Выдающиеся качества пластунов послужили Отечеству не только на Кавказе, но и в войнах на других театрах военных действий. В Крымской войне 1853—1856 гг. 2-й и 8-й казачьи пластунские батальоны отличились в боях под Балаклавой и при обороне Севастополя на легендарном четвертом бастионе. Пластуны осуществляли вылазки в окопы противника, с особой пластунской аккуратностью снимали часовых, уничтожали орудия, захватили и с помощью пленных французов утащили к себе три неприятельские мортиры. Находясь в дозорах, секретах, в разведывательном поиске, пластуны обращали внимание на многие малозначительные на первый взгляд детали в деятельности врага. Вскрывали новые артиллерийские позиции, обнаруживали ведение работ по рытью туннелей с целью закладки мин под расположением русских войск.
Глядя на умелые и эффективные действия пластунов, командиры армейских пехотных полков в Севастополе начали заводить у себя по их образцу особые пластунские команды. Отбирали самих оборотистых и сметливых солдат, выдавали им редкие в то время в регулярных войсках штуцера и высылали в ночные дозоры. Солдаты перенимали у бывалых пластунов их ухватки, привычки и даже стали подражать в одежде. К сожалению, в дальнейшем такая практика в русской армии продолжения не получила, и пластуны еще долго оставались единственными воинами, подготовленными для решения диверсионноразведывательных задач в тылу противника.
Отличились в Севастополе и были награждены пластуны И. Кравченко, И. Чиж, П. Белый, Д. Онищенко, братья Сопельняки, П. Семак. Второму Кубанскому пластунскому батальону было пожаловано Георгиевское знамя с надписью: «За примерное отличие при обороне Севастополя 1854 и 1855 годов», восьмой батальон награжден Георгиевским знаменем с надписью: «За отличие при взятии крепости Анапы 12 июня 1828 года и мерное мужество при обороне Севастополя 1854 и 1855 годов».
В октябре 1854 г. под Балаклавой сотня пластунов двигалась впереди цепи Владимирского пехотного полка, имея задачей захватить фран-
Пластуны пеших батальонов Черноморского казачьего войска, отличившиеся
при защите Севастополя в 1854—1855. (Марко Сопельняк, Иван Кравченко, Парамон Белый, Иван Чиж, Демьян Онищенко, Тарас Сопельняк, Порфирий Семак). Фотография Е.Д. Фелицына. 2-я пол. XIX в.
цузскую батарею. В лощине налетел на них полуэскадрон африканских конных егерей. Высоко подняв сабли, вихрем неслись они на пластунов, рассчитывая их смять и обратить в бегство. Но те не растерялись, и каждый казак с места сделал верный выстрел. Многие егеря упали, десяток, не более, повернули обратно. В атаку пошел второй полуэскадрон «африканцев». Казаки встретили его врассыпную, и, подпустив на близкую дистанцию, уничтожили их всех до единого, не потеряв ни одного из своих. После боя пластуны шутили: «На Кавказе — не такие рубаки, как эти, и сабли у них другой выточки, да и то не помним такого, чтоб пластун со штуцером в руках был изрублен в бою».
Участвовали пластунские части в русско-турецких, русско-персидских и русско-японской войнах, а также в подавлении мятежа в Польше в 1863 г.
|