Люди не знают, где проходит путь к озарению, они могут увлечься каким-нибудь посторонним культом. (Мусульмане придерживаются строгого единобожия, и даже культ пророка Мухаммада вызвал когда-то яростные нападки ортодоксов). При этом люди убеждены в своей способности отличить истину ото лжи. Насреддин освещает и эту проблему.
Один раз сосед увидел: Насреддин что-то ищет, стоя посреди двора на коленях. «Что ты потерял, мулла?» — «Ключ от дома», — отвечал Насреддин. Через минуту сосед опять спросил: «А где ж ты обронил его?» — «Дома!» — «Тогда почему же ты ищешь его здесь?» — «А здесь светлее», — отвечал Насреддин.
Суфии используют эту притчу для критики тех, кто ищет экзотических озарений вне своей души.
Логическое мышление препятствует восприятию. Суфий не может повлиять на ученика, потому что ученик этого не замечает.
К Насреддину пришел сосед и попросил веревку для сушки белья.
«Извини, но я сам сушу на ней муку», — сказал Насреддин. «Как же можно сушить муку на веревке?» — удивился сосед. «Это нетрудно, особенно если тебе неохота отдавать веревку».
Насреддин высмеивает умников, которые не могут отказаться от шаблонных методов поиска истины.
Ум постоянно изменяется. Польза любого упражнения ограниченна. Упражнения надо менять.
Один раз Ходжа чуть не упал в лужу, но в последний момент его удержал какой-то прохожий. Встречая Насреддина впоследствии, этот прохожий каждый раз напоминал о том, как он спас Насреддина от падения. В конце концов Ходжа не выдержал. Он привел своего спасителя к той самой луже, залез в нее по горло и закричал: «Сейчас я такой же грязный, каким был бы, если бы не встретил тебя, мерзавец! Оставишь ты меня наконец в покое?»
Один из учеников спросил Насреддина о взаимосвязи этого мира с вещами, относящимися к другому, трансцендентному миру. Насреддин сказал: «Ты должен понимать аллегории». Ученик сказал: «Покажи мне что-нибудь понятное, например, райское яблочко». Насреддин поднял с земли яблоко и подал ученику. Тот сказал: «Это яблоко наполовину гнилое, а райское яблочко должно быть совершенным». «Райское — да! Оно действительно совершенное!» — отвечал Насреддин. «Но, учитывая твои способности вообще, твою способность судить о райских яблочках, а также то, что ты, как и все мы, находишься сейчас в обители разложения, считай, что ты все равно не увидел бы райское яблочко в ином виде, болван».
Ученик понял, что слова, которые мы используем для обозначения метафизических вещей, основаны на вещах этого, посюстороннего физического мира.
Иногда из-за плохого перевода притчи о Насреддине теряют смысл. Вот притча о соли и шерсти.
Нагрузив своего осла солью, Насреддин отправился на базар.
По дороге пришлось переходить вброд реку. Часть соли растворилась в воде. Тяжесть уменьшилась, осел вышел на другой берег повеселевшим. Зато Насреддин был в ярости. На следующий день он нагрузил осла корзинами с шерстью. Осел весело полез в воду, но потом чуть не падал под тяжестью мокрой шерсти. «Так-то!» — сказал Насред- дин. — «Это заставит тебя подумать, где искать облегчение!»
В арабском оригинале «соль» (мильх) звучит так же, как «доброта», «мудрость». Осел символизирует человека. Избавляясь от необходимости делать добрые дела, человек чувствует себя свободнее. Но в результате он лишается еды. Насреддин не может продать соль и купить для осла достаточно корма. Слово «шерсть» (суф) звучит так же, как суфий. Второй раз ослу идти гораздо тяжелее. Так и задумано учителем, Насреддином. Но только по дороге на рынок. А результат будет гораздо лучше, потому что Насреддин продаст намокшую шерсть выгоднее, чем сухую. Тот, кто обрекает себя на тяготы учения, потом находится в гораздо более выгодном положении, чем профан.
Жестокий и невежественный правитель сказал Насреддину:
«Я повешу тебя, если ты не докажешь, что действительно обладаешь необыкновенным восприятием, которое тебе приписывают». Насред- дин сразу же заявил, что может видеть золотых птиц в небесах и демонов подземного царства. Правитель спросил его: «Как же ты можешь делать все это?» — «Кроме страха, для этого ничего не нужно», — ответил Ходжа.
Страхом суфии называют активизацию сознания, с помощью которой достигается сверхчувственное восприятие. В этой сфере интеллект непригоден, используются иные возможности человеческого ума.
|