США (1972 г.), ограничившим системы противоракетной обороны, и договором ОСВ-2 (1979 г.) по ограничению ракет средней дальности. Решения Парижской мирной конференции по Вьетнаму (1973 г.) ликвидировали очаг напряженности в Юго-Восточной Азии. В 1973 - 1975 гг. в Хельсинки прошло Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, в работе которого приняли участие 33 европейские страны, США и Канада. Итоговый документ Совещания - Заключительный акт - закреплял послевоенные границы в Европе и призван был сыграть важную роль в налаживании отношений между странами мира, расширив их экономические, политические, культурные и гуманитарные контакты.
Отношения внутри «мировой системы социализма» в очередной раз были осложнены вооруженным вмешательством стран - участниц ОВД по инициативе советского руководства в Чехословакию (1968 г.) с целью остановить процесс демократических преобразований и построения социализма с «человеческим лицом», предпринятый тогдашним чехословацким руководством и его лидером - А. Дубчеком. С начала 1970-х гг. налаживаются отношения между СССР и Китаем, однако в конце 1970-х гг. начинается война между двумя социалистическими странами - Китаем и Вьетнамом, которая вновь приводит к осложнению во взаимоотношениях стран. Начало 1980-х гг. было отмечено также затяжным общественно-политическим кризисом в Польше.
В отношениях с развивающимися странами наибольший приоритет остается за Египтом, Ираком, Кампучией, Анголой, Мозамбиком, Эфиопией, Никарагуа. Рост экономической помощи «дружественным режимам» начинает серьезно сказываться на состоянии экономики самого СССР, в немалой степени способствуя углублению наметившегося острого кризиса в стране.
Конец 1970-х - нач. 80-х гг. были отмечены резким ухудшением международной обстановки и серьезным усилением ядерной угрозы. Процессы «разрядки» были сорваны, в том числе и по вине советского руководства. В декабре 1979 г. оно приняло решение о введении войск на территорию Афганистана с целью сохранения там просоветского режима. Начавшаяся в результате этого десятилетняя афганская война стала национальным позором для государства и обернулась трагедией миллионов советских и афганских семей. Изначально непопулярная в стране и мире война резко подорвала престиж СССР в глазах мирового сообщества.
«Новое политическое мышление» во внешней политике СССР
К середине 1980-х гг. сложилась сложная международная обстановка, сказавшаяся на взаимоотношениях СССР с ведущими мировыми державами, в первую очередь с США. Ввод советских войск в Афганистан, участие в локальных конфликтах подрывало международный авторитет СССР.
Еще в 1981 г. администрация Р. Рейгана объявила СССР империей зла и призвала к «крестовому походу» против коммунизма. США добились ограничения экономического сотрудничества между СССР и странами Запада, Сокращение объемом экономического сотрудничества сказались на проведении экономических реформ внутри страны. Объявленная США «Программа звездных войн» (Стратегическая оборонная инициатива» - СОИ) вынудила
154
СССР увеличить военные расходы, усугубив деформацию экономику. Советский Союз в ответ на СОИ начал размещение класса ракет (СС-20) на территории Восточной Европы. Новый виток гонки вооружений приводит к усилению глобальной напряженности, настоятельно требующей своего разрешения принципиально новыми политическими методами.
С приходом к руководству партией и страной М.С. Горбачева, были пересмотрены отношения как со странами Запада, так и со странами социалистического лагеря. Нормализация и стабилизация международных отношений отвечали экономическим и политическим интересам страны. М.С. Горбачев объявил новую внешнеполитическую доктрину - «новое политическое мышление», предполагавшую отказ в международных отношениях от принципов «пролетарского интернационализма и мирного сосуществования государств с различным общественным строем». Во внешней политике руководство страны приоритетными вопросами в условиях угрозы ядерной войны ставило решение глобальных общечеловеческих проблем, а не реализацию политических или классовых интересов. Исходя из этого, международные отношения должны стать сферой взаимодействия и сотрудничества всех стран, направленной на решение общих проблем. Другими словами, характерная для холодной войны политика «баланса сил» сменялась политикой «баланса интересов», что означало отказ от гонки вооружений.
В рамках новой внешнеполитической концепции СССР стремится к стабилизации отношений с Западом и США, преодолению геополитических противоречий. Серия встреч на высшем уровне глав государств СССР и США приводит к подписанию ряда договоров: о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, о выводе войск из Афганистана, о сокращении химического оружия (1987 г.); об обычных вооружениях (1990 г.); о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1991 г.). Итогом этих договоренностей стал отказ от военно-политического противостояния СССР и США, прекращение гонки вооружений.
Кардинально меняются отношения СССР и со странами социалистического лагеря. В 1989 г. по итогам встречи М.С. Горбачева и Дж. Буша - старшего на Мальте СССР признал право стран Восточной Европы на политическое самоопределение, выбор пути общественноэкономического развития. В 1989-1990-х гг. начинаются бархатные революции, в ходе которых происходит смена политических режимов в этих странах и нажинается процесс демократизации. В 1990 г. происходит объединение двух Германий и создается единое государство. Начинается вывод войск из Афганистана. А в 1991 г. происходит самоликвидация СЭВ и ОВД. В результате этих внешнеполитических мероприятий СССР произошел отказ от холодной войны.
Внешняя политика Российской Федерации
Распад СССР явился важнейшим событием конца ХХ века, оказавшим огромное влияние на международные отношения. Это означало, что прежняя модель, построенная на противостоянии двух социальных систем, прекратила свое существование. В феврале 1992 г. Россия и США подписали соглашение о прекращении «холодной войны». Перед Россией стояли задачи выработки стратегии поведения в иной системе международных отношений.
С сокращением экономического потенциала значительно пострадала обороноспособность страны. Россия оказалась отодвинута на северо-восток, вглубь Европейского континента, потеряв при этом половину морских портов и торговый флот, прямой выход к мировым путям на Западе и Юге. В 1994 г. завершился вывод российских войск из Восточной Европы.
В начале, 1990-х гг. во внешнеполитической деятельности существовали два приоритетных направления - дальнейшее налаживание сотрудничества с Западом, особенно с США, и построение отношений со странами СНГ.
Первоначально, Россией была сделана ставка на атлантическую внешнеполитическую концепцию, ориентированную на западную модель развития, в которой США и Запад представлялись главными союзниками и партнерами на международной арене. Но вскоре российским политикам стало очевидно, что Россию в подобной схеме международных отношений Запад рассматривает отнюдь не в качестве равноправного партнера. Поэтому к середине 1990-х произошел отход от «атлантизма» и переход к курсу «разновекторной» внешней политики, за основу которого была взята концепция о многополярности международных отношений.
Отношения с Европой и Западом в 1990- е гг. занимали одно из ключевых мест во внешней политики России. Приобрели регулярный характер встречи лидеров стран США, России, Европы, оживились межпарламентские контакты, взаимодействия по линии других государственных учреждений.
В 1993 г. Россия и США подписали Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) согласно которому к 2003 г. уровень ядерных потенциалов должен сократиться на 2/3 по отношению к уровню договора СНВ-1. Сферой двухстороннего сотрудничества становилось взаимодействие в безопасном уничтожении ядерных и химических боеприпасов, вопросы нераспространения оружия массового поражения. Развернулось российско-американское сотрудничество в разрешении острых региональных проблем (кризис в Персидском заливе, Афганистан, Камбоджа, Сальвадор, Кипр).
Россия является членом Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совета Европы, в рамках которых происходит взаимодействие по самым разнообразным вопросам. Не менее важным для России стало расширение связей с Европейским союзом (ЕС), ставшим крупнейшим торгово-экономическим партнером для России.
В то же самое время страны Запада оставили без внимания возражения России по поводу планируемого расширения НАТО за счет включения в него ряда стран Восточной Европы и некоторых республик бывшего СССР. США отказались признать территорию бывшего Советского Союза зоной приоритетов России, объединительные процессы в рамках СНГ воспринимали, как стремление возродить СССР. Натовское вооруженное вмешательство в конфликт на территории бывшей Югославии привело к резкому охлаждению отношений России с США и их союзниками.
Политика России в отношении стран СНГ определялась противоборством двух точек зрения. Часть политиков считали необходимым сохранить СНГ в качестве геополитического объединения при доминирующей роли России. Сохранение и укрепление многостороннего сотрудничества в рамках СНГ рассматривалось в качестве основного направления российской политики. Другая точка зрения исходила из признания неизбежности геополитического плюрализма на постсоветском пространстве, обусловленного как ограниченностью ресурсов России, так и ее приоритетной заинтересованностью в интеграции в глобальные экономические процессы.
К концу 1990-х гг. стало очевидным, что в рамках СНГ удалось смягчить последствия распада СССР, но интеграционные цели не достигнуты. Сократилось экономическое сотрудничество между Россией и странами СНГ. Не было реализовано в полной мере взаимодействие и в военно-политической области: не выполнен в полном объеме ташкентский договор о коллективной безопасности (1992), сокращалось российское военное присутствие в государствах Содружества, оказалась нереализованной концепция совместной охраны границ. В политической сфере не удалось решить главную поставленную задачу — превратить СНГ в «политическое объединение государств, способное претендовать на достойное место в мировом сообществе». Постепенно акцент стал переноситься на налаживание эффективного двухстороннего и многостороннего сотрудничества, в частности, в рамках Союза Беларуси и России.
Опираясь на идеи разновекторной политики, Россия в начале ХХ1 в. поддерживала связи со многими странами мира на разных континентах. Продолжался интенсивный диалог по самой широкой проблематике с США и другими государствами Запада. Наряду с двусторонними контактами сотрудничество осуществлялось в рамках многосторонних форумов и организаций («большая восьмерка», НАТО, ОБСЕ, МВФ, ЕС и др.). Помимо визитов в западные страны, российские президенты В.В. Путин, Д.А. Медведев посетил Китай, Японию, Индию, Северную и Южную Корею, Кубу, Вьетнам, участвовали в региональных форумах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Огромное влияние на состояние международных отношений оказали террористические акты в США 11 сентября 2001 г. Они привели к консолидации мирового сообщества в борьбе против мирового терроризма. Сентябрьские события способствовали осознанию той важной роли, которую призвана играть Россия в формировании новой системы международной безопасности, где на первый план выдвигаются противостояние терроризму и борьба за нераспространение средств массового поражения.
В начале ХХ1 в. новый импульс обрели взаимоотношения России со странами СНГ. Был подписан договор об образовании ЕАЭС (Евразийское экономическое сообщество), согласно которому Белоруссия, Россия и Казахстан с 1 января 2012 г. составляют единое экономическое пространство. Были подтверждены договоренности о создании Союзного государства России и Белоруссии. Более сложными оставались взаимоотношения с государствами Закавказья. Одним из проявлений ситуации напряженности в этом регионе стал конфликт в Южной Осетии в августе 2008 г. по итогам, которого, были разорваны дипломатические отношения между Россией и Грузией.
Внешнеполитический курс России свидетельствует, что на новом этапе Россия стремилась действовать по всем направлениям, затрагивающим ее жизненные интересы. России удалось укрепить свой статус, но на восстановление былых позиций России предстоит еще много сделать на внешнеполитическом направлении. Но задел на долгосрочную перспективу на нынешнем этапе осуществлен. Поэтому дальнейшая целенаправленность внешней политики страны состоит в расстановке приоритетов в отношениях с разными странами, в обозначении присутствия в ключевых геополитических ареалах и формулировании принципиальных позиций по содержанию международных отношений.
|